Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 июля 2019 г. N Ф05-10482/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
09 апреля 2019 г. |
Дело N А40-176013/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева
судей О.Г. Головкиной, Д.В. Пирожкова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.В. Саватюхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ФКУ "ГЦСП МВД РОССИИ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 февраля 2019 года
по делу N А40- 176013/18, принятое судьёй Хайло Е.А.
по иску ФКУ "ГЦСП МВД РОССИИ"
к ОАО "РЖД"
о взыскании
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Водичев Д.В. (по доверенности от 09.01.2019); Меркулов М.Ю. (по доверенности от 11.02.2019)
от ответчика: Новикова Т.В. (по доверенности от 20.10.2017); Кожевников С.В. (по доверенности от 18.12.2018)
УСТАНОВИЛ
ФКУ "ГЦСП МВД РОССИИ" обратилось с иском в Арбитражный суд г. Москвы к ОАО "РЖД" о взыскании 172 272 руб. 99 коп. излишне начисленных денежных средств за услуги оказанные по ГК N 2700750 от 22.12.2017 г. (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 11 февраля 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
При этом суд пришел к выводу, что с 01.01.2017 г. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 закреплен принцип равных тарифных условий на перевозку воинских и коммерческих грузов.
С решением не согласился истец, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению заявителя жалобы, суд необоснованно не применил к отношениям сторон Приказ ФАС России от 09.12.2016 г. N 1749/16.
Ответчик просит решение суда оставить в силе, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Заслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных в ст.270 АПК РФ для отмены решения от 11 февраля 2019 года и удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов судебного дела и достоверно установлено судом первой инстанции, между ОАО "РЖД" и ФКУ "ГЦСП МВД России" заключен государственный контракт от 04.07.2017 г. N 100 "На выполнение воинских и специальных железнодорожных грузовых перевозок", который регулирует взаимоотношения сторон, связанные с оказанием услуг по организации воинских и специальных железнодорожных грузовых перевозок в интересах МВД России и Росгвардии, расчетами и оплатой за перевозку данных грузов, по условиям которого ФКУ "ГЦСП МВД России" выступает в роли Государственного заказчика, а ОАО "РЖД" является Головным исполнителем.
Согласно части 1 статьи 424 ГК РФ, исполнение Государственного Контракта оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях начисление плат и сборов производится по правилам и ставкам, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов, сборов и плат с учетом "Особенностей тарификации воинских и специальных перевозок", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок".
В соответствии с п. 3 "Особенностей тарификации воинских и специальных перевозок", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 31.12.2016 N 1590, под действующим тарифом понимаются размеры тарифа, сбора и платы за услуги железнодорожного транспорта, действующие на момент перевозки, предусмотренные соответствующим тарифным руководством и определенные с учетом применения к базовым ставкам таких тарифов, сборов и платы коэффициента индексации, установленного в соответствии с Законодательством Российской Федерации на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта.
На момент вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 коэффициент индексации тарифов по воинским перевозкам составлял 3,043.
Ежегодно, приказами ФАС России устанавливаются коэффициенты индексации тарифов, применяемые к базовым ставкам тарифов, умноженных на коэффициенты индексации тарифов, установленные регулирующими органами к предыдущему периоду.
Приказами ФАС России от 09.12.2016 N 1749/16 и от 27.12.2017 N 1803/17 установлены коэффициенты индексации тарифов по воинским железнодорожным перевозкам на 2017 год-1,04 и на 2018 год-1,039 соответственно.
Таким образом, единый коэффициент индексации тарифов по воинским железнодорожным перевозкам на 2017 год должен составлять 3,164 (3,043*1,04), на 2018 год 3,287 (3,043*1,039).
Однако, при начислении платы за тариф перевозки ОАО "РЖД" применены неверные (завышенные) индексы к базовым ставкам тарифов, сборов и платы за перевозку грузов, установленных приказом ФАС России от 09.12.16 г. N 1747/16, тогда как следовало применять индексы тарифов на перевозки специальных и воинских грузов железнодорожным транспортом общего пользования, установленных приказом ФАС России от 09.12.16 г. N 1749/16, в соответствии с телеграммой ОАО "РЖД" от 27.12.16 г. N 24240 об индексации действующих тарифов на перевозки железнодорожным транспортом воинских грузов, оформленных воинскими требованиями-накладными формы N 2, ставки Единого воинского тарифа.
В результате, у Государственного Заказчика образовалась вынужденная оплата в рамках ГК от 04.07.17 N 100 в размере 208 473 (двести восемь тысяч четыреста семьдесят три) рубля 02 копейки.
В порядке досудебного разрешения спора Государственным Заказчиком в Головного исполнителя 27.06.2018 направлена претензия N 87-14/1023. В ней предлагалось произвести перерасчет и внести на указанный счет денежные средства в сумме 208 473 (двести восемь тысяч четыреста семьдесят три) рубля 02 копейки.
