Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 июля 2019 г. N Ф08-5034/19 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
10 апреля 2019 г. |
дело N А32-21514/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Ванина В.В., Маштаковой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Симфония"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.09.2018 по делу N А32-21514/2018
по иску акционерного общества "Краснодартеплосеть" (ИНН 2312122495, ОГРН 1052307230458)
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Симфония" (ИНН 2308197995, ОГРН 1132308004278) о взыскании задолженности,
принятое в составе судьи Чистяковой Я.В.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Краснодартеплосеть" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Симфония" (далее - ответчик) о взыскании 202 910 руб. 01 коп. - задолженности за поставленную тепловую энергию в марте 2018 года, 19 689 руб. 76 коп. - неустойки, начисленной за период с 26 апреля 2018 года по 04 июля 2018 года и с 05 июля 2018 года на сумму задолженности по день фактического исполнения решения (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (том 1 л.д. 56-58)).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.09.2018 по делу N А32-21514/2018 с общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Симфония" в пользу акционерного общества "Краснодартеплосеть" взыскано 222 599 рублей 77 копеек, из них: 202 910 рублей 01 копейку - задолженности за поставленную тепловую энергию в марте 2018 года, 19 689 рублей 76 копеек - неустойки, начисленной за период с 26 апреля 2018 года по 04 июля 2018 года и с 05 июля 2018 года на сумму задолженности по день фактического исполнения решения, а также 23 307 рублей - судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Симфония" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Симфония" является исполнителем коммунальных услуг и приобретает тепловую энергию на горячее водоснабжение у акционерного общества "Краснодартеплосеть" не для перепродажи, а для предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителям и оплачивает потребленный в таком многоквартирном доме объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу. Поскольку норматив потребления тепловой энергии на подогрев горячей воды установлен Приказом Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30.11.2015 N 57/2015-т (ред. от 20.12.2017) в размере 0,059 Гкал/1 куб.м. и объем тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, рассчитан управляющей компанией по этому нормативу и полностью оплачена.
Таким образом, по мнению заявителя, у суда первой инстанции отсутствовали основания для применения иных методик расчетов, в том числе с использованием показаний общедомовых приборов учета, фиксирующих количество тепловой энергии в горячей воде, поставляемой в многоквартирные дома в целях оказания услуги по горячему водоснабжению.
В судебное заседание истец и ответчик, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между истцом (теплоснабжающая организация) и ответчиком (управляющая компания) заключен договор теплоснабжения N 672 от 1 августа 2014 года, в соответствии с условиями которого, теплоснабжающая организация обязуется подавать управляющей компании, действующей по настоящему договору от имени и за счет собственников помещений многоквартирных жилых домов, через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а управляющая компания обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, соблюдать режим их потребления, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования (п. 1.1. договоров).
Согласно п.6.5 договора оплата за потребленную тепловую энергию и теплоноситель производится до 15 числа месяца следующего за расчетным периодом. Датой оплаты потребленной тепловой энергии и теплоносителя считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет ТСО.
Как следует из искового заявления, в марте 2018 года истец во исполнение договора поставил в адрес ответчика тепловую энергию на общую сумму 1710995 рублей 34 копейки, что подтверждается представленным в материалы дела актом выполненных работ N 2782 от 31 марта 2018 года.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате принятой тепловой энергии послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании задолженности и пени.
Спорные отношения подпадают под правовое регулирование параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации с применением общих положений кодекса об исполнении обязательств, а также специальных норм Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере поставки ресурсов для целей предоставления коммунальных услуг и норм законодательства РФ в сфере теплоснабжения.
При рассмотрении дела суд первой инстанции обосновано руководствовался положениями статей 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Возражая против взыскания пени, ответчик указывает на неверность произведенного истцом расчета суммы основного долга в виду не применения к расчетам двухкомпонентного тарифа на отопление и подогрев горячей воды, коллегия полагает данные доводы не обоснованными в виду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п. 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (далее - Правила N 124), управляющая организация, на которую в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным с управляющей организацией, возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с п. 8, 9, 13 и 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), управляющие организации являются исполнителями коммунальных услуг и в качестве таковых обеспечивают предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах посредством приобретения соответствующих коммунальных ресурсов у ресурсоснабжающих организаций.
