Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 июля 2019 г. N Ф04-2516/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
09 апреля 2019 г. |
Дело N А46-9233/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15345/2018) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области и апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15343/2018) Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на решение Арбитражного суда Омской области от 23.10.2018 по делу N А46-9233/2018 (судья Солодкевич И.М.)
по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ОГРН 1045504007658, ИНН 5503079359)
к Управлению Федерального казначейства по Омской области (ОГРН 1025500741530, ИНН 5503029414)
3-и лица: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (ОГРН 1067760630684, ИНН 7708075454), Министерство финансов Омской области (ОГРН 1045504005414, ИНН 5503078620)
о признании представлений N 52-19-11/2613, N 52-19-20/2588, N 52-19-11/2593 от 25.04.2018, N 52-19-11/2724 от 28.04.2018, N 52-19-20/3050 от 16.05.2018 и уведомлений о применении бюджетных мер принуждения незаконными,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Караулов Иманжан Тахирович (по паспорту, по доверенности N ИСХ-19/МСХ-19 от 10.01.2019 сроком действия до 31.12.2019);
от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - Захаров Максим Андреевич (по паспорту, по доверенности N 136 от 03.10.2018 сроком действия один год);
от Управления Федерального казначейства по Омской области - Зима Юлия Романовна (по удостоверению, по доверенности N 521610/6752 от 31.08.2017 сроком действия до 31.12.2019);
от Министерства финансов Омской области - представитель не явился.
установил:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее также - Минсельхозпрод Омской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Омской области (далее также - УФК по Омской области, заинтересованное лицо) о признании незаконными представления N 52-19-20/2588 от 25.04.2018 и уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
Определением от 27.06.2018 заявление принято к производству N А46-9233/2018.
Определением от 11.07.2018 к производству N А46-11595/2018 принято заявление Минсельхозпрода Омской области к УФК по Омской области о признании незаконными представления N 52-19-11/2593 от 25.04.2018 и уведомления о применении бюджетных мер принуждения, к участию в деле в процессуальном положении третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России) и Министерство финансов Омской области (далее - Минфин Омской области).
Определением от 12.07.2018 к производству N А46-11596/2018 принято заявление Минсельхозпрода Омской области к УФК по Омской области о признании незаконными представления N 52-19-11/2724 от 28.04.2018 и уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Определениями от 20.07.2018 к производству N А46-10770/2018 принято заявление Минсельхозпрода Омской области к УФК по Омской области о признании незаконными представления N 52-19-11/2613 от 25.04.2018 и уведомления о применении бюджетных мер принуждения, к производству N А46-10846/2018 - заявление Минсельхозпрода Омской области к УФК по Омской области о признании незаконными представления N 52-19-20/3050 от 16.05.2018 и уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
Определением от 20.08.2018 дела N А46-9233/2018, N А46-11595/2018, N А46-11596/2018, N А46-10770/2018, N А46-10846/2018 объединены для совместного рассмотрения в одно N А46-9233/2018.
В ходе рассмотрения дела Минсельхозпродом Омской области в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заявлено об отказе от требований о признании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения незаконными.
Отказ от указанных требований судом первой инстанции принят.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.10.2018 по делу N А46-9233/2018 требования Минсельхозпродом Омской области к УФК по Омской области о признании представлений N 52-19-11/2613, N 52-19-20/2588, N 52-19-11/2593 от 25.04.2018, N 52-19-11/2724 от 28.04.2018, N 52-19-20/3050 от 16.05.2018 незаконными оставлены без удовлетворения. Производство по делу в части требований Минсельхозпродом Омской области к УФК по Омской области о признании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения незаконными прекращено.
Возражая против принятого по делу решения, Минсельхозпрод Омской области и Минсельхоз России обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы Минсельхозпрод Омской области указывает на то, что судом первой инстанции не дана правовая оценка соблюдения Министерством уровня софинансирования, необоснованно сужены пределы разбирательства по делу; представления не соответствуют бюджетному законодательству, так как Министерством соблюден уровень софинансирования по всем соглашениям, кроме соглашения N 82/10-с; подпункт "а1" пункта 10 Постановления Правительства РФ от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила N 999), согласно которому соглашение должно содержать уровень софинансирования, введен в пункт 10 Правил N 999 в 2017 году, соответственно, не подлежит применению как введенный позднее; соглашением не предусмотрено ответственности заявителя за несоблюдение объема финансирования, установленного соглашениями.
В обоснование жалобы Минсельхоз России указывает на то, что на момент заключения соглашений и их исполнения отсутствовали законодательные нормы, обязывающие включать в такие соглашения уровень софинансирования, выраженной в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта РФ, подпункт "а1" пункта 10 Правил N 999 введен в пункт 10 Правил N 999 в 2017 году, соответственно, не подлежит применению, так как соглашения были заключены и исполнены ранее 2017 года. Податель жалобы отмечает, что Омской областью выполнены предусмотренные программы, что подтверждается Министерством и не оспаривается Управлением.
15.01.2019 от УФК по Омской области поступил отзыв на апелляционные жалобы.
18.01.2019 от Минсельхозпрода Омской области поступили дополнительные доводы к апелляционной жалобе.
21.01.2019 от УФК по Омской области поступили дополнения к отзыву.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2019 рассмотрение апелляционных жалоб отложено на 04.03.2019.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2019 произведена замена судьи Грязниковой А.С. в связи с нахождением в день рассмотрения апелляционных жалоб в очередном отпуске на судью Сидоренко О.А.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2019 рассмотрение апелляционных жалоб отложено на 09.04.2019.
В судебное заседание апелляционной инстанции явились представители подателей жалоб и поддержали заявленные требования.
Представитель УФК по Омской области высказался согласно доводам отзыв и дополнений к нему.
Рассмотрев апелляционные жалобы, дополнения к апелляционной жалобе заявителя, письменные отзывы на них и иные поступившие от лиц, участвующих в деле, процессуальные документы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Минсельхозом России и Правительством Омской области (в лице Минсельхозпрода Омской области) заключены:
05.02.2015 - соглашение N 68/17-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемое между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - соглашение N 68/17- с). В соответствии с пунктом 2.2.1 этого соглашения правительство Омской области в лице Минсельхозпрода Омской области на основании порядка предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, и перечня документов, необходимых для получения указанных средств, установленных его нормативным правовым актом, осуществляет финансирование расходов по направлениям и в объёмах, предусмотренных в приложениях N 1 и N к соглашению, а также неисполненных обязательств прошлого года.
12.05.2015 - соглашение N 661/10-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - соглашение N 661/10-с). Согласно пункту 2.2.4 данного соглашения правительство Омской области в лице Минсельхозпрода Омской области обеспечивает выполнение обязательств по финансированию мероприятий программы, указанных в пункте 1.1 соглашения в объёмах, не менее предусмотренных в приложении N 2 к соглашению. При изменении объёмов средств бюджета Омской области, предусмотренных приложением N 2 к соглашению по мероприятиям программы, в течение 10 рабочих дней предоставляет Минсельхозу России сведения об объёме бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Омской области на исполнение расходных обязательств в соответствии с выпиской из закона Омской области о бюджете Омской области о размере средств, предусмотренных на реализацию мероприятий, указанных в пункте 1.1 соглашения, заверенной финансовым органом Омской области, и содержащей наименование, номер и дату утверждения нормативного правового акта, устанавливающего расходное обязательство Омской области, и заключает дополнительное соглашение к настоящему соглашению.
29.06.2015 - соглашение N 1054/20-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Омской области в рамках федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы" на 2015 год (далее - соглашение N 1054/20-с). В силу пункта 2.2.1 означенного соглашения правительство Омской области в лице Минсельхозпрода Омской области осуществляет финансирование расходов по направлениям и в размерах, предусмотренных в приложениях N 1 и N 2 к соглашению, а пункта 2.2.6 правительство Омской области в лице Минсельхозпрода Омской области обеспечивает выполнение обязательств по финансированию мероприятий программы, указанных в пункте 1.1 соглашения в объёмах, предусмотренных в приложении N 2 к соглашению.
29.01.2016 - соглашение N 37/17-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемое между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - соглашение N 37/17- с). Его пунктом 2.2.1 предусмотрено, что правительство Омской области в лице Минсельхозпрода Омской области на основании порядка предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, и перечня документов, необходимых для получения указанных средств, установленных нормативным правовым актом Высшего исполнительного органа, осуществляет финансирование расходов по направлениям и в объемах, предусмотренных в приложениях N 1 и N 2 к соглашению, а также неисполненных обязательств прошлого года.
23.03.2016 - соглашение N 82/10-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - соглашение N 82/10-с). Пунктом 2.2.4 данного соглашения определено, что правительство Омской области в лице Минсельхозпрода Омской области обеспечивает выполнение обязательств по финансированию мероприятий программы, указанных в пункте 1.1 соглашения в объёмах, не менее предусмотренных в приложении N 2 к соглашению. При изменении объёмов средств бюджета Омской области, предусмотренных приложением N 2 к соглашению по мероприятиям программы, в течение 10 рабочих дней предоставляет Минсельхозу России сведения об объёме бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Омской области на исполнение расходных обязательств в соответствии с выпиской из закона Омской области о бюджете Омской области о размере средств, предусмотренных на реализацию мероприятий, указанных в пункте 1.1 соглашения, заверенной финансовым органом Омской области, и содержащей наименование, номер и дату утверждения нормативного правового акта, устанавливающего расходное обязательство Омской области, и заключает дополнительное соглашение к настоящему соглашению.
УФК по Омской области проведены внеплановые камеральные проверки, по результатам которых составлены акты от 24.04.2018, 09.04.2018, 23.03.2018, 02.04.2018, 26.03.2018, вынесены Минсельхозпроду Омской области представления N 52-19-20/3050 от 16.05.2018, N 52-19-11/2724 от 28.04.2018, N 52-19-20/2588 от 25.04.2018, N 52-19-11/2613 от 24.04.2018, N 52-19-11/2593 от 25.04.2018, а также сформированы для направления и направлены в Федеральное казначейство проекты уведомлений о применении мер бюджетного принуждения.
Перечисленными представлениями УФК по Омской области вменено Минсельхозпроду Омской области в вину нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и:
- представление N 52-19-20/2588 от 25.04.2018 - статьи 162 БК РФ, пункта 2 приложения N 7 к федеральной целевой программе "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы" - правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы", утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 года N 922, пунктов 2.2.1, 2.2.6 соглашения N 1054/20-с, что выразилось в несоблюдении условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета) - необеспечении за счёт средств бюджета Омской области уровня софинансирования, что повлекло перерасход в 2015 году средств федерального бюджета в размере 504 130 р. 15 к.;
- представление N 52-19-11/2593 от 25.04.2018 - подпункта "б" пункта 3 приложения N 8 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" - правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598, пункта 2.2.4 соглашения N 82/10-с, вследствие несоблюдения условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета) - необеспечения за счёт средств бюджета Омской области и за счёт средств, привлекаемых бюджетом Омской области из внебюджетных источников, уровня софинансирования в результате чего выявлен перерасход в 2016 г. средств федерального бюджета в размере 6 965 513 р. 98 к.;
- представление N 52-19-11/2613 от 25.04.2018 - пунктов 2.1, 2.4 соглашения N 37/17-с, что проявилось в несоблюдении условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета) из-за необеспечения за счёт средств бюджета Омской области и за счёт средств, привлекаемых бюджетом Омской области из внебюджетных источников, уровня софинансирования, следствием чего явился перерасход в 2016 г. средств федерального бюджета в размере 418 271 р. 47 к.;
- представление N 52-19-11/2724 от 28.04.2018 - статьи 162 БК РФ, пункта 2.2.4 соглашения N 661/10-с в связи с необеспечением за счёт средств бюджета Омской области и за счёт средств местных бюджетов уровня софинансирования, что обусловило перерасход в 2015 г. средств федерального бюджета в размере 8 764 658 р. 49 к.;
- представление N 52-19-20/3050 от 16.05.2018 - статьи 162 БК РФ, пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года N 1370, пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по до- говорам сельскохозяйственного страхования, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года N 1371, пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1431, пункта 2.2.1 соглашения N 68/17-с, что обнаружилось в несоблюдении условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета) ввиду необеспечения за счёт средств бюджета Омской области уровня софинансирования, что привело к перерасходу в 2015 г. средств федерального бюджета в размере 23 175 202 р. 17 к.
Минсельхозпрод Омской области, не согласившись с представлениями УФК по Омской области N 52-19-11/2613, N 52-19-20/2588, N 52-19-11/2593 от 25.04.2018, N 52-19-11/2724 от 28.04.2018, N 52-19-20/3050 от 16.05.2018, а также с проектами уведомлений о применении мер бюджетного принуждения, о направлении которых в Федеральное казначейство заявитель был также уведомлен заинтересованным лицом, обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлениями о признании и означенных представлений и проектов уведомлений о применении мер бюджетного принуждения.
Требования заявителя оставлены без удовлетворения судом первой инстанции, с чем не согласились Минсельхозпрод Омской области и Минсельхоз России, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ представление - это документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26.19 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" из федерального бюджета могут предоставляться субсидии бюджету субъекта Российской Федерации для долевого финансирования расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
Консолидированный бюджет области в соответствии со статьей 6 БК РФ определяется как совокупность средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, находящихся в данном субъекте Российской Федерации.
Согласно абзацу 20 статьи 6 БК РФ под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (абзац 21 статьи 6 БК РФ).
Кроме того, указанные обязательства одновременно являются публичными обязательствами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в силу абзаца 22 статьи 6 БК РФ, согласно которому под публичными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Согласно пункту 2 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 данной статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Статьей 132 БК РФ предусмотрена возможность представления финансовой помощи субъектам Российской Федерации в форме субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств, возникших при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Вместе с тем, предоставление финансовой помощи в форме субсидий не влечет за собой переход расходного обязательства к Российской Федерации, что соответствует принципу разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов (статья 30 БК РФ) и принципу самостоятельности бюджетов (статья 31 БК РФ), согласно которому недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет других бюджетов (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2015 N 307-ЭС15-7013).
В целях реализации Закона N 264-ФЗ, Федерального закона о федеральном бюджете на 2015 год, и мероприятий государственной программы N 717 Правительство Российской Федерации постановлением от 22.12.2012 N 1370 утвердило и ввело в действие Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее -Правила N 1370), постановлением от 22.12.2012 N 1371 - Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования" (в ред. действующей в период предоставления субсидий, далее - Правила N 1371), постановлением от 27.12.2012 N 1431 - Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее - Правила N 1431), постановлением от 15.07.2013 N 598 - Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, строительству и реконструкции автомобильных дорог (далее - Правила N 598), постановлением 12.10.2013 N 922 - Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы" (далее - Правила N 922), постановлением от 24.06.2015 N 624 - Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования (далее - Правила N 624), постановлением от 17.12.2010 N 1042 - Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации (далее - Правила N 1042).