Письмом Головного исполнителя от 16.07.2018 N 4343/ЗабТЦФТО в удовлетворении требований претензии Государственного Заказчика отказано. Основание для отказа - необходимость нормативно-правовой оценки приказов ФАС России.
Отклоняя заявленные исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Приказ ФАС РФ от 09.12.2016 N 1749/16 не может быть использован при определении тарифа по следующими основаниям.
Приказ ФАС РФ от 09.12.2016 N 1749/16 не зарегистрирован в Минюсте России и не опубликован.
Согласно п. 19 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, нормативные правовые акты, не прошедшие государственную регистрацию, применяться не могут, как не вступившие в силу.
Приказ ФАС РФ от 09.12.2016 N 1749/16 не является нормативно- правовым актом, устанавливающим общеобязательные правила поведения для неопределенного круга лиц.
Расчет платы на перевозку грузов и порожних вагонов производится на основании Прейскуранта 10-01 ("Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2), утвержденное Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5.
В целях поддержания экономически обоснованного уровня тарифов ФАС России ежегодно проводит индексацию тарифов, установленных Прейскурантом 10-01.
Индексация тарифов на перевозку коммерческих грузов и воинских грузов до 31.12.2016 осуществлялась раздельно, т.е. тарифы на коммерческие грузы индексировались одними приказами ФАС России, а тарифы на перевозку воинских грузов индексировались другими приказами ФАС России.
В декабре 2016 года ситуация с индексацией тарифов изменилась.
В соответствии с п. 10 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 02.12.2016 N ДМ-П9-71пр было дано поручение: "Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичу совместно с Минтрансом России, Минфином России, Минобороны России, МВД России, Росгвардией до 30 декабря 2016 г. обеспечить принятие постановление Правительства Российской Федерации "О мерах по организации воинских и специальных железнодорожных перевозок" предусматривающего закрепление равных тарифных условий на перевозку воинских и коммерческих грузов".
31.12.2016 принято постановление Правительства Российской Федерации N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 были утверждены Особенности тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок.
В соответствии с п. 1 особенностей тарификации установлено, что оно применяется при организации и осуществлении воинских и специальных железнодорожных перевозок в железнодорожном подвижном составе и устанавливает особенности расчетов при оказании услуг по организации и осуществлению таких перевозок по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с п. 3 особенностей тарификации установлено, что под действующим тарифом понимаются размеры тарифа, сбора и платы за услуги железнодорожного транспорта, действующие на момент перевозки, предусмотренные соответствующим тарифным руководством и определенные с учетом применения к базовым ставкам таких тарифов, сборов и платы коэффициента индексации, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта (далее - коэффициент индексации тарифов).
В соответствии с п. 1 постановления установлено, что действие настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017.
Таким образом, в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590, принятым во исполнение протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, с 01.01.2017 воинские и коммерческие перевозки должны тарифицироваться по единому тарифу - тарифу, установленному на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта.
Кроме того, между ФКУ "ГСЦП МВД России" и ОАО "РЖД" заключен Государственный контракт N 100 от 04.07.2017 на выполнение воинских и специальных железнодорожных грузовых перевозок.
В соответствии с условием п. 2.1 Госконтракта ОАО "РЖД" обязуется организовать и осуществить во внутригосударственном сообщении воинские и специальные железнодорожные грузовые перевозки в вагонах и контейнерах в интересах ФКУ "ГСЦП МВД России" (Государственный заказчика") и его подразделений с привлечением подвижного состава порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590.
В соответствии с п. 5.4 Госконтракта начисление провозной платы за воинские и специальные грузовые перевозки, привлечение подвижного состава производится по правилам и тарифам, установленным для внутригосударственного сообщения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов, сборов, плат с учетом особенностей тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок, утвержденных постановлением правительства РФ от 31.12.2016 N 1590.
В соответствии с п. 5.5 Госконтракта начисление плат и сборов производится по правилам и ставкам, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов, сборов и плат, и в соответствии с Постановлением правительства РФ от 31.12.2016 N 1590.
Таким образом, заключенным между ФКУ "ГСЦП МВД России" и ОАО "РЖД" Госконтрактом N 100 от 04.07.2017 прямо установлено, что тариф за перевозку рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590 и, следовательно, применим общий порядок индексации, установленный приказами ФАС России от 10.12.2015 N1226/15, от 09.12.2016 N1747/16.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, суд первой инстанции применил верно, процессуальных нарушений не допустил, решение отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 февраля 2019 года по делу N А40-176013/18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-176013/2018
Истец: ФКУ "ГЦСП МВД РФ"
Ответчик: ОАО Центр фирменного транспортного обслуживания -филиал "РЖД" ЦФТО
Третье лицо: ОАО "РЖД"