Следовательно, являясь исполнителем коммунальных услуг, управляющая организация и, в частности, ООО УК "Симфония", в силу своего статуса обязана, с одной стороны, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, а с другой, - приобретать для этих целей коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, в соответствии с заключенным с ней договором своевременно и в полном объеме производя оплату этих коммунальных ресурсов.
В соответствии с пп. 8, 9 ст. 2 ФЗ "О теплоснабжении" N 190 от 27.07.2010 г. теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности. Потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ "О теплоснабжении" тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление).
Кроме того, в соответствии с п. 2 Правил N 124 тепловая энергия, наряду с холодной водой, горячей водой, электрической энергией, природным газом, бытовым газом в баллонах, твердым топливом, (при наличии печного отопления), является коммунальным ресурсом, который используется предоставления потребителям коммунальных услуг. Также данное понятие включает в себя холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Вышеуказанным ФЗ "О теплоснабжении" установлено требование об обязательном коммерческом учете количества и качества тепловой энергии и (или) теплоносителя, которая(ый) производится, передается и потребляется за определенный период по договорам теплоснабжения, поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (п. 13 ст. 2, ч. 1 ст. 19).
Коммерческий учет организуется для осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии, а также для контроля за рациональным использованием теплоносителей и энергии, за режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок, и, кроме того, в целях документирования параметров теплоносителя - массы (объема), температуры и давления (п. 4 "Правил учета тепловой энергии, теплоносителя", утвержденных постановлением Правительствам 1034 от 18.11.2013 г.).
Согласно п. 5 "Правил учета тепловой энергии, теплоносителя" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности.
Прибор учета - средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме) температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов (п. 3 "Правил учета тепловой энергии, теплоносителя").
Согласно п. 111 "Правил учета тепловой энергии, теплоносителя" количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании приборов узла учета, потребителя за расчетный период.
В соответствии с пп. "а" п. 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственниками нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенными ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (а случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Согласно ч. 3 ст. 19 ФЗ "О теплоснабжении", п. 31 "Правил учета тепловой энергии, теплоносителя" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в исключительных случаях, а именно: отсутствие в точках учета приборов учета, неисправность прибора учета и нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В многоквартирных домах, расположенных по адресу г. Краснодар, ул. Российская, 72/1 корпус 1, 72/1 корпус 2, 72/4, 70/6, ул. Зиповская,11 такие приборы установлены, что подтверждается приложением N 4 к договору (т.1 л.д.24). Кроме того, в данных жилых домах установлен индивидуальный тепловой пункт - это устройство, предназначенное для транспортировки тепловой энергии от тепловой сети (ТЭЦ, ЦТП, котельной) к внутридомовым системам: отопление, ГВС - горячее водоснабжение, вентиляция. Одной из важных задач ИТП является преобразование вида теплоносителя в коммунальную услугу: управляющая организация, используя тепловой ресурс, полученный от АО "Краснодартеплосеть" (тепловая энергия) самостоятельно распределяет его на отопление и ГВС.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
АО "Краснодартеплосеть" производила начисление денежных средств за потребленную тепловую энергию и теплоноситель ООО УК "Симфония" в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Также, как отмечалось выше, в соответствии с условиями договора N 672 от 01.08.2014, заключенного между АО "Краснодартпелосеть" и ООО УК "Симфония", все многоквартирные дома ответчика оборудованы индивидуальными тепловыми пунктами (далее - ИТП), которые в силу положений законодательства РФ, а именно ст. 290 ГК РФ, ст. 36 ЖК РФ, а также п. 2 Правил содержания общего имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 являются общедомовым имуществом. Данный вывод также нашел свое отражение и в сложившейся судебной практике, в частности Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64.
Согласно положениям пункта 2 Правил N 354 "индивидуальный прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении.
Как установлено п. 16 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая горячее водоснабжение, - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы.
