Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 июля 2019 г. N Ф02-2795/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
22 марта 2019 г. |
Дело N А78-10522/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федерального казначейства по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 ноября 2018 года по делу N А78-10522/2018 по заявлению государственного казенного учреждения "Служба единого заказчика" Забайкальского края (ОГРН 1027501178154, ИНН 7536050020) к Управлению федерального казначейства по Забайкальскому краю (ОГРН 1087536010825, ИНН 7536098079) о признании недействительным представления от 24 мая 2018 года N 18-1/21,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: общество с ограниченной ответственностью "Аполло" (ОГРН 1027501166197, ИНН 7537000382), общество с ограниченной ответственностью "Стройкапитал" (ОГРН 1027501164570, ИНН 7536047740), общество с ограниченной ответственностью "Стройконструкция" (ОГРН 1107536005334, ИНН 7536112823), общество с ограниченной ответственностью "Мир" (ОГРН 1067536049646, ИНН 7536074215), государственная корпорация - Фонд содействия реформированию ЖКХ (ОГРН 1077799028251, ИНН 7736243140), Правительство Забайкальского края, Министерство территориального развития Забайкальского края (ОГРН 1087536008713, ИНН 7536095857), Министерство финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Бытсервис" (ОГРН 1087536003081, ИНН 7536090200),
(суд первой инстанции: судья Горкин Д.С.),
при участии в судебном заседании:
от Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю - Кочневой Е.А. - представителя по доверенности от 09.01.2019,
от государственного казенного учреждения "Служба единого заказчика" Забайкальского края - Жилиндиной В.А. - представителя по доверенности от 09.01.2019,
установил:
государственное казенное учреждение "Служба единого заказчика" Забайкальского края (далее также - заявитель, ГКУ "Служба единого заказчика" или учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению федерального казначейства по Забайкальскому краю (далее - УФК по Забайкальскому краю или Управление) о признании недействительным представления от 24 мая 2018 года N 18-1/21.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: 1) общество с ограниченной ответственностью "Аполло" (далее - ООО "Апалло"), 2) общество с ограниченной ответственностью "Стройкапитал" " (далее - ООО "Стройкапитал"), 3) общество с ограниченной ответственностью "Стройконструкция" (далее - ООО "Стройконструкция"), 4) общество с ограниченной ответственностью "Мир" " (далее - ООО "Мир"), 5) государственная корпорация - Фонд содействия реформированию ЖКХ, 6) Правительство Забайкальского края, 7) Министерство территориального развития Забайкальского края, 8) Министерство финансов Забайкальского края, 9) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Бытсервис".
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 19 ноября 2018 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, УФК по Забайкальскому краю обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как принятого при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Управления изложила свою позицию согласно доводам апелляционной жалобы.
Учреждение в представленном отзыве на апелляционную жалобу выразило согласие с решением суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель учреждения поддержала доводы отзыва.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
В связи с длительным отсутствием судьи Басаева Д.В. исполняющий обязанности заместителя председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда определением от 11.03.2019 заменил судью Басаева Д.В. на судью Ломако Н.В. в составе судей, рассматривающих дело, рассмотрение дела в соответствии с частью 5 статьи 18 АПК РФ начато сначала.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 13 марта 2019 года объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 15 марта 2019 года. Информация о перерыве размещена в Картотеке Арбитражных Дел на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, выслушав представителей Управления и учреждения, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании приказов от 05.03.2018 N 185-0 "О назначении проведения плановой выездной проверки в Государственном казенном учреждении "Служба единого заказчика" Забайкальского края", от 23.03.2018 N 245-0 "О продлении срока проведения выездной проверки в Государственном казенном учреждении "Служба единого заказчика" Забайкальского края", пункта 8 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю на 2018 год, пункта 4.1. Стандарта внутренней организации контрольного мероприятия "Общие требования к внутренней организации контрольного мероприятия", утвержденного приказом Федерального казначейства от 01.03.2017 N 39, пункта 4 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, Управлением была проведена плановая выездная проверка в отношении учреждения. Тема выездной проверки: проверка использования средств Государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, предоставленных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда и проведения капитального ремонта многоквартирных домов в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
По результатам проверки Управлением составлен акт от 04.04.2018, вынесено представление от 24.05.2018 N 18-1/21.