Указанными Правилами предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются на софинансирование исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных программ (а также путем передачи средств субсидий в местные бюджеты на софинансирование исполнения расходных обязательств муниципальных образований) в области сельского хозяйства на реализацию мероприятий, установленных такими программами (пункт 2 Правил N 1371, пункт 2 Правил N 1431, пункт 2 Правил N 1370, пункт 2,14 Правил N 1042, пункт 3 Правил N 624, пункт 2 Правил N 922, пункт 2 Правил N 598).
Одним из критериев при предоставлении субсидии, согласно Правилам N 1371 (подпункт "б" пункта 3), является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных образований, софинансирование которых осуществляется из федерального бюджета, связанных с реализацией государственной и (или) муниципальных программ.
Аналогичные условия содержат Правила N 1431 (подпункт "б" пункта 3) и N 1370 (подпункт "б" пункта 4), N 1042 (подпункт "б" пункта 7), N 624 (подпункт "б" пункта 7), N 598 (подпункт "б" пункта 3), N 922 (подпункт "б" пункта 3).
Указанное условие предполагает не только наличие в региональном бюджете Омской области на 2015 год и на 2016 год средств на соответствующие цели, но и фактическое принятие в 2015 году и в 2016 году расходных (бюджетных) обязательств Омской области по финансированию Мероприятий с учетом установленного уровня софинансирования (в долевом соотношении (в суммах рублей).
Иной порядок определения уровней софинансирования установлен Правилами N 1431 (пункт 12), N 1370 (пункт 10), N 1042 (пункт 15).
При этом Правилами устанавливаются границы уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации.
Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 95 процентов и ниже 70 процентов расходного обязательства (пункт 10 Правил N 1370, пункт 12 Правил N 1431). Указанными Правилами установлено, что уровень софинансирования по субъектам Российской Федерации на финансовый год устанавливает Минсельхоз России.
Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации по каждой региональной программе, прошедшей отбор, не может быть установлен выше 95 процентов и ниже 90 процентов расходного обязательства субъекта Российской Федерации (пункт 15 Правил N 1042).
Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 95 процентов расходного обязательства (пункт 10 Правил N 624).
Следовательно, субъекты РФ должны предусматривать в своих законах о бюджетах средства на исполнение расходных обязательств субъекта РФ за счет собственных средств бюджетов субъектов РФ не менее 5 % и до 30%), не менее 5 % и до 10% или не менее 5 % в зависимости от конкретного мероприятия.
Таким образом, вопреки доводам жалоб, все указанные Правила предоставления субсидий из федерального бюджета содержат условия софинансирования, определяемые долевым соотношением между средствами субсидии из федерального бюджета и средствами бюджета субъекта РФ, направляемыми на исполнение расходных обязательств субъекта РФ.
Правила содержат верхний и нижний пределы средств, предоставляемых из федерального бюджета, а конкретное соотношение объемов средств федерального и регионального бюджетов устанавливается в заключаемом между Минсельхозом России и высшим исполнительным государственным органом субъекта РФ Соглашении о предоставлении субсидий из федерального бюджета, где стороны согласуют между собой уровни софинансирования, устанавливая в Соглашении конкретные суммы расходов за счет двух бюджетов (в том числе консолидированного бюджета субъекта РФ) на выполнение мероприятий региональной программы, и одновременно принимают на себя расходные обязательства в объемах сумм бюджетных средств, указанных в Соглашении.
Соглашения заключаются в соответствии с пунктом 11 Правил N 1371, пунктом 13 Правил N 1431, пунктом 11 Правил N 1370, пунктом 20 Правил N 1042, пунктом 12 Правил N 624, пунктом 20 Правил N 598, пунктом 14 Правил N 922.
Вышеуказанные Правила содержат положения об обязательном возврате остатков средств субсидии, неиспользованной в текущем финансовом году субъектом Российской Федерации, в федеральный бюджет по окончании соответствующего финансового года (пункты 19, 21 и 22 Правил N 1371, пункты 19, 21 и 23 Правил N 1431, пункты 19, 21 Правил N 1370, пункты 28, 30 Правил N 1042, пункты 21,23 Правил N 624, пункты 27, 28 Правил N 598, пункт 22 Правил N 922).
Также Правилами предусмотрено условие принудительного возврата средств (путем взыскания в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации) неиспользованных субсидий либо использованных с нарушением целевого назначения или условий предоставления (расходования) субсидий, а также в случае отсутствия потребности в субсидиях (пункты 22, 25 Правил N 1371, пункты 23, 26 Правил N 1431, пункты 23, 24 Правил N 1370, пункты 31, 32 Правил N 1042, пункты 21, 22 Правил N 624, пункты 28, 32 Правил N 922, пункт 22 Правил N 999).
