Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 4 июля 2019 г. N Ф09-4170/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
12 апреля 2019 г. |
Дело N А07-28767/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2019 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Ивановой Н.А.,Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Башкирской республиканской организации Общероссийская общественная организация "Всероссийское общество инвалидов" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2018 по делу N А07-28767/2018 (судья Файрузова Р.М.).
В заседании принял участие представитель:
Башкирской республиканской организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" - Ишбулатов Р.Р. (доверенность от 19.09.2018).
Башкирская республиканская организация Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (далее - заявитель, БРО ВОИ) обратилось с заявлением к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, ГУ РО ФСС РФ по РБ, заказчик) о признании выводов и действий единой комиссии Государственного учреждения регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о несоответствии заявки Башкирской республиканской организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" несоответствующей требованиям, установленным в документации об аукционе в электронной форме недействительными.
Судом первой инстанции в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Краснодарская краевая организация Всероссийского общества инвалидов, общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО "Содействие").
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований заявителю отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, БРО ВОИ обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. Указывает, что вопреки доводам суда первой инстанции, БРО ВОИ является общероссийской организацией инвалидов, так как является структурным подразделением Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", поэтому на нее распространяются преимущества, предусмотренные статьей 29 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), следовательно, действия заинтересованного лица по отклонению заявки Башкирской республиканской организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", как несоответствующей требованиям, установленным в документации об аукционе в электронной форме, являются незаконными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не заинтересованного и третьих лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.08.2018 в целях обеспечения в 2018 году инвалидов Республики Башкортостан техническими средствами реабилитации в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе заказчиком объявлен и размещен в Единой информационной системе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru) аукцион в электронной форме на поставку технических средств реабилитации (подгузники для взрослых) (номер извещения 0201100002618000154).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 17.08.2018 N 0201100002618000154-3 (N 154/1) единая комиссия заказчика допустила к участию в аукционе участников закупки, подавших заявку на участие в аукционе в электронной форме, которым присвоены идентификационные номера заявки на участие в аукционе в электронной форме: 142, 251, 201 (БРО ВОИ), 32.
23.08.2018 согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0201100002618000154-3 (N 154/2) единая комиссия заказчика рассмотрела вторые части заявок и документы участников аукциона на предмет их соответствия требования, установленным документацией об электронном аукционе и приняла решение о несоответствии заявки ООО "Содействие", БРО ВОИ требованиям, установленным в документации об аукционе в электронной форме.
05.09.2018 решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС по РБ) N ГЗ-944/18 жалоба БРО ВОИ признана необоснованной, так как заявка подана не от общероссийской, а от региональной организации, жалоба БРО ВОИ признана необоснованной (т.2, л.д. 20-26).
05.09.2018 решением УФАС по РБ N ГЗ-938/18 жалоба ООО "Содействие" признана обоснованной, в действиях аукционной комиссии установлены нарушения части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе (т.2, л.д. 36-41).
05.09.2018 заказчику УФАС по РБ выдано предписание по делу N ГЗ-938/18, согласно которому аукционной комиссии заказчика предписано отменить протокол подведения итогов электронного аукциона, составленный в ходе проведения электронного аукциона N 0201100002618000154-3; аукционной комиссии заказчика рассмотреть заявки участников закупки в соответствии с положениями, указанными в решении УФАС по РБ по делу N ГЗ-938/18 от 05.09.2018 и требованиями Закона о контрактной системе; заказчику продолжить процедуру закупки с учетом решения УФАС по РБ N ГЗ-938/18 от 05.09.2018 и в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (т.20, л.д. 42-43),.
12.09.2018 комиссией заказчика составлен протокол об отмене протокола подведения итогов аукциона в электронной форме N 154/2 от 23.08.2018 (т.3, л.д. 93-94).
19.09.2018 единой комиссией заказчика подведены итога аукциона в электронной форме, оформленные протоколом N 154/2 (т.3, л.д. 95-98).
