г. Киров |
|
04 апреля 2019 г. |
Дело N А17-8243/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Ивановская городская теплосбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 11.12.2018 по делу N А17-8243/2018, принятое судом в составе судьи Никифоровой Г.М.,
по заявлению акционерного общества "Ивановская городская теплосбытовая компания" (ОГРН: 1143702015995, ИНН: 3702733445)
к службе государственной жилищной инспекции Ивановской области
о признании недействительным предписания,
установил:
акционерное общество "Ивановская городская теплосбытовая компания" (далее - заявитель, АО "ИГТСК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным предписания службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - ответчик, Инспекция, надзорный орган) от 05.09.2018 N 97-жс.
Решением суда от 11.12.2018 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "ИТСК" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Общество указывает на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель приводит доводы об отсутствии в его действиях нарушения требований части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 4, 10 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 (далее - Основы), положений Указов Губернатора Ивановской области от 30.12.2013 N239-уг, от 28.12.2017 N 221-уг, явившихся основанием для выдачи предписания от 05.09.2018. Более подробно позиция Общества со ссылками на нормы действующего законодательства и фактические обстоятельства дела изложена в апелляционной жалобе.
Ответчик письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 22.01.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.01.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Судебное заседание, состоявшееся 26.02.2019 и проведенное в отсутствие представителя надзорного органа, на основании части 5 статьи 158 АПК РФ было отложено до 13 часов 20 минут 02.04.2019.
В судебном заседании представители Общества просили удовлетворить апелляционную жалобу.
27.03.2019 в апелляционный суд от АО "ИГТСК" поступили дополнительные письменные пояснения к апелляционной жалобе, в которых Общество настаивает на правомерности занятой по делу позиции.
После отложения судебного разбирательства стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 09.08.2018 по 05.09.2018 на основании приказа от 08.08.2018 N 1425 Инспекцией в отношении АО "ИГТСК" была проведена внеплановая документарная проверка (л.д.107-109). Основанием для проверки явилось обращение жителя многоквартирного дома N 11 по пер. 2-й Летный г. Иванова по вопросу расчета платы за отопление (т.87-106).
При проведении контрольных мероприятий надзорным органом установлено, что в названном многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии и теплоносителя, который был допущен к коммерческой эксплуатации и эксплуатировался до октября 2015 года (истек срок поверки отдельных узлов). Повторно в коммерческую эксплуатацию прибор учета введен с 01.05.2017, в то же время за периоды май, июнь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года отчетные ведомости с указанием сведений о показаниях прибора учета в теплоснабжающую организацию не представлялись. В этой связи начисление платы за отопление производилось жителям исходя из установленного норматива.
Проверив применительно к квартире N 14 спорного дома расчет платы, начисляемой Обществом в 2016-2018 годах по нормативу, Инспекция установила, что размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги превышает предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденные Указом Губернатора Ивановской области от 07.12.2015 N 202-уг, от 30.12.2016 N 239-уг, от 28.12.2017 N 221-уг. В этой связи надзорный орган указал на нарушение заявителем требований части 1 статьи 157.1 ЖК РФ, пунктов 4, 10 Основ, положений Указов Губернатора Ивановской области от 30.12.2016 N 239-уг, от 28.12.2017 N 221-уг.
05.09.2018 в адрес АО "ИГТСК" выдано обязательное для исполнения предписание N 97-жс, которым Обществу указано на необходимость перерасчета платы за отопление жителям квартиры N 14 многоквартирного дома по адресу: г.Иваново, пер.2-й Летный, д. 11, за период с января 2016 года по дату исполнения предписания путем возврата излишне начисленных денежных средств в размере разницы между начисленным размером платы в указанный период и размером платы, исчисленным в соответствии с положениями части 1 статьи 157.1 ЖК РФ, пунктов 4,10 Основ, не выше предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденных на территории городского округа Иваново в периоды начислений, а также в дальнейшем производить начисления в указанном выше порядке (т.1 л.д.15-16).
Полагая, что выданное надзорным органом предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в данном случае совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнительных пояснений к ней, заслушав представителя заявителя (до отложения), суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В рассматриваемом случае оспариваемое АО "ИГТСК" предписание вынесено органом государственного контроля (надзора) по итогам проведенной в отношении Общества внеплановой документарной проверки в рамках государственного жилищного надзора. Данное предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого предписания надзорного органа на основании следующего.
Из положений статей 539, 541 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что абонент (потребитель) по договору энергоснабжения обязан оплачивать фактически принятое количество энергии в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с частью 1 статьи 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
Частью 2 статьи 157.1 ЖК РФ предусмотрено, что предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации. Предельные индексы, и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации.
