Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 июля 2019 г. N Ф03-2780/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
20 марта 2019 г. |
Дело N А51-4064/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.А. Скрипки,
судей А.В. Ветошкевич, Л.А. Мокроусовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.В. Ли,
рассмотрев открытом в судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Михайловская центральная районная больница",
апелляционное производство N 05АП-9752/2018
на решение от 14.11.2018 судьи С.Т. Шохиревой
по делу N А51-4064/2018 Арбитражного суда Приморского края
по иску Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Уссурийская центральная городская больница" (ИНН 2511076701, ОГРН 1112511006376) к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Михайловская центральная районная больница" (ИНН 2520001815, ОГРН 1022500861570) о взыскании неосновательного обогащения в размере 30 500 рублей;
третьи лица: Департамент здравоохранения Приморского края,
ГУ "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края", КАУЗ "Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи", Департамент финансов Приморского края,
при участии:
от КГБУЗ "Михайловская центральная районная больница": Крипак К.Д. по доверенности от 09.01.2019 сроком действия на 1 год, паспорт; Агафонова Е.В. по доверенности от 09.01.2019 сроком действия до 31.12.2019, паспорт;
от КГБУЗ "Уссурийская центральная городская больница": Усанов С.Н. по доверенности от 17.07.2018 сроком действия на 1 год, паспорт; Атаманчук М.В. по доверенности от 17.07.2018 сроком действия на 1 год, паспорт;
от Департамента Финансов Приморского края: Секретарев Р.В. по доверенности от 15.09.2016 сроком действия на 3 года, удостоверение,
иные лица, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Уссурийская центральная городская больница" (далее - КГБУЗ "Уссурийская центральная городская больница", истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Михайловская центральная районная больница" (далее - КГБУЗ "Михайловская центральная районная больница", ответчик) о взыскании 30 500 рублей неосновательного обогащения за услуги по забору крови, оказанные пациентам ответчика в 2017 году.
Определением суда от 26.03.2018 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии с правилами статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Определением от 22.05.2018 суд перешел к рассмотрению настоящего дела по общим правилам искового судопроизводства.
Определениями от 19.06.2018, 10.10.2018 Арбитражный суд Приморского края привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент здравоохранения Приморского края (далее - Департамент здравоохранения); Государственное учреждение "Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (далее - ГУ "ТФОМС"); Департамент финансов Приморского края (далее - Департамент финансов), КАУЗ "Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 14.11.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование жалобы ответчик указал на то, что судом не были исследованы обстоятельства оказания медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Апеллянт полагал, что пренатальная (дородовая) диагностика входит в программу обязательного медицинского страхования. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 N 1403 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 20118 и 2019 годов" (далее - Программа) за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется: пренатальная (дородовая) диагностика нарушений развития ребенка у беременных женщин, неонатальный скрининг на 5 наследственных и врожденных заболеваний в части исследований и консультаций, осуществляемых медико-генетическими центрами (консультациями), а также медико-генетических исследований в соответствующих структурных подразделениях медицинских организаций.
Согласно данной программе источниками ее финансового обеспечения являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления) и средства обязательного медицинского страхования (далее - ОМС). В связи с чем КГБУЗ "Михайловская центральная районная больница" сочла, что при надлежащем выполнении обязательств перед страховой медицинской организацией по договору КГБУЗ "Уссурийская центральная городская больница" могла получить деньги за каждое посещение при сдаче отчета в страховую медицинскую организацию. По мнению апеллянта, судом первой инстанции не исследованы вопросы о наличии договора между истцом и страховой медицинской организацией, подавался ли истцом отчет в страховую медицинскую организацию за спорных пациентов, а также получала ли КГБУЗ "Уссурийская центральная городская больница" за посещения денежные средства, в соответствии с правилами ОМС. Ответчик полагал, что судом первой инстанции не учтено, что в приложении N 2 к приказу Департамента здравоохранения Приморского края от 27.03.2013 N 286-о "Об организации пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка на территории Приморского края" (далее - Приказ N 286-о "Об организации пренатальной (дородовой) диагностики"), предусмотрена оплата только для ультразвукового исследования (далее - УЗИ). В Приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.11.2012 N 572н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" (далее - Приказ Министерства здравоохранения N 572н) отсутствуют указания на проведение обследования на УЗИ и забора крови по договору между медицинскими учреждениями. Боле того, заявитель жалобы, указал, что Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ "Об ОМС") устанавливает исчерпывающий перечень договоров в сфере обязательного медицинского страхования. Таким образом, апеллянт счел, что отсутствуют основания для заключения и подписания договора между КГБУЗ "Уссурийская центральная городская больница" и КГБУЗ "Михайловская центральная районная больница".
