Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июля 2019 г. N Ф07-7511/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
22 марта 2019 г. |
Дело N А66-6619/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 марта 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Кутузовой И.В. и Моисеевой И.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительной компании "Технологии и Инвестиции" на решение Арбитражного суда Тверской области от 01 ноября 2018 года по делу N А66-6619/2018 (судья Кольцова М.С.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "БурЭнерго" (ОГРН 1136952011470, ИНН 6949011127; место нахождения: 170546, Тверская область, Калининский район, село Бурашево, здание Котельной; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью Строительной компании "Технологии и инвестиции" (ОГРН 1116952044098, ИНН 6950139202; место нахождения: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Лидии Базановой, дом 20; далее - Компания) о взыскании 917 113 руб. 24 коп. долга, в том числе 109 333 руб. 15 коп. долга за водоснабжение (с учетом повышающего коэффициента), 113 063 руб. 82 коп. долга за водоотведение, 671 674 руб. 09 коп. долга за отопление, 23 042 руб. 18 коп. - за вывоз твердых бытовых отходов.
Решением суда от 01 ноября 2018 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, с Компании в доход федерального бюджета взыскано 21 342 руб. государственной пошлины.
Компания с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает на отсутствие документов, подтверждающих объем оказанных услуг, на их не направление в адрес ответчика; на наличие прямых расчетов населения с истцом, на отсутствие у истца права требовать платы за вывоз твердых бытовых отходов (далее - ТБО).
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается в материалах дела, Компания в период с 01.04.2015 по 15.05.2017 являлась управляющей организацией ряда жилых домов, расположенных в поселке городского типа Орша Калининского района Тверской области.
В тот же период Общество поставляло в данные дома тепловую энергию, оказывало услуги водоснабжения и водоотведения, осуществляло вывоз ТБО.
Наличие долга по оплате поставленных в спорный период ресурсов и оказанных услуг послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, тепловой энергией правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 779 названного Кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 2 статьи 781 ГК РФ определено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Поскольку услугами по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и вывозу ТБО в данном случае обеспечивалось население многоквартирных жилых домов, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии со статьей 161 и частями 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
Управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, и на нее возложены обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества всем потребителям в доме, находящемся в управлении названной организации (пункт 31 Правил N 354).
Следовательно, по общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259.
В пункте 14 Правил 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Из пункта 13 Правил N 354 и пунктов 10, 11 Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), следует, что заключение договора на поставку коммунальных ресурсов является обязательным как для управляющей организации, так и для ресурсоснабжающей организации, которая с целью оформления отношений с управляющей организацией по поставке коммунального ресурса в виде письменного договора вправе направить ей соответствующую оферту.
Таким образом, наличие договорных отношений между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг возможно и в отсутствие письменного договора. Управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги потребителям с момента поставки коммунального ресурса, в том числе и в рамках фактически сложившихся отношений по поставке с ресурсоснабжающей организацией, поскольку другое толкование пункта 14 Правил N 354 давало бы возможность управляющей организации в нарушение статей 161 и 162 ЖК РФ уклоняться от исполнения обязанностей по договору управления. Нежелание управляющей и ресурсоснабжающей организаций оформить в письменном виде договор энергоснабжения само по себе не является основанием для признания ресурсоснабжающей организации исполнителем соответствующей коммунальной услуги. Иное означало бы возможность создать искусственную ситуацию, при которой управляющая организация освобождается от предусмотренной в законе обязанности по представлению собственникам помещений многоквартирного дома всего комплекса коммунальных услуг, а ресурсоснабжающая организация, минуя установленный законом порядок расчета и волю собственников помещений многоквартирного дома, получает возможность получать плату за ресурс непосредственно от таких собственников. Признание ресурсоснабжающей организации исполнителем коммунальной услуги (услуг) должно быть обусловлено объективными обстоятельствами, в связи с которыми управляющая организация не может выступать в качестве исполнителя коммунальных услуг.
В силу правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 5614/13, отказ во взыскании задолженности за коммунальный ресурс с организации, осуществляющей управление многоквартирными домами, по существу означает признание проживающих в этих помещениях граждан абонентами ресурсоснабжающей организации, выступающей в этом случае по отношению к гражданам в качестве исполнителя коммунальных услуг. Однако такие отношения между гражданами возможны только при выборе непосредственного способа управления.
Законодательством допускается внесение платежей за все или некоторые коммунальные услуги собственниками помещений (нанимателями жилых помещений) в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям. Внесение платы таким способом признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ, пункт 64 Правил N 354).
С учетом изложенного, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. При изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не меняется и управляющая организация остается лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями по оплате поставленных коммунальных ресурсов. В случае управления многоквартирным жилым домом управляющей организацией собственники и наниматели помещений, перечисляющие соответствующие платежи непосредственно ресурсоснабжающей организации, считаются одновременно исполнившими как свои обязательства перед такой организацией по оплате коммунальных услуг, так и обязательства этой организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунального ресурса.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что Компания является надлежащим ответчиком по делу. Доказательств того, что поставщиком тепловой энергии, лицом, оказывающим услуги водоснабжения, водоотведения, осуществляющим вывоз ТБО, в отношении домов, находящихся в управлении Компании, являлось не Общество, в дело не представлено.
Стоимость услуг по вывозу ТБО предъявлена истцом к оплате за период до 01.07.2016, то есть предшествующий действию договора, заключенного ответчиком с обществом с ограниченной ответственностью "Авангард". Доказательства того, что данная стоимость завышена, в деле отсутствуют.
Объем и стоимость предъявленных к оплате услуг и поставленных ресурсов подтверждены представленными в дело расчетом истца, шахматками лицевых счетов, приказами регулирующего органа и решением органа местного самоуправления об установлении тарифов и нормативов потребления ресурсов.
Использованные истцом в расчете исходные данные ответчиком в порядке статьи 65 АПК РФ не опровергнуты.
Поскольку ответчик не доказал, что при взыскании долга истец возложил на него как на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг обязанность по оплате коммунальных ресурсов и оказанных услуг в большем объеме, чем они бы подлежали оплате и оплачивались гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов, наличие долга не опроверг, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Заявленные ответчиком в апелляционной инстанции ходатайства о вызове специалиста, рассмотрении заявления о фальсификации, истребовании дополнительных документов оставлены судебной коллегией без удовлетворения по тем же мотивам, по которым отклонил данные ходатайства суд первой инстанции. Мотивы отказа в удовлетворении ходатайств ответчика подробным образом изложены в обжалуемом судебном акте, они являются обоснованными.
С учетом изложенного, так как выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Поскольку при принятии апелляционной жалобы к производству ответчику предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение, в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, государственная пошлина в сумме 3 000 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 01 ноября 2018 года по делу N А66-6619/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительной компании "Технологии и Инвестиции" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Строительной компании "Технологии и инвестиции" (ОГРН 1116952044098, ИНН 6950139202; место нахождения: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Лидии Базановой, дом 20) в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Рогатенко |
Судьи |
И.В. Кутузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-6619/2018
Истец: ООО "БурЭнерго"
Ответчик: ООО Строительная компания "Технологии и инвестиции"
Третье лицо: Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, Федеральное бюджетное учреждение Ярославская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации