Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 5 июля 2019 г. N Ф10-2779/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
26 марта 2019 г. |
Дело N А23-5767/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.03.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.03.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой К.С., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Трансстройсервис" (Московская область, г. Красногорск, ОГРН 1145047003837, ИНН 5047153530) - Горянской Н.А. (доверенность от 28.05.2018 N 28-05), ответчика - муниципального казенного учреждения "Служба единого заказа городского хозяйства" (г. Калуга, ОГРН 1134027004594, ИНН 4027116930) - Тимохиной Н.А. (доверенность от 20.02.2019), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Эко", муниципального образования "Город Калуга" в лице Городской управы г. Калуги, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трансстройсервис" на решение Арбитражного суда Калужской области от 18.12.2018 по делу N А23-5767/2018 (судья Масенкова О.А.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Трансстройсервис" (далее - ООО "Трансстройсервис", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению "Служба единого заказа городского хозяйства" (далее - МКУ "Служба единого заказа городского хозяйства", учреждение, ответчик) о взыскании задолженности по оплате расходов за оплаченные работы по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов по муниципальному контракту от 12.02.2017 N 0137300043316000902 в размере 2 676 114 руб. 05 коп.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец уточнил заявленные требования, увеличив их размер до 3 398 514 руб. 08 коп. Уточнение принято судом.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Эко" (далее - ООО "Эко"), муниципальное образование "Город Калуга" в лице Городской управы г. Калуги.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 18.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Трансстройсервис" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
МКУ "Служба единого заказа городского хозяйства" возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Третьи лица в судебное заседание представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе от 01.02.2017 N ПРЕ1 (извещение от 31.12.2016 N 0137300043316000902) 12.02.2017 между обществом (исполнитель) и учреждением (заказчик) заключен муниципальный контракт N 0137300043316000902, по условиям которого исполнитель в счет оговоренной стоимости обязуется в установленный контрактом срок оказать услуги по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Калуга" (далее - работы), в полном объеме и в соответствии с условиями контракта, техническим заданием и требованиям к техническим характеристикам строительных материалов (приложение N 7 к договору), а заказчик обязуется создать исполнителю необходимые условия для оказания услуг, принять их результат и оплатить обусловленную контрактом цену.
Согласно пункту 1.2 контракта услуги, предусмотренные контрактом включают в себя, в том числе механизированную и ручную уборку территорий, дополнительные операции по уборке и вывозу смета, листвы, снега, несанкционированных свалок, включая вывоз мусора в места его последующего хранения и утилизации; содержанию и ремонту элементов обстановки пути; ремонт асфальтобетонного покрытия на дорогах, проездах, тротуарах, в том числе устранение деформаций, ликвидацию выбоин, просадок, колей; содержание и ремонт искусственных сооружений: мостов, дамб, путепроводов, эстакад на территории муниципального образования "Город Калуга".
В силу пункта 1.4.1 контракта срок оказания услуг по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Калуга" в полном объеме и в соответствии с условиями контракта, техническим заданием и требованиям к качеству оказываемых услуг - с 15.02.2017 по 31.10.2019.
На основании пункта 2.1.1 контракта цена контракта на оказание услуг по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Калуга" и искусственных сооружений на них составляет 719 343 226 руб. 16 коп., в том числе НДС - 18%, 109 730 322 руб. 64 коп.
Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных контрактом и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 2.2 контракта в цену контракта включены все расходы на оказание услуг, материалы, оборудование, страхование, перевозку, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, а также прочие расходы и налоги, которые в соответствии с условиями контракта и с действующим законодательством Российской Федерации должен уплачивать подрядчик при выполнении контракта.
Согласно пункту 2.4 контракта изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренный контрактом объем работы не более чем на десять процентов или уменьшается предусмотренный контрактом объем выполненной работы не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному объему работы исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом объема работы стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены работы.
В силу пункта 3.1 контракта оплата по контракту производится за счет средств бюджета муниципального образования "Город Калуга" путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика.