Централизованная система горячего водоснабжения в силу положений п. 27 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" является комплексом технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
При централизованной системе горячего водоснабжения расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещение в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и рассчитывается в соответствии с пунктом 26 и формулой 23 приложения N 2 Правил N 354 исходя из показания приборов учета горячей воды (пункт 42 Правил N 354).
При этом из пункта 26 приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что для применения формулы 23 необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Как указывалось выше, пунктом 12 ст. 2 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что индивидуальный тепловой пункт отнесен законом к нецентрализованным системам горячего водоснабжения. При этом данной нормой права определено, что нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Из указанного следует, что истец сам поставщиком коммунального ресурса - горячей воды в многоквартирные дома ответчика не является, поскольку сам не занимается приготовлением данного ресурса, а, следовательно, не имеет законного основания использовать тарифы на горячее водоснабжение.
Общий объем тепловой энергии, которая поставляется истцом ответчику, учитывается исходя из показаний одного коммерческого прибора учета тепловой энергии, который установлен на вводе в ИТП. При этом согласно актам допуска в эксплуатацию коммерческого узла учета (приложение N 12 к договору теплоснабжения) на объектах ответчика допущены в эксплуатацию коммерческие приборы учета тепловой энергии.
Апелляционный суд полагает, что расчет тепловой энергии, произведенный ответчиком, определенный по формуле N 23 приложения N 23 приложения N 2 к Правилам N 354, по которой расчет осуществляется при централизованной системе горячего водоснабжения, к рассматриваемым правоотношениям не подлежит применению.
В рассматриваемом случае, потребитель коммунальной услуги (ответчик) не имеет централизованную систему горячего водоснабжения, в связи с чем, расчет тепловой энергии, произведенный ответчиком, является неверным и не соответствующим требования действующего законодательства.
Довод ответчика о том, что истец в домах, оборудованных ИТП, оказывает услуги горячего водоснабжения, отклоняется апелляционным судом, поскольку ответчик самостоятельно приготавливает горячую воду в ИТП с использованием теплоносителя. Ответчик создает новый продукт - горячую воду, для изготовления которого закупается холодная вода и тепловая энергия в горячей воде на нагрев до нормативной температуры и на обеспечение циркуляции.
Поскольку многоквартирные жилые дома, находящиеся под управлением ответчика не подключены к централизованной системе горячего водоснабжения и оснащены индивидуальным тепловым пунктом, входящим в состав общего имущества дома, с использованием которого управляющей организацией осуществляется горячее водоснабжение дома, в качестве коммунального ресурса, используемого управляющей организацией для производства горячего водоснабжения, выступает тепловая энергия, поставляемая ресурсоснабжающей организацией в индивидуальный тепловой пункт.
Это означает, что коммунальная услуга по горячему водоснабжению централизованно от котельных ответчика в многоквартирные дома не поставляется. Горячая вода для непосредственного потребления приготавливается внутридомовым инженерным оборудованием ИТП, которое входит в состав общедомового имущества.
Таким образом, АО "Краснодартеплосеть" не осуществляет горячее водоснабжение для нужд ООО УК "Симфония", не поставляет такие услуги как отопление и горячее водоснабжение, истец самостоятельно их производит путем преобразования поставленной ответчиком тепловой энергии (теплоносителя) в ИТП.
АО "Краснодартеплосеть" поставляет тепловую энергию и не является поставщиком коммунального ресурса - горячей воды. В соответствии с этим, использование двухкомпонентного тарифа на горячую воду и норматива на подогрев холодной воды необоснованно, поскольку поставка тепловой энергии осуществляется в многоквартирные дома, оборудованный индивидуальным тепловым пунктом.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 19 ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности.
В соответствии с Актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, которые являются приложением к заключенному договору теплоснабжения N 672 от 01.08.2014, такой границей является наружная стена многоквартирного дома.
В соответствии с пп. "б" п. 4 Правил N 354, горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем (а им является управляющая организация) путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Таким оборудование как раз и является индивидуальный тепловой пункт.