Не согласившись с указанным представлением, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о незаконности обжалуемого представления ошибочными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 20.11.2003 N 449-О и от 04.12.2003 N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
Учитывая изложенное, требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены одновременно следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемого представления закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым представлением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Согласно пункту 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации представление - это документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Таким образом, выносимые органами государственного (муниципального) финансового контроля представления содержат властные предписания, обладают признаками ненормативного правового акта, поскольку создают, порождают и изменяют правоотношения, характеризуется принудительным воздействием на проверяемое лицо, обязывает его к действенным и ощутимым мерам, направленным на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, создает очевидные препятствия для осуществления экономической деятельности, затрагивает сферу его имущественных прав и законных интересов.
Бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения (пункт 1 статьи 306.1).
Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (подпункт 3 пункта 1 статьи 162).
Пунктом 3 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральное казначейство осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) (пункт 3).
Объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются, в том числе государственные (муниципальные) учреждения (пункт 1 статьи 266.1).
Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (пункт 3 статьи 269.2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Правила N 1092).
Согласно подпункту "а" пункта 6 Правил N 1092 Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю, в том числе за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1092 плановые контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с планом контрольных мероприятий Федерального казначейства, который утверждается руководителем Федерального казначейства по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, и планами контрольных мероприятий территориальных органов Федерального казначейства, которые утверждаются руководителями территориальных органов по согласованию с руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства.
На основании пункта 29 Правил N 1092 контрольное мероприятие проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) о его назначении, в котором указываются наименование объекта контроля, проверяемый период при последующем контроле, тема контрольного мероприятия, основание проведения контрольного мероприятия, состав должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия, перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия.
В соответствии с Правилами N 1092 и Планом контрольных мероприятий Управления на 2018 год приказом руководителя Управления назначено проведение плановой выездной проверки учреждения.
Обжалуемым представлением установлено рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, принять меры по устранению причин и условий их совершения. О результатах исполнения проинформировать Управление.
Представлением установлены следующие нарушения:
1. Содержание нарушения: не реализованы III-IV этапы Региональной адресной программы Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 31.12.2013 N 606 - средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства израсходованы без достижения заданного результата.
Причиненный ущерб - 802 545 500, 26 рублей.
Период совершения нарушения: 2017 год.
В рамках Федерального закона от 21.07.2007 "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" N 185-ФЗ (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) на территории Забайкальского края в 2017 году осуществлялась реализация Региональной адресной программы Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденная постановлением Правительства Забайкальского края от 31.12.2013 N 606 (далее - Региональная адресная программа).
Региональной адресной программой получателями средств Фонда утверждены муниципальные образования, выполнившие условия, определенные статьей 14 Федерального закона N 185-ФЗ.
Целью Региональной адресной программы является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории муниципальных образований Забайкальского края, развитие жилищного строительства.
Задачи Региональной адресной программы:
- ликвидация аварийного жилищного фонда на территории Забайкальского края;
- предоставление гражданам взамен аварийного жилья безопасных и комфортных жилых помещений.
В 2017 году Учреждению на строительство и приобретение жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда справками-уведомлениями доведены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в общей сумме 1 110 306 390,72 рублей, в том числе:
1) бюджетные инвестиции на приобретение объектов государственной (муниципальной) собственности в общей сумме 440 333 454,76 рублей, из них:
- за счет средств Фонда в сумме 349 228 144,65 рублей (КБК 027 0501 2810109502 412);
- за счет средств бюджета Забайкальского края в сумме 91 105 310,11 рублей (КБК 027 0501 2810109602 412);
2) бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в общей сумме 669 972 935,96 рублей, из них:
- за счет средств Фонда в сумме 647 045 483,68 рублей (КБК 027 0501 2810109502 414);
- за счет средств бюджета Забайкальского края в сумме 22 927 452,28 рублей (КБК 027 0501 2810109602 414).
Предельные объемы финансирования в 2017 году на основании заявок на финансирование главного распорядителя (распорядителя, получателя) бюджетных средств доведены расходными расписаниями на лицевой счет учреждения 03912022400 в общей сумме 976 711 848,39 рублей, в том числе:
1) бюджетные инвестиции на приобретение объектов государственной (муниципальной) собственности в общей сумме 392 420 018,83 рублей, из них:
- за счет средств Фонда в сумме 301 314 708,72 рублей (КБК 027 0501 2810109502 412);
- за счет средств бюджета Забайкальского края в сумме 91 105 310,11 рублей (КБК 027 0501 2810109602 412);
2) бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в общей сумме 584 291 829,56 рублей, из них:
- за счет средств Фонда в сумме 561 648 837,32 рублей (КБК 027 0501 2810109502 414);
- за счет средств бюджета Забайкальского края в сумме 22 642 992,24 рублей (КБК 027 0501 2810109602 414).