Целью изложенных норм является определение механизма ограничения изменения (прироста) платы граждан за коммунальные услуги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2004 N 400 утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, которыми определены принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях.
Согласно пункту 4 Основ предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг. При этом учитывается изменение объема потребляемых коммунальных услуг, которое обусловлено изменением нормативов накопления твердых коммунальных отходов и нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением изменения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению после 01.01.2015, обусловленного переходом от расчета указанного норматива на 12 месяцев к его расчету на период, равный продолжительности отопительного периода. В случае перехода к расчету за коммунальные услуги с использованием приборов учета объем потребления коммунальных услуг при расчете и применении предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в сравниваемых периодах (месяцах) принимается равным нормативу, действующему в базовом периоде (декабре предыдущего календарного года).
Пунктом 6 предусмотрено, что объемы коммунальных услуг, численность населения (граждан) и общая площадь жилого помещения в сравниваемых периодах (месяцах) приводятся к единому значению базового периода (декабря).
В соответствии с пунктом 10 Основ применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.
Указом Губернатора Ивановской области от 07.12.2015 N 202-уг на 2016 год утверждены предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городском округе Иваново в размере с 1 января по 30 июня 0,0%; с 1 июля по 31 декабря - 6,5%.
Указом Губернатора Ивановской области от 30.12.2016 N 239-уг на 2017 год утверждены предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городском округе Иваново в размере с 1 января по 30 июня 0,0%; с 1 июля по 31 декабря - 10,9%.
Указом Губернатора Ивановской области от 28.12.2017 N 221-уг на 2018 год были утверждены предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городском округе Иваново в размере с 1 января по 30 июня 0,0%; с 1 июля по 31 декабря - 5,6%.
Из материалов дела видно, что АО "ИГТСК" является теплоснабжающей организацией в отношении многоквартирного дома N 11 по пер. 2-й Летный г.Иваново и производит начисление платы жителям дома за коммунальную услугу по отоплению.
Применительно к квартире N 14 указанного жилого дома установлен и заявителем по существу не оспаривается факт превышения предельного индекса за период: декабрь 2015-июнь 2016 на 22,97%; июль-декабрь 2016 - на 21,64%; первое полугодие 2017 - на 20,32%, второе полугодие 2017 - на 11,58%; первое полугодие 2018 - на 10,44%, второе полугодие 2018 - на 8,64%.
Отклоняя позицию заявителя как не основанную на положениях действующего законодательства, суд отмечает следующее.
Норма статьи 157.1 ЖК РФ предусматривает обязательность применения предельного индекса роста цен на коммунальные услуги организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг гражданам, и не содержит как оснований для ее неприменения, так и возможности предъявления платы без учета указанных предельных индексов.
Пунктом 5 Основ определен закрытый перечень случаев, при которых при применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации не учитывается разница в размере платежей. Установленные по рассматриваемому делу и изложенные Обществом в апелляционной жалобе обстоятельства к перечисленным в данном пункте ситуациям не относятся.
Аргументы заявителя, что рассматриваемая ситуация возникла в результате бездействия управляющей компании, выразившегося в ненадлежащем содержании и обслуживании ОДПУ, не влияют на правовую оценку изложенных обстоятельств.
Ссылка в апелляционной жалобе, что предельный индекс учитывается именно при принятии тарифных решений и не может быть поставлен в зависимость к изменению размера платы граждан за коммунальные услуги, не основана на содержании применяемого положения статьи 157.1 ЖК РФ.
Оснований полагать правомерным утверждение заявителя о необходимости применения предельных индексов исключительно при исчислении размера платы граждан за весь комплекс коммунальных услуг исходя из действующего нормативного регулирования не имеется.
Наличие установленных надзорным органом при проведении проверки обстоятельств подтверждено материалами дела, соответственно, у Инспекции имелись основания для выдачи оспариваемого предписания. Доводы заявителя о правомерности выставления платы подлежат отклонению по вышеизложенным мотивам.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области от 11.12.2018 по делу N А17-8243/2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
При подаче апелляционной жалобы АО "ИГТСК" уплатило по платежному поручению от 25.12.2018 N 4138 государственную пошлину в размере 3000 рублей, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 11.12.2018 по делу N А17-8243/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Ивановская городская теплосбытовая компания" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Ивановская городская теплосбытовая компания" (ОГРН: 1143702015995, ИНН: 3702733445) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 25.12.2018 N 4138.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-8243/2018
Истец: АО "Ивановская городская теплосбытовая компания"
Ответчик: Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3145/19
25.06.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3145/19
04.04.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-362/19
11.12.2018 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-8243/18
26.10.2018 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-8243/18