Индивидуальный тепловой пункт - это устройство, предназначенное для транспортировки тепловой энергии от тепловой сети (ТЭЦ, ЦТП, котельной) к внутридомовым системам: отопление, ГВС - горячее водоснабжение, вентиляция. Одной из важных задач ИТП является преобразование вида теплоносителя в коммунальную услугу: управляющая организация, используя тепловой ресурс, полученный от АО "Краснодартеплосеть" (тепловая энергия) самостоятельно распределяет его на отопление и ГВС.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
АО "Краснодартеплосеть" производила начисление денежных средств за потребленную тепловую энергию и теплоноситель ООО УК "Симфония" в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Также, в соответствии си. 12 ст. 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
То, что теплоснабжение домов, расположенных в г. Краснодар, ул. Российская, 72/1 корпус 1, 72/1 корпус 2, 72/4, 70/6, ул. Зиповская,11 и находящихся в управлении ООО УК "Симфония" осуществляется через индивидуальные тепловые пункты по независимой схеме, подтверждается Техническими условиями N 211-35Т-2006 на теплоснабжение жилищно-административных зданий от 20.02.2007 г. N 010-06/135 и не оспаривается истцом в принципе.
Аналогичный правовой подход поддержан многочисленной судебной практикой, например, в постановлении Арбитражного суда Северо-кавказского округа от 12.02.2019 по делу N А53-10700/2018, постановлениях Арбитражного суда Московского округа по делам N N А41-8664/2018, А41-18667/2018, А41-18664/2018.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на иную судебную практику судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку приведенные ответчиком судебных споры имели иные фактические обстоятельства.
Между тем, ссылаясь в своей апелляционной жалобе на неправильный расчет суммы задолженности, ответчик представил контррасчет суммы задолженности по оплате потребленной тепловой энергии за спорный период, который не подтвержден материалами дела, не доказана каждая составляющая расчета.
Доводы заявителя о неправомерности расчета суммы основного долга являются не подтвержденными документально и необоснованными на фактических обстоятельствах дела, противоречащими приведенным нормам права и фактическим обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что заявитель апелляционной жалобы необоснованно отождествляет понятия "система теплоснабжения" и "система горячего водоснабжения".
В соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации выделяется два основных вида договора теплоснабжения: договор теплоснабжения, то есть обеспечение тепловой энергией (мощностью); договор теплоснабжения и поставки горячей воды.
Между АО "Краснодартеплосеть" и ООО "УК "Симфония" заключен договор теплоснабжения, в соответствии с условиями которого ТСО обязуется подавать через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель. АО "Краснодартеплосеть" не поставляет ответчику такой коммунальный ресурс, как горячая вода.
Понятие горячего водоснабжения содержится в п. 4 ст. 2 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" N 672 от 01.08.2014, под которым понимается приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения.
В соответствии с п. 12 ст. 2 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" N 672 от 01.08.2014 нецентрализованная система горячего водоснабжения - это сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
В данном случае отношения между АО "Краснодатеплосеть" и ООО "УК "Симфония" регулируются ФЗ "О теплоснабжении" N 190 от 27.07.2010, нормы ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" N 672 от 01.08.2014 к спорным отношениям не применимы.
Поскольку многоквартирные жилые дома, находящиеся под управлением ООО "УК "Симфония" не подключены к централизованной системе горячего водоснабжения и оснащены индивидуальными тепловыми пунктами, входящим в состав общего имущества дома, с использованием которого управляющей организацией осуществляется горячее водоснабжение дома, в качестве коммунального ресурса, используемого управляющей организацией для производства горячего водоснабжения, выступает тепловая энергия, поставляемая ресурсоснабжающей организацией (в нашем случае АО "Краснодартеплосеть") в индивидуальный тепловой пункт. Общий объем тепловой энергии, поставляемый в индивидуальный тепловой пункт, определяется по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, который установлен на вводе в индивидуальный тепловой пункт.
Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг. Ресурсоснабжающая организация, осуществляющая поставки коммунального ресурса, отвечает за их поставки до границ общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 6 статьи 31 Закона N 416-ФЗ установлено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение), в соответствии с названным Законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Таким образом, в соответствии с п. 13, 54 Правил N 354 управляющая компания приобретает коммунальный ресурс у ресурсоснабжающей организации в целях предоставления коммунальных услуг, в том числе для самостоятельного приготовления коммунальной услуги.
Составные части двухкомпонентного тарифа подлежат применению при поставке горячей воды. Так как по договорам теплоснабжения управляющей организации поставлялась исключительно тепловая энергия, расчеты сторон должны осуществляться с применением тарифа, установленного на тепловую энергию.
Довод заявителя жалобы о том, что ООО УК "Симфония" является исполнителем коммунальных услуг и приобретает тепловую энергию у АО "Краснодартеплосеть" не для перепродажи, а для предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителям и оплачивает потребленный в таком многоквартирном доме объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу, коллегий не принимается в виду следующего.
ООО УК "Симфония" являясь исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов, в которые АО "Краснодартеплосеть" осуществляется поставка тепловой энергии на основании договора теплоснабжения, несет обязанность по оплате данного ресурса. При этом неисполнение конечными потребителями своих обязательств перед исполнителем коммунальных услуг не освобождает последнего от возложенных на него законом обязательств перед ресурсоснабжающей организацией.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на Решение Верховного Суда РФ от 08.06.2012 N АКПИ12-604, не принимаются, поскольку при рассмотрении данного дела оспаривались нормы, касающиеся расчета коммунальных ресурсов на случай, когда многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета. В этой ситуации объем таких ресурсов рассчитывается по определенной формуле. Тогда как, многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО УК "Соната" оборудованы таким прибором учета, имеют ИТП.
ООО УК "Симфония", являясь исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов, в которые АО "Краснодартеплосеть" осуществляется поставка тепловой энергии на основании договора теплоснабжения, несет обязанность по оплате данного ресурса. При этом неисполнение конечными потребителями своих обязательств перед исполнителем коммунальных услуг не освобождает последнего от возложенных на него законом обязательств перед ресурсоснабжающей организацией.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на позицию, изложенную в Определении Верховного Суда РФ от 07.08.2018 N 305-ЭС18-10822, оценивается коллегий критически и не принимается в виду того, что рассматриваемом деле с учетом его фактических обстоятельств приведенный правовой подход не применим. Предметом требований в приведенном ответчиком Определении Верховного Суда РФ от 07.08.2018 N 305-ЭС18-10822 являлось разрешения спора в правоотношениях, возникших между управляющей компанией и государственной инспекцией труда. Ресурсоснабжающая организация не является стороной в данном деле, следовательно, не является аналогичным.
Ссылаясь на п. 27 "Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 5 (2017)", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2018 по делу N А53-10700/2018, ответчик не учел, что данная правовая позиция судов сложилась по вопросу правоотношений по предоставлению коммунальной услуги, в то время как АО "Красндартеплосеть" поставляет коммунальный ресурс.
Аналогично ссылки ответчика на Определение Верховного Суда РФ от 15.08.2017 по делу N 305-ЭС17-8232, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского Округа от 08.09.2017 по делу N А32-22563/2014, определение Верховного суда РФ от 06.11.2018 N 306-ЭС18-17383, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.07.2018 N Ф06-34740/2018 по делу N А72-13527/2016 и постановлении Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 27.03.2018 по делу N А72-13527/2016 не относимы к рассматриваемому делу, поскольку в приведенных случаях судами рассматривался спор, возникший между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией по договору теплоснабжения, по которому ресурсноснабжающая организация поставляет тепловую энергию и горячую воду. В данном же случае истец горячую воду не поставляет.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности требований истца о взыскании с ответчика пени, в связи с просрочкой оплаты за потребленную тепловую энергию.
Расчет суммы пени судом апелляционной инстанции проверен, произведен арифметически и методологически верно.
Оснований для применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снижения размера пени, судом апелляционной инстанции не усматривается.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.09.2018 по делу N А32-21514/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-21514/2018
Истец: АО "Краснодартеплосеть"
Ответчик: ООО УК Симфония, ООО Управляющая компания "Симфония"