Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 25 июля 2019 г. N Ф09-4019/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
18 марта 2019 г. |
Дело N А07-4721/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Махровой Н.В.,
судей Карпусенко С.А., Баканова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ушаковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества Управление жилищного хозяйства Сипайловский Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.12.2018 по делу N А07-4721/2017 (судья Сафиуллина Р.Н.).
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи в порядке ст. 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняли участие представители:
ответчика: открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Сипайловский Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - Брюханова Лариса Николаевна (паспорт, доверенность N 11 от 18.04.2018),
третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" - Вершинин Евгений Александрович (паспорт, доверенность N 119-1/07-12 от 01.01.2019).
Общество с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (далее - ООО "ЭСКБ", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - ОАО "УЖХ Орджоникидзевского района", ответчик) о взыскании задолженности в размере 4 515 920,80 руб., пени за просрочку оплаты в размере 762 955 руб. 62 коп. (с учетом принятого арбитражным судом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т. 8 л.д. 55-56), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" (далее - ООО "Башкирэнерго", третье лицо).
Определением суда от 02.03.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие Единый расчетно-кассовый центр городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - МУП ЕРКЦ г. Уфы, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.12.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме (т. 9 л.д. 153-158).
С ОАО "УЖХ Орджоникидзевского района" в пользу ООО "ЭСКБ" взыскана сумма задолженности в размере 4 515 920 руб.80 коп., пени в размере 762 955 руб.62 коп. и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 46 259 руб.
Кроме того, с ОАО "УЖХ Орджоникидзевского района" взыскано в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 3135 руб.
Не согласившись с принятым решением суда, ответчик обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт о частичном удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы и дополнения к ней податель жалобы указал, что ООО "ЭСКБ", в нарушение требований статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 3.3 договора от 18.04.2016 N 040225930, определяет объем поставленной электроэнергии на общедомовые нужды (далее - ОДН) по приборам учета с истекшим сроком поверки трансформаторов тока. При заключении договора электроснабжения мест общего пользования от 18.04.2016 в многоквартирных жилых домах (далее - МКД) у трансформаторов тока истек срок поверки.
Податель жалобы указывает, что договор от 18.04.2016 N 040225930 не имеет отношения к оказанию коммунальных услуг собственникам помещений спорного МКД, а следовательно, лицом, ответственным за соблюдение требований подпункта "е" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), является ресурсоснабжающая организация. Именно истец является лицом, ответственным за своевременное снятие показаний приборов учета, содержание приборов учета, своевременную поверку приборов учета и составных частей измерительного комплекса учета электрической энергии (трансформаторов тока).
Заявитель жалобы также отмечает, что ОАО "УЖХ Орджоникидзевского района" в материалы дела были представлены паспорта на трансформаторы тока, подтверждающие истечение срока межповерочного интервала и акты осмотра трансформаторов тока. Однако суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу, что указанные документы, а также акты осмотра трансформаторов тока не подтверждают факт истечения срока поверки, и необоснованно счел недоказанным истечение срока межповерочного интервала. В данном случае не требуется установление факта исправности (неисправности) трансформаторов тока с истекшим сроком поверки, поскольку истечение срока межповерочного интервала в силу действующего законодательства само по себе является достаточным основанием для производства расчетов по нормативам потребления электроэнергии на ОДН.
Согласно контррасчету ОАО "УЖХ Орджоникидзевского района", стоимость электроэнергии, определенной по нормативу потребления за декабрь 2016, составляет 1 440 117 руб. 84 коп. (т.10 л.д. 14)
Податель жалобы указывает на то, что истцом неверно были распределены платежи, поступающие за электроэнергию на ОДН.
В платежных документах, выставляемых к оплате населению за коммунальные ресурсы, указывается расчетный период (месяц), за который осуществляется платеж. Следовательно, поступившие платежи от населения в счет оплаты поставленного коммунального ресурса, должны учитываться в точном соответствии с указанием в платежном документе, так как определение назначения целевых платежей граждан, является их прерогативой.
Истец, текущие платежи, поступающие от населения и через платежного агента - МУП ЕРКЦ г. Уфы в спорный период, засчитывает в счет оплаты за предыдущие расчетные периоды, притом, что задолженность предыдущих периодов документально не подтверждена. Указанные действия истца противоречат положениям пункта 1 статьи 319.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В материалы дела МУП ЕРКЦ г. Уфы представлена информация о поступлении денежных средств, в разрезе лицевых счетов, за электроэнергию на ОДН. Судом первой инстанции не был проверен объем средств, поступивших от населения через агента в счет оплаты электроэнергии ОДН. Расчет задолженности по иску без учета всех платежей плательщиков по жилым помещениям многоквартирного дома с назначением платежа за исковой период, является необоснованным и незаконным.
