г. Вологда |
|
21 марта 2019 г. |
Дело N А44-9613/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 марта 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 12 декабря 2018 года по делу N А44-9613/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Альтернатива" (ОГРН 1075321002525, ИНН 5321116380; адрес: 173003, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 5/1; далее - ООО "МЦ "Альтернатива", общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Министерству здравоохранения Новгородской области (ОГРН 1025300805166, ИНН 5321028960; адрес: 173007, Новгородская область, Великий Новгород, площадь Победы-Софийская, дом 1, офис 463; далее - министерство) о признании незаконными действий, выразившихся в указании в приложении N 1 лицензии от 05.10.2018 N ЛО-53-01-001277 условий оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи и первичной специализированной медико-санитарной помощи, и о возложении обязанности на ответчика переоформить лицензию в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ); Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение N 291), типовой формы лицензии, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 826, и заявления о переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности в связи с изменением перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, не связанным с добавлением новых работ (услуг) от 16.03.2018.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 12 декабря 2018 года по делу N А44-9613/2018 заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия министерства, выразившиеся в указании в приложении N 1 к лицензии от 05.10.2018 N ЛО-53-01-001277 условий оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи и первичной специализированной медико-санитарной помощи. На министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем переоформления лицензии от 05.10.2018 N ЛО-53-01-001277. Кроме того, с министерства в пользу общества взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Министерство с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что указание министерством условий оказания услуг в бланке лицензии не противоречит Закону N 99-ФЗ, Положению N 291.
Общество в отзыве с доводами жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ООО "МЦ "Альтернатива" имело лицензию, выданную 27.02.2014, на осуществление медицинской деятельности, в приложении к которой поименованы работы (услуги), выполняемые при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи и первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях (листы дела 18, 19).
Общество 16.03.2018 направило в адрес министерства заявление о переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности в связи с изменением перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, не связанным с добавлением новых работ (услуг), а именно следующих работ: при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности), акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности) (листы дела 11-13).
Уведомлением от 27.04.2018 N ЗН-2739-И министерство возвратило обществу заявление и прилагаемые документы по причине не представления документов, указанных в статье 18 Закона N 99-ФЗ.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 18 июля 2018 года по делу N А44-4114/2018 данное уведомление признано незаконным, суд возложил на министерство обязанность переоформить лицензию на осуществление медицинской деятельности в соответствии с Законом N 99-ФЗ, Положением N 291.
Министерство 05.10.2018 переоформило ООО "МЦ "Альтернатива" лицензию на осуществление медицинской деятельности N ЛО-53-01-001277 (листы дела 9, 10). При этом в приложении N 1 к лицензии виды работ (услуг), выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, ограничены условием их осуществления - в амбулаторных условиях.
Общество, считая действия министерства незаконными, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в обжалованной части в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 упомянутого Кодекса обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), подлежит лицензированию.
В силу части 1 статьи 9 упомянутого Закона лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Закона.
Согласно статье 18 Закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии, и оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (часть 3 статьи 19 Закона N 99-ФЗ).
Из части 9 указанной статьи следует, что при намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются. При намерении лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии также указываются сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении данных работ, оказании данных услуг. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Как установлено судом первой инстанции, общество 16.03.2018 направило в адрес министерства заявление о переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности в связи с изменением перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, не связанным с добавлением новых работ (услуг), при этом не указывало оказания медицинской помощи, полагая, что имеет право на осуществление медицинской деятельности, как в амбулаторных условиях, так и в условиях дневного стационара.
Заявитель ссылается на то, что при переоформлении ООО "МЦ "Альтернатива" лицензии на осуществление медицинской деятельности N ЛО-53-01-001277 (листы дела 9, 10) в приложении N 1 к лицензии виды работ (услуг), выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, ограничены условием их осуществления - в амбулаторных условиях.
На основании части 2 статьи 12 Закона N 99-ФЗ положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 291 медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Приложение к Положению N 291 содержит Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, подлежащих лицензированию.
В указанном Положении условия оказания первичной медико-санитарной, специализированной не регламентированы, виды медицинской деятельности не классифицированы в зависимости от условий их оказания.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее -Закон N 323-ФЗ) медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи (часть 1).
К видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь (часть 2).
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:
1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение) (часть 3).
Согласно части 6 статьи 33 Закона N 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Пунктом 10 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543Н, предусмотрено, что первичная медико-санитарная помощь включает следующие виды: первичная доврачебная медико-санитарной помощь, первичная врачебная медико-санитарная помощь и первичная специализированная медико-санитарная помощь.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 291 приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 N 121н (далее - Приказ N 121н) утверждены Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (далее - Требования).
Требования установлены к организации и выполнению вышеуказанных работ (услуг) и применяются в целях лицензирования медицинской деятельности.
В требованиях перечисляются работы (услуги) при оказании первичной медико-санитарной помощи, оказываемые в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
В соответствии с письмом Минздрава России от 23.07.2013 N 12-3/10/2-5338 издание Приказа N 121н не влечет за собой необходимость переоформления лицензий на осуществление медицинской деятельности, если отсутствуют основания, установленные частью 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 15 закона N 99-ФЗ лицензии оформляются на бланках, являющихся документами строгой отчетности и защищенной от подделок полиграфической продукцией, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации (типовой форме).
В данном случае типовой формой лицензии, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 826, не предусмотрено указание на условия оказания лицензируемых видов работ.
В соответствии с содержанием указанной формы лицензия может иметь приложения, являющиеся ее неотъемлемой частью (о чем делается соответствующая запись) и содержащие информацию о лицензиате, предусмотренную статьей 15 Закона N 99-ФЗ, а также федеральными законами, устанавливающими особенности лицензирования отдельных видов деятельности, указанными в части 4 статьи 1 названного Закона.
На основании части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как установлено судом в рамках дела N А44-4147/2016, у ООО "МЦ "Альтернатива" с 2010 года имелись и имеются условия для оказания указанных в лицензии медицинских работ (услуг) как в условиях дневного стационара, так и в амбулаторных условиях. Лицензия на осуществление медицинской деятельности от 02.10.2012 N ЛО-53-01-00461 не содержала указаний об условиях оказания медицинской помощи.
Истцом переоформлена имеющаяся лицензия и получена лицензия от 27.02.2014 N ЛО-53-01-00694, в которой отсутствует указание на право оказания медицинских услуг в условиях дневного стационара (указано только право оказания медицинских услуг в амбулаторных условиях).
Лицензия переоформлена с учетом содержания указанной лицензии.
Вместе с тем при этом при рассмотрении дела N А44-4147/2016 установлено, что условия оказания медицинской помощи в период с 2012 года по настоящее время у общества не изменились.
Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от 09.10.2013 N 53.01.01.000.М.000219.10.13, выданному Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области, здания, строения, сооружения, помещение, оборудование и иное имущество общества, которые предполагается использовать для заявленных видов деятельности в условиях дневного стационара, соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (лист дела 55).
Также на основании иных судебных актов суд первой инстанции установил факт правомерности осуществления обществом медицинской деятельности, в том числе оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи и первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Поскольку материалами дела подтверждается право оказания обществом услуг в условиях дневного стационара (с 2012 года), суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что указание в лицензии от 05.10.2018 условия оказания поименованных работ только в амбулаторных условиях незаконно, противоречит Закону N 99-ФЗ и Положению N 291.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 12 декабря 2018 года по делу N А44-9613/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Новгородской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-9613/2018
Истец: ООО "Медицинский центр "Альтернатива"
Ответчик: Министерство здравоохранения Новгородской области