г. Тула |
|
9 апреля 2019 г. |
Дело N А62-4939/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.04.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой К.С., в отсутствие истца - государственного казенного учреждения служба весового контроля Республики Башкортостан (Республика Башкортостан, г. Уфа, ОГРН 1120280040286, ИНН 0276143260), ответчика - индивидуального предпринимателя Емельченкова Романа Анатольевича (Смоленская область, г. Духовщина, ОГРНИП 304672732700031, ИНН 670500008256), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения служба весового контроля Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Смоленской области от 10.12.2018 по делу N А62-4939/2018 (судья Яковенкова В. В.),
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение служба весового контроля Республики Башкортостан (далее - служба весового контроля, учреждение, служба, истец) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Емельченкову Роману Анатольевичу (далее - ИП Емельченков Р.А., предприниматель, ответчик) о взыскании ущерба, причиненного автомобильным дорогам Республики Башкортостан, в размере 501 499 руб.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 10.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, учреждение обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт о частичном удовлетворении требований и взыскании с предпринимателя убытков в размере 151 353 руб. 27 коп.
Ответчик возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 28.04.2016 на пункте весового контроля сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками учреждения, расположенном на 67 км автодороги "Уфа-Инзер-Белорецк", выявлено нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов транспортным средством - тягач марки "SCANIA 549210", регистрационный номер К477МХ 67, с полуприцепом "КРОНЕ SD27EL", регистрационный номер АЕ4651 67, принадлежащим предпринимателю, под управлением водителя Жарикова В.Н.
По данному факту составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 28.04.2016 N 5660, подписанный водителем с отметкой "ознакомлен, с правонарушением не согласен".
По результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения общей и осевой массы. При допустимых осевых нагрузках 5,0 тонн на первую и вторую оси, 3,0 тонн на третью-пятую оси фактическая нагрузка на первую ось составила 6,92 тонн, на вторую ось - 7,28 тонн, на третью ось - 4,98 тонн, на четвертую ось - 5,02 тонн, на пятую ось - 4,55 тонн.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 27.11.2015 N 1321-р введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан с 01.04.2016 по 30.04.2016 с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси согласно приложениям 1, 2, 3 к указанному распоряжению.
На момент осуществления перевозки у ответчика отсутствовало специальное разрешение, в соответствии с которым допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
В Республике Башкортостан порядок определения размера вреда определен постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.03.2010 N 59 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения".
В соответствии с расчетом о размере ущерба, причиненного транспортным средством, осуществлявшим перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, по акту от 28.04.2016 N 5660 размер нанесенного автомобильной дороге ущерба составляет 501 499 руб.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 31.08.2016 N 7587 о возмещении вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам Республики Башкортостан, в размере 501 499 руб.
Претензия оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для предъявления иска в арбитражный суд.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, в частности, на то, что по пути следования по автодороге "Уфа-Инзер-Белорецк" отсутствовали какие-либо дорожные знаки, ограничивающие нагрузки на оси транспортных средств; остановка водителя была произведена сотрудником ГИБДД вне ограничивающего знака; информация о наличии временных ограничений на автодороге "Уфа-Инзер-Белорецк" не была известна ответчику.
Истец, в свою очередь, сослался на то, что во исполнение распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 27.11.2015 N 1321-р информация о введении временного ограничения движения с 01.04.2016 по 30.04.2016 была опубликована в газетах "Республика Башкортостан" от 05.02.2016 N 13 (28498) и "Панорама Башкортостана" от 18.02.2016, а также размещена 20.02.2016 на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан в сети Интернет. ОАО "Башкиравтодор" были установлены дорожные знаки 3.12 "ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" в соответствии с согласованной с ГКУ УДХ РБ и УГИБДД схемой. Тот факт, что остановка транспортного средства была произведена вне зоны действия знака, не исключает факта нанесения вреда автомобильной дороге. Маршрут движения транспортного средства был определен на основании транспортной накладной от 28.04.2016, предъявленной водителем, в которой было указано в графе "прием груза" - РБ, г. Салават, ул. Красноармейская, д. 4А, в графе "сдача груза" - г. Белорецк, ул. Блюхера, 70.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Статья 1082 ГК РФ предусматривает, что при удовлетворении требования о возмещении вреда лицо, ответственное за причинение вреда, обязано возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из анализа указанной нормы права следует, что для удовлетворения исковых требований о возмещении убытков необходимо установить совокупность следующих обстоятельств: наличие убытков, противоправность действий (бездействия) причинителя, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий, вину причинителя и размер убытков.
В силу пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25) по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (часть 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу части 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Согласно статье 29 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным Законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Согласно статье 31 указанного Закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам федерального значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила N 934).
Согласно пункту 2 Правил N 934 вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 934 размер платы в счет возмещения вреда определяется в порядке, предусмотренном методикой расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, согласно приложению и рассчитывается в зависимости от: превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, запрещающими дорожными знаками 3.11 "Ограничение массы" и (или) 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений (допустимой массы транспортного средства, допустимых осевых нагрузок транспортного средства); размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Согласно пункту 6 Правил N 934 размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства, по формуле, указанной в данном пункте, в зависимости от применяемых коэффициентов и показателей платы, установленных в приложении к Правилам.
В Республике Башкортостан порядок определения размера вреда определен постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.03.2010 N 59 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения" (далее - Постановление РБ N 59).