Таким образом, в 2017 году учреждению поступило объемов финансирования за счет средств Фонда в сумме 862 963 546,04 рублей, за счет средств бюджета Забайкальского края в сумме 113 748 302,35 рублей.
Согласно данным отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) на 01.01.2018, кассовые расходы составили 925 717 918,94 рублей, в том числе:
1) на приобретение объектов государственной (муниципальной) собственности в общей сумме 388 489 121,91 рублей, из них:
- за счет средств Фонда в сумме 300 798 433,16 рублей (КБК 027 0501 2810109502 412);
- за счет средств бюджета Забайкальского края в сумме 87 690 688,75 рублей (КБК 027 0501 2810109602 412);
2) на строительство объектов государственной (муниципальной) собственности в сумме 537 228 797,03 рублей, из них:
- за счет средств Фонда в сумме 522 216 110,86 рублей (КБК 027 0501 2810109502 414);
- за счет средств бюджета Забайкальского края в сумме 15 012 686,17 рублей (КБК 027 0501 2810109602 414).
Оплата по государственным контрактам, заключенным в целях переселения из аварийного жилищного фонда осуществлена учреждением в 2017 году за счет средств Фонда в сумме 823 014 544,02 рублей, из них: по контрактам, заключенным в рамках III этапа, - 446 078 603,25 рублей, по контрактам, заключенным в рамках IV этапа, - 376 935 940,7 рублей, за счет средств бюджета Забайкальского края в сумме 102 703 374,92 рублей. Всего за 2017 год оплата произведена по 50 государственных контрактам.
На 01.01.2017 на счетах учреждения остатков средств Фонда не числилось. По состоянию на 01.01.2018 в связи с несвоевременным выполнением подрядчиками мероприятий в рамках Региональной адресной программы, на лицевом счете учреждения числились остатки объемов финансирования за счет средств Фонда в сумме 39 949 002,02 рублей, в том числе: по КБК 027 0501 2810109502 412 в сумме 516 275,56 рублей; по КБК 027 0501 2810109502 414 в сумме 39 432 726,46 рублей.
Средства Фонда отозваны главным распорядителем - Министерством территориального развития Забайкальского края.
Всего в 2017 году Учреждением приняты фактически выполненные работы по строительству, а также приобретению жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда на общую сумму 861 043 570,05 рублей.
Согласно распоряжению Правительства Забайкальского края от 17.08.2016 N 438-р "О строительстве жилых помещений по государственным контрактам в рамках реализации мероприятий Региональной адресной программы Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда", государственным заказчиком реализации Региональной адресной программы по строительству жилых домов и приобретению жилых помещений для граждан назначено ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края, являющееся, подведомственным учреждением Министерства территориального развития Забайкальского края.
Учреждение:
- осуществляет функции государственного заказчика по приобретению жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо на строительство указанных домов, начиная с реализации I этапа программы;
- осуществляет приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо строительство указанных домов (помещений) в сроки, согласованные с Министерством;
- представляет Министерству реестры о заключенных государственных контрактах на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо строительство указанных домов (помещений), отчеты о расходовании средств Фонда и бюджета Забайкальского края в разрезе заключенных государственных контрактов по формам и в сроки, определенные Фондом и Министерством;
- обеспечивает передачу документации по объектам приобретения жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо строительства указанных домов (помещений) уполномоченному органу государственной власти Забайкальского края в области управления и распоряжения государственной собственностью Забайкальского края.
Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.
Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования (пункт 2).
Согласно пункту 3 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации по каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной (муниципальной) программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы.
В соответствии с Паспортом Региональной адресной программы в редакции от 31 октября 2017 года программа реализуется в четыре этапа: I этап - 2013 - 2014 годы, II этап - 2014 - 2015 годы, III этап - 2015 - 2016 годы, IV этап - 2016 - 2017 годы с окончательным сроком реализации до 1 сентября 2017 года.
В соответствии с разделом 3 Паспорта Региональной адресной программы под этапом программы по переселению граждан понимается часть программы, мероприятия которой финансируются с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда, а также мероприятия программы, реализуемые без участия средств Фонда. Решение Фонда о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда принимается на основании поданной Забайкальским краем заявки в одном календарном году, которая должна быть реализована не позднее срока, установленного частью 11 статьи 16 Федерального закона:
I этап программы - до 31 декабря 2014 года;
II этап программы - до 31 декабря 2015 года;
III этап программы - до 31 декабря 2016 года;
IV этап программы - до 1 сентября 2017 года.
В рамках I этапа программы реализуются мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.
В рамках II этапа программы реализуются мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.
