Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 июля 2019 г. N Ф04-2737/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
27 марта 2019 г. |
Дело N А75-11575/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Грязниковой А.С., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15962/2018) Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.10.2018 по делу N А75-11575/2018 (судья Щепелин Ю.П.), принятое по исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" (ОГРН 1128601003310, ИНН 8601047520) к акционерному обществу "Управляющая компания N 2" (ОГРН 1098603000209, ИНН 8603161210) о признании договора недействительным в части
и встречному исковому заявлению акционерного общества "Управляющая компания N 2" к федеральному казенному учреждению "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" о взыскании 459 719 руб. 35 коп.,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Нижневартовска,
при участии в судебном заседании представителей:
от Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" - Токарев А.В. по доверенности от 09.01.2019 N 2 сроком действия по 31.12.2019;
в отсутствие представителей акционерного общества "Управляющая компания N 2", Администрации города Нижневартовска, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" (далее - истец, учреждение, ФКУ "ЦХИСО УМВД России по ХМАО - Югре") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к акционерному обществу "Управляющая компания N 2" (далее - ответчик, общество, АО "Управляющая компания N 2") о признании договора от 31.07.2017 N 1664-а недействительным в оспариваемой части (пункты 1.1; 2.1.1; 4.2.2; 6.1.3; 6.1.4; 6.1.5; приложения - в части суммы расходов за содержания общего имущества в многоквартирном доме) в связи с нарушением требования закона, выразившимся в возложении на учреждение обязанности по оплате услуг содержания и ремонта общедомового имущества по опорным пунктам полиции, расположенным в помещениях, переданных истцу на основании договора безвозмездного пользования (ссуды) муниципальным имуществом от 07.05.2007 N 16-БП-2007 дополнительным соглашением от 21.02.2018 N 42.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Нижневартовска (далее - Администрация, третье лицо).
В соответствии с правилами статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом первой инстанции к рассмотрению принято встречное исковое заявление АО "Управляющая компания N 2" о взыскании с ФКУ "ЦХИСО УМВД России по ХМАО - Югре" 459 719 руб. 35 коп., из которых 394 959 руб. 34 коп. - основная задолженность, 64 790 руб. 01 коп. законная неустойка (пеня), исчисленная за период с 11.04.2017 по 31.08.2018.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.10.2018 по делу N А75-11575/2018 исковые требования учреждения оставлены без удовлетворения, встречные исковые требования общества удовлетворены частично. С ФКУ "ЦХИСО УМВД России по ХМАО - Югре" взыскано 415 192 руб. 25 коп., из которых 382 616 руб. 18 коп. - основная задолженность, 32 576 руб. 07 коп. - законная неустойка (пеня). В удовлетворении остальной части встречных исковых требований отказано. С истца в пользу ответчика взыскано 11 012 руб. 92 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Возражая против принятого по делу решения, ФКУ "ЦХИСО УМВД России по ХМАО - Югре" в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы учреждение заявляет о несогласии с обязанностью по оплате услуг содержания и ремонта общедомового имущества по опорным пунктам полиции, расположенным в помещениях, переданных истцу на основании договора безвозмездного пользования (ссуды). В жалобе учреждение указывает на специфический правовой статус ФКУ "ЦХИСО УМВД России по ХМАО - Югре", созданного в целях обеспечения деятельности УМВД России по ХМАО - Югре, накладывающий отпечаток на правовой режим деятельности истца. Согласно доводам жалобы средства на финансирование расходов на оплату услуг содержания и ремонта общедомового имущества, а также на оплату коммунальных услуг на общедомовые нужды в условиях безвозмездного пользования помещениями многоквартирных домов не доводится учреждению; обязанность по внесению указанных платежей не предусмотрена Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ, Закон о полиции). По мнению истца, исключительно собственник помещений обязан нести указанные выше расходы, и возложение таковых на учреждение не соответствует закону.
Письменный отзыв на жалобу в суд не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции 30.01.2019 не обеспечили. Определением от 31.01.2019 судебное разбирательство по апелляционной жалобе отложено до 26.02.2019.
