город Москва |
|
25 марта 2019 г. |
дело N А40-165726/18 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18.03.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.03.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Омаровым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "АСК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.12.2018
по делу N А40-165726/18, принятое судьей Дранко Л.А.
по заявлению ООО "АСК" (ОГРН 1167746596192)
к Федеральной антимонопольной службе (ОГРН 1037706061150)
третье лицо: индивидуальный предприниматель Денисенков М.А.
о признании недействительным решения;
при участии:
от заявителя - Батиралиев Т.Р. по доверенности от 14.06.2016;
от заинтересованного лица - Серебряков Г.В. по доверенности от 14.09.2018;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суд г. Москвы от 14.12.2018 в удовлетворении заявленных ООО "АСК" требований о признании недействительными решения Федеральной антимонопольной службы от 15.05.2018 по делу N 3-7-60/00-08-17 и предписания, отказано.
В качестве третьего лица в деле участвует индивидуальный предприниматель Денисенков М.А.
Заявитель, не согласившись с принятым решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители заявителя и антимонопольного органа поддержали свои доводы и возражения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что решением Комиссии ФАС России по делу N 3-7-60/00-08-17 от 15.05.2018 (исх. N АК/40333/18 от 04.06.2018) по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе контекстная реклама услуг по взысканию долгов с физических лиц, распространявшаяся 06.10.2017 в поисковой системе "Яндекс" посредством сервиса "Яндекс.Директ", признана ненадлежащей, нарушающей требования ч. 7 ст. 5, п. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Антимонопольным органом 15.05.2018 выданы предписания индивидуальному предпринимателю Денисенкову М.А., ООО "Яндекс" о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по делу N 3-7-60/00-08-17.
ООО "АСК", не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, в антимонопольный орган поступило обращение Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств с указанием на распространение в поисковой системе "Яндекс" посредством сервиса "Яндекс.Директ" контекстной рекламы услуг по взысканию долгов с физических лиц по кредитам и займам.
06.10.2017 при наборе в строке поиска системы "Яндекс" словосочетания "возврат долгов физических лиц" под строкой поиска было отображено объявление с пометкой "реклама" следующего содержания:
Взыскание долгов с юр. физ. лиц - Только по закону! Сотрудничаем с органами Опыт 15 лет Взыскано в августе 28, 5 млн р. dolgi.asc-corp.ru/взыскание-долгов реклама
Взыскание долгов от 200 тыс. руб. Ваши расходы - за счет должника! Звоните сейчас! Контактная информация +7(499)649-12-59 круглосуточно м. Менделеевская Москва
Указанное рекламное объявление представляет собой гиперссылку для перехода на сайт dolgi.asc-corp.ru.
Из содержания рекламы следует, что объектом рекламирования выступают услуги по взысканию долгов с юридических и физических лиц.
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" в целях защиты прав и интересов физических лиц устанавливает правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом для лица, осуществляющего деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенного в государственный реестр, со дня внесения сведений о нем в государственный реестр и утрачивает такие права и обязанности со дня исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Соответственно деятельность по возврату просроченной задолженности с физических лиц имеют право осуществлять юридические лица, внесенные в государственный реестр.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ государственный реестр - государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе взаимодействовать с должником, используя: личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие); телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи; почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ взаимодействие с должником, направленное на возврат просроченной задолженности, способами, предусмотренными п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, вправе осуществлять только: кредитор, в том числе новый кредитор, при переходе к нему прав требования (с учетом ограничений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи); лицо, действующее от имени и (или) в интересах кредитора, только в том случае, если оно является кредитной организацией или лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенным в государственный реестр.
Соответственно осуществлять взаимодействие с должником, используя непосредственное взаимодействие и телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, имею право только кредитор, кредитная организация или лицо, осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенное в государственный реестр.
Иные лица могут взаимодействовать с должником в целях возврата просроченной задолженности, используя только почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.
Согласно Государственному реестру юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, размещенному на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов, ООО "АСК" в данном реестре отсутствует.
Указанное юридическое лицо не вправе взаимодействовать с должником в целях возврата просроченной задолженности, используя непосредственное взаимодействие и телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, а имеет право взаимодействовать с должником, используя лишь почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.
Вместе с тем в указанной рекламе используются формулировка "взыскание долгов с физических лиц".
Указанная формулировка дает основание полагать, что рекламодатель оказывает услуги по возврату долгов с физических лиц без каких-либо ограничений по взаимодействию с должником в то время, как он имеет право взаимодействовать с должником лишь по почте.
В соответствии с п. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Согласно ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
С учетом изложенного, антимонопольным органом решением от 15.05.2018 по делу N 3-7-60/00-08-17 по признакам нарушения законодательства о рекламе правомерно и обоснованно признана реклама услуг по взысканию долгов с физических лиц ненадлежащей.
ООО "АСК" полагает, что оспариваемое решение от 15.05.2018 по делу N 3-7-60/00-08-17 по признакам нарушения законодательства о рекламе и предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации "О рекламе, выданное ООО "Яндекс" не могут считаться законными и обоснованными в части признания рекламы заявителя ненадлежащей, поскольку заявитель не привлечен к участию в деле.