Положения, регулирующие обязательный и принудительный возврат неиспользованных средств субсидий (межбюджетных трансфертов) и (или) образовавшихся их остатков в федеральный бюджет, предусмотрены пунктом 5 статьи 242 БК РФ.
Заключаемые соглашения являются основанием для предоставления субсидий из федерального бюджета, при этом в них конкретизируются условия предоставления субсидий, их размеры (в том числе за счет средств субъекта Российской Федерации), положения об ответственности сторон за неисполнение условий соглашений (использование, расходование субсидий), Правил предоставления субсидий, и меры, предусмотренные бюджетным законодательством за нарушение положений бюджетного законодательства.
Как было выше сказано, во исполнение государственной программы N 717, указанных Правил между Минсельхозом России и Правительством Омской области (в лице министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области) были заключены Соглашения от 05.02.2015 N 68/17-с, от 12.05.2015 N 661/10-с, от 29.06.2015 N 1054/20-с, от 29.01.2016 N 37/17-с, от 23.03.2016 N 82/10-с (далее - Соглашения N 68/17-с, N 661/10-с, N 1054/20-с, N 37/17-с, N 82/10-с) о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Омской области в 2015 году и в 2016 году.
Предметом Соглашений является предоставление из федерального бюджета субсидий в 2015 и 2016 годах на мероприятия, предусмотренные в Соглашениях (пункт 1.1 Соглашений N 68/17-с, N 661/10-с, N 1054/20-с, N 37/17-с, N 82/10-с).
Соглашениями установлено обязательство высшего исполнительного органа о: финансировании расходов по направлениям и в объемах, установленных в приложениях N 1 и N 2 Соглашений (в приложении N 1 указаны федеральные средства на субсидии, в приложении N 2 - бюджетные средства Омской области, т.е. расходные обязательства) (пункт 2.2.1 Соглашения N 68/17-с, пункт 2.2.4 Соглашения N 661/10-с, пункты 2.2.1, 2.2.6 Соглашения N 1054/20-с, пункт 2.2.1 Соглашения N-37/17-с, пункт 2.2.4 Соглашения N 82/10-с).
Также Соглашениями предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Соглашения (пункт 3.4 Соглашения N 68/17-с, пункт 3.1 Соглашения N 661/10-с, пункт 3.3 Соглашения N 1054/20-с, пункт 5.1 Соглашения N 37/17-с, пункт 3.1 Соглашениям 82/10-с).
Указанные выше условия Соглашения в их совокупности позволяют прийти к выводу, что в случае сокращения расходных обязательств Омской области, подлежащих исполнению в объемах, установленных Соглашением, предоставленные средства субсидий из федерального бюджета подлежат сокращению, а возникшие остатки субсидий по состоянию на 1 января текущего финансового года, подлежат возврату в федеральный бюджет. В случае невозврата остатков субсидий в федеральный бюджет, последние подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
Из материалов дела следует, что правонарушения, обусловившие внесение УФК по Омской области Минсельхозпроду Омской области представлений N 52-19-11/2613, N 52-19-20/2588, N 52-19-11/2593 от 25.04.2018, N 52-19-11/2724 от 28.04.2018, N 52-19-20/3050 от 16.05.2018, состоят в расходовании средств бюджета Омской области, а применительно к представлению N 52-19-11/2724 от 28.04.2018 также средств местных бюджетов, к представлениям N 52-19-11/2613, N 52-19-11/2593 от 25.04.2018 также средств, привлекаемых бюджетом Омской области из внебюджетных источников, в меньшем размере, чем они должны были быть использованы в соответствии с соглашениям N 68/17-с, N 661/10-с, N 1054/20-с, N 37/17-с, N 82/10-с для реализации мероприятий, предусмотренных нормативными правовым актами Правительства РФ, во исполнение которых эти соглашения были заключены.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в 2015-2016 гг. условия и порядок предоставления субсидий были установлены:
Соглашением N 68/17-с, подписанным в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года N 1370, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года N 1371, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1431, обозначены расходы в общем размере 1 387 315 800 р., в том числе за счёт: РФ 1 044 282 400 р., Омской области - 280 686 400 р., внебюджетных источников - 62 347 000 р., при этом фактически расходные обязательства исполнены в размере: РФ - 1 037 226 458 р. (или 99,32 %), Омской областью - 246 999 882 р. 38 к. (или 87,99 %), за счёт внебюджетных источников - 64 054 267 р. 73 к. (или 102,73 %).
Соглашением N 661/10-с, заключённым согласно Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598, предусмотрены расходы в общем размере 240 251 486 р., в том числе за счёт: РФ - 70 160 000 р., Омской области - 116 031 486 р., местных бюджетов - 8 291 000 р., внебюджетных источников - 45 769 000 р., при этом фактически расходные обязательства исполнены в размере: РФ - 70 107 571 р. (или 99,92 %), Омской областью - 83 238 591 р. 97 к. (или 71,73 %), за счёт местных бюджетов - 8 157 828 р. 74 к. (или 98,39 %), за счёт внебюджетных источников - 47 286 000 р. (или 103,31 %).