В таблице 2 Приложения к Постановлению РБ N 59 установлен размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Согласно пункту 3 статьи 30 Закона N 257-ФЗ в случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов.
Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.02.2012 N 50 (далее - Порядок)
Согласно пункту 1.3 Порядка временные ограничения или прекращения движения вводятся на основании соответствующего распорядительного акта о введении ограничения или прекращении движения.
Пунктами 4.2, 4.3 Порядка предусмотрено, что акт о введении ограничения согласовывается с Управлением ГИБДД МВД по Республике Башкортостан; временное ограничение движения осуществляется в весенний период путем установки дорожных знаков 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" со знаками дополнительной (табличек) 8.20.1 и 8.20.2 "Тип тележки транспортного средства", которые предусмотрены Правилами дорожного движения Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 27.11.2015 N 1321-р (далее - Распоряжение N 1321-р) было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан с 01.04.2016 по 30.04.2016 с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси согласно приложениям 1, 2, 3 к данному распоряжению.
Информация о введении временного ограничения движения с 01.04.2016 по 30.04.2016 была опубликована в газетах "Республика Башкортостан" от 05.02.2016 N 13 (28498) и "Панорама Башкортостана" от 18.02.2016, а также на официальных сайтах Правительства Республики Башкортостан 20.02.2016 и ГКУ Управления дорожного хозяйства Республики Башкортостан 03.12.2015.
Однако размещение указанной информации в газетах и интернете не может свидетельствовать о наличии у предпринимателя соответствующей информации, поскольку при движении по автомобильным дорогам водитель транспортного средства руководствуется не размещенными в средствах массовой информации документами, а дорожными знаками.
Пунктом 3 Распоряжения N 1321-р предписано государственному казенному учреждению управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее - ГКУ УДХ РБ) обеспечить установку временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на оси транспортного средства, на автомобильных дорогах регионального и местного значения.
Согласно распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2013 N 166-р автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения закреплены на праве оперативного управления за ГКУ УДХ РБ.
Письмом от 29.02.2016 ГКУ УДХ РБ уведомило ОАО "Башкиравтодор" о необходимости в срок до 31.03.2016 установить дорожные знаки с предельно допустимыми нагрузками на ось на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения в местах, указанных в приложениях к Распоряжению N 1321-р. Письмом от 12.03.2016 ГКУ УДХ РБ направило ОАО "Башкиравтодор" схемы расстановки дорожных знаков.
Согласно представленным истцом в материалы дела актам 31.03.2016 на автодороге "Уфа-Инзер-Белорецк" был установлен один знак на км 222,400, который демонтирован 11.05.2016.
Из акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 28.04.2016 N 5660 следует, что взвешивание транспортного средства производилось на пункте весового контроля, расположенном на 67 км автодороги "Уфа-Инзер-Белорецк" в районе с. Архангельское, 28.04.2016 в 23:48.
Из представленного ответчиком в материалы дела отчета системы мониторинга "АвтоГРАФ" (GPRS/ГЛОНАСС) по движению транспортного средства "SCANIA 549210", регистрационный номер К477МХ 67, за период с 15:32 28.04.2016 по 11:45 29.04.2016, усматривается, что после взвешивания на пункте весового контроля водитель не продолжил движение по автодороге "Уфа-Инзер-Белорецк" до г. Белорецк, а совершил разворот и следовал далее по иной дороге федерального значения М5 (Е30, Е123) через населенные пункты Шарлаш-Юрюзань-Южноуральск-Петропавловский-Краснинский-Верхнеуральск-Бело рецк. В город Белорецк транспортное средство прибыло 29.04.2016 в 11:04, пройденное расстояние составило 1 045,1 км. Согласно путевому листу автомобиля N 53 за период с 25.04.2016 по 03.05.2016 по маршруту "Салават-Белорецк" транспортным средством пройдено расстояние 1 130 км.
Как указывает истец, маршрут движения транспортного средства был определен им на основании транспортной накладной от 28.04.2016, предъявленной водителем, в которой было указано в графе "прием груза" - РБ, г. Салават, ул. Красноармейская, д. 4А, в графе "сдача груза" - г. Белорецк, ул. Блюхера, 70.
Между тем, на основании представленных истцом в материалы дела доказательств не представляется возможным установить, в каком именно месте на автодороге "Уфа-Инзер-Белорецк" был установлен дорожный знак об ограничении нагрузки на ось и какие ограничения по осям транспортного средства были этим знаком установлены.
Согласно информации, указанной в актах от 31.03.2016 и от 11.05.2016, знак был установлен в количестве 1 шт. на 222 км автодороги, то есть непосредственно перед городом Белорецк. Однако водитель транспортного средства не мог увидеть данный знак, поскольку после взвешивания на пункте весового контроля, расположенном на 67 км автодороги, он далее не следовал до г. Белорецк по данной автодороге.
Как указано выше, основанием для возмещения ущерба является наличие самого факта причинения ущерба, виновности причинителя вреда и причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и ущербом.
В данном случае оснований для взыскания убытков не имеется, так как отсутствует вина владельца транспортного средства во вменяемом ему нарушении.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Ссылка службы весового контроля на то, что ответчик посредством представления контррасчета убытков признал, что пройденное расстояние по дороге Уфа-Инзер-Белорецк до точки взвешивания и обратно составило 134 км, в силу вышеизложенного не имеет правового значения для разрешения спора.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 10.12.2018 по делу N А62-4939/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-4939/2018
Истец: Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан
Ответчик: Емельченков Роман Анатольевич