Таким образом, по расчету ответчика, на стороне ОАО "УЖХ Орджоникидзевского района" имеется задолженность перед ООО "ЭСКБ", за поставленную в декабре 2016 электроэнергию на ОДН, в размере 1 440 117 руб. 84 коп.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором оставить решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ООО "Башкирэнерго" представлены письменные пояснения по апелляционной жалобе в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание ООО "ЭСКБ" и МУП ЕРКЦ г. Уфы своих представителей не направили.
С учетом мнения представителя ответчика, ООО "Башкирэнерго" в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ЭСКБ" имеет статус гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Башкортостан с 01.01.2011 на основании Постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 14.04.2010 N 57.
Между ООО "ЭСКБ" (гарантирующий поставщик) и ОАО "УЖХ Орджоникидзевского района" (исполнитель) заключен договор электроснабжения с исполнителем коммунальных услуг на содержание общего имущества многоквартирного дома от 18.04.2016 N 040225930 (далее - договор) (т. 1 л.д. 15-28).
Согласно пункту 1.1 договора гарантирующий поставщик:
- осуществляет продажу (поставку) электрической энергии и мощности исполнителю коммунальных услуг, приобретающему электрическую энергию
(мощность) - на содержание общего имущества многоквартирного дома (освещение и иное обслуживание с использованием электроэнергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного имущества в многоквартирном доме);
- обеспечивает оказание услуг по передаче электрической энергии и мощности до границы балансовой принадлежности граждан-потребителей и собственников и арендаторов нежилых помещений.
Исполнитель коммунальных услуг на содержание ОДН:
- принимает, производит сверку расчетов и оплачивает приобретаемую электрическую энергию, мощность и оказанные услуги по мере поступления денежных средств от потребителей.
В разделе 2 договора согласованы права и обязанности сторон.
Из пункта 3.1 договора следует, что учет поставленной (потребленной) электрической энергии (мощности) осуществляется приборами учета электрической энергии (мощности), технические характеристики которых приводятся в Приложении N 3 "Перечень точек поставки (присоединений, учета) электрической энергии".
При наличии автоматизированной системы учета контроль за соблюдением установленных режимов потребления электрической энергии (мощности) производится по данным автоматизированной системы.
Порядок определения стоимости электрической энергии (мощности) и порядок ее оплаты согласованы сторонами в разделе 4 договора.
В силу пункта 4.1 договора электрическая энергия в соответствии с договором поставляется исполнителю коммунальных услуг на содержание ОДН по регулируемым ценам (тарифам). В соответствии с действующим законодательством регулируемые цены (тарифы) устанавливаются органами исполнительной власти в области регулирования тарифов (Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам), применяются сторонами с момента их введения в действие указанными органами. Изменение регулируемых цен (тарифов) в период действия настоящего договора не требует его переоформления. В случае установления надбавок к ценам (тарифам) размер платы за электрическую энергию рассчитывается с учетом таких надбавок.
В случае принятия государственным органом исполнительной власти решения о применении свободных (нерегулируемых) цен, расчет по свободным (нерегулируемым) ценам производится в соответствии с действующим законодательством.
Периодом для осуществления расчетов с гарантирующим поставщиком является 1 календарный месяц (пункт 4.2 договора).
Согласно пункту 4.3 исполнитель коммунальных услуг на содержание ОДН производит оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) по мере поступления денежных средств от потребителей.
По итогам месяца гарантирующий поставщик в срок до 12 числа месяца следующего за расчетным передает исполнителю коммунальных услуг на содержание ОДН подписанные со своей стороны счет-фактуру, акт приема-передачи и ведомость начисления (пункт 4.4 договора).
Согласно пункту 6.1 договора, стороны несут друг перед другом ответственность в установленном законодательством Российской Федерации и договором порядке.
Как следует из п. 6.5 договора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем коммунальных услуг на содержание ОДН обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией (мощности), в сроки, установленные разделом N 4 договора, гарантирующий поставщик имеет право начислять исполнителю коммунальных услуг на содержание ОДН пеню в размере, установленном действующим законодательством Российской Федерации от невыплаченных сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока уплаты по день фактической уплаты включительно.
Во исполнение условий договора, истец в декабре 2016 осуществил продажу (поставку) электрической энергии и мощности исполнителю коммунальных услуг, в подтверждение чего представил в материалы дела счет-фактуру, ведомости начисления (т. 1 л.д. 42-74).