Соглашением N 1054/20-с, подчинённым Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы", утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 года N 922, предусмотрены расходы в общем размере 66 191 000 р., в том числе за счёт: РФ - 4 191 000 р., Омской области - 32 000 000 р., внебюджетных источников - 30 000 000 р., при этом фактически расходные обязательства исполнены в размере: РФ - 4 191 000 р. (или 100 %), Омской областью - 22 023 467 р. 33 к. (или 68,82 %), за счёт внебюджетных источников - 32 014 500 р. (или 106,75 %).
Соглашением N 37/17-с, заключённым во исполнение Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1042, Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2015 года N 624, закреплены расходы в общем размере 169 351 095 р., в том числе за счёт: РФ - 38 193 200 р., Омской области - 25 857 895 р., внебюджетных источников - 105 300 000 р., при этом фактически расходные обязательства исполнены в размере: РФ - 34 230 388 р. (или 89,62 %), Омской областью - 22 508 686 р. 75 к. (или 87,04 %), за счёт внебюджетных источников - 126 630 717 р. 47 к. (или 120,25 %).
Соглашением N 82/10-с, заключённым в силу Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598, согласованы общие расходы в общем размере 93 832 000 р., в том числе за счёт: РФ - 51 732 000 р., Омской области - 23 400 000 р., внебюджетных источников - 18 700 000 р., тогда как фактически расходные обязательства исполнены в размере: РФ - 51 375 243 р. 98 к. (или 99,31 %), Омской областью - 23 358 020 р. 43 к. (или 99,82 %), за счёт внебюджетных источников - 5 089 083 р. 04 к. (или 27,21 %).
Податели жалобы настаивают на том, что Министерством соблюден уровень софинансирования по всем соглашениям, на момент заключения соглашений и их исполнения отсутствовали законодательные нормы, обязывающие включать в такие соглашения уровень софинансирования, выраженной в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта РФ.
Между тем, суд апелляционной инстанции признает доводы подателей жалобы несостоятельными, в связи с тем, что указанные условия Соглашения и вышеуказанных Правил устанавливают принцип соблюдения долей между средствами субсидий и собственными средствами бюджета Омской области при расходовании бюджетных средств, то есть принцип соблюдения пропорции между средствами двух бюджетов при софинансировании расходных обязательств Омской области, который областью, как публично-правовым образованием, при осуществлении фактических расходов был нарушен.
При соблюдении указанных условий (пропорции) в случае сокращения общего объема расходов, такая экономия расходов не может возникнуть только у бюджета области, она возникает также и в отношении средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета. При этом установленная Соглашением пропорция средств бюджетов, вытекающая из объемов принятых сторонами расходных обязательств, должна применяться к общему остатку неиспользованных бюджетных средств при реализации программных мероприятий.
Возникновение остатка средств только в средствах областного бюджета указывает на нарушение баланса интересов Российской Федерации, предоставившей субсидии, которые были израсходованы Омской областью излишне (с перерасходом), а собственные средства областного бюджета при этом незаконно сэкономлены в нарушение принятых на себя расходных обязательств.
Соответственно, при фактическом расходовании бюджетных средств как федерального, так и областного бюджетов, Омская область не вправе в одностороннем порядке изменять уровни софинансирования в обход условий Соглашения и в целях оправдания получения остатков (экономии) средств областного бюджета, а также в силу абзаца пятого статьи 31 БК РФ о принципе самостоятельности бюджетов.
Конкретный объем субсидии устанавливается лишь при условии, что субъект РФ берет на себя расходное обязательство в конкретном объеме и это обязательство установлено в законе о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и заключенном Соглашении.
Следовательно, субъект РФ должен осуществлять выплату, исходя из пропорции, рассчитанной из сумм средств выделяемой субсидии из федерального бюджета, установленной в Соглашении, и суммы расходного обязательства, взятого на себя субъектом, и также указанного в Соглашении.
В ином случае у субъекта РФ возникает возможность по исполнению собственных расходных обязательств, установленных законом о бюджете, за счет средств федерального бюджета, что приведет к злоупотреблению правом пользования межбюджетными трансфертами.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции полагает, что УФК по Омской области пришел к обоснованным выводам о нарушении условий софинансирования при фактическом исполнении расходных обязательств Омской области Министерством.
Из анализа объема фактических расходов усматривается, что субъектом РФ получена экономия средств, тогда как средства федерального бюджета израсходованы с перерасходом.
При осуществлении расходного обязательства субъекта получатель бюджетных средств должен был обеспечить в соответствующем году такой уровень софинансирования (то есть, процентного соотношения средств федерального бюджета и средств региона), какой был определен при принятии решения о предоставлении субсидии из федерального бюджета (при заключении соглашения) (при этом процентное соотношение высчитывается из соотношения долей вкладываемых средств, предоставляемых каждой стороной Соглашения, в суммовом выражении).