До начала судебного заседания от учреждения поступили дополнения к апелляционной жалобе через электронную систему "Мой арбитр".
26.02.2019 АО "Управляющая компания N 2" и Администрация, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции приступил к рассмотрению жалобы в отсутствие неявившихся участников процесса.
Представитель ФКУ "ЦХИСО УМВД России по ХМАО - Югре" в заседании суда апелляционной инстанции 26.02.2019 поддержал доводы жалобы с учетом дополнений.
Определением от 26.02.2019 судом апелляционной инстанции разбирательство по жалобе учреждения отложено до 20.03.2019.
20.03.2019 ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
В заседании суда апелляционной инстанции, состоявшемся 20.03.2019, представителем истца поддержаны доводы жалобы, даны пояснения по существу спора.
Рассмотрев апелляционную жалобу с учетом дополнений к ней, заслушав представителя учреждения, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 07.05.2007 между Администрацией (ссудодатель) и Управлением внутренних дел г. Нижневартовска (ссудополучатель) заключен договор N 16-БП-2007 безвозмездного пользования (ссуды) муниципальным имуществом, в соответствии с пунктом 1.1 которого ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование муниципальное имущество согласно приложению. Имущество передается для организации деятельности служб УВД г. Нижневартовска в целях поддержания учреждения, финансируемого за счет средств федерального и окружного бюджетов (пункт 1.2 договора).
К указанному выше договору от 07.05.2007 N 16-БП-2007 Администрацией и УМВД России по г. Нижневартовску заключено дополнительное соглашение N 42 к редакции протокола согласования разногласий от 30.03.2018.
Согласно пункту 1 поименованного дополнительного соглашения содержание пункта 1.2 договора изложено в следующей редакции: "Муниципальное имущество передается в целях использования для профилактики и минимизации проявлений терроризма, экстремизма, правонарушений на территории города и организации деятельности сотрудников УМВД России по г. Нижневартовску, замещающих должности участковых уполномоченных полиции".
В соответствии с достигнутыми сторонами соглашением (пункт 3.2.15 дополнительного соглашения) в течение 30 календарных дней с момента подписания акта приема-передачи муниципального имущества ссудополучатель обязан заключить с соответствующими организациями города договоры на оказание коммунальных и эксплуатационных услуг (электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение и др.), связанных с содержанием и техническим обслуживанием муниципального имущества. В случае окончания или досрочного расторжения (прекращения) договора незамедлительно произвести оплату коммунальных и эксплуатационных расходов, связанных с содержанием и техническим обслуживанием муниципального имущества.
Пунктом 3.2.16 дополнительного соглашения в редакции протокола согласования разногласий предусмотрена обязанность ссудополучателя своевременно нести расходы по технической эксплуатации помещения (водоснабжение, отопление, уборка, ремонт) и обеспечивать их своевременную оплату.
Приложением к дополнительному соглашению от 21.02.2018 N 42 утвержден Перечень недвижимого имущества, переданного в безвозмездное пользование. Среди переданных объектов указаны следующие помещения:
ул. Озерная, д.1, общей площадью 37,2 кв.м;
ул. Дзержинского, д. 15, общей площадью 59,9 кв.м;
ул. Пермская, д. 9, общей площадью 68,8 кв.м;
ул. Чапаева д. 63, общей площадью 48,9 кв.м;
пр. Ханты-Мансийская, д. 43А, общей площадью 58,8 кв.м;
ул. Интернациональная, д. 29, общей площадью 88,4 кв.м;
ул. Северная, д. 60, общей площадью 56,6 кв.м;
ул. Мира, д. 36, общей площадью 72,8 кв.м;
ул. Интернациональная, д. 2/1, общей площадью 15,3 кв.м;
ул. Северная, д. 28А, общей площадью 38,4 кв.м.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ранее (до момента заключения договора от 07.05.2007 N 16-БП-2007) перечисленные выше объекты имущества находились в безвозмездном пользовании органов внутренних дел г. Нижневартовска на основании договора от 01.10.1998 N 63 безвозмездного пользования имуществом, заключенного Комитетом по управлению имуществом г. Нижневартовска (ссудодатель) и УВД г. Нижневартовска (ссудополучатель).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 199-р создано ФКУ "ЦХИСО УМВД России по ХМАО - Югре". В соответствии с Уставом учреждения, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.03.2012 N 260, ФКУ "ЦХИСО УМВД России по ХМАО - Югре" находится в подчинении УМВД России по ХМАО - Югре (пункт 8).
Пунктом 2 указанного выше распоряжения от 14.02.2012 и пунктом 21 Устава учреждения предусмотрено, что целями деятельности учреждений являются: хозяйственное, вещевое, социально-бытовое и транспортное обеспечение территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (далее - территориальные органы МВД России); организация эксплуатации и содержания движимого и недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении территориальных органов МВД России, в том числе имущества, находящегося на балансе учреждений, и технический контроль за его состоянием; обеспечение пожарной безопасности на объектах территориальных органов МВД России; организация обслуживания и обеспечение бесперебойного функционирования систем, комплексов связи и автоматизации, организационной, вычислительной и копировально-множительной техники, эксплуатируемых территориальными органами МВД России; организация и осуществление ремонта вооружения, организация обеспечения бесперебойного функционирования транспорта территориальных органов МВД России; организация складского хранения и выдачи вооружения, специальных, материально-технических средств, организация складского хранения средств неприкосновенного запаса территориальных органов МВД России; организация питания сотрудников территориальных органов МВД России в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тиражирование служебной документации, специальных бланков, бланков шифротелеграмм, итоговых документов служебных совещаний, в том числе имеющих гриф "секретно" и "совершенно секретно", для обеспечения мероприятий, проводимых территориальными органами МВД России; осуществление мероприятий по организации ритуальных услуг для семей умерших (погибших) сотрудников, граждан, призванных на военные сборы, пенсионеров территориальных органов МВД России.
31.07.2017 между ФКУ "ЦХИСО УМВД России по ХМАО - Югре" (государственный заказчик, арендатор) и АО "Управляющая компания N 2" (управляющая организация) заключен договор N 1664-а в редакции протокола урегулирования разногласий от 31.07.2017. Согласно преамбуле указанного договора основанием его заключения послужило решение общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам, перечисленным выше (приложение к дополнительному соглашению от 21.02.2018 N 42).
Пунктом 1.1 договора от 31.07.2017 N 1664-а предусматривается, что арендатором является лицо, которое фактически использует нежилое помещение по назначению на основании договора безвозмездного пользования имуществом, находящееся в многоквартирном доме. Арендатор помещения несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Пунктом 2.1.1. определено, что в предмет настоящего договора входит оказание услуг и выполнение работ за плату "Управляющей организации": управление многоквартирном домом; содержание и техническое обслуживание общего имущества многоквартирного дома; сбор и вывоз твердых бытовых отходов; утилизация (захоронению) твердых бытовых отходов; текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома; содержание и техническое обслуживание лифтов.
Пунктом 2.1.2. в предмет договора включено также предоставление следующих коммунальных услуг за плату: холодное водоснабжение на общедомовые нужды; горячее водоснабжение на общедомовые нужды; электроэнергия на общедомовые нужды; тепловая энергия на отопление, на подогрев воды; горячее водоснабжение; холодное водоснабжение; водоотведение.
Данный пункт договора содержит также перечень помещений, находящихся в пользовании в качестве опорных пунктов полиции, указанных в приложении к дополнительному соглашению от 21.02.2018 N 42.
Согласно пункту 3.1. договора в редакции протокола урегулирования разногласий от 31.02.2017 настоящий договор действует с момента его подписания и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2017 по 31.01.2018, а в части оплаты до полного исполнения обязательств.
Пунктом 4.2.2 договора на учреждение возлагается обязанность своевременно, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, в полном объеме вносить плату в течение 10 календарных дней за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, за предоставленные коммунальные услуги на основании предъявленного счета.