Кроме того, заявитель жалобы, полагал, что суд необоснованно принял решение на основании тарифа, утвержденного главным врачом КГБУЗ "Уссурийская центральная городская больница", так как Законом N 326-ФЗ"Об ОМС" утверждены тарифы в сфере обязательного медицинского страхования. Суд первой инстанции должен был применить тарифы установленные для ОМС.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 23.01.2019.
Определениями суда от 23.01.2019, 13.02.2019 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось ввиду необходимости дополнительного изучения материалов дела.
Определением суда от 13.03.2019 произведена замена судьи К.П. Засорина на судью Л.А. Мокроусову, в связи с чем рассмотрение дела начато сначала на основании статьи 18 АПК РФ.
В канцелярию суда от КГБУЗ "Уссурийская центральная городская больница", ГУ "ТФОМС", Департамента финансов поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые в порядке статьи 262 АПК РФ, приобщены к материалам дела.
Через канцелярию суда от КГБУЗ "Уссурийская центральная городская больница" поступили дополнения к отзыву на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела в порядке статей 81 АПК РФ.
В судебном заседании представитель КГБУЗ "Михайловская центральная районная больница" поддержал доводы апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
КГБУЗ "Уссурийская центральная городская больница" в представленном письменном отзыве и дополнениях к нему, поддержанном представителем в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласилось, сочло, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка, в связи с чем обжалуемое решение отмене или изменению не подлежит.
Представитель Департамента финансов поддержал доводы представленного отзыва.
ГУ "ТФОМС", департамент здравоохранения, КАУЗ "Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи" извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствовало суду в порядке статьи 156 АПК РФ, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзывах на нее, заслушав в судебном заседании представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.11.11 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан"), приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.11.2012 N 572н утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)".
Согласно приказу Министерства здравоохранения N 572н беременная женщина направляется в медицинскую организацию осуществляющую экспертный уровень пренатальной диагностики, для проведения комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка, включающей УЗИ врачами-специалистами, прошедшими специальную подготовку и имеющими допуск на проведение ультразвукового скринингового обследования в I триместре, и определение материнских сывороточных маркеров (связанного с беременностью плазменного протеина А (РАРР-А) и свободной бета-субъединицы хорионического гонадотропина) с последующим программным комплексным расчетом индивидуального риска рождения ребенка с хромосомной патологией. Для организации пренатальной дородовой
Для организации пренатальной дородовой диагностики на территории Приморского края департаментом изданы приказ N 286-о "Об организации пренатальной (дородовой) диагностики" и приказ Департамента здравоохранения Приморского края N 974-0 от 04.10.2016 "О внесении изменений в маршрутизацию беременных для проведения пренатальной диагностики в Приморском крае" (далее - Приказ N 974-о "О внесении изменений в маршрутизацию беременных для проведения пренатальной диагностики в Приморском крае").
Согласно Приложению N 2 приказа N286-о "Об организации пренатальной (дородовой) диагностики" (в редакции приказа N 974-о "О внесении изменений в маршрутизацию беременных для проведения пренатальной диагностики в Приморском крае") утверждена схема маршрутизации беременных женщин на ультразвуковой и биохимический скрининг первого триместра, второго и третьего триместра, в соответствии с которой пациенты Уссурийского городского округа, Михайловского, Октябрьского, Пограничного, Ханкайского, Хорольского районов направляются в КГБУЗ "Уссурийская центральная городская больница".
Таким образом, КГБУЗ "Уссурийская центральная городская больница", являясь межрайонным центром в соответствии с приказом департамента, оказывает населению, не прикрепленному к нему, медицинские услуги осуществляемые в один день: ультразвуковое исследование и забор крови.
Как указал истец в исковом заявлении, КГБУЗ "Уссурийская центральная городская больница" в январе, июне, декабре 2017 года оказало услуги по проведению забора крови в отсутствие заключенного между сторонами договора на оказание медицинских услуг на сумму 30 500 рублей.
Письмами от 30.01.2017, 24.05.2017 истец (исполнитель) направлял для подписания в адрес ответчика (заказчик) экземпляры договора N 4-МУ, согласно которому исполнитель обязуется оказать медицинские услуги по проведению забора крови. Просил оплатить оказанные услуги и выслать подписанные вторые экземпляры договоров и акты об оказании услуг. Оказанные услуги оплачены не были, от подписания договора КГБУЗ "Михайловская центральная районная больница" отказалась, не оспаривая факт оказания услуг (письмо N1398 от 24.05.2017).
