Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 июня 2019 г. N Ф08-5285/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
20 марта 2019 г. |
дело N А32-11155/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - Кузнецова А.С. по доверенности от 22.08.2018,
от заинтересованного лица - Мефоденко М.Г. по доверенности от 28.12.2018,
ИП глава КФХ Воронцов П.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента имущественных отношений Краснодарского края и индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ереминой Е.С.
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2018 по делу N А32-11155/2018 (судья Боровик А.М.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зерновая компания "Новопетровская" (ОГРН 1092349000215/ ИНН 2349031389)
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН 1022301228399/ ИНН 2308077553)
при участии третьих лиц: индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ереминой Елены Сергеевны, индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Пискуна Михаила Александровича, индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Воронцова Павла Олеговича, Стешенко Михаила Викторовича, Макаревича Олега Александровича, Муренького Олега Степановича
о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Зерновая компания "Новопетровская" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением:
- о признании действий Департамента имущественных отношений Краснодарского края по размещению извещений о предоставлении земельных с кадастровыми номерами 23:10:0301000:514, 23:30:0301000:516, 23:10:0301000:517, 23:10:030:1000:518, 23:10:0301000:519, 23:50:0301000:520, 23:10:0301000:521, 23:10:0301000:522, 23:10:0301000:523, 23:10:0301000:524, 23:10:0301000:525, 23:10:0301000:526, 23:10:0301000:527, 23:10:0301000:528, 23:10:0301000:530, 23:10:0301000:531, 23:10:0301000:532, 23:10:0301000:533, 23:10:0301000:534, 23:10:0301000:535, 23:10:0301000:536, 23:10:0301000:539, 23:10:0301000:540, 23:10:0301000:541, 23:10:0301000:542, 23:10:0301000:543, 23:10:0301000:544, 23:10:0301000:545, 23:10:0301000:546, 23:10:0301000:547, 23:10:0301000:548, 23:10:0301000:549, 23:10:0301000:550, 23:30:0301000:553, 23:10:0301000:554, 23:10:030:1000:555; 23:10:0301000:556, 23:10:0301000:557, 23:10:0301000:558, 23:10:0301000:559, 23:10:0301000:560, 23:10:0301000:561, 23:10:0301000:562, 23:10:03011000:564, 23:10:0301000:565 в аренду без торгов на основании заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ереминой Елены Сергеевны, незаконными;
- о признании действий Департамента имущественных отношений Краснодарского края в отказе в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:10:0301000:514, 23:30:0301000:516, 23:10:0301000:517, 23:10:030:1000:518, 23:10:0301000:519, 23:50:0301000:520, 23:10:0301000:521, 23:10:0301000:522, 23:10:0301000:523, 23:10:0301000:524, 23:10:0301000:525, 23:10:0301000:526, 23:10:0301000:527, 23:10:0301000:528, 23:10:0301000:530, 23:10:0301000:531, 23:10:0301000:532, 23:10:0301000:533, 23:10:0301000:534, 23:10:0301000:535, 23:10:0301000:536, 23:10:0301000:539, 23:10:0301000:540, 23:10:0301000:541, 23:10:0301000:542, 23:10:0301000:543, 23:10:0301000:544, 23:10:0301000:545, 23:10:0301000:546, 23:10:0301000:547, 23:10:0301000:548, 23:10:0301000:549, 23:10:0301000:550, 23:30:0301000:553, 23:10:0301000:554, 23:10:030:1000:555; 23:10:0301000:556, 23:10:0301000:557, 23:10:0301000:558, 23:10:0301000:559, 23:10:0301000:560, 23:10:0301000:561, 23:10:0301000:562, 23:10:03011000:564, 23:10:0301000:565 в аренду сроком на пять лет без проведения торгов в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 ст. 39. 6 главы VI Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 10 Федерального закона, от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" незаконными;
- об обязании Департамент имущественных отношений Краснодарского край предоставить ООО "Зерновая компания "Новопетровская" земельные участки с кадастровыми номерами 23:10:0301000:514, 23:30:0301000:516, 23:10:0301000:517, 23:10:030:1000:518, 23:10:0301000:519, 23:50:0301000:520, 23:10:0301000:521, 23:10:0301000:522, 23:10:0301000:523, 23:10:0301000:524, 23:10:0301000:525, 23:10:0301000:526, 23:10:0301000:527, 23:10:0301000:528, 23:10:0301000:530, 23:10:0301000:531, 23:10:0301000:532, 23:10:0301000:533, 23:10:0301000:534, 23:10:0301000:535, 23:10:0301000:536, 23:10:0301000:539, 23:10:0301000:540, 23:10:0301000:541, 23:10:0301000:542, 23:10:0301000:543, 23:10:0301000:544, 23:10:0301000:545, 23:10:0301000:546, 23:10:0301000:547, 23:10:0301000:548, 23:10:0301000:549, 23:10:0301000:550, 23:30:0301000:553, 23:10:0301000:554, 23:10:030:1000:555; 23:10:0301000:556, 23:10:0301000:557, 23:10:0301000:558, 23:10:0301000:559, 23:10:0301000:560, 23:10:0301000:561, 23:10:0301000:562, 23:10:03011000:564, 23:10:0301000:565 в аренду сроком на пять лет без проведения торгов по основаниям, предусмотренным