Единая комиссия заказчика рассмотрела вторые части заявок и установила, что БРО ВОИ действует на территории Республики Башкортостан, ее учредителями являются семь физических лиц, в уставе БРО ВОИ отсутствуют сведения об уставном (складочном) капитале и приняла решение о несоответствии заявки БРО ВОИ требованиям, установленным в документации об аукционе в электронной форме, поскольку преимущества, установленные статьей 29 Закона о контрактной системе предоставляется исключительно общероссийским общественным организациям инвалидов, или организациям, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов (т.3, л.д.97).
12.10.2018 по итогам проведения торгов заказчиком государственный контракт заключен с победителем электронного аукциона - Обществом с ограниченной ответственностью "Содействие".
БРО ВОИ, полагая свои права нарушенными, обратилось в суд с данным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводам о несоответствии заявки Башкирской республиканской организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" требованиям, установленным в документации об аукционе в электронной форме, так как преференции, установленные статьей 29 Закона о контрактной системе предоставляются исключительно общероссийским общественным организациям инвалидов, или организациям, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, и не распространяются на иные общественные организации инвалидов, в том числе на региональные, местные, поэтому решение не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагают на него обязанностей, не предусмотренных нормами гражданского законодательства.
Выводы суда первой инстанции являются неправильными.
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Регулирование общественных отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
При этом в составе второй части заявки содержатся, в том числе копии учредительных документов участника закупки, выписка из ЕГРЮЛ или копия такой выписки.
Таким образом, если участник закупки заявляет свое соответствие критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия при рассмотрении вторых частей заявок на участие в аукционе проверяет в том числе информацию, содержащуюся в копиях учредительных документов участника закупки, выписке из ЕГРЮЛ, в целях установления соответствия участника аукциона критериям, установленным в статье 29 Закона о контрактной системе.
Часть 2 статьи 69 Закона о контрактной системе устанавливает, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В силу части 1 статьи 29 Закона о контрактной системе организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества.
Действие настоящей статьи распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов (часть 2 статьи 29 Закона о контрактной системе).
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки (часть 3 статьи 29 Закона о контрактной системе).
Как следует из материалов дела, согласно декларации, представленной в составе заявки БРО ВОИ, указано, что БРО ВОИ является организацией инвалидов и соответствует всем критериям, предусмотренным частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе (т.2, л.д.176), из писем общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" от 11.05.2017, от 18.03.2019 следует, что общее количество членов общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", состоящих на учете в БРО ВОИ составляло 17 079 и 18 963 человек, или 86% и 85,9% от общего числа членов БРО ВОИ, соответственно (т.1, л.д.150, т.4, л.д.45-46).
Между тем, по итогам рассмотрения второй части заявки единой комиссией заказчика принято решение о несоответствии БРО ВОИ требованиями статьи 29 Закона о контрактной системе, так как БРО ВОИ не является общероссийской общественной организацией инвалидов.
Согласно абзацу 2 статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.
Статьей 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях) установлены организационно-правовые формы, в которых могут создаваться общественные объединения, в том числе, в форме общественной организации.
В соответствии со статьей 3 Закона об общественных объединениях создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
В соответствии со статьей 8 Закона об общественных объединениях общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
При этом согласно статье 14 Закона об общественных объединениях в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.
Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Статьей 1 Устава общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (далее - ВОИ) определено, что территориальная сфера деятельности ВОИ - общероссийская. Структурные подразделения ВОИ - региональные и местные организации ВОИ (организации ВОИ) осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании Устава ВОИ и собственных уставов. Устав ВОИ закрепляет основные положения и требования к уставам региональных и местных организаций ВОИ, обеспечивающие организационное единство ВОИ. ВОИ, организации ВОИ являются юридическими лицами с момента государственной регистрации (т.1, л.д.92-93).
