г. Санкт-Петербург |
|
19 марта 2019 г. |
Дело N А42-8874/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Царегородцевым Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): Серхачев А.Н. по доверенности от 10.02.2019
от ответчика (должника): Востряков И.И. по доверенности от 10.01.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35834/2018) ММУП "Здоровье" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.11.2018 по делу N А42-8874/2018 (судья Муратшаев Д.В.), принятое
по иску (заявлению) ММУП "Здоровье"
к ИФНС России по г. Мурманску
о признании недействительным решения от 10.07.2018
установил:
Мурманское муниципальное унитарное предприятие "Здоровье" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения 10.07.2018 N 25585 Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - налоговый орган, инспекция) и признании за ММУП "Здоровье" права на применение упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" с 19.06.2017 года.
Решением от 29.11.2018 в удовлетворении требований отказано.
Предприятие, не согласившись с решением суда, направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просило судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. По мнению подателя жалобы, поскольку после отмены записи от 19.06.2017 в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности АО "Здоровье" право на применение упрощенной системы налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" переходит к Предприятию как правопреемнику.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и настаивал на ее удовлетворении в полном объеме.
Представитель налогового органа с апелляционной жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил судебный акт оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 15.11.2016 года был издан приказ Комитета имущественных отношений города Мурманска N 1635 о начале процедуры реорганизации ММУП "Здоровье" в форме преобразования в АО "Здоровье". ММУП "Здоровье" 09.06.2017 года в налоговый орган представило комплект документов, необходимых для регистрации АО "Здоровье", создаваемого путем реорганизации в форме преобразования из ММУП "Здоровье" ИНН 5191601175.
На основании решения Инспекции от 19.06.2017 года N 3233А о государственной регистрации при создании путем реорганизации в форме преобразования создано юридическое лицо - АО "Здоровье" ИНН 5190071278, присвоен N ОГРН 1175190005726.
Инспекцией по г. Мурманску выдано уведомление о регистрации АО "Здоровье" и уведомление о снятии с учета в налоговом органе ММУП "Здоровье". Как следует из материалов дела пояснений представителей сторон, до реорганизации ММУП "Здоровье" применяло общую систему налогообложения.
26.06.2017 года АО "Здоровье" было подано уведомление в ИФНС России по г. Мурманску о переходе на упрощенную систему налогообложения как вновь созданной организации в соответствии со ст. 346.13 НК РФ.
При обращении в ЦБ РФ в ноябре 2017 года за регистрацией выпуска акций, АО "Здоровье" получило отказ, в связи с тем, что юридическое лицо должно было обратиться за регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг до внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц. Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения учредителя налогоплательщика - Комитета имущественных отношений города Мурманска в УФНС по Мурманской области с жалобой об отмене решения ИФНС по г.Мурманску о регистрации АО "Здоровье".
Решением УФНС России по Мурманской области от 02.02.2018 года N 79 отменено решение ИФНС России по г. Мурманску от 19.06.2017 года N 3233А о государственной регистрации АО "Здоровье" при создании путем реорганизации в форме преобразования и признана недействительной запись от 19.06.2017 года ОГРН 2175190133754 о прекращении деятельности ММУП "Здоровье" путем реорганизации в форме преобразования. Указанное решение Инспекции от 19.06.2017 года N 3233А и запись от 19.06.2017 года ОГРН2175190133754 отменены и признаны недействительными с 19.06.2017 года.
ММУП "Здоровье" 13.02.2018 года подало в Инспекцию уведомление о применении упрощенной системы налогообложения. Предприятие обратилось в ИФНС России по г. Мурманску 16.02.2018 года с письменным запросом о применяемой системе налогообложения. Инспекция письмом N 26.1-52/013577 от 16.03.2018 года довела до сведения ММУП "Здоровье" информацию о применении общеустановленной системы налогообложения и необходимости восстановления бухгалтерского и налогового учета.
Также, ММУП "Здоровье" обратилось в УФНС России по Мурманской области 21.03.2018 года с письменным запросом о применяемой системе налогообложения. УФНС России по Мурманской области письмом от 19.04.2018 г. N 21-44/03/05974@ подтвердило позицию Инспекции в части применения общеустановленной системы налогообложения. 30.03.2018 года предприятием была сдана декларация по УСН 15% за 2017 год с положительным протоколом ИФНС России по г. Мурманску о принятии.