Плата за оказываемые услуги начисляется с момента приобретения прав на владение и пользование нежилым помещением (пункт 6.1 договора).
В силу пункта 6.1.1. договора размер платы, перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с Постановлением главы города Нижневартовска, исходя из общей площади помещения, если иной размер платы и перечень работ и услуг не будет установлен решением общего собрания собственников помещений с учетом предложений управляющей организации.
Согласно пункту 6.1.3 договора в приложении затраты на использование коммунальных услуг на общедомовые нужды учтены исходя из норматива потребления.
Затраты на общедомовые нужды будут предъявляться по факту показаний общедомового прибора учета (ОПУ) за расчетный период ежемесячно, и данная величина не является постоянной (пункт 6.1.4 договора).
Согласно пункту 6.1.5 договора расчет платы за потребленную тепловую энергию на отопление в домах при отсутствии коллективных общедомовых приборов учета (КОДПУ) рассчитывается исходя из действующих нормативов и тарифов, утвержденных органами местного самоуправления, а при наличии КОДПУ - на основании фактических показаний приборов учета. За отпущенную тепловую энергию учреждение платит управляющей организации согласно тарифам, утвержденным приказом Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Приложением к договору утверждены ориентировочные объемы и размеры платы за коммунальные услуги и расчеты по каждому из помещений.
Согласно пункту 6.1.16 договора в редакции протокола урегулирования разногласий от 31.07.2017 цена договора составляет 382 616 руб. 18 коп., из которых 91 947 руб. 50 коп. - плата за коммунальные услуги за период с 01.01.2017 по 31.03.2017, 290 668 руб. 68 коп. - плата за оказание услуг по содержанию и управлению за период с 01.01.2017 по 31.01.2018.
Письмом от 22.02.2018 N 9/12-260 учреждение обратилось к обществу с требованием о расторжении договора от 31.07.2017 N 1664-а в связи с недействительностью условий об оплате услуг содержания и ремонта общего имущества.
В связи с тем, что требование оставлено обществом без удовлетворения, ФКУ "ЦХИСО УМВД России по ХМАО - Югре" обратилось в суд с первоначальными исковыми требованиями.
Заявив о ненадлежащем исполнении обязательств из поименованного договора, АО "Управляющая компания N 2" предъявило встречные требования к учреждению.
Согласно статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 421 ГК РФ). При этом соглашение сторон должно соответствовать обязательным правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
В соответствии с правилами пункта 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
На основании пункта 2 статьи 166 ГК РФ требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ). Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (статья 180 ГК РФ).
Как указывает истец, договор от 31.07.2017 N 1664-а в части отдельных своих условий (пункты 1.1, 2.1.1, 4.2.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5, а также приложение) противоречит положениям законодательства, регламентирующего деятельность органов внутренних дел (полиции). Спор между сторонами возник в связи с возложением на учреждение обязанности по несению расходов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, в которых располагаются помещения, находящиеся в безвозмездном пользовании органов внутренних дел.
Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривается, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно положениям статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором. На основании статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно статье 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. При этом издержки по содержанию общего имущества относятся как на собственников квартир, так и на собственников нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования.
Как указывается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П, применительно к помещениям (в том числе жилым) в многоквартирном доме как объектам права собственности, обладающим значительной спецификой, следует принимать во внимание неразрывную физическую связь помещения как части объема здания, ограниченной строительными конструкциями, и конструктивных элементов здания как объемной строительной системы, включающей в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенной, если речь идет о жилом здании, для проживания и (или) деятельности людей. Указанным во многом предопределяется их общая правовая судьба: поскольку сам факт существования и сохранность каждого из помещений в многоквартирном доме обусловлены существованием и состоянием самого дома (здания), наличие права собственности на помещения в многоквартирном доме обусловливает и наличие права общей долевой собственности собственников этих помещений на общее имущество в таком доме, в том числе на общие нежилые помещения, несущие конструкции дома, сети и системы инженерно-технического обеспечения (статья 290 ГК РФ и статья 36 ЖК РФ).
В рассматриваемом случае нежилые помещения предоставлены Администрацией в безвозмездное пользование по правилам главы 36 ГК РФ. Органы местного самоуправления обязаны предоставлять в пределах границ муниципальных образований сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, помещения для работы на обслуживаемом административном участке. Оборудование помещений мебелью, оргтехникой и средствами связи и обеспечение технической эксплуатации этих помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) осуществляются за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета (пункт 7 статьи 48 Федерального закона N 3-ФЗ).
Согласно положениям статьи 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Статьей 695 ГК РФ на ссудополучателя возлагается обязанность поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Принимая во внимание принцип единой правовой судьбы помещения многоквартирного дома и общего имущества такового, следует заключить, что бремя расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, обладая акцессорным характером, следует судьбе обязанности по оплате ресурсов, потребленных непосредственно помещением. В свою очередь, бремя возмещения стоимости коммунального ресурса может быть возложено на получателя ресурса (услуги) как самостоятельного блага на основании соглашения между ним и исполнителем коммунальных услуг.
Как указано выше, заключая спорный договор, его стороны предусмотрели обязанность учреждения по возмещению расходов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, что следует из оспариваемых истцом пунктов 1.1, 2.1.1, 4.2.2, 6.1.3 - 6.1.5 и приложения к договору. Достигнутое сторонами соглашение не противоречит правилам статьи 48 Федерального закона N 3-ФЗ, поскольку указанной статьей не ограничивается как таковая структура расходов, возлагаемых на ссудополучателя в связи с использованием переданных помещений.
Следовательно, в рассматриваемом случае существо соглашения АО "Управляющая компания N 2" и ФКУ "ЦХИСО УМВД России по ХМАО - Югре" о несении стороной ссудополучателя расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома не противоречит положениям Закона о полиции, а также согласуется с положениями жилищного законодательства, не нарушая публичных интересов и требований бюджетного законодательства.
На основании указанного исковые требования ФКУ "ЦХИСО УМВД России по ХМАО - Югре" не подлежат удовлетворению.
В рамках настоящего дела АО "Управляющая компания N 2" предъявлены требования о взыскании с ФКУ "ЦХИСО УМВД России по ХМАО - Югре" задолженности за период обслуживания многоквартирных домов и предоставления коммунальных услуг с 01.02.2017 по 31.01.2018 в размере 394 959 руб. 34 коп., а также неустойки за просрочку оплаты услуг общества в размере 64 760 руб. 01 коп.
В подтверждение факта исполнения обществом обязательств из спорного договора на протяжении указанного выше периода (оказания услуг, выполнения работ, предоставления коммунальных услуг) в дело представлены протоколы общего собрания собственников помещений многоквартирных домов по адресам, указанным выше, датированные 26.04.2010, 27.04.2010 и 30.04.2010, из которых следует избрание участниками общества (ранее - ОАО "Управляющая компания N 2") в качестве управляющей организации; акты выполненных работ (оказанных услуг).
Согласно правилам статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (пункт 1).
Пунктом 14 указанной статьи ЖК РФ предусматривается, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Доводы о неисполнении АО "Управляющая компания N 2" обязанностей по содержанию имущества многоквартирного дома и предоставлению коммунальных ресурсов учреждением не приводятся, контррасчет задолженности и начисленной неустойки не представлены.
Удовлетворив встречные исковые требования в указанном размере, суд первой инстанции принял по делу в данной части законное и обоснованное решение.
Доводы, основанные на доказательственной базе, которые повлияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, не приведены учреждением в апелляционной жалобе.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы судом не распределяются в связи с освобождением учреждения от обязанности по уплате таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.10.2018 по делу N А75-11575/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-11575/2018
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ХОЗЯЙСТВЕННОГО И СЕРВИСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ"
Ответчик: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ N 2"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА
Хронология рассмотрения дела:
18.07.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2737/19
11.07.2019 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-11575/18
27.03.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-15962/18
25.10.2018 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-11575/18