В рамках III и IV этапов программы реализуются мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 22 марта 2018 года N 93 "О внесении изменений в Постановление Правительства Забайкальского края от 31 декабря 2013 года N 606 "Об утверждении Региональной адресной программы Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы" внесены изменения в сроки и этапы реализации программы, а именно:
в позиции "Сроки и этапы реализации программы" исключены слова "с окончательным сроком до 1 сентября 2017 года";
исключены абзацы "I этап программы - до 31 декабря 2014 года; II этап программы - до 31 декабря 2015 года; III этап программы - до 31 декабря 2016 года; IV этап программы - до 1 сентября 2017 года.".
В соответствии с Паспортом Региональной адресной программы в редакции Постановлением Правительства Забайкальского края от 22 марта 2018 года N 93 сроки и этапы реализации программы: I этап - 2013 - 2014 годы, II этап - 2014 - 2015 годы, III этап - 2015 - 2016 годы, IV этап - 2016 - 2017 годы.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено УФК по Забайкальскому краю в ходе проверки, заявителем по состоянию на 31 декабря 2017 года не были реализованы в установленные сроки III - IV этапы Региональной адресной программы - средства Фонда содействия реформированию ЖКХ в сумме 802 545 500,26 рублей в 2017 году израсходованы без достижения заданного результата.
2. Содержание нарушения: по государственному контракту от 01.08.2016 N Ф.2016.190805 на выполнение полного комплекса работ по строительству многоквартирного дома (на условиях "под ключ") для обеспечения жилыми помещениями граждан по переселению из аварийного жилищного фонда в гп. Карымское Забайкальского края, заключенному с ООО "Стройкапитал", за счет средств Фонда на основании акта о приемке выполненных работ (ф. КС-2) от 13.10.2017 N 39 приняты и оплачены фактически не выполненные работы.
Причиненный ущерб - 26 522,86 рублей.
Период совершения нарушения - 16.10.2017.
Управлением в ходе проверки установлены работы фактически невыполненные, но оплаченные за счет средств Фонда на сумму 26 522,86 рублей, в том числе: согласно акту КС2 от 13.10.2017 N 39 выполнены следующие работы: устройство металлических ограждений: с поручнями из поливинилхлорида - 175 м, фактически осуществлено устройство металлических ограждений без поручней из поливинилхлорида - 175 м.
Оплата учреждением ООО "Стройкапитал" за выполненные работы произведена платежным поручением от 16.10.2017 N 209605.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
В соответствии с пунктом 3.5 государственного контракта от 01.08.2016 N Ф.2016.190805 заказчик осуществляет платеж за фактически выполненный объем работ, согласно подписанным актам приемки выполненных работ, справок формы КС-2 и КС-3.
Частью 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Частью 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее эта заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Пунктом 7.10 государственного контракта от 01.08.2016 N Ф.2016.190805 предусмотрено, что работы, выполненные с изменением или отклонением от проектной и рабочей документации, не оформленные в установленном порядке, оплате не подлежат.
Сведения о согласовании сторонами контракта замены используемого материала и внесении изменений в проектно-сметную документацию в материалах дела отсутствуют.
Принятие и оплата работ, не предусмотренных проектной документации и без внесения соответствующих изменений в проектную документацию, осуществлено учреждением с нарушением заключенного контракта и действующего законодательства.
Таким образом, Управление пришло к правомерному выводу, что заявителем на основании акта о приемке выполненных работ (ф. КС-2) от 13.10.2017 N 39 приняты и оплачены фактически невыполненные работы на сумму 26 522,86 рублей.
3. Содержание нарушения: по государственному контракту от 11.04.2017 N 644-ЧС на выполнение полного комплекса работ по строительству многоквартирного дома (105 благоустроенных квартир) (на условиях "под ключ") для обеспечения жилыми помещениями граждан по переселению из аварийного жилищного фонда из муниципальных районов Забайкальского края в г. Чита Забайкальского края, заключенному с ООО "Стройконструкция", за счет средств Фонда на основании акта о приемке выполненных работ (ф. КС-2) от 07.12.2017 N 38 приняты и оплачены фактически невыполненные работы.
Причиненный ущерб - 427 191,86 рублей.
Период совершения нарушения: 07.12.2017.
Государственный контракт на выполнение комплекса работ по строительству многоквартирного дома (на условиях "под ключ"), для обеспечения жилыми помещениями граждан по переселению из аварийного жилищного фонда из муниципальных районов Забайкальского края в г. Чита Забайкальского края от 11.04.2017 N 644-ЧС.