Общая сумма задолженности ответчика перед истцом за поставленную в декабре 2016 электроэнергию, составляет 4 515 920 руб. 80 коп.
Истец направил в адрес ответчика претензию от 20.01.2017 N 132/10/3-0186 с предложением погасить задолженность за потребленную электроэнергию и пени за просрочку исполнения обязательства (т. 1 л.д. 12).
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения ООО "ЭСКБ" в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что доказательства надлежащего исполнения ответчиком обязательства по оплате полученного ресурса в материалы дела не представлены.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами через присоединенную сеть применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статьям 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В силу статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие компании должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу по энергоснабжению.
Из положений статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует обязанность потребителя коммунальных ресурсов производить их оплату непосредственно исполнителю коммунальных услуг (ТСЖ, ЖСК, управляющая организация), за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Сторонами не оспаривается, что ответчик является управляющей компанией по отношению к многоквартирным домам, для обеспечения которых истцом поставлялась электроэнергия на общедомовые нужды.
Согласно пункту 81 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения) исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты. Покупатели, приобретающие электрическую энергию для ее поставки населению, обязаны оплачивать стоимость электрической энергии (мощности) в объеме потребления населения за расчетный период до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Истцом в подтверждение требований об объеме и стоимости электрической энергии, поставленной на ОДН в многоквартирные дома, находящиеся под управлением ответчика, представлены ведомости начисления, счет-фактура от 31.12.2016.
Таким образом, факт поставки истцом ответчику электроэнергии на общедомовые нужды подтвержден материалами дела.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Ответчик, факт поставки истцом в многоквартирные дома электрической энергии на ОДН в меньшем объеме, чем указано в имеющихся в материалах дела документах, посредством предоставления иных относимых, допустимых и достоверных доказательств, не подтвердил.
Ответчик поставленную электрическую энергию не оплатил, вследствие чего образовалась задолженность в размере 4 515 920 руб. 80 коп.
Поскольку в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком доказательства оплаты поставленной электрической энергии в материалы дела не представлены, требование истца о взыскании задолженности в сумме 4 515 920 руб. 80 коп. обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
В связи с допущенной просрочкой исполнения обязательств по оплате по спорному договору, истец начислил в адрес ответчика неустойку в размере 762 955 руб. 62 коп. за период с 17.01.2017 по 26.12.2017.
В силу пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признаётся определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно статье 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Расчет неустойки, начисленной истцом за просрочку платежа, судом апелляционной инстанции проверен и признан арифметически верным.
При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Довод апелляционной жалобы о том, что ООО "ЭСКБ", в нарушение требований статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 3.3 договора от 18.04.2016 N 040225930, определяет объем поставленной электроэнергии на ОДН по приборам учета с истекшим сроком поверки трансформаторов тока, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В силу положений статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
Одними из форм государственного регулирования в области обеспечения единства измерений являются поверка средств измерений и аттестация методик (методов) измерений (статья 11 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений").
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.
Частью 1 статьи 13 этого же Закона определено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Согласно части 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.
В силу части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Из толкования указанных норм права в отношении поверки резюмируется, что, пока не доказано иное, прошедшее поверку средство измерения является исправным и его показания подлежат применению при расчетах за поставленный ресурс.
Напротив, в отсутствие необходимой поверки предполагается, что средство измерения не является исправным, а его показания - достоверными.
Вместе с тем, это не означает, что подобная презумпция не может быть опровергнута посредством предоставления доказательств исправности средства измерения и отсутствия вмешательства в его работу (целостность пломб и т.п.).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 31 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг (ответчик) обязан самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
Согласно подпункту "с" пункта 31 Правил N 354, исполнитель коммунальных услуг (ответчик) обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В пункте 155 Основных положений предусмотрено, что собственник прибора учета, если иное не установлено в пункте 145 настоящего документа, обязан обеспечить проведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, периодических поверок прибора учета, а если прибор учета установлен (подключен) через измерительные трансформаторы - то также и периодических поверок таких измерительных трансформаторов. Периодическая поверка прибора учета, измерительных трансформаторов должна проводиться по истечении межповерочного интервала, установленного для данного типа прибора учета, измерительного трансформатора в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Общедомовые приборы учета относятся к общему имуществу многоквартирного дома, и именно исполнитель коммунальных услуг несет обязанность по их содержанию и обслуживанию. Таким образом, именно ответчик, обязан обеспечивать за свой счет замену, установку и поверку средств измерений электрической энергии (мощности) до истечения межповерочного интервала, в том числе измерительных трансформаторов тока и напряжения, как добросовестный участник гражданских правоотношений.