Истцом 07.12.2017 в адрес КГБУЗ "Михайловская центральная районная больница" направлена повторная претензия (вх. N 5889).
Поскольку ответчик не подписал договоры и не оплатил оказанные услуги по забору крови, истец, полагая, что ответчик неосновательно обогатился за его счет на сумму 30 500 рублей, обратился в Арбитражный суд Приморского края с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что все мероприятия по оказанию медицинской помощи беременным женщинам в амбулаторных условиях (в том числе пренатальный скрининг наследственной патологии) включены в тариф ОМС, по которому оплачивается обращение и посещение по поводу беременности, в связи с чем ответчик, пациенты которого получают услугу в КГБУЗ "Уссурийская центральная городская больница", обязан возместить последнему стоимость оказанных услуг.
Повторно рассматривая дело по имеющимся в нем доказательствам, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ. Сторонами в обязательстве вследствие неосновательного обогащения являются потерпевший и приобретатель.
По требованию о взыскании сумм, составляющих неосновательное обогащение, на основании пункта 1 статьи 1102, пункта 2 статьи 1105 ГК РФ истец должен доказать факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
В качестве доказательств оказания медицинских услуг в рамках приказа N 286-0 "Об организации пренатальной (дородовой) диагностики" и приказа N 974-о "О внесении изменений в маршрутизацию беременных для проведения пренатальной диагностики в Приморском крае" истец ссылается на то, что между ним как исполнителем и ответчиком как заказчиком заключены договоры на оказание медицинских услуг по проведению ультразвукового исследования плода по направлению заказчика, что следует из представленных в материалы дела договоров N 28-МУ от 20.10.2016, N 39-МУ от 26.12.2016, N 15-МУ от 01.08.2017.
Также истцом представлены счета-фактуры N 00000033 от 17.01.2017, N ЦБ000017 от 10.01.2018, N ЦБ000591 от 15.2.2017, N ЦБ000514 от 30.11.2017, N ЦБ000389 от 31.10.2017, N ЦЮ000275 от 29.09.2017, N ЦБ000167 от 31.08.2017, N ЦБ000072 от 31.07.2017, N 0000646 от 03.07.2017; N 00000583 от 01.06.2017, N 00000387 от 28.04.2017, N 00000305 от 31.05.2017, N 00000207 от 01.03.2017, акты об оказании услуг, из которых следует, что в отсутствие заключенного между истцом и ответчиком договора, во исполнение приказа от 27.03.2013 г. N 286-о "Об организации пренатальной (дородовой) диагностики" КГБУЗ "Уссурийская центральная городская больница" оказало медицинские услуги по проведению забора крови из вены на общую сумму в размере 30 500 рублей пациентам КГБУЗ "Михайловская центральная районная больница".
Обращаясь в суд с требованием о взыскании неосновательного обогащения, истец указал, что услуги по забору крови оказаны населению Михайловского муниципального района согласно маршрутизации, определенной приказом N 286-о "Об организации пренатальной (дородовой) диагностики" и приказом N 974-о "О внесении изменений в маршрутизацию беременных для проведения пренатальной диагностики в Приморском крае", в связи с чем подлежат возмещению за счет ответчика, получающего финансирование за организацию и оказание медицинской помощи беременным женщинам за счет средств ОМС.
Оценивая приведенный довод истца, суд апелляционный инстанции счел необходимым отметить следующее.
Частью 2 статьи 52 Закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" предусмотрено, что каждая женщина в период беременности, во время родов и после родов обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Исходя из статьи 1 Федерального закона от 29.11.10 Закона N 326-ФЗ "Об ОМС" данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В соответствии со статьей 2 Закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" под понятием медицинской помощи понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; медицинская услуга, как указано в пункте 4 этой же статьи - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их ранее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (пункт 6). Диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий (пункт 7).
В соответствии со статьей 14 Закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" Минздравсоцразвития России утвердило Номенклатуру медицинских услуг (Приказ от 27.12.2011 N 1664н действующий в спорный период) (далее - Номенклатура) для унификации нормативной базы медицинских услуг на территории Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 35 Закона N 326-ФЗ "Об ОМС" страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи.