Государственный контракт заключен с ООО "Стройконструкция" в целях недопущения разрушения незавершенных строительством объектов под воздействием природных антропогенных процессов, ликвидации угрозы жизни и здоровью граждан на основании постановления Губернатора Забайкальского края "О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации" от 13.03.2017 N 15, распоряжения Правительства Забайкальского края от 30.03.2017 N 120-р "О реализации Региональной адресной программы Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы".
Предметом государственного контракта N 644-ЧС является выполнение полного комплекса работ по строительству многоквартирного дома (105 благоустроенных квартир) (на условиях "под ключ") для обеспечения жилыми помещениями граждан по переселению из аварийного жилищного фонда из муниципальных районов Забайкальского края в г. Чита Забайкальского края, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Чита, 9 микрорайон, д. 3 общей площадью не менее 4 720 кв. м. Цена контракта составила 160 489 440,00 рублей. Аванс контрактом не предусмотрен.
Согласно пункту 4.2 государственного контракта N 644-ЧС работы должны быть завершены и результат работ должен быть передан не позднее 01.09.2017. Пунктом 3.5 государственного контракта установлено, что окончательный расчет производится не позднее 29.12.2017.
Работы по государственному контракту N 644-ЧС в период проведения проверки не были закончены, объект в эксплуатацию не введен. Учреждением в адрес ООО "Стройконструкция" направлена претензия от 16.06.2017 N 09/2033 о предъявлении оплаты штрафных санкции (пеней) в сумме 16 776 542,78 рублей за невыполнение работ, предусмотренных календарным графиком.
Фактически, в рамках государственного контракта N 644-ЧС в 2017 году выполнены и оплачены работы на сумму 146 461 123,00 рублей.
На основании приказа ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края от 22.03.2018 N 85 проведен выборочный контрольный осмотр работ, выполненных в рамках государственного контракта N 644-ЧС, в целях проверки соответствия принятых и оплаченных работ фактически выполненному объему работ. В рамках проверки осуществлено сравнение по актам о приемке выполненных работ (ф. КС-2) от 29.12.2017 N 43, от 07.12.2017 N 38, от 20.11.2017 N 36, от 13.11.2017 N 34 и оплаченных за счет средств Фонда.
По результатам контрольного осмотра работ установлено, что взамен ванн чугунных произведена установка стальных ванн - 105 шт. Согласно акту приемки выполненных работ были оплачены фактически невыполненные работы на сумму 427 191,86 рублей.
Оплата учреждением ООО "Стройконструкция" за выполненные работы произведена платежным поручением от 07.12.2017 N 679955 на сумму 8 339 371,00 рублей.
В соответствии с пунктом 3.5 государственного контракта N 644-ЧС заказчик осуществляет платеж за фактически выполненный объем работ, согласно подписанным актам приемки выполненных работ, справок формы КС-2 и КС-3.
Таким образом, Управление пришло к правомерному выводу, что заявителем на основании акта о приемке выполненных работ (ф. КС-2) от 07.12.2017 N 38 приняты и оплачены фактически невыполненные работы.
4. Содержание нарушения: в рамках расчетов по государственному контракту от 24.06.2017 N 681-ЧС на приобретение в порядке долевого участия в строительстве 144 жилых помещений (благоустроенных квартир) в многоквартирном доме для обеспечения жилыми помещениями граждан по переселению из аварийного жилищного фонда из муниципальных районов Забайкальского края оплачены фактически невыполненные работы (при отсутствии оформленных актов выполненных работ).
Причиненный ущерб - 24 568,21 рублей.
Период совершения нарушения - 2017 год.
В ходе проведения проверки в многоквартирном жилом доме, приобретенном в порядке долевого участия в строительстве для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, расположенном по адресу: Забайкальский край, г. Чита, 3 мкр., д. 18, проведен выборочный контрольный осмотр выполненных работ по государственному контракту N 681-ЧС от 24.06.2017 на предмет фактического соответствия работ, отраженных застройщиком ООО "Мир" в актах о приёмке выполненных работ (ф. КС-2), а Учреждением принятых и оплаченных в рамках государственного контракта.
Выборочным контрольным осмотром, проведенным по состоянию на 20.03.2018 установлено следующее.
Работы "Озеленение", входящие в стоимость государственного контракта N 681- ЧС на приобретение в порядке долевого участия в строительстве 144 жилых помещений (благоустроенных квартир) в многоквартирном доме для обеспечения жилыми помещениями граждан по переселению из аварийного жилищного фонда из муниципальных районов Забайкальского края в г. Чита Забайкальского края (работы по благоустройству и озеленению территорий многоквартирного дома, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Чита, 3 мкр., д.18), включены в приложение "Расчет стоимости контракта" к дополнительному соглашению от 20.10.2017 N 3, фактически оплачены при отсутствии оформленных актов выполненных работ ф.КС-2 (оформление предусмотрено условиями государственного контракта) на сумму 24 568,21 рублей (26 440 рублей 0,929217478, где 0,929217478
коэффициент уступки).