Нарушение условий софинансирования расходных обязательств (долевого финансирования), допущенное Омской областью, свидетельствует о нарушении условий предоставления (расходования) средств субсидий из федерального бюджета.
Нарушение получателем бюджетных средств бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, признается в соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением, которое и отражено в обжалуемых Представлениях.
Таким образом, вопреки позиции подателей жалоб, уровень софинансирования субъектом Российской Федерации не соблюден.
Доводы жалоб о том, что Омской областью выполнены предусмотренные программы, не принимается судом во внимание, поскольку не оправдывает получение экономии средств региона за счет перерасхода средств федерального бюджета.
Отклоняя доводы о том, что в соглашениях о выделении субсидий устанавливаются условия перечисления субсидий, а не условия предоставления субсидий, суд исходит из нижеследующего.
Согласно пункту 3 статьи 132 БК РФ (в редакции на момент предоставления субсидии) установлено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 БК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Среди межбюджетных трансфертов, указанных в статье 129 БК РФ, предусмотрены субсидии.
В соответствии с указанными нормами бюджетного законодательства и в целях реализации Закона N 264-ФЗ, Федерального закона о федеральном бюджете на 2015 год и на 2016 год, и мероприятий государственной программы N 717 (ее подпрограмм) Правительство Российской Федерации постановлением от 22.12.2012 N 1370 утвердило и ввело в действие Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее - Правила N 1370), постановлением от 22.12.2012 N 1371 - Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования" (в ред. действующей в период предоставления субсидий, далее - Правила N 1371), постановлением от 27.12.2012 N 1431 - Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее - Правила N 1431), постановлением от 15.07.2013 N 598 - Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, строительству и реконструкции автомобильных дорог (далее - Правила N 598), постановлением 12.10.2013 N 922 - Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы" (далее - Правила N 922), постановлением от 24.06.2015 N 624 - Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования (далее - Правила N 624), постановлением от 17.12.2010 N 1042 - Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации (далее - Правила N 1042).
Указанными Правилами предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются на софинансирование исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных программ.
Все указанные Правила содержат условие о заключении соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета между исполнителем Государственной программы Российской Федерации (в настоящем случае - Минсельхоз России) и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, перечень положений которых определяется в соответствии с Правилами N 999.
Во исполнение государственной программы N 717, указанных Правил между Минсельхозом России и Правительством Омской области (в лице министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области) были заключены Соглашения N 68/17-с, N 661/10-с, N 1054/20-с, N 37/17-с, N 82/10-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Омской области в 2015 году и в 2016 году.
Предметом Соглашений является предоставление из федерального бюджета субсидий в 2015 и 2016 годах на мероприятия, предусмотренные в Соглашениях.
Таким образом, в соглашениях о выделении субсидий прямо предусмотрены условия предоставления субсидий.
Доводы заявителя о том, что ряд соглашений противоречит постановлениям Правительства Российской Федерации, отклоняется апелляционной коллегией, исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Во исполнение Правил N 1431, 1370 и N 1371 заключено Соглашение N 68/17-С от 05.02.2015.
Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 95 процентов и ниже 70 процентов расходного обязательства. Уровень софинансирования по субъектам Российской Федерации утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на соответствующий финансовый год (п. 10 Правил N 1370 и п. 12 Правил N 1431).
Распоряжением Минсельхоза России от 29.01.2015 N 4-р "Об утверждении уровней софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации на 2015 год" утверждены прилагаемые уровни софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета на 2015 год.
В частности, для Омской области установлен уровень софинансирования - 0,815, то есть 81,5%.
В Соглашение N 68/17-С (в редакции дополнительного соглашения N 8 от 30.10.2015) предусмотрен общий объем финансирования из федерального бюджета - 3 096 785,35 тыс. руб. (Приложение N 1 к дополнительному соглашению N 8 от 30.10.2015), что составляет 86,54 % расходного обязательства субъекта Российской Федерации и общий объем финансирования из бюджета субъекта - 481 484,625 тыс. руб. (Приложение N 2 к дополнительному соглашению N 8 от 30.10.2015), что составляет 13,46 % расходного обязательства субъекта Российской Федерации.
Предоставление Омской области субсидий в большем объеме, чем установлено распоряжением Минсельхоза России от 29.01.2015 N 4-р, не противоречит Правилам о предоставлении субсидий, так как Правилами N 1431, 1370 и N 1371 предусмотрено перераспределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации исходя из фактической потребности субъекта Российской Федерации (пункт 19 Правил N 1370, пункт 20 Правил N 1371, пункт 21 Правил N1431).
Наличие дополнительного соглашения N 8 к Соглашению N 68/17-С свидетельствует о перераспределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации исходя из фактической потребности субъекта Российской Федерации.
Во исполнение Правил N 624 и N 1042 заключено Соглашение N 37/17-С от 29.01.2016.
Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 95 процентов расходного обязательства (пункт 10 Правил N 624).
Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации по каждой региональной программе, прошедшей отбор, не может быть установлен выше 95 процентов и ниже 90 процентов расходного обязательства субъекта Российской Федерации (пункт 15 Правил N 1042).
В Соглашение N 37/17-С (в редакции дополнительного соглашения N 8 от 28.12.2016) предусмотрен объем финансирования из федерального бюджета, который выражен в тыс. руб. и в процентах (Приложение N 1 к дополнительному соглашению N 8 от 28.12.2016).
По всем направлениям расходования размер субсидии из федерального бюджета не превышает 95 %, по пяти направлениям расходов (пункты 7,14,16,21,35 Приложение N 1 к дополнительному соглашению N 8 от 28.12.2016) размер субсидии из федерального бюджета установлен в диапазоне не ниже 90 % и не выше 95 %.
Во исполнение Правил N 922 заключено Соглашение N 1054/20-С от 29.06.2015.
Доля средств бюджета субъекта Российской Федерации, направляемых на реализацию мероприятий, указанных в Правилах N 922, в общем объеме финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации должна составлять не менее 10 процентов, а по высокодотационным субъектам Российской Федерации - не менее 5 процентов (подпункт "г" пункт 3 Правил N 922).
В Соглашение N 1054/20-С (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 03.09.2015) предусмотрен общий объем финансирования из федерального бюджета - 12 533,0 тыс. руб. (Приложение N 1 к дополнительному соглашению N 1 от 03.09.2015), что составляет 23,434 % расходного обязательства субъекта Российской Федерации и общий объем финансирования из бюджета субъекта - 40 950,0 тыс. руб. (Приложение N 2 к дополнительному соглашению N 1 от 03.09.2015), что составляет 76,566 % расходного обязательства субъекта Российской Федерации, то есть, не менее 10 % расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
Во исполнение Правил N 598 заключено Соглашение N 82/10-С от 23.03.2016.
Доля расходов бюджета субъекта Российской Федерации в финансировании расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирумого за счет субсидии, должна составлять не менее 30 процентов (за исключением высокодотационных субъектов Российской Федерации), а для высокодотационных субъектов Российской Федерации - не менее 5 процентов. При этом субъект Российской Федерации вправе увеличить долю своих расходов в случае непривлечения средств внебюджетных источников, указанных в подпункте "в" пункта 3 Правил N 598 (пункт 3 Правил N 598).
В Соглашение N 82/10-С предусмотрен общий объем финансирования из федерального бюджета - 11 838,1 тыс. руб. (Приложение N 1 к соглашению), что составляет 68,26 % расходного обязательства субъекта Российской Федерации и общий объем финансирования из бюджета субъекта - 52 000,0 тыс. руб. (Приложение N 2 к соглашению), что составляет 31,74 % расходного обязательства субъекта Российской Федерации, то есть, не менее 30 % расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
Во исполнение Правил N 598 заключено Соглашение N 661/10-С от 12.05.2015.
Доля расходов бюджета субъекта Российской Федерации в финансировании расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирумого за счет субсидии, должна составлять не менее 30 процентов (за исключением высокодотационных субъектов Российской Федерации), а для высокодотационных субъектов Российской Федерации - не менее 5 процентов. При этом субъект Российской Федерации вправе увеличить долю своих расходов в случае непривлечения средств внебюджетных источников, указанных в подпункте "в" пункта 3 Правил N 598 (пункт 3 Правил N 598).
В Соглашение N 661/10-С (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 08.07.2015) предусмотрен общий объем финансирования из федерального бюджета - 178 742,0 тыс. руб. (Приложение N 1 к дополнительному соглашению N 1 от 08.07.2015), что составляет 39,588 % расходного обязательства субъекта Российской Федерации и общий объем финансирования из бюджета субъекта - 272 762,972 тыс. руб. (Приложение N 2 к дополнительному соглашению N 1 от 08.07.2015), что составляет 60,11 % расходного обязательства субъекта Российской Федерации, то есть, не менее 30 % расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
Таким образом, все рассматриваемые в рамках настоящего судебного спора Соглашения о предоставлении субсидий не противоречат постановлениям Правительства Российской Федерации, которым они подчинены, так как заключены в соответствии с требованиями, установленными Правилами предоставления субсидий.
В силу положений статьи 306.2 БК РФ к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, могут применяться бюджетные меры принуждения.
В соответствии с правилами статьи 306.8. БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Пунктом 1 статьи 270.2 БК РФ предусмотрено, что в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Проанализировав представленные в дело доказательства и установив фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что вопреки заключенным соглашениям заявителем не исполнены принятые на себя обязательства. Заявитель не представил доказательств того, что оспариваемое представление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Основания для вывода об обратном апелляционный суд не усматривает.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку податели указанных жалоб освобождены от обязанности по уплате таковой.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области и апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 23.10.2018 по делу N А46-9233/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.