Статья 16 Устава ВОИ определяет, что структура ВОИ является многоуровневой и образуется в соответствии с административно-территориальным устройством Российской Федерации и территориально-организационными основами местного самоуправления Российской Федерации. Решение о создании новой организации ВОИ принимается Центральным правлением ВОИ, которое формирует организационный комитет с полномочиями на подготовку необходимых документов и осуществление государственной регистрации новой организации ВОИ.
Статьей 17 Устава ВОИ установлено, что в пределах территории одного субъекта Российской Федерации может быть создана только одна региональная организация ВОИ (т.1, л.д.99).
Следовательно, на основании решения ВОИ может быть создана только одна региональная организация общественной организации Всероссийского общества инвалидов, которая и является частью многоуровневой структуры ВОИ.
БРО ВОИ зарегистрирована Министерством юстиции Республики Башкортостан 11.06.1998 N 305 и с соответствии с пунктом 1 Устава БРО ВОИ является региональной организацией (отделением) общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (т.1, л.д. 118-139).
Правосубъектность юридических лиц может быть как универсальной (общей), дающей им возможность участвовать в любых гражданских правоотношениях, так и специальной (целевой), предполагающей их участие лишь в определенном, ограниченном круге таких правоотношений.
Для приобретения специального права в форме преимущества, предусмотренного частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе, участник закупки должен обладать специальной правосубъектностью.
По смыслу статьи 14 Закона об общественных объединениях такая специальная правосубъектность приобретается в том случае, когда общественная организация непосредственно осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации через свою структуру, в том числе, через свои региональные организации или отделения.
Так, преимущество, предусмотренное в части 2 статьи 29 Закона о контрактной системе, может быть предоставлено только общероссийской общественной организации инвалидов, то есть лицу, имеющему в своей структуре региональные общественные организации (отделения), осуществляющие свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации, в противном случае общественная организация не обладает статусом общероссийской.
Из Уставов общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", Башкирская республиканская организация Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" следует, что ВОИ - это общероссийская общественная организация инвалидов, а БРО ВОИ входит в структуру ВОИ как ее региональная организация (отделение).
Следовательно, БРО ВОИ является общероссийской общественной организацией инвалидов, которой заказчик обязан был предоставить преимущество в отношении предлагаемой ей цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности действий единой комиссии Государственного учреждения регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан, выразившихся в отклонении заявки Башкирской республиканской организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", как несоответствующей требованиям, установленным в документации об аукционе в электронной форме (номер извещения 0201100002618000154), как противоречащие статье 29 Закона о контрактной системе.
Ссылка заказчика на то, что учредителями БРО ВОИ являются 7 физических лиц, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора в силу того, что БРО ВОИ является общероссийской общественной организацией инвалидов и у нее очевидным образом отсутствует уставный (складочный) капитал.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Признание незаконными действий аукционной комиссии по отказу в допуске конкретного лица к участию в аукционе не может быть поставлено в зависимость от факта заключения по итогам аукциона сделки, имеющего значение при рассмотрении требований о применении последствий недействительности данной сделки.
Следовательно, заключение заказчиком государственного контракта с ООО "Содействие" не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя с учетом вывода суда о незаконности действий единой комиссии, поскольку нарушение прав заявителя обусловлено именно совершением незаконных действий единой комиссии заказчика при отклонении заявки БРО ВОИ, что явилось препятствием в реализации заявителем права на преимущество, предусмотренное статьей 29 Закона о контрактной системе, которое может быть восстановлено способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а апелляционная жалоба -удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2018 по делу N А07-28767/2018 отменить.
Требования Башкирской республиканской организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" удовлетворить - признать действия единой комиссии Государственного учреждения регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан, выразившиеся в признании заявки Башкирской республиканской организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", несоответствующей требованиям, установленным в документации об аукционе в электронной форме (номер извещения 0201100002618000154), незаконными и противоречащими статье 29 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-28767/2018
Истец: БАШКИРСКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ИНВАЛИДОВ"
Ответчик: ГУ РО ФСС РФ по РБ
Третье лицо: Краснодарская краевая организация "Всероссийского общества инвалидов", ООО "Содействие"