Изменения в государственный контракт N 681-ЧС в части исключения вышеуказанных работ не вносились, по состоянию на 31.12.2017 оплата произведена в 100 % размере.
Представители заявителя, как в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции, пояснили, что работы по озеленению не выполнялись в отчетный период и не предъявлялись по актам приемки выполненных работ (ф. КС-2) для оплаты в связи с вводом в эксплуатацию дома в декабре 2017 года. ООО "Мир" гарантировало выполнение работ по озеленению представленным в адрес ГО "Город Чита" гарантийным письмом от 05.12.2017 N 72 без дополнительной оплаты до 01.06.2018. Работы по озеленению ООО "Мир" выполнены впоследствии за счет застройщика.
Кроме того, по условиям контракта окончательный расчет производится после передачи участнику долевого строительства по актам приемка-передачи объекта. Согласно пункту 4.2. контракта передача объекта осуществляется после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию объекта долевого строительства. Разрешение на ввод было получено застройщиком 07.12.2017, следовательно, оснований не производить окончательный расчет у учреждения не имелось.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено Управлением, работы "Озеленение", входящие в стоимость государственного контракта от 24 июня 2017 года N 681-ЧС на приобретение в порядке долевого участия в строительстве 144 жилых помещений (благоустроенных квартир) в многоквартирном доме для обеспечения жилыми помещениями граждан по переселению из аварийного жилищного фонда из муниципальных районов Забайкальского края в г. Чита Забайкальского края (работы по благоустройству и озеленению территорий многоквартирного дома, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Чита, 3 мкр., д. 18, фактически выполнены в мае 2018 года.
Указанные работы включены в приложение "Расчет стоимости контракта" к дополнительному соглашению от 20 октября 2017 года N 3 на сумму 24 568,21 рублей (26 440 рублей (пункт 7 расчета стоимости государственного контракта 681-ЧС)
0,929217478, где 0,929217478
коэффициент уступки, установленный дополнительным соглашением N 3 от 20 октября 2017 года).
Изменения в государственный контракт в части исключения вышеуказанных работ не вносились, по состоянию на 31 декабря 2017 года оплата по контракту произведена в размере 100 %.
На момент проверки (20.03.2018) работы "Озеленение" отсутствовали, в связи с чем.
Таким образом, Управление пришло к правомерному выводу, что заявителем приняты и оплачены фактически невыполненные работы.
5. Содержание нарушения: вследствие недостоверного отражения в регистрах бухгалтерского учета суммы дебиторской задолженности по счету 209.30 "Расчеты по компенсации затрат", допущено искажение данных строки 334 (не отражен остаток по счету 210.05), завышение строки 320 формы 0503130 "Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета", в форме 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" недостоверно отражена дебиторская задолженность по состоянию на 1 января 2018 года (47 650 013,72 рублей + 5 901 950,93 рублей (уменьшен на сумму возвращенного задатка в течение 2017 года).
Причиненный ущерб - 53 551 964,65 рублей.
Период совершения нарушения - 6 февраля 2018 года.
Проверкой соответствия ведения бухгалтерского учета в Учреждении, в части соблюдения порядка ведения учета, обеспечения полноты и своевременности отражения в учете всех приходных и расходных операций, связанных с использованием средств Фонда, требованиям Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", приказа Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" установлено следующее.
В соответствии с пунктом 235 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года N 157н, для учета расчетов с дебиторами по операциям предоставления учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков, а также по иным операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренным для отражения на иных счетах учета Единого плана счетов, предназначен счет 021005000 "Расчеты с прочими дебиторами".
В соответствии с пунктом 94.1 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов России от 6 декабря 2010 г. N 162н перечисление залоговых платежей, задатков, обеспечения заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе отражается по дебету счета 121005560 "Увеличение дебиторской задолженности с прочими дебиторами" и кредиту счета 130405000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами".