ООО "АСК", заявляя требования о признании недействительным решения от 15.05.2018 по делу N 3-7-60/00-08-17 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и предписания, выданного ООО "Яндекс", не указывает, каким образом данные решение и предписание нарушают его права и законные интересы.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий
государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.
Таким образом, целью рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе является установление факта нарушения и его пресечение.
Согласно п. 15 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, при рассмотрении заявления и приложенных к нему документов и материалов антимонопольный орган определяет круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле.
При рассмотрении заявления установлено, что рекламораспространителем рекламы услуг по взысканию долгов с физических лиц, распространявшейся посредством сервиса "Яндекс.Директ", является ООО "Яндекс" (юридический адрес: улица Льва Толстого, дом 16, Москва, 119021, ОГРН 1027700229193, ИНН 7736207543, КПП 770401001, дата регистрации 18.09.2002).
Согласно информации, представленной ООО "Яндекс", лицом, разместившим рекламу услуг по взысканию долгов с физических лиц в системе "Яндекс.Директ", является индивидуальный предприниматель Денисенков М.А. (ОГРНИП 317237500146041, ИНН 231121082406.
Согласно объяснениям индивидуального предпринимателя Денисенкова М.А., 24.08.2017 между ООО "АСК" (принципал) и индивидуальным предпринимателем Денисенковым М.А. (агент) заключен агентский договор N 1010, согласно которому агент, действуя от своего имени, но по поручению и за счет принципала на основе предоставленных принципалом рекламных материалов осуществил техническую настройку и интеграцию рекламных кампаний в сервис контекстной рекламы Яндекс.Директ путем загрузки в пользовательский интерфейс соответствующих загрузочных шаблонных файлов.
Таким образом, индивидуальный предприниматель Денисенков М.А. выступает рекламораспространителем рекламы услуг по взысканию долгов с физических лиц по кредитам и займам, оказываемых юридическими лицами, размещенной 06.10.2017 в поисковой системе "Яндекс" посредством сервиса "Яндекс.Директ".
В ходе рассмотрения дела Комиссией ФАС России установлено, что привлеченное к участию в деле ЗАО "Альянс системного консалтинга" (проспект Мира, дом 69, стр. 1, Москва, 129110, ОГРН 1117746875542, ИНН 7701937468, КПП 770201001, дата регистрации: 02.11.2011) не является рекламодателем спорной рекламы и рекламодателем данной рекламы выступает иное лицо - ООО "АСК" (ОГРН 1167746596192).
В соответствии с ч. ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ ответственность за нарушение требований ст. 7 Федерального закона "О рекламе" несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Проанализировав обстоятельства распространения рекламы, а также учитывая существо нарушения и ответственность рекламораспространителя за подобные правонарушения, Комиссия ФАС России пришла к заключению, что привлечение ООО "АСК" (ОГРН 1167746596192) к участию в деле в качестве рекламодателя не целесообразно в виду следующего.
Распространение рекламы услуг по взысканию долгов с физических лиц, оказываемых лицами, которые отсутствуют в соответствующем Реестре, допустимо в том случае, если из рекламы прямо следует, каким способом такое лицо взаимодействует с должником.
Соответственно рекламораспространитель в целях соблюдения законодательства о рекламе на основании ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ не только способен, но и обязан прекратить указанное нарушение.
В этой связи ООО "Яндекс" выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации при распространении рекламы услуг по взысканию долгов с физических лиц, ведущей на сайт dolgi.asc-corp.ru, нарушающей ч. 7 ст. 5, п. 7 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ.
ООО "Яндекс" не оспаривало ни решения, ни предписания ФАС России от 15.05.2018 года по делу N 3-7-60/00-08-17 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В рамках исполнения предписания ООО "Яндекс" письмом вх. N 115540/18 от 18.07.2018 сообщило, что во всех случаях в подобного рода рекламу услуг по взысканию долгов с физических лиц будет вносится уточняющее предупреждение: "Взаимодействие только по почте согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 03.07.2016 N 230-ФЗ". В частности, данное уточняющее предупреждение внесено в спорную рекламу.
При этом ООО "АСК" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавалось.
Таким образом, решением и предписанием ФАС России от 15.05.2018 года по делу N 3-7-60/00-08-17 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО "АСК" не ограничивается в возможности распространять рекламу своих услуг по взысканию долгов с физических лиц.
Соответственно вынесенные ФАС России решение и выданное ООО "Яндекс" предписание от 15.05.2018 года по делу N 3-7-60/00-08-17 не нарушают права и законные интересы ООО "АСК".
Таким образом, оспариваемое решение соответствует действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя, а вынесенное предписание способствует восстановлению законности в регулируемой сфере правоотношений и направлено на восстановление нарушенных прав и законных интересов потребителей, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод арбитражного суда о правомерности решения и предписания от 04.06.2018 по делу N 3-7-60/00-08-17.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, обжалуемое решение суда соответствует нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.12.2018 по делу N А40-165726/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-165726/2018
Истец: ООО "АСК"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: Денисенков М А