подпунктом 12 пункта 2 ст. 39 6 главы VI Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2018 действия Департамента имущественных отношений Краснодарского края по размещению извещений о предоставлении земельных с кадастровыми номерами: 23:10:0301000:514, 23:30:0301000:516, 23:10:0301000:517, 23:10:030:1000:518, 23:10:0301000:519, 23:50:0301000:520, 23:10:0301000:521, 23:10:0301000:522, 23:10:0301000:523, 23:10:0301000:524, 23:10:0301000:525, 23:10:0301000:526, 23:10:0301000:527, 23:10:0301000:528, 23:10:0301000:530, 23:10:0301000:531, 23:10:0301000:532, 23:10:0301000:533, 23:10:0301000:534, 23:10:0301000:535, 23:10:0301000:536, 23:10:0301000:539, 23:10:0301000:540, 23:10:0301000:541, 23:10:0301000:542, 23:10:0301000:543, 23:10:0301000:544, 23:10:0301000:545, 23:10:0301000:546, 23:10:0301000:547, 23:10:0301000:548, 23:10:0301000:549, 23:10:0301000:550, 23:30:0301000:553, 23:10:0301000:554, 23:10:030:1000:555, 23:10:0301000:556, 23:10:0301000:557, 23:10:0301000:558, 23:10:0301000:559, 23:10:0301000:560, 23:10:0301000:561, 23:10:0301000:562, 23:10:03011000:564. 23:10:0301000:565 в аренду без торгов на основании заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ереминой Елены Сергеевны, признаны незаконными. Действия Департамента имущественных отношений Краснодарского края в отказе в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами: 23:10:0301000:514, 23:30:0301000:516, 23:10:0301000:517, 23:10:030:1000:518, 23:10:0301000:519, 23:50:0301000:520, 23:10:0301000:521, 23:10:0301000:522, 23:10:0301000:523, 23:10:0301000:524, 23:10:0301000:525, 23:10:0301000:526, 23:10:0301000:527, 23:10:0301000:528, 23:10:0301000:530, 23:10:0301000:531, 23:10:0301000:532, 23:10:0301000:533, 23:10:0301000:534, 23:10:0301000:535, 23:10:0301000:536, 23:10:0301000:539, 23:10:0301000:540, 23:10:0301000:541, 23:10:0301000:542, 23:10:0301000:543, 23:10:0301000:544, 23:10:0301000:545, 23:10:0301000:546, 23:10:0301000:547, 23:10:0301000:548, 23:10:0301000:549, 23:10:0301000:550, 23:30:0301000:553, 23:10:0301000:554, 23:10:030:1000:555, 23:10:0301000:556, 23:10:0301000:557, 23:10:0301000:558, 23:10:0301000:559, 23:10:0301000:560, 23:10:0301000:561, 23:10:0301000:562, 23:10:03011000:564, 23:10:0301000:565 аренду сроком на пять лет без проведения торгов в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 ст. 39. 6 главы VI Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 10 Федерального закона, от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" признаны незаконными. Суд обязал Департамент имущественных отношений Краснодарского край предоставить ООО "Зерновая компания "Новопетровская" земельные участки с кадастровыми номерами: 23:10:0301000:514, 23:10:0301000:516, 23:10:0301000:517, 23:10:0301000:518, 23:10:0301000:519, 23:10:0301000:520, 23:10:0301000:521, 23:10:0301000:522, 23:10:0301000:523, 23:10:0301000:524, 23:10:0301000:525, 23:10:0301000:526, 23:10:0301000:527, 23:10:0301000:528, 23:10:0301000:530, 23:10:0301000:531, 23:10:0305000:532, 23:10:0301000:533, 23:10:0301000:534, 23:10:0301000:535, 23:10:0301000:536, 23:10:0301000:539, 23:10:0301000:540, 23:10:0301000:541, 23:10:0301000:542. 23:10:0301000:543, 23:10:0301000:544, 23:10:0301000:545, 23:10:0301000:546, 23:10:0301000:547, 23:10:0301000:548, 23:10:0301000:549. 23:10:0301000:550, 23:10:0301000:553, 23:10:0301000:554, 23:10:0301000:555, 23:10:0301000:556, 23:10:0301000:557, 23.10:0301000:558, 23:10:0301000:559, 23:10:0301000:560. 23:10:0301000:561, 23:10:0301000:562, 23:10:0301000:564, 23:10:0301000:565 в аренду, сроком на пять лет без проведения торгов по основаниям, предусмотренным подпунктом 12 пункта 2 ст. 39 6 главы VI Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент имущественных отношений Краснодарского края и индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Еремина Е.С. обжаловали его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе департамент просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд пришел к необоснованному выводу о том, что заявление индивидуального предпринимателя Ереминой Е.С. подлежало возврату и не могло быть принято во внимание, поскольку возможность возврата заявления является прерогативой департамента, суд не вправе подменять орган исполнительной власти и брать на себя его функции. На момент поступления заявлений ООО "Зерновая компания "Новопетровская" от 23.11.2017 на рассмотрении в департаменте находилось заявление ИП главы КФХ Ереминой Е.С. Отказ обществу, выраженный в письме от 15.12.2017 N 52-46222/17-32-20, основан на нормах действующего законодательства. В целях соблюдения императивно установленной нормы о соблюдении принципа публичности, департамент, на основании ранее поступившего заявления ИП главы КФХ Ереминой Е.С., опубликовал извещение о предоставлении земельных участков в порядке ст. 39.18 Земельного кодекса РФ. На основании заявления ИП главы КФХ Ереминой Е.С. департаментом изданы приказы о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Краевое государственное казенное специализированное учреждение "Фонд государственного имущества в Краснодарском крае" произвел публикацию извещения о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в сети "Интернет". Департамент, руководствуясь п. 7 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, принял решение о проведении аукционов на право заключения договора аренды земельных участков. В связи с поступлением заявлений иных лиц (Стешенко М.В.) о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды спорных земельных участков фонд произвел публикацию извещений о проведении аукционов. Заявки на участие в аукционе поданы индивидуальным предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Воронцовым П.О., индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Пискуном М.А., Макаревичем О.А., Муреньким О.С. Следовательно, помимо ООО "Зерновая компания "Новопетровская" и ИП главы КФХ Ереминой Е.С. имелись также иные лица, заинтересованные в получении права аренды на данные участки. Суд необоснованно отказал в привлечении к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований указав, что данный спор не затрагивает права и законные интересы этих лиц. При этом вынесенным решением суд удовлетворил требование о признании незаконными действий департамента по размещению извещений о предоставлении земельных участков, на основании которых были поданы заявки. Суд, в нарушение принципа публичности предоставления земельных участков, обладая информацией о лицах, изъявивших желание приобрести право аренды в отношении спорных участков, удовлетворил требование об обязании департамента предоставить земельные участки ООО "Зерновая компания "Новопетровская" в аренду на 5 лет без проведения торгов. Удовлетворение судом заявленных требований создает для конкретного хозяйствующего субъекта, а именно ООО "Зерновая компания "Новопетровская", преимущественные условия в получении земельных участков в аренду и воспрепятствует доступу к земельным ресурсам лиц, имевших намерения приобрести права аренды данных земельных участков, что приводит к нарушению пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой органам государственной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Кроме того, департамент указал на нарушение судом норм процессуального права. Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.06.2017 по делу N А32-11155/2018 удовлетворено ходатайство заявителя о принятии обеспечительных мер. Суд запретил департаменту распоряжение спорными земельными участками до рассмотрения требований по существу. Также суд запретил Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю проведение любых регистрационных действий в отношении спорных земельных участков. Следовательно, при вынесении определения суд разрешил вопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченных к участию в деле.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Еремина Е.С. просила отменить решение суда, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что на момент принятия обжалуемого решения суд первой инстанции не располагал сведениями о надлежащем извещении КФХ Ереминой Елены Сергеевны о привлечении в качестве третьего лица, об отложении судебного заседания и не предпринял всех зависящих от него мер для надлежащего извещения ответчика. КФХ Еремина Е.С. была лишена возможности заявить возражения против исковых требований, представлять отзыв на иск, дополнительные доказательства и документы, то есть реально защищать свои права и законные интересы. Данное обстоятельство в силу пункта 2 части 4 статьи 270 АПК РФ влечет безусловную отмену судебного акта. Кроме того, суд ошибочно указал на несоответствие заявления КФХ Ереминой Е.С. требованиям ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, основания, установленные ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации для возврата заявления о предоставлении земельного участка, отсутствовали. Параметры испрашиваемых земельных участков подпадают под исключения, установленные ст. 12.2 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае". Срок для рассмотрения заявления КФХ Ереминой Е.С. от 25.10.2017 истекал 24.11.2017, тогда как заявление ООО "Зерновая компания "Новопетровская" поступило в департамент 23.11.2017. Таким образом, на даты 23.11.2017 и 24.11.2017 в департаменте на рассмотрении находилось два заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов, а именно от КФХ Ереминой Е.С. и от ООО "Зерновая компания "Новопетровская", что являлось основанием для предоставления испрашиваемых участков в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно через торги. Также следует отметить, что судом первой инстанции по аналогии с заявлением о предоставлении земельного участка, поступившего от КФХ Ереминой Е.