Пунктом 3.4 контракта предусмотрено, что оплата (возмещение) расходов исполнителя за оплаченные работы по утилизации (захоронению) мусора, будет производиться один раз в месяц в течение 30 календарных дней с момента выставления счета на основании актов выполненных работ от специализированной организации, осуществляющей хранение и утилизацию мусора и отрывных талонов на право утилизации (захоронения) мусора на специально оборудованном сооружении, предназначенном для размещения отходов с отметками специализированной организации о поступлении отходов.
В соответствии с пунктом 8.6.8 технического задания на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения МО "Город Калуга" и искусственных сооружений (приложение N 3 к контракту) утилизация мусора и смета осуществляется с вывозом на специализированные полигоны.
В силу пункта 3.8 контракта исполнитель принимает на себя обязательства по целевому, экономному и эффективному использованию финансовых ресурсов, выделенных на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения и городских территорий МО "Город Калуга" в рамках контракта, в том числе за счет внедрения инноваций, прогрессивных и ресурсосберегающих технологий и материалов.
Согласно пункту 4.1.17 контракта исполнитель при исполнении контракта может привлекать субподрядные организации. Исполнитель обязан предоставить информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с исполнителем, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% цены контракта в течение 10-ти календарных дней со дня заключения таких договоров.
В силу пункта 4.1.19 контракта исполнитель несет всю ответственность перед заказчиком за качество и сроки выполнения работ, переданных для выполнения субподрядным организациям. Заказчик не имеет обязательств по отношению к субподрядчиками. Исполнитель несет ответственность за выбор субподрядчика и приостановку или задержку работ по причине замены субподрядчика.
Пунктом 4.1.21 контракта предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять заказчику: ежемесячно, не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчет об объеме вывезенного мусора; ежемесячно, не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставлять акт выполненных работ от специализированной организации, осуществляющей хранение и утилизацию мусора; ежемесячно, не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставлять отрывные талоны на право утилизации (захоронения) мусора на специально оборудованном сооружении, предназначенном для размещения отходов (полигон) с отметками специализированной организации о поступлении отходов и т.д.
В силу пункта 4.2.4 контракта заказчик обязуется произвести оплату выполненных исполнителем работ в порядке, предусмотренном разделом 3 контракта.
В соответствии с пунктом 12.1 контракта он вступает в силу с момента его подписания надлежаще уполномоченными на то представителями сторон и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту, но не позднее 31.12.2019.
Пунктом 14.2 контракта установлено, что любые изменения и дополнения к контракту имеют силу только в том случае, если они оформлены в письменном виде, подписаны и скреплены печатями обеими сторонами.
Согласно приложению N 1 к муниципальному контракту от 12.02.2017 N 0137300043316000902 - плановый расчет затрат на выполнение работ по содержанию городских территорий, тротуаров, автомобильных дорог общего пользования местного значения и городских территорий городского округа "Город Калуга" в период с 15 февраля по 31 декабря 2017 года и с 01 января 2018 по 31 декабря 2018 года, расходы по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов рассчитываются исходя из формулы 90 000 куб.м х 42,47 руб./куб.м, где 90 000 куб.м - объем вывезенного смета и мусора, 42,47 руб./куб.м - тариф на захоронение 1 куб.м отходов.
Между истцом и ответчиком 13.10.2017, 10.05.2018 и 11.05.2018 заключались дополнительные соглашения об изменении стоимости услуг по содержанию объектов на 2017, 2018 и 2019 годы - приложение N 1 к муниципальному контракту от 12.02.2017 N 0137300043316000902 излагалось в новой редакции, при этом стоимость расходов по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов (по тарифу 42,47 руб./куб.м) сторонами не изменялась.
Во исполнение обязательств по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов по вышеуказанному контракту субподрядчиком по данному контракту - ООО "Эко" было заключено два договора на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми услугами с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калужской области, действующего на основании лицензии от 05.05.2017, выданной управлением Росприроднадзора по Калужской области, - ООО "Калужский завод по производству альтернативного топлива": договор от 01.11.2017 N 2360 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами; договор от 01.01.2018 N ЮО-2360/18 на оказание услуг по обращению с отходами.