Согласно регистрам учета по счету 206.31 "Расчеты по авансам по приобретению основных средств" за 2017 года по счету 209.30 "Расчеты по компенсации затрат" за 2017 год, а также согласно данным отчета "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф.0503169) по государственным контрактам, заключенным в 2016 году, на приобретение в государственную собственность Забайкальского края объектов недвижимого имущества (благоустроенных квартир, жилых домов), созданных в будущем, для обеспечения жилыми помещениями граждан по переселению из аварийного жилищного фонда по состоянию на 01.01.2017 числилась дебиторская задолженность по счету 209.30 "Расчеты по компенсации затрат" в сумме 47 650 013,72 рублей (государственные контракты, заключенные с ООО "Дорожная строительная компания Забайкальская" от 09.02.2016 N 2016.10620, от 09.02.2016 N 2016.10621), а также по счету 206.31 "Расчеты по авансам по приобретению основных средств" по состоянию на 01.01.2017 числится аванс по государственному контракту от 14.03.2016 N 2016.61047, заключенному с ООО "Бизнес-Индустрия" в сумме 37 907 921,52 рублей, который в связи с расторжением государственного контракта в одностороннем порядке отнесен 27.01.2017 на счет 209.30 "Расчеты по компенсации затрат".
Согласно порядку оплаты, предусмотренному пунктом 3.4 государственного контракта от 14.03.2016 N 2016.61047, заключенного с ООО "Бизнес-Индустрия", учреждение обязано внести задаток в размере 37 907 921,52 рублей. Вышеуказанный платеж не является авансом.
Платежными поручениями от 05.04.2016 N 472674 на сумму 5 283 237,75 рублей, от 07.04.2016 N 491650 на сумму 11 466 700,00 рублей, от 17.05.2016 N 756482 на сумму 7 000 000,00 рублей, от 27.05.2016 N 843319 на сумму 14 157 958,04 рублей и от 01.06.2016 N 881095 на сумму 25,73 рублей, учреждением произведены платежи на общую сумму 37 907 921,52 рублей (КБК 027 0501 2810109502 412).
Согласно порядку оплаты, предусмотренному пунктом 3.4 государственных контрактов от 09.02.2016 N 2016.10620, от 09.02.2016 N 2016.10621, заключенных с ООО "Дорожная строительная компания Забайкальская", учреждение обязано внести задаток по государственному контракту от 09.02.2016 N 2016.10620 в сумме 22 100 005,56 рублей, по государственному контракту от 09.02.2016 N 2016.10621 в сумме 25 550 008,16 рублей. Вышеуказанный платеж не является авансом.
Платежными поручениями от 05.04.2016 N 472676, от 07.04.2016 N 491649, от 25.05.2016 N 819738 учреждением перечислен задаток в размере 25 550 008,16 рублей по государственному контракту от 09.02.2016 N 2016.10621.
Платежными поручениями от 05.04.2016 N 472675, от 07.04.2016 N 491648, от 25.05.2016 N 827870 учреждением перечислен задаток в размере 22 100 005,56 рублей по государственному контракту от 09.02.2016 N 2016.10620.
Вышеуказанные платежи не являются авансом, не могут быть отнесены на счет 206.31 "Расчеты по авансам по приобретению основных средств" и счет 209.30 "Расчеты по компенсации затрат".
Перечисление залоговых платежей, задатков, обеспечения заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе отражаются по дебету счета 210.05 "Увеличение дебиторской задолженности с прочими дебиторами".
В связи с неверным отражением в регистрах бухгалтерского учета информации об остатках, неверным отнесением на счета бухгалтерского учета, допущено искажение бухгалтерской отчетности за 2017 год (форм: 0503130 "Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета", 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности").
По решению Арбитражного суда Забайкальского края от 04.12.2017 по делу N А78-4428/2017, вступившему в законную силу, с ООО "Дорожно-строительная компания Забайкальская" сумма задатка взыскана в двойном размере в сумме 95300027,44 рублей. Данный платеж является задатком, что подтверждается заключенными государственными контрактами, а также счетами на оплату, предоставленными ООО "Дорожно-строительная компания Забайкальская" и ООО "Бизнес-Индустрия", которые размещены в единой информационной системе государственных закупок.
Таким образом, УФК по Забайкальскому краю пришло к правильному выводу, что в связи с неверным отражением в регистрах бухгалтерского учета информации об остатках, неверным отнесением на счета бухгалтерского учета, допущено искажение бухгалтерской отчетности за 2017 год (форм: 0503130 "Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета", 0503169 "Сведения по дебиторской кредиторской задолженности") на сумму 53 551 964,65 рублей.
6. Содержание нарушения: При предусмотренном способе переселения граждан из аварийного жилищного фонда с. Шишкино "Строительство МКД" предметом государственного контракта от 18.04.2017 N 648-ЧС, заключенного с ООО "Аполло", являлось приобретение в государственную собственность Забайкальского края объектов недвижимого имущества (жилые дома) созданных в будущем, для обеспечения жилыми помещениями граждан по переселению из аварийного жилищного фонда в с. Шишкино Забайкальского края.