С., не дана оценка заявлению, поступившему от ООО "Зерновая компания "Новопетровская", на предмет его соответствия требованиям ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе на предмет оснований для его возврата и оснований для отказа от предоставления земельного участка в аренду. Также судом первой инстанции не выяснялись обстоятельства участия КФХ Ереминой Е.С. в государственной программе в сфере развития сельского хозяйства, что ставит в неравное положение субъектов хозяйственной деятельности. Кроме того, в мотивировочной части решения суда первой инстанции указано, что из материалов дела следует, что на дату рассмотрения заявления о предоставлении спорных земельных участков, срок рассмотрения заявления о предоставлении этих же земельных участков главе КФХ Ереминой Е.С. истёк. Однако истечение срока суд связал только лишь с тем, что прошел установленный для уполномоченного органа срок для принятия решения. При этом судом не дана оценка тому факту, что фактически заявление КФХ Ереминой Е.С. не было еще рассмотрено. Суд первой инстанции, стремясь защитить права заявителя от незаконного поведения со стороны публичного государственного органа, нарушает права третьего лица КФХ Ереминой Е.С., которое также пострадало от незаконного поведения со стороны публичного государственного органа, не получив ответ на свое заявление в установленный законом срок.
В дополнении к апелляционной жалобе глава крестьянского (фермерского) хозяйства Еремина Е.С. указала, что при разрешении спора суд исходил из норм статьи 39.17 Земельного кодекса, содержащей общие положения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Вместе с тем, как следует из материалов дела, до обращения общества за предоставлением в аренду спорных земельных участков департаментом по заявлению главы хозяйства начата специальная процедура предоставления земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, закрепленная в статье 39.18 Земельного кодекса. Общество не вправе претендовать на предоставление в аренду земельных участков, в отношении которых ранее начата процедура предоставления по специальному основанию - для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Изложенные правовые позиции сформулированы в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2014 N 308-ЭС14-1222 и постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.09.2018 по делу N А63-1983/2017. Устраняя конкуренцию специальных субъектов, суд сослался на недостатки заявления главы хозяйства (неуказание цели использования участков в разрезе Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 и статьи 19 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ, а также превышение предельных параметров по площади испрашиваемых участков).Ссылки суда на судебную практику применения ст. 12 Закона о фермерском хозяйстве (в первоначальной редакции) не могут быть признаны обоснованными поскольку Федеральным законом ль 23.06.2014 N 171-ФЗ указанная норма права изложена в новой редакции, согласно которой порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом РФ. Указывая на цель использования земельного участка как обязательный элемент заявления о его предоставлении (п.п.7 п.1 ст. 39.17 ЗК РФ) названный Кодекс не обязывает заявителя конкретизировать цель его использования применительно к классификатору видов разрешенного использования. Оценка заявления на предмет его соответствия предъявляемым требованиям отнесена к полномочиям департамента. Согласно правовой позиции сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 302-КГ-18-8388 суд не вправе подменять собой функции уполномоченного органа, а также восполнять недостатки и устранять нарушения, допущенные этим органом при рассмотрении заявлений общества. Иное свидетельствовало бы о нарушении принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзывах на апелляционные жалобы ООО "Зерновая компания "Новопетровская" указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
Общество указало, что позиция департамента об отсутствии у суда права оценивать представленные сторонами доказательства, если предметом спора являются решения, действия государственного органа, относящиеся к его административной компетенции, ввиду того, что в таком случае суд подменяет собой названные органы, противоречит конституционному принципу всеобщей судебной защиты (ст.46 Конституции Российской Федерации), задачам судопроизводства в арбитражных судах (ст.2 АПК РФ) и правилам его осуществления по делам, предусмотренным гл. 24 АПК РФ. Названный подход соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.04.2016 N А53-20343/2014. Предприниматель неоднократно изменял заявленную им самим цель предоставления земельных участков, что по мнению общества влечет за собой утрату права предпринимателя на оспаривание установленного судом факта отсутствия указания конкретной цели предоставления земельных участков и необходимости применить к спорным правоотношениям принцип эстоппеля. Публикация извещений осуществлена с 02.04.2018-16.04.2018, т.е. по истечении законодательно установленного срока рассмотрения заявления общества. Наличие заявлений иных лиц не имеет правового значения для рассмотрения спора, поскольку в период рассмотрения заявления общества отсутствовали и поступили значительно позднее. Спорные участки не могут быть предметом аукциона в силу п.п.17 п.8 ст. 39.11 ЗК РФ, п.13 ст.39.16 ЗК РФ, в связи с чем, необходимость привлечения третьих лиц отсутствует. Конструкция п.8 ст. 10 Закона N 101-ФЗ прямо указывает на необходимость реализации порядка предоставления земельного участка по правилам, предусмотренным ст. 39.18 ЗК РФ только в том случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду (абз.2 п.8 ст.10 Закона N 101-ФЗ). В отсутствие конкурирующих заявок в период рассмотрения заявления специального субъекта, претендующего на получение земельного участка в аренду в соответствии с п.8 ст. 10 Закона N 101-ФЗ не предполагает публичного извещения со стороны государственного органа о намерении осуществить предоставление такого участка по названным правилам. Суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями Закона N 101-ФЗ и признал позицию департамента в указанной части как противоречащую нормативному акту, имеющему большую юридическую силу. Обоснованность такого подхода соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.02.2016 по делу N 308-КГ15-13732.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель общества не согласился с доводами апелляционных жалоб, просил решение оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
ИП Воронцов П.О. не согласился с доводами апелляционных жалоб, просил решение оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, явку своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и отзывов, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Зерновая компания "Новопетровская" обратилось в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлениями от 22.11.2017 о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами: 23:10:0301000:514, 23:10:0301000:516, 23:10:0301000:517, 23:10:0301000:518, 23:10:0301000:519, 23:10:0301000:520, 23:10:0301000:521, 23:10:0301000:522, 23:10:0301000:523, 23:10:0301000:524, 23:10:0301000:525, 23:10:0301000:526, 23:10:0301000:527, 23:10:0301000:528, 23:10:0301000:530, 23:10:0301000:531, 23:10:0301000:532, 23:10:0301000:533, 23:10:0301000:534, 23:10:0301000:535, 23:10:0301000:536, 23:10:0301000:539, 23:10:0301000:540, 23:10:0301000:541, 23:10:0301000:542, 23:10:0301000:543, 23:10:0301000:544, 23:10:0301000:545, 23:10:0301000:546, 23:10:0301000:547, 23:10:0301000:548, 23:10:0301000:549, 23:10:0301000:550, 23:10:0301000:553, 23:10:0301000:554, 23:10:0301000:555, 23:10:0301000:556, 23:10:0301000:557, 23:10:0301000:558, 23:10:0301000:559, 23:10:0301000:560, 23:10:0301000:561, 23:10:0301000:562, 23:10:0301000:564, 23:10:0301000:565 в аренду сроком на пять лет без проведения торгов для сельскохозяйственного производства в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 ст. 39.6 главы VI Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (представлены в электронном виде при обращении с заявлением в суд первой инстанции). Заявления получены департаментом 23.11.2017.
Согласно информации Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 10.11.2017 ООО "Зерновая компания "Новопетровская" (ИНН 2349031389) является участником государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 года "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (л.д. 39 т.1).
Отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края исх. N 52-46222/17-32-20 от 15.12.2017 в предоставлении испрашиваемых земельных участков получен ООО "Зерновая компания "Новопетровская" 29.12.2017 вх.N 196. Отказ департамента мотивирован тем, что по ранее поданному заявлению иного лица департаментом проводится правовая экспертиза возможного предоставления в аренду без торгов вышеуказанных земельных участков в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полагая отказ департамента незаконным, ООО "Зерновая компания "Новопетровская" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В силу пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Из подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Одновременно из подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ следует, что также без проведения торгов предоставляются земельные участки гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации" статья 10 Закона N 101-ФЗ дополнена пунктом 8, который устанавливает, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345 "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края" департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, а также осуществляет деятельность по предоставлению государственных услуг, в т.ч. по предоставлению в аренду земельных участков.
Из материалов дела следует, что 25.10.2017, т.е. до обращения общества с заявлением о предоставлении земельных участков без торгов, от индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ереминой Елены Сергеевны в департамент поступило заявление (вх. N 52-1486-У/17) о предоставлении в аренду на 49 лет земельных участков, в том числе 45 спорных на основании п.п.15 п.2 ст. 39.6, ст. 39.18 ЗК РФ, для ведения КФХ, в соответствии с целями использования предусмотренными ст. 16 532-КЗ. В заявлении указаны реквизиты паспорта, удостоверяющего личность заявителя. Дополнением к заявлению глава КФХ Еремина Е.С. уточнила цель использования земельных участков в соответствии со ст. 19 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ для выращивания риса с соблюдением севооборота и урожайностью не менее 61,7 ц/га (л.д. 55-58 т.1).
Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления (пункт 4 статьи 39.17 ЗК РФ).
В силу п.1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.18 ЗК РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
Согласно части 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
20.03.2018 департаментом изданы приказы о предоставлении спорных земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, в порядке, установленном ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации". Краевому государственному казенному специализированному учреждению "Фонд государственного имущества Краснодарского края" порчено обеспечить опубликование извещений о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в сети "Интернет". Публикация осуществлена фондом 04.04.2018.
В связи с поступлением заявлений от 23.04.2018 о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора от Стешенко М.В., 10.05.2018 Фонд опубликовал извещения о проведении аукционов. Заявки на участие в аукционе поданы от имени ИП главы КФХ Воронцова П.О., ИП главы КФХ Пискуна М.А., Макаревич О.А., Муренького О.С. (т.д. 2-8). Данные обстоятельства не оспариваются.
Из изложенного следует, что предельный срок для принятия решения по заявлению ИП главы КФХ Ереминой Е.С. о предоставлении земельного участка без проведения торгов, составляющий 60 дней со дня поступления заявления, департаментом пропущен, однако, данные действия (бездействие) не являются предметом спора по настоящему делу и, соответственно, не имеют правового значения для его рассмотрения.
Делая вывод об обязанности департамента возвратить заявление ИП КФХ Ереминой Е.С. не позднее 27.11.2017 и, в связи с этим, об отсутствии конкурирующих заявок на дату принятия оспариваемого отказа департамента (15.12.2017) суд первой инстанции оценил заявление ИП КФХ Ереминой Е.С. на предмет его соответствия требованиям п.п.7 п.1 ст.39.17 (цель использования) и ст.12.2 закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае".
Согласно пункту 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются, в том числе, цель использования земельного участка (п.п.7).
О необходимости указания цели использования земельного участка свидетельствуют положения статей 39.11, ст. 39.16 ЗК РФ. В частности, согласно п.14 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому сельскохозяйственное использование земельного участка подразумевает ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1-1.18, а именно: растениеводство; выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур; овощеводство; выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур; садоводство; выращивание льна и конопли; животноводство; скотоводство; звероводство; птицеводство; свиноводство; пчеловодство; рыбоводство; научное обеспечение сельского хозяйства; хранение и переработка сельскохозяйственной продукции; ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках; питомники; обеспечение сельскохозяйственного производства.
Статьей 19 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее Закон N 532-КЗ) предусмотрено, что земельные участки из фонда перераспределения земель Краснодарского края, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края (за исключением занятых лесополосами, рисовыми оросительными системами, состоящими из каналов оросительной и водоотводной сети, сооружений (водозаборов, насосных станций, отстойников), сети дорог, оборудования и построек для нужд эксплуатации и предназначенными для орошения риса и сопутствующих культур севооборота), используются арендаторами для: 1) развития отрасли животноводства для выращивания кормовых культур (кормовые травы, силосные культуры, кормовые корнеплоды, кормовые клубнеплоды, кормовые бахчевые культуры, зернофуражные культуры) в целях обеспечения кормами собственных животных и птицы из расчета не менее 20 условных голов на 100 гектаров либо в целях обеспечения кормами животных и птицы, принадлежащих другим владельцам, в том числе ведущим личное подсобное хозяйство, из расчета ежегодного производства и реализации не менее 7 центнеров кормовых единиц с каждого арендуемого гектара; рыбоводства; 2) производства винограда, плодов, картофеля, овощей и ягод с поддержанием способности почвы обеспечивать урожаи сельскохозяйственных культур не менее указанных в статье 7 Закона Краснодарского края "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края"; 3) создания питомников для выращивания и реализации подроста деревьев и кустарников, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян; 4) сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных для обеспечения кормами сельскохозяйственных животных из расчета не менее 3 условных голов на 100 гектаров земельных участков для сенокошения и пастбищ; 5) выращивания риса с соблюдением севооборота и урожайностью не менее 61,7 ц/га.
В заявлении главы КФХ Ереминой Е.С. указана цель использования земельных участков - а именно в соответствии с целями, предусмотренными статьей 19 Закона Краснодарского края N 532-КЗ.
В дополнении заявлению о предоставлении земельных участков глава КФХ Еремина Е.С. указала, что в соответствии со статьей 19 Закона Краснодарского края N 532-КЗ земельные участки будут использоваться для выращивания риса с соблюдением севооборота и урожайностью не менее 61,7 ц/га. Факт получения данного дополнения подтвержден департаментом. Запрет на уточнение цели использования земельных участков после подачи заявления и до принятия по нему решения уполномоченным органом, ЗК РФ, иными законами и нормативными правовыми актами, не установлен.
Указанными нормами права а также положениями ст. 39.17 ЗК РФ, не предусмотрена обязанность заявителя формулировать цель предоставления земельного участка в точном соответствии с существующей классификацией, установленной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 и статьей 19 Закона Краснодарского края N 532-КЗ и не предусмотрено в качестве основания для возвращения заявления несовпадение формулировок цели указанной в заявлении и вышеуказанных нормативных правовых актах.
Доказательства того, что разрешенное использование земельных участков не соответствует целям их использования указанным в заявлении ИП КФХ Ереминой Е.С. отсутствуют.
Кроме того, суд первой инстанции указал на превышение предельного максимального размера испрашиваемых земельных участков (530,69 га) предоставляемых в аренду или собственность для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Пунктом 2 ст. 12(2) Закона Краснодарского края N 532-КЗ предельный максимальный размер всех земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых в аренду или собственность для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, должен соответствовать требованиям статьи 22 настоящего Закона и составлять не более 200 гектаров.
В случае, если земельные участки используются либо будут использоваться крестьянским (фермерским) хозяйством для выращивания кормовых культур (кормовые травы, силосные культуры, кормовые корнеплоды, кормовые клубнеплоды, кормовые бахчевые культуры, зернофуражные культуры), предельный максимальный размер всех земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых в аренду или собственность для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, не ограничивается и рассчитывается:
в целях обеспечения кормами собственных животных и птицы из расчета не менее 20 условных голов на 100 гектаров;
в целях обеспечения кормами животных и птицы, принадлежащих другим владельцам, в том числе ведущим личное подсобное хозяйство, из расчета ежегодного производства и реализации не менее 7 центнеров кормовых единиц с каждого арендуемого гектара.
Т.е. вопрос о наличии либо отсутствии ограничений по предельным параметрам испрашиваемого земельного участка рассматривается уполномоченным органом в каждом конкретном случае с учетом цели его использования.
Кроме того, судом первой инстанции не учтено, что департамент, рассматривая заявление ИП главы КФХ Ереминой Е.С. о предоставлении земельных участков, осуществлял исключительные полномочия публичного органа власти, находящиеся в его компетенции. При этом, выполнение судом административной функции публичного органа недопустимо в силу статьи 10 Конституции Российской Федерации о разделении государственной власти в России на законодательную, исполнительную и судебную, суд не вправе предрешать результаты рассмотрения соответствующего заявления (аналогичные правовые позиции изложены в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 08.04.2015 N 26-КГ15-13, от 19.09.2018 N 18-КГ18-123).
Поскольку до обращения ООО "Зерновая компания "Новопетровская" (23.11.2017) за предоставлением спорных земельных участков в аренду, с аналогичным заявлением обратилась глава КФХ Еремина Е.С. (25.10.2017), в целях соблюдения императивно установленной нормы о соблюдении принципа публичности, на основании поручения департамента краевое государственное казенное специализированное учреждение "Фонд государственного имущества в Краснодарском крае" (далее - фонд) 04.04.2018 осуществил опубликование извещений о предоставлении земельных участков в порядке ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.
Оснований для признания незаконными действий департамента по размещению извещений о предоставлении земельных участков в аренду без торгов на основании заявления главы КФХ Ереминой Е.С. не имеется.
Исходя из общих принципов земельного законодательства, содержания абз.2 п.8 ст. 10 Закона N 101-ФЗ и ст. 39.18 ЗК РФ возможность предоставления земельных участков без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данных земельных участков.
При этом ни Земельный кодекс, ни Закон N 101-ФЗ не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по основаниям, указанным в пункте 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, кроме порядка, предусмотренного статьей 39.18 Земельного кодекса.