Инспекцией письмами от 16.03.2018 N 26.1-52/013577 и от 15.06.2018 N 575710 - 26.1-16 доведена до сведения предприятия информация о применении общеустановленной системы налогообложения и необходимости представления бухгалтерской и налоговой отчетности (за I полугодие 2017 года, 9 месяцев 2017 года, 2017 год и 1 квартал 2018 года).
В соответствии пп.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
В связи с не представлением предприятием бухгалтерской и налоговой отчетности по общеустановленной системе налогообложения на основании пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ Инспекцией "10" июля 2018 года принято решение N 25585 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а так же переводов электронных денежных средств.
Не согласившись с решением, предприятие подало апелляционную жалобу в УФНС РФ по Мурманской области. Решением N 465 от 27.09.2018 УФНС РФ по Мурманской области жалоба Заявителя оставлена без удовлетворения. Не согласившись с решением Инспекции, Предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением.
Заявитель полагая, что ММУП "Здоровье" вправе применять упрощенную систему налогообложения, так как является правопреемником АО "Здоровье", которое до принятия решения УФНС России по Мурманской области от 02.02.2018 года N 79 применяло УСН, обжаловал решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что уведомление от 13.02.2018 о применении упрощенной системы налогообложения не дает заявителю права на применение УСН в 2018 году, т.к. он не является вновь созданным.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, пришла к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 3 и 4 ст. 284 Кодекса), налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 названного Кодекса.
Исходя из п. 1 ст. 346.12 Кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 Кодекса.
Пунктом 2 ст. 346.13 НК РФ установлено, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах.
В этом случае указанная система применяется в текущем календарном году с момента создания организации.
Вопрос о порядке перехода на упрощенную систему налогообложения организации в случае ее создания в результате реорганизации путем преобразования Кодексом не регламентирован.
Согласно ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации преобразование является одной из форм реорганизации юридического лица, когда юридическое лицо одного вида путем изменения организационно-правовой формы преобразуется в юридическое лицо другого вида и к нему переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу абз. 2 п. 2 ст. 50 Кодекса правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него указанной статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом, для налогоплательщиков.
Исходя из положений п.1 обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 НК РФ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства от 04.07.2018, Президиумом Верховного Суда Российской Федерации обращено внимание на то, что налоговый орган не вправе ссылаться на несвоевременность уведомления вновь созданных субъектов предпринимательства о применении упрощенной системы налогообложения, если ранее им фактически признана обоснованность применения специального налогового режима налогоплательщиком.
При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы, как указано в пункте 5 статьи 58 ГК РФ, права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. Особенностью реорганизации в форме преобразования, в результате чего происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица, является отсутствие изменения прав и обязанностей этого реорганизованного лица, когда нет изменений в правах и обязанностях его учредителей (участников).
Поскольку юридическое лицо при преобразовании сохраняет неизменность своих прав и обязанностей, не передавая их полностью или частично другому юридическому лицу, закон не предусматривает обязательность составления в этом случае передаточного акта, предусмотренного статьей 59 ГК РФ, от одного лица другому.
Такая правовая позиция выражена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2016 года N 310-КГ16-1802 и нашла отражение в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 года.
Учитывая изложенное, при отсутствии в главе 26.2 НК РФ специальных правил, регулирующих применение упрощенной системы налогообложения в случае реорганизации, общество было вправе исходить из сохранения у него в неизменном состоянии права на применение данного специального налогового режима, как неотъемлемого элемента своей правоспособности (Определение ВС РФ от 26 апреля 2018 года N 309-КГ17-21454). Выше изложенные позиции ВС РФ однозначно указывают на то, что если юридическое лицо, применяющее УСН, реорганизуется в форме преобразования, то преобразованное общество в силу ст. 58-59 ГК РФ будет применять УСН как правопреемник, если выразит на то свою волю.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ММУП "Здоровье" было преобразовано путем изменения организационно-правовой формы в АО "Здоровье".
После внесения записи от 19.06.2017 в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ММУП "Здоровье", общество продолжило деятельность в ином виде организационно-правовой формы -АО и воспользовалось правом на применение УСН. Сторонами не оспаривается правомерность применения налогового режима в период деятельности предприятия в качестве АО.
Решением УФНС России по Мурманской области от 02.02.2018 года N 79 отменено решение ИФНС России по г. Мурманску от 19.06.2017 года N 3233А о государственной регистрации АО "Здоровье" при создании путем реорганизации в форме преобразования и признана недействительной запись от 19.06.2017 года ОГРН 2175190133754 о прекращении деятельности ММУП "Здоровье" путем реорганизации в форме преобразования. Указанное решение Инспекции от 19.06.2017 года N 3233А и запись от 19.06.2017 года ОГРН2175190133754 отменены и признаны недействительными с 19.06.2017 года.
Заявитель уведомил налоговый орган о применении УСН в течение 5 дней, с момента восстановления записи в отношении ММУП "Здоровье" в ЕГРЮЛ.
Законом не предусмотрены правовые последствия отмены процедуры реорганизации. Пунктом 3 статьи 49 ГК РФ установлено, что правоспособность юридического лица возникает с момента внесения ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Пунктом 4 статьи 5 7 ГК РФ определено, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
Таким образом, с момента внесения записи о регистрации АО реорганизация была завершена, в силу чего АО "Здоровье" обладало правоспособностью для заключения и исполнения любых сделок, было вправе приобретать гражданские права и нести гражданские обязанности. ММУП "Здоровье" в свою очередь, прекратило существование. При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что реорганизация состоялась.
После отмены записи о регистрации АО и отмены записи о прекращении деятельности ММУП, запись о юридическом лице ММУП "Здоровье" была внесена в ЕГРЮЛ. Учитывая отсутствие регулирования законодательством данного вопроса, апелляционный суд считает возможным рассматривать данное юридическое лицо как вновь созданное, т.к. с момента внесения записи в ЕГРЮЛ от 19.06.2017 г. ММУП "Здоровье" утратило правоспособность в силу положений п. 3 ст. 49 ГК РФ.
Поскольку в законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие "возврат реорганизации", то в данном случае можно рассматривать правопреемство у данных организаций и как следствие передачу всех прав и обязанностей, в том числе и право применения УСН.
Кроме того, заявление о применении УСН в порядке, установленном п. 1 ст. 346.13 НК РФ, в Инспекцию было подано, т.к. принимая во внимание, что в данном случае реорганизация осуществлялась только в виде изменения организационно- правовой формы, при этом учредитель и руководитель указанных юридических лиц оставался прежним, то апелляционный суд рассматривает данное уведомление о переходе на систему УСН как волеизъявление единственного учредителя данных предприятий - Комитета по управлению муниципальным имуществом, в связи с чем, приходит к выводу о правомерности применения ММУП "Здоровье" УСН за спорный период и как следствие отсутствие оснований у налогового органа для принятия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а так же переводов электронных денежных средств.
В настоящее время, АО "Здоровье" 01.02.2019 внесено в ЕГРЮЛ как созданное юридическое лицо путем реорганизации в форме преобразования, ММУП "Здоровье" снято с учета 01.02.2019.
Руководствуясь статьями 48, 150, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
В связи с реорганизацией произвести процессуальное правопреемство Мурманского МУП "Здоровья" на АО "Здоровье".
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.11.2018 по делу N А42-8874/2018 отменить.
Признать недействительным решение ИФНС России по г. Мурманску N 25585 от 10.07.2018 о приостановлении операций по счетам Мурманского МУП "Здоровья".
В части требований о признании за Мурманским МУП "Здоровья" право на применение упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "Доходы, уменьшенные на величину расходов" с 19.06.2017 производство по делу прекратить.
Взыскать с ИФНС России по г. Мурманску в пользу Мурманского МУП "Здоровья" расходы по оплате государственной пошлины в общей сумме 14 500 руб.
Возвратить Мурманскому МУП "Здоровья" из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру N 332 от 17.12.2018 государственную пошлину в сумме 3 500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8874/2018
Истец: ММУП "Здоровье", МУП МУРМАНСКОЕ "ЗДОРОВЬЕ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МУРМАНСКУ
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6427/19
10.06.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-35834/18
19.03.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-35834/18
24.01.2019 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-35834/18
09.01.2019 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-35834/18
29.11.2018 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-8874/18