Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 мая 2019 г. N Ф05-7245/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
21 марта 2019 г. |
Дело N А41-74861/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Боровиковой С.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Искендеровой Я.Г.
при участии в заседании:
от заявителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Канал имени Москвы" - Зачиняев С.В. по доверенности от 21 декабря 2018 года,
от заинтересованного лица Государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес" - Рощина И.А. по доверенности от 07 февраля 2019 года,
от третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области - Рощина И.А. по доверенности от 24 декабря 2018 года,
от третьего лица Государственного лесного инспектора Московской области - старший участковый лесничий Ермаков Алексей Григорьевич - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Канал имени Москвы" на решение Арбитражного суда Московской области от 26 декабря 2018 года по делу N А41-74861/18, принятое судьей Кузьминой О.А., по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Канал имени Москвы" (ИНН 7733231361, ОГРН 1157746363983) к Государственному казенному учреждению Московской области "Мособллес" (ИНН 5038004331, ОГРН 1025004910237) о признании незаконным отказа и отмене предписания, третьи лица - Комитет лесного хозяйства Московской области (ИНН 5024129468, ОГРН 1125024004918), Государственный лесной инспектор Московской области - старший участковый лесничий Ермаков Алексей Григорьевич,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Канал имени Москвы" (далее - ФГБУ "Канал имени Москвы") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Государственному казенному учреждению Московской области "Мособллес" (далее - ГКУ "Мособллес") об обязании провести обустройство противопожарной минерализованной полосы и обеспечить санитарную вырубку поврежденных деревьев по границам лесных массивов, граничащих со следующими населенными пунктами: в городском округе Павловский Посад Московской области: г. Павловский Посад, р.п. Большие дворы, д. Быково, д. Дмитрово, д. Алексеево, д. Дальняя, д. Михалево, п. Аверкивского лесничества, д. Власово, д. Дергаево, д. Митино, д. Ефимово, д. Козлово, п. Мехлесхоз, д. Ковригино.
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области, Государственный лесной инспектор Московской области - старший участковый лесничий Ермаков Алексей Григорьевич.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 декабря 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 61-64 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Старшего участкового лесничего Ермакова А.Г., извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель комитета возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 06 июня 2018 года государственным лесным инспектором при патрулировании территории лесного фонда по маршруту N 11 в квартале 22 в выделах 48, 6, 7, 18, 19, 41 Деденевского участкового лесничества Дмитровского лесничества вблизи д. Варварино Дмитровского муниципального района Московской области, целевое назначение - защитные леса, категория защитности 1 и 2 пояс зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения обнаружено нарушение лесного законодательства, а именно: по завершении работ по расширению просеке ЛЭП ВЛ - 110 кВ "Икша 1 - Комсомольская" организацией ФГБУ "Канал имени Москвы" было допущено захламление лесных участков горючими материалами, а именно древесиной с необрубленными сучьями и не уложены в штабеля древесина складирована в плотную к стене леса и не окаймлена минерализованной полосой на площади 2,5 га.
За нарушение требований Правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима веденного в Московской области с 01 мая 2018 года постановлением Губернатора Московской области от 17 апреля 2018 года N 155-ПГ, в отношении заявителя 05 июля 2018 года составлен протокол N 4-206/2018 об административном правонарушении.
К протоколу приложены объяснения заявителя, согласно которым вина в совершении правонарушении не признана, а также отмечено, что по вопросу выполнения работ по очистке трассы охранных зон ВЛ 6/10 кВ (длина участка 24550 м.) и ВЛ 110 кВ (длина участка 10 519-м.) заключен контракт N Ф.2017.463353 от 03 ноября 2017 года с ООО "Ника".
На основании выявленных нарушений также заявителю выдано предписание об устранении нарушений лесного законодательства, а именно: очистить лесные участки от порубочных остатков, сложить древесину в штабеля и окаймить минерализованной полосой на площади 2,5 га или вывезти древесину с лесного участка.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Лесным законодательством регулируются лесные отношения, а имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также нормами ЗК РФ, если иное не установлено нормами ЛК РФ и другими федеральными законами (статья 3 ЛК РФ).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление таких полномочий в области лесных отношений, как организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Средства на осуществление данных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (пункт 3 статьи 83 ЛК РФ).
В силу части 2.1 статьи 96 ЛК РФ, пункта 4 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394, федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.
Центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений является комитет лесного хозяйства Московской области (пункт 1 Положения о комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22).
Основной целью деятельности ГКУ МО "Мособллес" является обеспечение реализации полномочий комитета лесного хозяйства Московской области в сфере лесных отношений.
Распоряжением Комитета лесного хозяйства Московской области от 16 апреля 2013 года N 30-10-Р утвержден перечень должностных лиц ГКУ МО "Мособллес", осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на территории Московской области, и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Московской области.
Согласно пункту 8 части 3 статьи 96 ЛК РФ право должностных лиц органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено должностным лицом ГКУ МО "Мособллес" в пределах предоставленных ему полномочий при осуществлении федерального государственного лесного надзора является правильным.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
В соответствии со статьей 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса (часть 1 статьи 45 Лесного кодекса); в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков (часть 4 статьи 45 Лесного кодекса); порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 45 ЛК РФ).