Поэтому предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц. Если в орган, уполномоченный на распоряжение участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса. Следовательно, заявление крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка без проведения торгов в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ в любом случае рассматривается по правилам статьи 39.18 Земельного кодекса.
Наличие у одного из претендентов документов о программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства не влияет на общий порядок предоставления земельных участков, установленный статьей 39.18 Земельного кодекса, при наличии заявлений иных заинтересованных лиц, также желающих приобрести право аренды в отношении такого земельного участка (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.01.2019 по делу N А53-9328/2018).
Таким образом, поскольку департамент, в соответствии с п.4 ст.39.17 Земельного кодекса РФ, осуществил рассмотрение заявлений ИП главы КФХ Ереминой Е.С. и ООО "Зерновая компания "Новопетровская" о предоставлении земельных участков в порядке их поступления, отказ обществу в предоставлении земельных участков без торгов, выраженный в письме от 15.12.2017 N 52-46222/17-32-20 и инициирование процедуры предоставления земельных участков на торгах в форме аукциона, основан на нормах действующего законодательства, а именно пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, статьи 39.18 Земельного кодекса РФ.
Учитывая изложенное, правовых оснований для удовлетворения требований общества о признании незаконными действий департамента, выразившихся в отказе в предоставлении спорных земельных участков в аренду без проведения торгов и обязания департамента предоставить обществу спорные земельные участки без проведения торгов не имеется. Решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое с неправильным применением норм материального права.
Доводы апеллянтов в части нарушения судом первой инстанции норм процессуального права отклоняются. Предметом рассмотрения настоящего спора являются требования общества о признании незаконным отказа департамента в предоставлении земельного участка в аренду. Управление Росреестра не является участником спорных правоотношений, необходимость привлечения его к участию в деле отсутствует. Принятие обеспечительной меры в виде запрета Управлению Росреестра совершать регистрационные действия в отношении спорных земельных участков не свидетельствует о том, что решение суда может повлиять на его права или обязанности по отношению к одной из сторон. Учитывая изложенное предусмотренных ст.51 АПК РФ оснований для привлечения Управления Росреестра к участию в деле в качестве третьего лица не имеется.
В пункте 15 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" разъяснено, что суду апелляционной (кассационной) инстанции следует исходить из того, что извещение является надлежащим, если в материалах дела имеются документы, подтверждающие направление арбитражным судом лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по делу в порядке, установленном статьей 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и ее получение адресатом (уведомление о вручении, расписка, иные документы согласно части 5 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), либо иные доказательства получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся процессе (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), либо документы, подтверждающие соблюдение одного или нескольких условий части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Информация о принятии искового заявления или заявления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Документы, подтверждающие размещение арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанных сведений, включая дату их размещения, приобщаются к материалам дела.
Судебные извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства (часть 4 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно материалам дела Еремина Е.С. привлечена к участию в деле в качестве третьего лица определением суда от 07.06.2018.
Согласно материалам дела определение суда о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица от 07.06.2018 направлялось Ереминой Е.С. по адресу регистрации указанному в ЕГРИП (почтовый идентификатор N 35093121292689) и возвращено в суд отделением связи (том 1, л.д. 89). Определение суда об отложении судебного разбирательства на 09.10.2018 также направлялось Ереминой Е.С. по адресу регистрации: (почтовый идентификатор N 35093121292689) и возвращено в суд отделением связи (том 1, л.д. 116).
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
Определения суда были также опубликованы на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" разъяснено, что суду апелляционной (кассационной) инстанции следует исходить из того, что извещение является надлежащим, если в материалах дела имеются документы, подтверждающие соблюдение одного или нескольких условий части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, судом первой инстанции были приняты все необходимые меры к извещению ИП главы КФХ Ереминой Е.С. о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы относятся на общество с ограниченной ответственностью "Зерновая компания "Новопетровская".
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2018 по делу N А32-11155/2018 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Зерновая компания "Новопетровская" (ОГРН 1092349000215/ ИНН 2349031389) в пользу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ереминой Елены Сергеевны (ОГРНИП 317237500245565/ ИНН 234911886000) 150 рублей расходов по государственной пошлине.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11155/2018
Истец: ООО "Зерновая компания "Новопетровская"
Ответчик: Деп имущественных отношений, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Еремина Е. С., ИП глава крестьянского фермерского хозяйства Еремина Е.С.
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5285/19
29.04.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-11155/18
20.03.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21474/18
13.11.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8898/18
22.10.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-11155/18
21.08.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11370/18