Период совершения нарушения - 18.04.2017.
В 2017 году в целях расселения из ветхого и аварийного жилья в с. Шишкино Забайкальского края был заключен и оплачен государственный контракт от 18.04.2017 N 648-ЧС на приобретение в государственную собственность Забайкальского края объектов недвижимого имущества (жилые дома) созданные в будущем, для обеспечения жилыми помещениями граждан по переселению из аварийного жилищного фонда в с. Шишкино Забайкальского края на сумму 1 926 952,44 рублей.
Согласно приложению N 2 "Реестр домов по способам переселения" к Региональной адресной программе, переселение жителей многоквартирных жилых домов, признанных аварийными, по адресу: с. Шишкино, ул. Нагорная 28, должно осуществляться путем строительства многоквартирного жилого дома.
Пунктом 4 части 2 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ установлено, что Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: обоснование объема средств, предусмотренных пунктом 3 настоящей части, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Приложением N 2 к Региональной адресной программе установлен "Реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения".
Согласно указанному Реестру в редакции от 14 марта 2017 года переселение жителей многоквартирных жилых домов, признанных аварийными, по адресу: с. Шишкино, ул. Нагорная, 28, должно осуществляться путем строительства многоквартирного жилого дома.
На момент заключения государственного контракта изменения в Региональную адресную программу в части изменения способа переселения граждан из аварийного жилищного фонда в с. Шишкино не вносились.
Управлением установлено, что был заключен государственный контракт от 18 апреля 2017 года N 648-ЧС на приобретение в государственную собственность Забайкальского края объектов недвижимого имущества (жилые дома) созданные в будущем, для обеспечения жилыми помещениями граждан по переселению из аварийного жилищного фонда в с. Шишкино Забайкальского края на сумму 1 926 952,44 рублей, что является нарушением требований, установленных Федеральным законом N 185-ФЗ Региональной адресной программой.
7. Содержание нарушения: при предусмотренном способе переселения граждан из аварийного жилищного фонда гп. Аксеново-Зиловское "Строительство МКД" предметом государственного контракта от 24.06.2017 N 681-ЧС, заключенного с ООО "Мир", являлось приобретение в порядке долевого участия в строительстве 144 жилых помещений (благоустроенных квартир) в многоквартирном доме для обеспечения жилыми помещениями граждан по переселению из аварийного жилищного фонда из муниципальных районов Забайкальского края в г. Чита Забайкальского края.
Период совершения нарушения - 24.06.2017.
Согласно условиям вышеуказанного контракта, застройщик (ООО "Мир") обязуется построить многоквартирный дом.
Приложением N 2 к Региональной адресной программе установлен "Реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения".
Согласно указанному Реестру в редакции от 14 марта 2017 года переселение жителей многоквартирных жилых домов, признанных аварийными, по адресу: по адресу: пгт. Аксеново-Зиловское должно осуществляться путем строительства многоквартирного жилого дома.
На момент заключения государственного контракта изменения в Региональную адресную программу в части изменения способа переселения граждан из аварийного жилищного фонда в пгт. Аксеново-Зиловское не вносились.
Управлением установлено, что был заключен государственный контракт от 24 июня 2017 года N 681-ЧС на приобретение в порядке долевого участия в строительстве 144 жилых помещений (благоустроенных квартир) в многоквартирном доме для обеспечения жилыми помещениями граждан по переселению из аварийного жилищного фонда из муниципальных районов Забайкальского края в г. Чита Забайкальского края, что является нарушением требований, установленных Федеральным законом N 185-ФЗ Региональной адресной программой.
С учетом фактических обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соответствии оспариваемого представления Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю от 24 мая 2018 года N 18-1/21 закону и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое при неправильном применении норм материального права, с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 ноября 2018 года по делу N А78-10522/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Государственного казенного учреждения "Служба единого заказчика" Забайкальского края (ОГРН 1027501178154, ИНН 7536050020) к Управлению федерального казначейства по Забайкальскому краю (ОГРН 1087536010825, ИНН 7536098079) о признании недействительным представления от 24 мая 2018 года N 18-1/21 отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-10522/2018
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЛУЖБА ЕДИНОГО ЗАКАЗЧИКА" ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: ГК - Фонд содействия реформированию ЖКХ, Министерство территориального развития Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ БЫТСЕРВИС", ООО "Аполло", ООО "Мир", ООО "Стройкапитал", ООО "Стройконструкция", Правительство Забайкальского края, ФГУП Директору Управления Федеральной почтовой связи Забайкальского края - филиала "Почта России"