Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 9 июля 2019 г. N Ф09-3929/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
21 марта 2019 г. |
Дело N А50-33412/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Е. О.
судей Васевой Е.Е., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Астра-Сервис" (ОГРН 1145958056243, ИНН 5906856801): Кожевников В.А., паспорт, доверенность от 09.01.2019;
от заинтересованного лица - Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939): Коврижных П.В., паспорт, доверенность от 16.01.2019; Погорелова Д.М., удостоверение, доверенность от 09.01.2019;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Астра-Сервис"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 29 января 2019 года
по делу N А50-33412/2018,
принятое судьей Завадской Е.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Астра-Сервис"
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края
о признании недействительным предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Астра-Сервис" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее по тексту - заинтересованное лицо, Инспекция) от 18.09.2018 N 2784л.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29 января 2019 года (резолютивная часть решения объявлена 29 января 2019 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что при направлении документов в адрес Инспекции общество представляло документы, подтверждающие наличие в доме N 48б по ул. Революции г. Перми коллективного прибора учета тепловой энергии, который учитывает объектом тепловой энергии как для целей подогрева холодной воды, так и для целей отопления; учитывая, что расчет объема удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды был произведен с учетом указания формулы 20.1 Приложения N 2 Постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, в том числе с применением объема тепловой энергии по показаниям коллективного прибора учета тепловой энергии, указание в оспариваемом предписании на несоблюдение обществом порядка осуществления расчета платы за горячее водоснабжение не соответствует закону; вывод суда о том, что независимо от отопительного или неотопительного сезона, количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, считает необоснованным; поскольку в многоквартирном доме установлен коллективный прибор учета тепловой энергии общество считает, что обоснованно исчислило объем удельного расхода тепловой энергии исходя из фактического расхода тепловой энергии по прибору учета; оспариваемое предписание считает неисполнимым ввиду требования осуществить мероприятия по изменению порядка расчета платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" без учета показаний коллективного прибора учета тепловой энергии.
Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2019 апелляционная жалоба заявителя принята к производству суда, рассмотрение дела назначено на 20.03.2019 под председательством судьи Грибиниченко О.Г.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2019 удовлетворено заявление судьи Грибиниченко О.Г. о самоотводе, через систему автоматизированного распределения дел произведена замена судьи Грибиниченко О.Г. на судью Гладких Е.О.
В заседании апелляционного суда представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения и.о. заместителя начальника Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края Тускевич Е.В. от 17 августа 2018 года N 2784л в целях рассмотрения поступившего обращения от 09 августа 2018 года N СЭД-45-15-12-1005б в отношении общества была проведена внеплановая документарная проверка.
Срок проведения проверки был установлен с 22 августа 2018 года по 18 сентября 2018 года (20 рабочих дней).
Задачами проверки являлась проверка соблюдения лицензионных требований к определению размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за июль 2018 года в многоквартирном доме по адресу: г. Пермь, ул. Революции, д. 48б.
В ходе проверки было выявлено, что ООО "УК "Астра-Сервис" в июле 2018 года определило размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (компонент тепловая энергия, использованная для приготовления горячей воды) не исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, что является нарушением пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки N 2784л от 18 сентября 2018 года.
18 сентября 2018 года выдано предписание N 2784л об устранении выявленных нарушений в срок до 01 ноября 2018 года, в соответствии с которым обществу предписано собственникам жилых помещений в многоквартирном доме N 48б по улице Революции города Перми произвести изменение размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (компонент тепловая энергия, используемая на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению), обеспечить соблюдение пункта 54 Правил N 354, формулы 20, 20.1 Приложения N 2 Правил N 354. Представить в Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений.
Полагая, что вышеуказанное предписание не соответствует закону, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о том, что не установлена совокупность оснований, предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ, для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив правильность применения судом первой инстанции норм права, апелляционный суд не усматривает оснований отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
Из системного толкования часть 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 7 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, осуществляется лицензионный контроль, порядок организации и проведения которого установлен ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В пункте 2 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, определено, что лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 13 вышеуказанного Положения при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 N 913-п является исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным, в том числе, на осуществление лицензионного контроля на территории Пермского края.
Относительно содержания оспариваемого предписания суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из содержания акта проверки и оспоренного предписания следует, что основанием для выдачи предписания послужил вывод инспекции о нарушении обществом порядка начисления платы за горячее водоснабжение (компонент тепловая энергия, используемая на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению) в июле 2018 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Общедомовой прибор учета фиксирует показания израсходованной воды (единица измерения - куб. м), а также затраченной тепловой энергии на подогрев воды (единица измерения - Гкал).
Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 (вступило в силу 28.02.2015) внесены изменения в Правила N 354 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Пункт 1 Правил N 354 предусматривает, что они регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно абзацу 6 пункта 38 Правил N 354, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Из пункта 40 Правил N 354 следует, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс. Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354.
Формула 20 (в действующей редакции):
Pгвi п = Vгвi п х Т хв + qv кр х Vгвi п х Т кр,
где:
Vгвi п - объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:
в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
в нежилом помещении - из расчетного объема горячей воды, потребленной в нежилых помещениях, определяемого в соответствии с пунктом 43 Правил;
Т хв - тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
qv кр - удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяется по формуле 20.1:
qv кр = (V кр /(Qгв + Qот)) х Nтэ гвс,
где:
V кр - объем v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома;
Qгв + Qот - количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил;
Nтэ гвс - норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
Т кр - тариф на v-й коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иной порядок определения размера платы за тепловую энергию, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, не установлен.
Поскольку в формуле 20.1 учтен, в том числе объем коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, указанная формула применяется только в случае производства тепловой энергии для приготовления горячей воды при помощи автономной котельной, входящей в состав общего имущества многоквартирного дома.
Так как в рассматриваемом многоквартирном доме система отопления является централизованной, применение формулы 20.1 для определения количества использованного на приготовление горячей воды коммунального ресурса невозможно, а потому начисление платы за горячее водоснабжение (подогрев воды), исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, производилось заявителем неверно.
При расчете платы за ГВС с применением формулы 20 распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях ГВС, в рассматриваемой ситуации должно осуществляться с применением норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды независимо от наличия прибора учета.
В соответствии изменениями, внесенными в Правила N 306, норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 29 декабря 2017 г. N СЭД-46-09-24-11 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Пермского края" утвержден норматив расхода тепловой энергии и для данного многоквартирного дома, норматив составляет 0,061 Гкал/куб.м.
Тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО "Пермская сетевая компания" (Пермский городской округ)", утвержден постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 декабря 2017 года N 360-т и составляет на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 1860,27 руб./Гкал.
Определение размера платы за тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за июль 2018 года должно быть произведено исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, объема горячей воды (потребленного в жилом помещении) и тарифа на тепловую энергию.
При таких обстоятельствах Инспекция правомерно указала обществу в оспариваемом предписании на необходимость произвести изменение размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (компонент тепловая энергия, используемая на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению), обеспечить соблюдение пункта 54 Правил N 53, формулы 20 Приложения N 2 Правил N 354.
Приведенный в апелляционной жалобе довод о том, что предписание содержит неопределенность в исполнении, поскольку содержит указание на необходимость соблюдения формул 20 и 20.1 Приложения N 2 Правил N 354, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку выводы заинтересованного лица, положенные в правовое основание для вынесения оспариваемого предписания, содержатся в акте проверки от 18.09.2018, который заявителем получен. Кроме того, заявитель, ссылаясь на неопределенность в исполнении предписания, к заинтересованному лицу с соответствующим ходатайством о разъяснении предписания в данной части не обращался.
Содержащиеся в предписании формулировки суд считает доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить заявителю. Срок исполнения предписания является разумным, а предписание исполнимым. Законное предписание не может нарушать чьи-либо права.
Таким образом, поскольку совокупность оснований, предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемого предписания недействительным судом не установлена, решение об отказе в удовлетворении заявленного требования соответствует части 3 статьи 201 АПК РФ, является законным и обоснованным.
По приведенным в постановлении мотивам доводы заявителя жалобы подлежат отклонению в полном объеме, поскольку основаны на неверном толковании норм права и опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку в соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче апелляционной жалобы уплате подлежит госпошлина в размере 1500 руб., заявителю следует возвратить излишне уплаченную госпошлину в размере 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 29 января 2019 года по делу N А50-33412/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Астра-Сервис" (ОГРН 1145958056243, ИНН 5906856801) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (Одной тысячи пятисот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 103 от 07.02.2019.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.О. Гладких |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-33412/2018
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "АСТРА-СЕРВИС"
Ответчик: Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края