Ответчик является профессиональным участником спорных правоотношений, который обладает полным объемом информации в отношении управляемых им домов, как исполнитель коммунальных услуг, обладает, может и должен обладать информацией о том, какие приборы учета установлены в обслуживаемых им многоквартирных домах, надлежащим ли образом они введены в эксплуатацию, соблюдены ли их сроки поверки, какой объем электроэнергии они по дому учитывают.
Доказательства надлежащего исполнения принятых договорных обязательств ответчиком в деле отсутствуют.
Ответчиком не представлено относимых, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих факт искажения сведений об объемах потребленной электрической энергии. Отсутствие результатов поверки в установленный срок само по себе не является подтверждением неточности показаний приборов учета.
Кроме того, в силу пункта 2.3.1 договора от 18.04.2016 N 040225930 именно исполнитель коммунальных услуг принимает в точках поставки поставленную гарантирующим поставщиком электрическую энергию, осуществляет снятие показаний коллективных общедомовых приборов учета ежемесячно и передает показания коллективных общедомовых приборов учета гарантирующему поставщику, а подписанный со своей стороны "Журнал снятия показаний общедомовых приборов учета на расчетный месяц" передает гарантирующему поставщику (пункт 2.3.3 договора), осуществляет снятие показаний всех коллективных общедомовых приборов учета на дату восстановления ранее вышедших из строя приборов учета и передает данные показания гарантирующему поставщику (пункт 2.3.4 договора), обеспечивает сохранность прибора учета (пункт 2.3.6 договора), самостоятельно регулирует с сетевой организацией вопросы организации коммерческого учета в части выбора места установки расчетного (контрольного) прибора учета, определения методики расчета потерь, определения фактического объема потребления электрической энергии.
Ответчик, при наличии у него сведений, опровергающих какие-либо из начислений, обязан предоставить их истцу, как гарантирующему поставщику, как добросовестный участник гражданских правоотношений.
Представленные ОАО "УЖХ Орджоникидзевского района" акты проверки приборов учета, а также копии паспортов на трансформаторы тока не являются надлежащими доказательствами в рассматриваемом случае, поскольку акты составлены в одностороннем порядке без участия гарантирующего поставщика и сетевой организации и без привлечения иной организации, уполномоченной на поверку (либо проверку) трансформаторов тока, имеющих специалистов, аттестованных на право поверки средств измерений электрических величин, прошедших обучение для работы с трансформаторами тока и инструктаж по технике безопасности, а также имеющих удостоверение на право поверки средств измерений электрических величин, прошедшие обучение для работы с трансформаторами тока и инструктаж по технике безопасности, удостоверение на право работы на электроустановках напряжением до 1000 В и группу по электроэнергии безопасности не ниже III (ГОСТ 8.217-2003).
Кроме того, из содержания копий представленных паспортов невозможно достоверно установить факт искажения сведений об объемах потребленной электрической энергии в спорный период.
Таким образом, ответчиком факт наличия (отсутствия) вмешательства в работу прибора учета, искажения сведений об объемах потребленной электрической энергии документально не подтвержден, отсутствие результатов поверки в установленный срок само по себе не является подтверждением неточности показаний прибора учета.
Довод о том, что именно истец является лицом, ответственным за своевременное снятие показаний приборов учета, содержание приборов учета, своевременную поверку приборов учета и составных частей измерительного комплекса учета электрической энергии (трансформаторов тока), подлежит отклонению, так как пунктом 5 и подпунктом "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества МКД, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) закреплена обязанность управляющих компаний по надлежащему содержанию общедомового имущества, в том числе принятию мер по энергосбережению и энергоэффективности, а именно обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащую эксплуатацию (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Более того, управляющая компания, как исполнитель коммунальных услуг, в соответствии с действующим законодательством, организует и обеспечивает ежемесячное снятие показаний с общедомовых приборов учета, учитывающих потребление коммунальных ресурсов, поставляемых ресурсоснабжающими организациями в точку учета коммунального ресурса, а также получение показаний приборов учета, установленных в помещениях, принадлежащих собственникам, учитывающие потребленные ими коммунальные услуги.
Таким образом, именно ОАО "УЖКХ Орджоникидзевского района", как управляющая организация должно в силу возложенных на него функций обеспечить надлежащую эксплуатацию приборов учета, их осмотры, техническое обслуживание и поверку.
Ненадлежащее исполнение ответчиком функций управляющей организацией не является обстоятельством, освобождающем его от обязанности оплатить истцу стоимость отпущенной электрической энергии.