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 (далее - Правила), устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с пунктом 19 Правил срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
В соответствии с пунктом 34 Правил просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Пунктом 35 Правил пожарной безопасности установлено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
В данном случае общество не обеспечило уборку по расчистке ЛЭП порубочных остатков, что зафиксировано в акте проверки и на приложенном к нему фотоматериале, допустило то обстоятельство, что неубранная древесина не отделена минерализованной полосой, лежит у стены леса.
Исходя из положений Закона Московской области N 41/2003-ОЗ от 23 апреля 2003 года "О Губернаторе Московской области", постановления Губернатора Московской области от 13 апреля 2001 года N 98-ПГ "Об опубликовании нормативных правовых актов, принятых Губернатором Московской области, Правительством Московской области" постановления Губернатора Московской области, имеющие нормативный характер, вступают в силу после дня их первого официального опубликования или размещения (опубликования) на Интернет- портале Правительства Московской области.
Постановление Губернатора Московской области от 17 апреля 2018 года N 155-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности" опубликовано на официальном интернет-портале Правительства Московской области 08 мая 2018 года и отменено постановлением Губернатора Московской области от 10 сентября 2018 года N 401-ПГ "Об отмене в Московской области режима повышенной готовности".
Поскольку постановление Губернатора Московской области от 17 апреля 2018 года N 155-ПГ, которым в Московской области введен режим повышенной готовности, на момент выявления правонарушения (06 июня 2018 года) было официально опубликовано и действовало, арбитражный суд приходит выводу к выводу о том, что допущенное обществом административное правонарушение совершено в период действия режима повышенной готовности.
При этом, заключение с ООО "Ника" контракта N Ф.2017.463353 от 03 ноября 2017 года на выполнение работ по очистке трассы охранных зон ВЛ 6/10 кВ (длина участка 24550 м.) и ВЛ 110 кВ (длина участка 10 519-м.) от древесно-кустарниковой растительности не освобождало ФГБУ "Канал имени Москвы" от исполнения требования законодательства по содержанию лесных участков, выделенных для размещения линий электропередачи.
Привлечение к административной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение публично-правовой обязанности, в том числе определение субъекта этой обязанности и административной ответственности за их неисполнение (ненадлежащее исполнение), не может зависеть от содержания договора (при отсутствии указания в законе на такой способ определения обязанного лица - субъекта административной ответственности). В том случае если такая обязанность законом возложена на одно лицо, то оно не может переложить исполнение этой обязанности на другое лицо путем включения в договор соответствующего условия.
Являясь лицом, в оперативном управлении которого находятся упомянутые линии электропередач, расположенные на спорном лесном участке, ФГБУ "Канал имени Москвы" обязано осуществлять контроль за соблюдением требований лесного законодательства при выполнении работ по расширению просеки, и, следовательно, несет ответственность в случае нарушения данных требований.
Доводы общества о нарушении ГКУ МО "Мособллес" при проведении проверки Закона о защите прав юридических лиц, а именно: порядка проведения проверки, в части отсутствия распоряжения о проведении проверки при патрулировании территории, отклоняются арбитражным судом по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 96 ЛК РФ под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, данным Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ (часть 2 статьи 96 ЛК РФ).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 96 ЛК РФ должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанные в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право на осуществление патрулирования лесов.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 394 от 22 июня 2007 года утверждено Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (далее - Положение).
Согласно пункту 8 Положения должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, указанные в абзацах первом и втором пункта 3 Положения, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использование лесов; осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства.
Исходя из пункта 12 Положения федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством, в том числе проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из содержания указанных нормативных актов следует, что одной из форм государственного лесного надзора являются мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, в том числе в виде патрулирования.
Как усматривается из материалов дела, предметом маршрутного патрулирования не определена именно деятельность общества и на него не возлагались обязанности по представлению информации и исполнению требований уполномоченных органов.
Учитывая изложенное, арбитражный суд считает, что в данном случае проверка не назначалась и фактически не проводилась, проведено маршрутное патрулирование участков лесного фонда, в частности в границах выделов 48, 6, 7, 18, 19, 41 Деденевского участкового лесничества Дмитровского лесничества вблизи д. Варварино Дмитровского муниципального района Московской области, на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства.
Данное мероприятие - маршрутное патрулирование участков лесного фонда является осуществлением наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на подведомственной службе территории и осуществляется в форме визуального осмотра, который производится без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, однако при наличии последних на месте осмотра они имеют право принимать участие при проведении обследования и составлении соответствующих документов.
Должностные лица службы по контролю производят визуальный осмотр объектов с целью оценки соответствия состояния и содержания объекта требованиям действующих норм и правил. В ходе визуального осмотра фиксируются факты нарушений установленных норм и правил содержания объектов.
Таким образом, Закон о защите прав юридических лиц в рассматриваемом случае не применим.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 декабря 2018 года по делу N А41-74861/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-74861/2018
Истец: ФГБУ "КАНАЛ ИМЕНИ МОСКВЫ"
Ответчик: ГКУ МО "Мособллес" Россия, 141800, Московская обл, Дмитровский р-н., г. Дмитров, ул. 2-ая Московская д.5
Третье лицо: ГКУ МО "Мособллес", Государственный лесной инспектор Московской области - старший участковый лесничий Ермаков Алексей Григорьевич
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7245/19
21.03.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2870/19
26.12.2018 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-74861/18
19.09.2018 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-74861/18