Согласно приказу Министерства здравоохранения N 572н женщинам при беременности трехкратно проводится скрининговое ультразвуковое исследование (при сроках беременности 11 - 14 недель, 18 - 21 неделя и 30 - 34 недели) и при сроке беременности 11 - 14 недель - определение сывороточных маркеров (связанного с беременностью плазменного протеина A (PAPP-A) и свободной бета-субъединицы хорионического гонадотропина) с последующим программным комплексным расчетом индивидуального риска рождения ребенка с хромосомной патологией. Указанные медицинские мероприятия организуются и проводятся медицинскими организациями, осуществляющими наблюдение за беременными женщинами в рамках базовой программы ОМС.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1141 "О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на проведение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка, приказом Минздравсоцразвития России от 01.02.2011 N 71 и "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1141 "О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на проведение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка", в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 2537р "О распределении в 2013 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на проведение пренатальной (дородовой диагностики) нарушений развития ребенка" и в целях снижения младенческой смертности и заболеваемости детей на территории Приморского края издан Приказ департамента здравоохранения Приморского края утвержден N 286-о "Об организации пренатальной (дородовой) диагностики", и в последствии Приказ N 974-о "О внесении изменений в маршрутизацию беременных для проведения пренатальной диагностики в Приморском крае".
Выше указанные приказы предусматривают алгоритм направления беременных на ультразвуковой и биохимический скрининги в первом триместре беременности в рамках выполнения пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка на территории Приморского края, и являются обязательными к исполнению для подведомственных лечебных учреждений.
Согласно Приложению N 2 приказа N286-о "Об организации пренатальной (дородовой) диагностики" от 27.03.2013 (в редакции приказа N 974-о "О внесении изменений в маршрутизацию беременных для проведения пренатальной диагностики в Приморском крае" от 04.10.2016) утверждена схема маршрутизации беременных женщин на ультразвуковой и биохимический скрининг первого триместра, второго и третьего триместра, в соответствии с которой пациенты Уссурийского городского округа, Михайловского, Октябрьского, Пограничного, Ханкайского, Хорольского районов направляются в КГБУЗ "Уссурийская центральная городская больница". Оплата проведения УЗИ оплачивается на основе заключенного договора между медицинскими организациями по тарифам ГУ ТФОМС ПК.
Взятие крови для биохимического этапа пренатальной диагностики проводится в день УЗИ в учреждении, проводящем ультразвуковой скрининг (пункт 5 приложения N приказа N 974-о "О внесении изменений в маршрутизацию беременных для проведения пренатальной диагностики в Приморском крае").
При этом в спорный период ни один из нормативно-правовых актов в области здравоохранения, в том числе Приказ Министерства здравоохранения N 572н, не выделяет "Забор крови" в отдельную медицинскую услугу, поскольку он является лишь частью процесса оказания самой медицинской услуги и производится для определенной конечной цели.
В соответствии с разделом 1 "Общие положения" тарифного соглашения по оплате медицинской помощи (медицинских услуг) в системе обязательного медицинского страхования на территории Приморского края на 2017 год от 18.01.2017 согласованное ООО Страховая медицинская организация "Восточно-страховой альянс" и председателем Приморской краевой организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации (далее - Тарифное соглашение) тариф на оплату медицинской помощи по ОМС - стоимостная характеристика единицы объема медицинской помощи (посещение, обращение, законченный случай лечения заболевания, законченный случай при оплате диспансеризации, вызов скорой медицинской помощи, комплексный медицинский осмотр в Центре здоровья), медицинской услуги, определяющая уровень возмещения и состав компенсируемых расходов медицинской организации по выполнению Территориальной программы ОМС.
Согласно разделу 2.1.2 "Оплата за единицу объема (за медицинскую услугу, за посещение, за обращение)" Тарифного соглашения (далее - Раздел 2.1.2 Тарифного соглашения) оплата медицинской помощи по ОМС по профилю "акушерство и гинекология", оказанной в женских консультациях медицинских организаций и в кабинетах акушеров-гинекологов, осуществляется по тарифам за единицу объема (за медицинскую услугу, за посещение, за обращение) включают в себя врачебный осмотр, врачебные и сестринские манипуляции, услуги процедурного, перевязочного кабинетов и вспомогательных лечебно-диагностических подразделений (кабинетов).
В разделе 2.1.2 Тарифного соглашения указано, что оплата проведения комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка (в том числе проведение УЗИ врачами-специалистами, прошедшими специальную подготовку и имеющими допуск на проведение ультразвукового скринингового обследования), осуществляется на основании заключенных между медицинскими организациями договоров по тарифам, устанавливаемым приложением N 6 к Тарифному соглашению.