Также ОАО "УЖХ Орджоникидзевского района" ссылается на то обстоятельство, что срок поверки трансформаторов тока истек до момента заключения договора с гарантирующим поставщиком.
В силу норм статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" приоритетным способом определения объема потребленных энергетических ресурсов выступает получение данных о их фактическом потреблении при помощи приборов учета.
Поверка средств измерений выполняется в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям (пункту 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений").
Интерес лица, выполняющего функции по управлению объектами жилищного фонда, прежде всего, должен заключаться в обеспечении надлежащей эксплуатации установленного общедомового прибора учета и поддержанию в исправном, годном для расчетов состоянии; либо в предоставлении возможности при неисполнении (несвоевременном исполнении) обязанности по представлению средства измерения на поверку, опровергнуть презумпцию неисправности (годности) прибора учета.
Закрепленный в абзаце 2 пункта 44 Правил N 354, порядок распределения между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, фактически сводится к тому, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы на общедомовые нужды не может быть больше, чем плата на общедомовые нужды, рассчитанная по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в таком доме при отсутствии общедомового прибора учета, и тем самым не допускает преимуществ расчетного способа определения
количественного значения энергетических ресурсов, что полностью согласуется с требованиями части 2 статьи 13 Закона об энергосбережении.
Отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды и возложение обязанности оплатить соответствующий объем ресурса за счет собственных средств, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N АКПИ13-205).
В рассматриваемом случае управляющая организация настаивает на применении расчетного способа определения размера обязательств по оплате коммунальной услуги, потребленной на общедомовые нужды.
Между тем, расчет действующей добросовестно ресурсоснабжающей организации, произведенный с использованием данных прибора учета с истекшим сроком поверки в отсутствие доказательств, ставящих под сомнение корректность приборов учета, принимается судом как достоверный и надлежащими доказательствами не опровергнутый.
Ссылка ответчика на предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 17.05.2018 по делу А-130/10-17 подлежит отклонению, поскольку указанное предписание не имеет отношения к спорному периоду и не подтверждает фактических обстоятельств по настоящему делу.
Довод о том, что истцом неверно были распределены платежи, поступающие за электроэнергию на ОДН, подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 319.1. Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если исполненного должником недостаточно для погашения всех однородных обязательств должника перед кредитором, исполненное засчитывается в счет обязательства, указанного должником при исполнении или без промедления после исполнения.
В силу пункта 3 статьи 319.1. Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон, в случаях, когда должник не указал, в счет какого из однородных обязательств осуществлено исполнение, преимущество имеет то обязательство, срок исполнения которого наступил или наступит раньше, либо, когда обязательство не имеет срока исполнения, то обязательство, которое возникло раньше. Если сроки исполнения обязательств наступили одновременно, исполненное засчитывается пропорционально в погашение всех однородных требований.
Заявитель жалобы ссылается на то, что в платежных документах, выставляемых к оплате населению за коммунальные ресурсы, указывается расчетный период (месяц), за который осуществляется платеж.
Вместе с тем, указанные выше нормы права обязуют кредитора отнести платеж на погашение конкретного обязательства в случае указание на такое обязательство должником в назначении платежа.
То есть само по себе выставление платежных документов населению с указанием оплатить долг за конкретный период, не означает, что последовавшая затем оплата со стороны потребителей произведена именно в счет потребленных в данном периоде коммунальных ресурсов, при наличии долга за предыдущие периоды и отсутствии назначения такого платежа.
Доказательств того, что все произведенные населением в спорный период платежи имели целевое назначение, ответчиком не представлено.
Сведения, представленные МУП ЕРКЦ г. Уфы о поступлении денежных средств, в разрезе лицевых счетов, за электроэнергию на ОДН, судом апелляционной инстанции исследованы, однако из данных сведений невозможно установить, когда поступила оплата, и за какой расчетный период.
Доводы заявителя апелляционной жалобы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при вынесении настоящего постановления, не опровергают установленные судом обстоятельства и не влияют на существо принятого судебного акта, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, поэтому не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения.
Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы по апелляционной жалобе распределяются судом по правилам, установленным статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.12.2018 по делу N А07-4721/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества Управление жилищного хозяйства Сипайловский Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Махрова |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-4721/2017
Истец: ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана"
Ответчик: ОАО Управление жилищного хозяйства Сипайловский Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Третье лицо: МУП ЕДИНЫЙ РАСЧЕТНО-КАССОВЫЙ ЦЕНТР ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, ООО "Башкирэнерго", ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана"