Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 августа 2019 г. N Ф05-12987/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
11 апреля 2019 г. |
Дело N А40-132759/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей: |
Т.Б. Красновой, В.А. Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Внешстройимпорт"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.12.2018 по делу N А40-132759/18, принятое судьей А.В. Бедрацкой
по заявлению АО "Внешстройимпорт" (ИНН 7710885368,ОГРН1117746209690)
к МИФНС N 7 по г. Москве
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Павельева Е.В. по дов. от 01.02.2019Сафонова М.В. по дов. от 21.02.2019; Яковлева М.В. по дов. от 07.02.2019; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Внешстройимпорт" (далее - заявитель, Общество, налогоплательщик, АО "ВСИ") обратилось с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы к Межрайонной ИФНС России N 45 по г. Москве (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция) о признании недействительными решений от 12.03.2018 г. N 11-20-02/2687, 11-19-02/143.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.12.2018 требования АО "Внешстройимпорт" оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Общество считает, что вина налогоплательщика не доказана; обязанность по уплате НДС не наступила.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, считает, что суд сделал выводы соответствующие обстоятельствам дела, нормы права применил верно.
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
Заявителем подано ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы по причине болезни представителя и нахождения его на амбулаторном лечении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд откладывает судебное разбирательство в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства.
Из содержания приведенной правовой нормы во взаимосвязи с пунктами 2 - 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что во всех остальных случаях арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, то есть, у суда есть соответствующее право, а не обязанность.
Ходатайство об отложении судебного заседания удовлетворению не подлежит, поскольку болезнь представителя заявителя сама по себе не является основанием для отложения судебного заседания, так как не относится к уважительным, объективным причинам невозможности обеспечить явку иного представителя юридического лица в судебное заседание.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156, пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие АО "Внешстройимпорт".
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, заслушав позицию налогового органа исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка АО "Внешстройимпорт" на основе уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 1 квартал 2017 года (далее - Проверяемый период), представленной в Инспекцию 29.08.2017.
По результатам проверки Инспекцией вынесены Решение N 11-20-02/2687 от 12.03.2018 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и Решение N 11-19-02/143 от 12.03.2018 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, согласно которым АО "ВСИ" отказано в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению за 1 квартал 2017 г. в размере 40 286 999 руб., доначислен налог в размере 2 226 208 руб., привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения предусмотренной п.1 ст. 122 Налогового Кодекса РФ (далее - Кодекс) в размере 445 242 руб., а так же начислены пени в размере 113 569,15 руб.
Заявитель обжаловал решения в порядке, установленном статьей 139.1 Кодекса в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве (далее - Управление).
Решением Управления от 21.05.2018 N 2нд/106108 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, обжалуемые решения Инспекции - без изменения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая обстоятельства, изложенные в п. 1.5 обжалуемого Решения, а также согласно материалам камеральной налоговой проверки, действия Инспекции соответствуют положениям ст. 31, 82, 88, 90, 92, 93, 94, 95, 100, 101 Кодекса, при этом мероприятия налогового контроля, проводимые Инспекцией, оформлены в соответствии с требованиями ст.ст. 90, 92, 93, 94, 95, 99, 100, 101 Кодекса, кроме того, Заявитель ознакомлен со всеми документами, полученными Инспекцией в рамках проведения мероприятий налогового контроля, о чем свидетельствуют подписи представителей Заявителя, а также на всех стадиях рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки Инспекцией обеспечено право Заявителя, как участвовать в процессе рассмотрения материалов камеральной проверки, так и представить свои объяснения.
Таким образом, Инспекцией не нарушены существенные условия процедуры рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки.
Как следует из материалов дела и установлено налоговым органом, Заявителем в нарушение ст.ст. 153, 154 Кодекса неправомерно занижена налоговая база по налогу на добавленную стоимость за Проверяемый период по выполненным этапам работ в соответствии с первичными документами (актами о приемке выполненных работ (КС-2), справками о стоимости выполненных работ (КС-3)) в размере 236 184 484 руб., в результате чего не исчислен налог на добавленную стоимость в размере 42 513 207 руб.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются, в том числе, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) или день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
На основании п. 1 ст. 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" все факты хозяйственной жизни, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.
Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Порядок сдачи и приемки работ по договору строительного подряда регулируется ст. 753 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 753 ГК РФ заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (п. 4 ст. 753 ГК РФ).
Таким образом, датой выполнения (передачи) работ в целях налога на добавленную стоимость признается дата первого по времени составления первичного учетного документа, оформленного на покупателя (заказчика).
При этом счет-фактура составляется на основании имеющегося первичного документа.
Кроме того, исчисление НДС в периоде более раннем, чем составление первого по времени первичного документа, подтверждающего выполнение работ, не соответствует нормам главы 21 Кодекса.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что передачей и приемкой заказчиком результата выполненных по договору подряда работ может быть законченный капитальным строительством объект в целом или выполненный этап строительных работ, днем выполнения подрядчиком работ признается дата подписания акта сдачи-приемки работ заказчиком.
Соответственно, в отношении указанных работ налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется на дату подписания заказчиком акта сдачи-приемки этих работ. Вместе с тем, если договором строительного подряда поэтапная сдача работ подрядчиком не предусмотрена и составление первичного учетного документа является лишь подтверждением выполнения промежуточных работ для расчетов с подрядчиком, то налог на добавленную стоимость по выполненным подрядчиком работам в указанном случае не исчисляется.
При этом денежные средства, полученные подрядчиком от заказчика в размере, определенном данным первичным учетным документом, являются предоплатой (частичной оплатой) объема строительно-монтажных работ, выполненных подрядчиком за истекший отчетный период.
Пункты договоров N 17/15-П от 01.06.2015, N 24/15-11 от 05.06.2015 г., N 17/16П от 15.08.2016 г., N 18/1611 от 15.08.2016 г., N 19/1611 от 15.08.2016 г. N 25/15- 11 от 19.10.2015 г., N 01/16-11 от 11.02.2016 г, N 02/16-11 от 11.02.2016 г аналогичны, поэтому для описания в Решении налоговым органом взят договор N 17/15-П от 01.06.2015 г., заказчиком на строительство данных объектов является ГУП "УРи РУО". Пункт 1.13 статья 1 "Определения и понятия" договора N 17/15-П от 01.06.2015 (объект г. Москва район Хорошево-Мневники кв.76, Карамышевская наб. вл.60-62) указывает на следующее: акт приемки законченного строительством объекта (форма КС-11) - документ о завершении Подрядчиком всех работ на Объекте, составленный рабочей комиссией по унифицированной форме КС-11. Данный акт свидетельствует о завершении выполнения Подрядчиком работ по строительству Объекта в объеме, предусмотренном Договором, Проектной документацией, готовности Работ к сдаче Генподрядчику.
В соответствии с пунктом 1.26 "Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию" договора N 17/15 от 01.06.2015 г. документ, выдаваемый уполномоченным органом, в соответствии со статьей 55 Градостроительного Кодекса.
Одновременно, при детальном анализе спорных договоров установлено, что в соответствии с пунктом 1.10 "Акт о приемке выполненных работ (Форма КС-2) - первичный учетный документ, который подтверждает выполнение Подрядчиком строительно-монтажных работ за отчетный период. "Акт о приемке выполненных работ" составляется Подрядчиком и подписывается сторонами по унифицированной форме КС-2.
В соответствии со статьей 6 "Порядок сдачи-приемки работ" пунктами 6.1 предусмотрено, Результаты Работ, выполненных Подрядчиком, принимаются Генподрядчиком после выхода положительного заключения Мосгорэкспертизы и подписания Дополнительного соглашения об утверждении Протокола твердой договорной цены и оформляются Актами о приемке выполненных работ (форма КС-2), справками о стоимости выполненных работ (форма КС-3).
Таким образом, результат выполненных работ передается Подрядчиком в адрес Генподрядчика при подписании актов выполненных работ (форма КС-2).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается, в частности, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
При этом пунктом 1 статьи 39 НК РФ установлено, что реализацией товаров (работ, услуг) организацией или индивидуальным предпринимателем признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары (результатов выполненных работ, возмездного оказания услуг).
Согласно пункту 1 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичными учётными документами.
При этом в соответствии с пунктом 2 данной статьи первичные учетные документы должны содержать в качестве обязательных реквизитов дату составления указанных документов и содержание факта хозяйственной жизни.
Таким образом, датой отгрузки (передачи) товаров в целях налога на добавленную стоимость признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на их покупателя или перевозчика для доставки товара, работ, услуг покупателю.
Учитывая вышеизложенное, при реализации товаров, работ, услуг покупателю обязанности по исчислению налога на добавленную стоимость у продавца возникает на дату отгрузки товаров, работ, услуг независимо от момента перехода права собственности, установленного договором.
Позиция, изложенная налоговым органом, подтверждается письмом Минфина РФ от 06.10.2015 N 03-07-15/57115.
Таким образом, первичным учетным документом для определения момента возникновения налоговой базы по НДС является акт выполненных работ (Форма КС- 2) подписанный между АО "ВСИ" и ГУП "УРи УРО", исходя из представленных первичных документов в ходе проверки.
Об этом свидетельствует и то, что налогоплательщик для отражения выручки от выполненных работ, оказанных услуг в налоговых декларациях по налогу на прибыль использует акт выполненных работ (форма КС-2), что закреплено в учетной политики организации для целей налогообложения.
Также в соответствии с указаниями по применению и заполнению унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ форма N КС-2 "Акт о приемке выполненных работ", утвержденная Постановлением Госкомстата России от 11.11.99 N 100, применяется для приемки заказчиком выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений.
Акт приемки законченного строительством объекта (форма КС-11) применяется как документ приемки законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения всех форм собственности (здания, сооружения, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение) при их полной готовности в соответствии с утвержденным проектом, договором подряда (контрактом).
Применение вышеуказанных унифицированных форм юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность в отраслях экономики, является обязательным.
При изучении пункта 1.10 статьи 1 "Определение и понятия" договора N 15/17 от 16.01.2013. установлено, что акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) это первичный учетный документ, который подтверждает выполнение Субподрядчиком строительно-монтажных работ за отчетный период.
При сопоставлении пунктов договора 1.10 и 1.13 статьи 1 "Определение и понятия" договора N 15/17 от 16.01.2013 установлены противоречия. Первичным документом, который подтверждает выполнение строительно-монтажных работ, является КС-2, и следовательно определяет момент формирования налоговой базы. КС-11 не является первичным учетным документом и лишь определяет момент завершения выполненных работ.
В соответствии с п. 1 ст. 54 Кодекса налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Исходя из анализа данной нормы следует, что НДС, как и любой другой налог, исчисляется не на основе заключаемых договоров, а также не на основе выполнения норм другого законодательства, а на основе регистров бухгалтерского учета или других документов, подтверждающих совершение конкретной финансово-хозяйственной операции.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал на то, что акт приемки законченного строительством объекта (форма КС-11) является документом, необходимым для статистической, а не бухгалтерской отчетности, следовательно, ссылка налогоплательщика на данный документ, при наличии подписанного сторонами акта формы КС-2 является необоснованной".
Верность выводов налогового органа подтверждается правовой позицией, изложенной в Постановлении Высшего Арбитражного суда РФ от 19.10.2011 N ВАС-12765/11.
Таким образом, довод налогоплательщика, то, что акт КС-11 является основанием для отражения выручки, необоснован.
По существу между сторонами по делу имеется спор о моменте определения налоговой базы по НДС по выполненным заявителем как подрядчиком (субподрядчиком) строительным работам.
Заявитель считает что, что налоговая база по НДС подлежит определению после сдачи объектов строительства и подписания актов приемки законченного строительством объекта по форме КС-11.
В свою очередь налоговый орган ссылается на положения ст.ст. 146, 153, 154 НК РФ, считая, что для определения налоговой базы по НДС необходимо исходить из первичных документов налогоплательщика - актов по форме N КС-2, справок о стоимости работ по форме N КС-3 (в рамках заключенных договоров строительного подряда между АО "ВСИ" и КП "УР и РУО"), на основании которых и производилась приемка выполненных работ.
В силу п.1 ст. 39 НК РФ под реализацией работ организацией или индивидуальным предпринимателем понимается передача на возмездной основе результатов выполненных работ одним лицом для другого лица.
В соответствии с п.1 ст.740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Согласно п.1 ст.753 ГК РФ заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.
Из п.1 ст. 39, п/п 1 п.1 ст. 146 НК РФ следует, что объектом налогообложения по НДС является реализация работ. Под реализацией работ понимается результат выполненных работ.
Из п.1 ст.753 ГК РФ следует, что результатом исполнения договора строительного подряда являются законченный строительством объект или выполнение этапа строительных работ.
Таким образом, в целях применения п.1 ст.39, п/п 1 п.1 ст.146 НК РФ правовое значение имеет не порядок оплаты, а что является результатом выполненных по договору строительного подряда работ - законченный строительством объект или этап работ.
ФНС России в своем письме (от 25.01.2011 N КЕ-4-3/860@ ФНС России) делает вывод, что передачей результата выполненных по договору подряда работ и приемкой таких работ заказчиком может быть передача подрядной организацией и приемка заказчиком законченного капитальным строительством объекта в целом или выполненного этапа строительных работ (если понятие "этап работ" определено в договоре) либо передача подрядчиком и приемка заказчиком отдельных строительных (монтажных, пусконаладочных) и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.
Учитывая изложенное, операциями по реализации строительно-монтажных работ, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с п/п 1 п.1 ст.146 НК РФ, могут быть: результат выполненных по договору строительного подряда работ, свидетельствующий о законченном капитальном строительстве объекта в целом; результат выполненного этапа строительных работ (если определение этапа работ предусмотрено в договоре); результат выполненных монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.
Из письма ФНС России (от 25.01.2011 N КЕ-4-3/860@) следует, что само по себе подписание актов по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3 не является безусловным основанием для включения итоговых суммы, указанных в данных документах, в реализацию за соответствующий налоговый период при исчислении НДС, для признания таких сумм объектом налогообложения по НДС.
Применительно к строительно-монтажным работам реализацией работ признается передача результата выполненных работ или этапа работ подрядчиком и приемкой таких работ заказчиком.
Как сказано в письме ФНС России, передачей результата выполненных по договору подряда работ и приемкой таких работ заказчиком может быть передача подрядной организацией и приемка заказчиком законченного капитальным строительством объекта в целом или выполненного этапа строительных работ (если понятие "этап работ" определено в договоре) либо передача подрядчиком и приемка заказчиком отдельных строительных (монтажных, пусконаладочных) и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.
Следовательно, для понимания того, что является результатом выполненных работ - законченный капитальным строительством объект в целом или выполненный этап строительных работ - необходимо проведение анализа договоров строительного подряда.
В данном случае спорные договоры предусматривают поэтапную сдачу работ.
Из анализа спорных договоров (N 17/15-П от 01.06.2015 г.; N 24/15-П от 05.06.2015 г.; N 25/15-П от 19.10.2015 г.; N 17/16-П от 15.08.2016 г.; N 18/16-П от 15.08.2016 г.; N 19/16-П от 15.08.2016 г.), следует, что договорами предусмотрены этапы выполнения работ, что подтверждается п. 1.5 договоров и Приложением N 1 (Приложение N 1а), к вышеуказанным договорам.
Инспекцией изучены "Графики производства работ", приведенные в Приложении N 1 (Приложение N 1а), к договорам.
Графиком производства работ предусмотрены этапы работ, например:
- Подготовительный период (вырубка и пересадка деревьев, снос существующих строений, вывоз мусора, вынос и перекладка сетей, обустройство площадки);
- Устройство подземной части, земляные работы, фундаменты, возведение несущих конструкций, перекрытия нулевого уровня);
- Устройство надземной части;
- Устройство фасадов;
- Внутренние инженерные сети, специальные работы и оборудования; - Устройство лифтов; - Отделка квартир;
- Отделка МОП и лифтов;
- Наружные инженерные сети;
- Благоустройство и озеленение территории.
Согласно пункту 1.6 договоров существует понятие "Цикл работ".
Цикл работ - часть выполняемого подрядчиком (АО "ВСИ") объема работ, предусмотренного договорами, содержащего технологически связанные виды работ, поименованные в Детальном понедельном графике выполнения работ.
Детальный понедельный график производства работ - график производства Работ, сделанный в электронных средствах сетевого планирования, составленный по методу критического пути в соответствии с требованиями, содержащимися в Приложении N 7 к вышеуказанным договорам, четко отражающий этапы Работ, отраженные в Графике производства работ (Приложение N 1 и Приложение N 1а), Циклы Работ, продолжительность работ, взаимозависимость между Работами, а также стоимости выполняемых Работ.
Шкала времени указывается в неделях, а сроки выполнения Работ - в днях.
Подписанный Сторонами Детальный понедельный график производства работ является неотъемлемой частью Вышеуказанных договоров.
Согласно Приложению N 3 к договорам "Объем Работ, Требования к выполнению Работ" пункт 1.1: Подрядчик обязан выполнить работы, порученные ему Генподрядчиком, в объеме и сроки, устанавливаемые Договором и Графиком производства работ (являющимся неотъемлемой частью Договора), иными Приложениями к Договору, своими силами и средствами, включая компетентную рабочую силу, надзор, инструменты, оборудование, монтажные и другие материалы, услуги, контрольно-измерительные приборы и складские услуги, а также все без исключения статьи расходов, необходимые для выполнения Работ.
Подрядчик соглашается с тем, что его обязательства включают поставку всех видов строительного оборудования и инструментов, а также выполнение всех работ и оказание всех услуг, особо не оговоренных в настоящем Договоре, но которые могут на разумных основаниях подразумеваться в Документах по Договору в качестве необходимых для соответствующего выполнения и завершения всех Работ, как если бы соответствующее Оборудование, работы и услуги были непосредственно упомянуты в настоящем Договоре.
Согласно пункту 3.1.1 Приложения N 3, подрядчик должен выполнить все строительные работы, необходимые для полной установки, испытаний и успешного завершения основных строительно-монтажных работ на Объекте, которые более подробно описываются в Договоре, с целью успешного завершения строительно-монтажных работ на Объекте. В объем работ входят, без ограничения, все виды работ, описанные в Договоре.
Приложением N 7 к договору "Графики и отчетность" предусмотрено ведение "Детального понедельного графика выполнения работ". Детальный понедельный график производства работ (Приложение 1а) должен включать Основные этапы, указанные в Графике производства работ, составляющем Приложение 1 к Договору.
Основные этапы должны быть логически привязаны к соответствующим работам и ограничены таким образом, чтобы отражать состояние выполнения графика.
Согласно пункту 2.7 к договорам, график производства работ Договора должен четко и правильно указывать все основные виды деятельности, задерживающие своевременное выполнение графика.
Приведенный ниже перечень предоставляется Подрядчику в целях его ознакомления с видами деятельности, способными повлиять на своевременное выполнение графика; данный перечень указывает только основные позиции и не претендует на завершенность.
Указанные ниже позиции могу не иметь отношения к Детальному графику работ и приводятся исключительно в качестве примера:
- Закупка оборудования с длительным циклом поставки;
- Закупка материалов;
- Заказ материалов посредством оформления заказа на поставку; - Изделия, изготавливаемые Поставщиком;
- Основное подъемное оборудование (для краткосрочного использования);
- Задержки при транспортировке или задержка сроков поставки материалов Поставщиком;
- Получение необходимых согласований по требованию Генподрядчика;
- Инженерно-техническая документация, чертежи, ведомость заказа материалов, ТУ и т.д.;
- Предоставление Подрядчиком или третьими сторонами временных услуг и сооружений, способных повлиять на график работ.
Из анализа Приложения N 11 к договорам "Типовой перечень исполнительной документации", установлено, что приложение N 11 к договорам, содержит в себе наименование циклов выполнения работ, а так же перечень выполнения работ, подлежащих в последующем оформлению через Акты КС-2 подписанные в двухстороннем порядке.
Например, следующие циклы, с наименованием работ:
1.ЦИКЛ Мобилизация, предусматривает в себе следующее наименование работ (Подготовка территории строительства./ Геодезические знаки./ Вырубка деревьев и кустарников.
Пересадка деревьев и кустарников.
Временные здания и сооружения.
Ограждение стройплощадки, устройство временных разворотных площадок и площадок складирования, перебазировка и монтаж мобильных временных зданий бытового городка, штаба строительства, перебазировка, монтаж поста мойки колес, биотуалетов, устройство временной электролинии.
Прочее/Услуги Мосводостока по приему сточных вод/ Охрана объекта.).
2. ЦИКЛ. Подземная часть, предусматривает в себе следующее наименование работ (Шпунтовое ограждение./ Разработка котлована./ Устройство свайного поля, устройство фундаментов/ Несущие конструкции, конструктивные элементы/ Завершение работ подземной части).
3. ЦИКЛ. Надземная часть (на каждый этаж отдельно), предусматривает в себе следующее наименование работ (Несущие конструкции, конструктивные элементы./ Ограждающие конструкции, внешние стены./ Кровля/Двери, окна./ Внутренние перегородки./ Лестницы./ Бассейн./ Временное отопление./ Наружные отделочные работы (фасад) и т.д.
Также предусмотрены другие ЦИКЛы включающие в себя выполнение работ.
Из анализа договоров следует, что договорами предусмотрены этапы выполнения работ, что подтверждается п.3.5 договоров и Приложением N 2 (Приложение N 1а), к договорам.
Инспекцией изучены "Графики производства работ", приведенные в Приложении N 2, к договорам. Графиком производства работ предусмотрены этапы работ, например:
- Подготовительный период;
- Прокладка внутренних инженерных коммуникаций;
- Прокладка наружных инженерных коммуникаций;
- Благоустройство (в зимнем варианте);
- Благоустройство и озеленение территории и др.
Из анализа Приложения N 1 к "Расчету стоимости работ", установлено, что приложение N 1 к "Расчету стоимости работ", содержит в себе наименование циклов выполнения работ, а так же перечень выполнения работ, подлежащих в последующем оформлению через Акты КС-2 подписанные в двухстороннем порядке.
Например, следующие циклы, с наименованием работ:
1. ЦИКЛ. Мобилизация, предусматривает в себе следующее наименование работ, Временные здания и сооружения.
2. ЦИКЛ. Прокладка внутренних инженерных коммуникаций л предусматривает в себе следующее наименование работ (Тепломеханическая часть ИТП. Пусконаладочные работы тепломеханической части ИТП/ CMP/Прочие/ Электрооборудование ИТП/ СМР/ Прочие/ Автоматика теплового пункта/ СМР/ Прочие/ Автоматизация систем диспетчерского контроля теплового пункта. Автоматизированный учет тепловой энергии и воды теплового пункта/ СМР/ Прочие/ Внутренние сантехнические работы (ВК)/ СМР/ Отопление и вентиляция/ СМР/ Прочие/ Электрооборудование жилого дома/ СМР/ Прочие/ Пассажирские лифты/ СМР/ Прочие/ Телефонизация (внутренние сети)/ СМР/ Система кабельного телевидения. Домовая распределительная сеть./ СМР/ Система FM радио/ СМР/ Домофон/ СМР/ Прочие/ Локальная система безопасности (внутренние сети)/ СМР/ Прочие/ Информационная магистраль для учета энергопотребления и водопотребления/ СМР/ Прочие/ Автоматизированная система коммерческого учета потребления энергоресурсов. Электропотребление. Водопотребление./ СМР/ Автоматизация противопожарных мероприятий жилого дома/ СМР/ Прочие/ Охранно-защитная дератизационная система жилого дома (03ДС)/ СМР/ Прочие и др.).
3. ЦИКЛ. Прокладка наружных инженерных коммуникаций, предусматривает в себе следующее наименование работ (Наружные сети внутриквартальных технологических систем связи/ CMP/Дороги, автостоянки и площадки для мусоросборников/ СМР/ Прочие/ Наружные сети водоснабжения/ СМР/ Прочие/ Наружные сети водоотведения и т.д.). Так же предусмотрены другие ЦИКЛы включающие в себя выполнение работ.
Из анализа договоров следует, что договором предусмотрены этапы выполнения работ, что подтверждается п.3.5 договоров и Приложением N 2 (Приложение N 1а), к вышеуказанным договорам. Инспекцией изучены "Графики производства работ", приведенные в Приложении N 2, к договорам. Графиком производства работ предусмотрены этапы работ, например: - Подготовительный период; Строительство жилого дома и др.
Согласно Приложению N 1 к "Расчет стоимости работ" установлено, что приложение N 1 к "Расчет стоимости работ", содержит в себе наименование циклов выполнения работ, а так же перечень выполнения работ, подлежащих в последующем оформлению через Акты КС-2 подписанные в двухстороннем порядке.
Например, следующие циклы, с наименованием работ:
1.ЦИКЛ. Мобилизация предусматривает в себе следующее наименование работ: Временные здания и сооружения Услуги ГУП "Мосводосток"/ Затраты по охране объекта
2. ЦИКЛ. Подземная часть здания, предусматривает в себе следующее наименование работ: Общестроительные работы подземной части КР/ Общестроительные работы подземной части АР.
3. ЦИКЛ. Надземная часть здания, предусматривает в себе следующее наименование работ: Общестроительные работы надземной части КР/ Общестроительные работы надземной части АР и др. Так же предусмотрены другие ЦИКЛы, включающие в себя выполнение работ.
Из содержания Актов КС-2, представленных АО "ВСИ" и подписанных в двухстороннем порядке с заказчиком ГУП "УРиОРУ", следует, что указанные Акты КС-2 подписаны с двух сторон, содержат в себе циклы с перечнями видов работ, выполнения услуг в отношении заказчика ГУП "УРиОРУ", аналогичные этапам выполнения работ (циклам включающим в себя перечни видов работ), предусмотренные приложениями к договорам.
На основании изложенного, Инспекцией верно установлено, что всеми вышеуказанными договорами (N 17/15-П от 01.06.2015 г.; N 24/15-П от 05.06.2015 г.; N 25/15-П от 19.10.2015 г.; N 17/16-П от 15.08.2016 г.; N 18/16-П от 15.08.2016 г.; N 19/16- П от 15.08.2016 г. N 01/16-П от 11.02.2016 г., N 02/16-П от 11.02.2016 г.), по которым налогоплательщиком не отражена реализация товаров, работ, услуг в текущей декларации по НДС за 1 кв. 2017 г. предусмотрены этапы выполнения работ, включающие в себя циклы, отражающие конкретные перечни наименования работ выполняемых на объектах строительства.
Кроме того, в рамках камеральной проверки использованы материалы, полученные ИФНС России N 33 по г. Москве (предыдущее место налогового учета АО "ВСИ").
В адрес АО "ВСИ" ИФНС России N 33 по г. Москве выставлено требование о представлении пояснений по камеральной проверке за 1 квартал 2017 г. (N 14/7461-Ц от 26.04.2017 г.), согласно представленного ответа (N 50/04 от 28.08.2017) налогоплательщик указывает следующее: "...По договору N 33/14-П от 14.08.2014 г. (жилой комплекс по адресу: г. Москва, район Покровское-Стрешнево, 1-й Тушинский пр-д, вл.19)
По договору предусмотрены этапы работ, по каждому этапу предусмотрен аванс в размере 30% от стоимости соответствующего этапа.".
Таким образом, налогоплательщик сам указывает на тот факт, что договорами предусмотрена поэтапная сдача работ и предусмотрены этапы.
Всеми вышеуказанными договорами, предусмотрено, что результаты работ, выполненных генподрядчиком и заказчиком, оформляются Актами о приемке выполненных работ (КС-2), справками о стоимости выполненных работ (КС-3).
Как следует из материалов дела и отражено в решении налогового органа по результатам камеральной налоговой проверки второй уточненной налоговой декларации по НДС за 3-й квартал 2015 от 30.08.2016 N 11-20-02/2159 в соответствии с положениями учетной политики общества на 2013 для целей налогового учета (НДС), утвержденной приказами N 647 от 29.12.2012, N 558/1 от 25.12.2013 на 2014, N 550 от 30.12.2014 на 2015 выручка для целей налогообложения по НДС формируется по факту подписания актов по форме КС-11 между генподрядчиком и субподрядчиком и одновременным выставлением счета-фактуры на выполненные работы.
Из приведенных положений п/п 1 п.1 ст. 146, п.1 ст. 39 НК РФ, п.1 ст. 740, п.1 ст. 753 ГК РФ, письма ФНС РФ от 25.01.2011 N КЕ-4-3/860@, буквального содержания договоров строительного подряда от 02.07.2012 N 511/ГМС 367/12, от 16.01.2013 N ГМС 126/13, от 14.03.2014 N ГМС 235/14, от 2014 N 236/17, положений учетной политики общества об определении выручки для целей налогообложения НДС следует, что результатом выполненных работ по договорам строительного подряда являются не конкретные выполненные этапы строительных работ, а законченные строительством объекты, которые введены в эксплуатацию и в отношении которых получены разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, акты по форме КС-11.
Такие результаты выполненных работ в 3-м квартале 2015 у общества отсутствовали.
В данном случае, согласно положению по учетной политике АО "ВСИ" на 2016- 2017 гг., для целей налогообложения приказом N 2-УП от 29.12.2015 г. "...Для расчета налога на прибыль организация учитывает доходы и расходы методом начисления.
Доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав. Доходы от реализации работ (услуг) признаются на дату выполнения работ (оказания услуг), определяемую в соответствии с п.1 ст.39 НК РФ...".
В разделе НДС Учетной политики предусмотрено, что:
Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС, является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Налоговый учет по НДС организуется путем ведения книги продаж и книги покупок в соответствии с требованиями главы 21 НК РФ и правил заполнения (ведения документов), применяемых при расчетах по НДС, утвержденных постановлением правительства РФ от 26.12.2011 г. N 1137.
Инспекцией выставлено требование о представлении пояснений N 11-17/29915- А от 23.10.2017 г. с целью определения порядка отражения реализации от выполненных работ, отгрузке товаров по спорным договорам. Предоставлен ответ вх. N 37603 от 27.09.2017 г.
Согласно полученных пояснений: "По договорам строительного подряда с различными условиями приемки выполненных работ начисление НДС с реализации отражается: по договорам строительного подряда, по которым предусмотрена сдача выполненных работ Подрядчиком и приемка их Заказчиком, производится в соответствии с гражданским законодательством и оформляется Актом о приемке выполненных работ (КС-2), начисление НДС с реализации происходит на дату подписания Акта о приемке выполненных работ (КС-2); по договорам строительного подряда, по которым право собственности на результаты работ переходит от Подрядчика (АО "ВСИ") к Заказчику/Генподрядчику после подписания Акта приемки законченного строительством объекта (форма КС-11), НДС с реализации происходит на дату подписания Акта КС-11 на всю сумму выполненных работ, предусмотренных договором. Расчет выручки на счете 46 формируется по договорам строительного подряда, по которым предусмотрено ежемесячное оформление Актов о приемке выполненных работ (форма КС-2), в сумме подписанного Акта КС-2, при условии, что результаты выполненных работ, по которым право собственности переходит после подписания Акта приемки законченного строительством объекта (форма КС-11).
После оформления Акта приемки законченного строительством объекта (форма КС- 11), на дату подписания Акта КС-11 в бухгалтерском учете оформляется запись Дт62.01 Кт46 -отражается договорная стоимость выполненных работ на основании Акта КС-11.
Пояснения по формированию хозяйственных операций по договорам с незавершенными этапами работ.
После подписания соответствующего Акта о приемке выполненных работ КС-2 и Справки о стоимости выполненных работ КС-3 в бухгалтерском учете отражаются этапы выполненных работ, которые отражаются проводкой Дт46 (выполненные этапы по незавершенным работам) Кт90.01, при этом НДС, исчисленный с суммы соответствующего Акта КС-2 в учете отражается проводкой Дт90.03 Кт76.Н (НДС отложенный).
После подписания Акта приемки законченного строительством объекта (форма КС-11) на дату подписания Акта КС-11 оформляется счет-фактура на всю сумму выполненных работ, предусмотренных договором.
Таким образом, материалами налоговой проверки установлено, что положения Учетной политики АО "ВСИ" как для учета налога на прибыль, так и для учета НДС указывают на момент определения налоговой базы как наиболее раннюю из следующих дат, а именно день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав то есть, подписание акта выполненных работ (форма КС-2).
В качестве приложения к письменным пояснениям Заявителем в материалы дела представлен в том числе, ответ ГУП "УРиРУО" от 11.12.2017 N 1978/17 на требование ИФНС России N 2 по г.Москве от 04.12.2017 г. N 21-11/147013.
В письменных пояснениях ГУП "УРиРУО" указывает на то, что: "...моментом определения налоговой базы по НДС по указанным договорам (с АО "ВСИ") является дата передачи результатов выполненных работ Генподрядчику".
Указанные данные не противоречат статье 167 Кодекса, а также положениям учетной политики АО "ВСИ" (для учета НДС указывают на момент определения налоговой базы как наиболее раннюю из следующих дат, а именно день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав то есть, подписание акта выполненных работ (форма КС-2)).
В силу п. 1 ст. 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) или день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
На основании п. 1 ст. 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" все факты хозяйственной жизни, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.
Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Порядок сдачи и приемки работ по договору строительного подряда регулируется ст. 753 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 753 ГК РФ заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (п. 4 ст. 753 ГК РФ).
Таким образом, датой выполнения (передачи) работ в целях налога на добавленную стоимость признается дата первого по времени составления первичного учетного документа, оформленного на покупателя (заказчика).
При этом счет-фактура составляется на основании имеющегося первичного документа. Кроме того, исчисление НДС в периоде более раннем, чем составление первого по времени первичного документа, подтверждающего выполнение работ, не соответствует нормам главы 21 Кодекса.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что передачей и приемкой заказчиком результата выполненных по договору подряда работ может быть законченный капитальным строительством объект в целом или выполненный этап строительных работ, днем выполнения подрядчиком работ признается дата подписания акта сдачи-приемки работ заказчиком.
Соответственно, в отношении указанных работ налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется на дату подписания заказчиком акта сдачи-приемки этих работ. В рамках камеральной проверки направлено поручение об истребовании документов (исх. N 11-17/72302-А от 01.11.2017) в адрес налогового органа по месту учета ГП "УРи УРО" ИНН 7702169120.
Из анализа полученных документов установлено: - акт приемки объекта капитального строительства государственного заказа г. Москвы от 28.11.2016 на жилой дом, расположенный по адресу: г. Москва, район Хорошево-Мневники, кв.76, Карамышевская наб. вл.60-62, подписан участниками комиссии по приемке объектов: первым заместителем префекта Северо-Западного Административного округа г. Москвы Галаниным М.В., директором эксплуатирующей организации ГБУ "Жилищник района Хорошево-Мневники" Нахапетяном В.О., представителем генерального подрядчика ГУП "УРи УРО" Прангишвили Г.Д, заместителем руководителя департамента строительства г. Москвы Аистовым В.Ф., представителем застройщика территориального управления N 6 КП "УГС" Бишировым Т.Х., представителем технического заказчика - начальником территориального управления N 6 КП "УГС" - Башировым Т.Х.; - в соответствии с решением государственного заказчика объекты строительства, расположенные по адресу: г. Москва, район Хорошево-Мневники, кв.76, Карамышевская наб., вл. 60-62, в объеме, предусмотренном договорами и проектной документацией приняты от генерального подрядчика, строительство объектов выполнено согласно требованиям нормативных документов; - акт приемки объекта капитального строительства государственного заказа г. Москвы от 15.05.2017 на жилой дом, расположенный по адресу: г. Москва район Покровское-Стрешнево, 1-й Тушинский пр-д, д. 19, подписан участниками комиссии по приемке объектов: генерального директора АО "ВСИ" Калининым П.В., генеральным директором ГУП "УРи УРО" Прангишвили Г.Д., первым заместителем префекта Северо-Западного Административного округа г. Москвы Галаниным М.В., заместителем директора по эксплуатации жилищного фонда ГБУ "Жилищник района Покровское -Стрешнево" - Н.А. Никольской.
Согласно действующему законодательству РФ и г. Москвы - Постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981. N 105 (в редакции Постановления Совмина СССР от 05.07.1985 N 610, от 19.08.1988 N 1058, от 30.12.1988 г. N 1485) и Постановления Правительства г. Москвы от 24.10.2010 г. N 157-ПП. "...объекты, законченные строительством (реконструкцией, расширением) в соответствии с утвержденным проектом и подготовленные к эксплуатации, предъявляются заказчиком (застройщиком) к приемке государственными приемочными комиссиям.
Законченные строительством объекты, сдаваемые "под ключ", предъявляются к приемке государственным приемочным комиссиям подрядчиком совместно с заказчиком."
"....В установленном порядке участвует в приемке завершенных строительством объектов капитального строительства, строительство которых осуществлялось за счет средств бюджета города Москвы".
Таким образом, согласно документам, полученным при проведении мероприятий налогового контроля, установлено, что объекты, расположенные по адресу: г. Москва, район Хорошево-Мневники, вл.76, Карамышевская наб., вл. 60-62, закончены строительством и на данные объекты получены разрешения на ввод в эксплуатацию.
Таким образом, условие для признания Объекта законченного строительством и готового к эксплуатации выполнено.
Произведена приемка законченного строительством объекта в порядке, установленным действующим законодательством РФ и г. Москвы.
В соответствии с пп.1 п.1 ст. 146 Кодекса "...Объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации".
В соответствии с п.1 ст. 154 Кодекса "....Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг)".
В соответствии со ст. 167 Кодекса "...Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Таким образом, НК РФ четко определены: объект налогообложения, налоговая база и момент определения налоговой базы.
Положения Кодекса не содержат понятий "результата выполненных работ", а указывают на момент реализации выполненных работ.
Акт о приемке выполненных работ (Форма КС-2) - первичный учетный документ, который подтверждает выполнение Подрядчиком строительно-монтажных работ за отчетный период, следовательно, моментом определения налоговой базы по НДС является момент подписания и выставления акта выполненных работ (форма КС2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 87 Кодекса целью налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, в ходе налоговой проверки налоговый орган должен установить действительные налоговые обязательства налогоплательщика.
Исходя из положений статей 23, 45, 52 Кодекса, целью проведения камеральных и выездных налоговых проверок является выяснение соответствия данных, содержащихся в налоговых декларациях налогоплательщиков (по налогу на прибыль), фактическим финансовым результатам деятельности этих налогоплательщиков, следовательно, размер начисленных по результатам налоговой проверки сумм налога должен соответствовать действительным налоговым обязательствам налогоплательщиков в проверяемом периоде.
При анализе спорных договоров и представленных к камеральной проверке документов, а также информации, которой обладает Инспекция, установлено, что ГУП "УРиРУО" является генподрядчиком.
Экономической выгодой организации, выступающей в роли генерального подрядчика, является получение " процента по услугам генерального подряда" или "генподрядная наценка".
Фактически работы, услуги и товары, приобретаемые для осуществления реализации строящегося объекта, не являются расходами генерального подрядчика.
Приобретаемые товары, работы, услуги оформляются актами КС-2 и КС-3 и перевыставляются в адрес организации, исполняющей роль Заказчика, следовательно, организация, исполняющая роль генерального подрядчика, в результате своей хозяйственной деятельности на внутреннем рынке РФ в декларации по НДС должна одновременно отражать вычеты, полученные от субподрядных организаций по приобретенным товарам, работам, услугам и реализацию, перевыставленную Заказчику.
Таким образом, отражение вычетов по субподрядным организациям у генерального подрядчика влечет за собой одновременное отражение реализации с Заказчиком.
При анализе представленной декларации по НДС ГУП "УРиРУО" по НДС за 1 квартал 2017 г. установлено, что сумма НДС с реализации составила 7 204 155,24 руб., сумма НДС, подлежащая вычету в 1 квартале 2017 г. составила 4 571 655,59 руб. НДС к уплате 2 632 500 руб.