На основании изложенного, поскольку данная услуга в Тарифном соглашении отсутствует судом отклонен довод истца о том, что оплата услуги "Забор крови" осуществляется за счет средств ОМС,.
Коллегией отмечено, что оплата медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями в спорный период, производилась в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае на 2016 год, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 29.01.2016 N 41-па, и Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 30.12.2016 N 627-па (далее - Территориальные программы), основанными на программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с разделом V Территориальных программ за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета осуществляется финансовое обеспечение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка у беременных женщин, неонатальный скрининг на 5 наследственных и врожденных заболеваний в части исследований и консультаций, а также медико-генетические исследования, осуществляемые медико-генетической консультацией.
Из разъяснений данных в письмах Минздрава России от 21.12.2015 N 11-9/10/2-7796 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год" и от 23.12.2016 N 11-7/10/2-8304 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" следует, что расходы на проведение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка у беременных женщин, неонатального скрининга на 5 наследственных и врожденных заболеваний в части исследований и консультаций, осуществляемых медико-генетическими центрами (консультациями), а также медико-генетических исследований в соответствующих структурных подразделениях медицинских организаций учтены в размере среднего подушевого норматива финансирования за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Обследование женщин в период беременности, предусмотренное Порядком Министерства здравоохранения N 572н, в медицинских организациях, оказывающих первичную специализированную и специализированную медицинскую помощь женщинам в период беременности, осуществляется за счет средств ОМС, а генетическое обследование беременных по выявлению (подтверждению) врожденных аномалий (пороков) развития у плода в медико-генетических консультациях (центрах) и соответствующих структурных подразделениях медицинских организаций - за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, коллегия пришла к выводу, что спорные медицинские услуги, оказанные КГБУЗ "Уссурийская ЦГБ" подлежали финансированию за счет бюджетных ассигнований бюджета Приморского края.
Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса, в том числе в части исполнения бюджета, их права и обязанности регламентируются бюджетным законодательством, так согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Как следует из представленных в материалы дела пояснений Департамента финансов, перечисления субсидий, поступивших из федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на проведение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка в 2017 году из федерального бюджета по указанному направлению расходов средства не направлялись.
Согласно приложению N 12 к Закону Приморского края от 23.12.2016 N 52-КЗ "О краевом бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов", Департаменту здравоохранения Приморского края предусматривались расходы по коду бюджетной классификации 761 0902 0120221710 244 "Приобретение расходных материалов для проведения пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка за счет средств краевого бюджета" в сумме 30 200 000,00 рублей.
В соответствии со статьей 215.1 БК РФ, Департамент финансов Приморского края организует исполнение краевого бюджета в соответствии с утвержденной сводной бюджетной росписью и кассовым планом, сформированным на основании заявок главных распорядителей бюджетных средств.
Согласно пояснениям представителя департамента финансов исполнение требований Закона Приморского края от 23.12.2016 N 52-КЗ "О краевом бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" составило 100 %.
Из отзыва Департамента финансов следует, что перечисление указанных средств департаментом финансов Приморского края осуществляется в общей сумме непосредственно на лицевые счета департаментов (главных распорядителей средств), открытые в органе Федерального казначейства, без распределения их по получателям.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 158 БК РФ распорядитель бюджетных средств обладает в числе прочего полномочиями по распределению бюджетных ассигнований получателям бюджетных средств и исполнению соответствующей части бюджета.
Таким образом, учитывая положения статьи 158 БК РФ, фактическое распределение выделенных средств по получателям, осуществляет главный распорядитель средств краевого бюджета, а именно департаментом здравоохранения Приморского края.
Материалами дела не подтверждается выделение денежных средств краевого бюджета для оплаты спорной услуги КГБУЗ "Михайловская центральная районная больница". Также как ранее установлено апелляционным судом, что отсутствуют основания для получения ответчиком денежных средств из бюджета Фонда ОМС.
При таких обстоятельствах, коллегия суда апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что неосновательное обогащение на стороне ответчика отсутствует, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
В этой связи, доводы апелляционной жалобы признаются судебной коллегией обоснованными, а обжалуемое решение - подлежащим отмене на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ, ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.11.2018 по делу N А51-4064/2018 отменить.
В удовлетворении исковых требований Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Уссурийская центральная городская больница" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.А. Скрипка |
Судьи |
А.В. Ветошкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.