На основании вышеуказанных договоров в период с 01.11.2017 по 31.07.2018 оператором оказаны услуги по утилизацию (захоронению) твердых бытовых отходов на общую сумму 3 966 746 руб. 50 коп., что подтверждается актами от 30.11.2017 N 19196 на сумму 107 355 руб. 55 коп., от 31.12.2017 N 21487 на сумму 260 072 руб. 60 коп., универсальными передаточными актами от 31.01.2018 N У55 на сумму 47 175 руб. 96 коп., от 28.02.2018 N У1763 на сумму 164 511 руб. 04 коп., от 31.03.2018 N У3177 на сумму 272 471 руб. 41 коп., от 30.04.2018 N У5201 на сумму 639 429 руб. 95 коп., от 31.05.2018 N У6783 на сумму 885 597 руб. 24 коп., от 30.06.2018 N У8497 на сумму 784 252 руб. 88 коп., от 31.07.2018 N У10302 на сумму 835 879 руб. 87 коп.
Субподрядчик - ООО "Эко" оплатил оказанные услуги в полном объеме, что подтверждается актом сверки между ООО "Эко" и ООО "Калужский завод по производству альтернативного топлива", а также представленными в материалы дела платежными поручениями.
Ссылаясь на то, что приказом Министерства конкурентной политики Калужской области от 14.08.2017 N 84-РК были установлены новые тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов для ООО "Калужский завод по производству альтернативного топлива" на 2017-2019 годы, которые в несколько раз превышают тариф, указанный в приложение N 1 к муниципальному контракту от 12.02.2017 N 0137300043316000902 (42,47 руб./куб.м), у ответчика перед истцом образовалась задолженность по оплате (возмещению) расходов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов в размере 3 398 514 руб. 08 коп., в силу положений пункта 5 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ООО "Трансстройсервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, указанных в договоре возмездного оказания услуг.
На основании статьи 309 ГК РФ обязательство должно быть исполнено надлежащим образом в соответствии с условиями договора. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов, или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги, исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.
Достигнутые сторонами соглашения об изменении цены контракта от 13.10.2017, 10.05.2018 и 11.05.2018 соответствует приведенными положениям Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.
Приказом Министерства конкурентной политики Калужской области от 14.08.2017 N 84-РК были установлены новые тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов для ООО "Калужский завод по производству альтернативного топлива" на 2017-2019 годы.
Согласно приложению к данному Приказу тариф на утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых бытовых отходов в период с 15.09.2017 по 31.07.2018 составил 170 руб. 42 коп./куб.м (без учета НДС 18%).
Вместе с тем, дополнительных соглашений об изменении цены контракта, в связи с увеличением тарифа на утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых бытовых отходов, сторонами в рамках муниципального контракта не заключалось.
При этом приложение N 1 к муниципальному контракту от 12.02.2017 N 0137300043316000902, в котором содержится формула расчета стоимости расходов по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов (по тарифу 42,47 руб./куб.м), не свидетельствует о достижении между сторонами соглашения об изменении цены контракта в случае увеличения стоимости (изменения тарифа) расходов по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов.
На основании изложенного, учитывая, что контракт не содержит условий о возможности изменения его цены в одностороннем порядке, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для проведения расчетов между сторонами по контракту с использованием иного тарифа на утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых бытовых отходов не имеется.
С учетом того, что оплата по контракту производилась ответчиком в соответствии с условиями муниципального контракта от 12.02.2017 N 0137300043316000902, в редакции дополнительных соглашений к нему от 13.10.2017, 10.05.2018 и 11.05.2018, на основании актов о приемке выполненных работ, подписанных сторонами без каких-либо разногласий, суд области по праву заключил об отсутствии у ответчика обязанности по оплате расходов по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов по стоимости, отличной от установленной контрактом, в связи с чем оставил исковые требования без удовлетворения.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на судебную практику арбитражных судов по делам с иными фактическими обстоятельствами и иным нормативным регулированием не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
Обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 18.12.2018 по делу N А23-5767/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-5767/2018
Истец: ООО Трансстройсервис
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение Служба единого заказа городского хозяйства
Третье лицо: МО "Город Калуга" в лице Городской Управы г. Калуги, ООО "ЭКО"