При анализе книги покупок ГУП "УРиРУО" установлено, что налоговые вычеты предъявлены по приобретенным товарам, услугам, таким, как газ, свет, отопление и иные коммунальные услуги не включены в состав налоговых вычетов НДС по выполненным работам, оказанным услугам АО "ВСИ" в связи с тем, что ГУП "УРиРУО" является генподрядчиком, а заказчиком является КП "УГС".
При условии отражения в составе вычетов ГУП "УРиРУО" НДС по выполненным работам, оказанным услугам АО "ВСИ", генподрядчику необходимо отразить НДС с реализации в адрес КП "УГС", таким образом, у ГУП "УРиРУО" не возникает необходимости в отражении вычетов и реализации в адрес заказчика.
На основании имеющейся в налоговом органе информации проведен анализ налоговых обязательств и размера НДС, подлежащего уплате заказчиком КП "УГС", которое является государственным учреждением.
При анализе представленной КП "УГС" налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2017 г. установлено, что сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет составила 55 руб., НДС с реализации 63 004 523,06 руб., НДС, подлежащий вычету по приобретенным товарам, работам, услугам составил 63 004 469,91 руб.
При анализе налоговых обязательств КП "УГС" за период с 01.01.2015 по 30.09.2017 установлено, что сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет составила 180 643 439 руб., а НДС, подлежащий вычету 230 297 054 руб., таким образом, деятельность заказчика направлена на возмещение НДС из бюджета и в связи с тем, что КП "УГС" является государственным учреждением, то заказчик не заинтересован в отражении налоговых вычетов от генерального подрядчика ГУП "УРиРУО".
Таким образом, исследовав цепочку выполнения работ у АО "ВСИ" при отражении в составе налоговых вычетов НДС по приобретенным товарам, работам, услугам возникает обязанность в отражении реализации по выполненным работам, оказанным услугам в адрес ГУП "УРиРУО".
Согласно положениям Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" отражая в составе вычетов НДС по приобретенным у субподрядных организаций товаров, работ, услуг и одновременно не отражая реализацию по выполненным работам, оказанным услугам, АО "ВСИ" получает необоснованную налоговую выгоду в виде заявленного возмещения НДС из бюджета.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что договорами, заключенными между Обществом и ГУП "УРиУРО", от 01.06.2015 N 17/15-П, от 05.06.2015 N 24/15-П, от 19.10.2015 N 25/15-П, от 15.08.2016 N 17/16-П, от 15.08.2015 N 18/16-П, от 15.08.2016 N 19/16-П (далее - Договоры 1), от 11.02.2016 N 01/16-П, от 11.02.2016 N 02/16-П (далее - Договоры 2) предусмотрены этапы выполнения работ, включающие в себя циклы, отражающие конкретные перечни видов работ, выполняемых на объектах строительства.
Кроме того, Договорами 1, 2 предусмотрено, что результаты выполненных работ оформляются Актами о приемке выполненных работ (КС-2), справками о стоимости выполненных работ (КС-3). Предусмотренное в вышеуказанных Договорах 1, 2 условие "счет-фактура на сумму Акта о приемке выполненных работ (КС-2) не выставляется", по мнению Инспекции, противоречит налоговому законодательству, поскольку факт выполнения работ подтверждается двухсторонним подписанием первичного учетного документа (КС-2).
Таким образом, из анализа условий договоров Инспекция пришла к выводу, что первичным учетным документом, который подтверждает выполнение строительномонтажных работ за отчетный период, является Акт приемки выполненных работ, составленный по форме КС-2, на дату подписания которого и определяется момент определения налоговой базы.
При этом Акт приемки законченного строительством объекта (КС-11) не является первичным учетным документом, а лишь определяет момент завершения выполненных работ.
Кроме того, при сопоставлении Актов выполненных работ Инспекцией установлено, что одновременно с подписанием Актов выполненных работ (КС-2, КС-3) между Заявителем и ГУП "УРиУРО", ГУП "УРиУРО" передавал в адрес конечного заказчика (КП "УГС") выполненные работы. Согласно документам, полученным при проведении мероприятий налогового контроля, Инспекцией установлено, что объекты, расположенные по адресу: г. Москва, район Хорошево-Мневники, вл. 76, Карамышевская наб. вл. 60-62, закончены строительством и на данные объекты получены разрешения на ввод в эксплуатацию.
В соответствии с п. 1 ст. 720 Кодекса заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Документом, подтверждающим сдачу результатов работ и, соответственно, факт их выполнения, является акт сдачи-приемки работ.
В связи с этим, в целях определения момента определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость днем выполнения строительно-монтажных работ следует признавать дату подписания акта сдачи-приемки работ заказчиком.
Как следует из пунктов 7.1 и 7.1.3 Договора подряда N 01/16 от 11.02.2016 с ГУП "УРи УРО", данными подрядчиками производится ежемесячная сдача работ и их приемка застройщиком.
При этом выполненные подрядными организациями работы за соответствующий отчетный период считаются принятыми с даты подписания Актов приемки выполненных работ (КС-2) и Справок о стоимости выполненных работ (КС-3).
Довод Заявителя в отношении начисления налога НДС с оформленных актов КС-2, КС-3, как с реализации, нарушает методологию ведения налогового учета, согласно утвержденной учетной политике Общества, подлежит отклонению.
В связи с этим, в нарушение ст. 146, 153, 154 Кодекса Заявителем занижена налогооблагаемая база на сумму выполненных работ, оказанных услуг в адрес ГУП "УРиУРО" по договорам на строительство объектов.
Доводы налогоплательщика о том, что организации АО "ВСИ" и "КП УРИ и УРО" не являются взаимозависимыми, не соответствуют материалам проверки.
Согласно положениям пункта 1 статьи 20 Кодекса взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
Положениями пункта 2 статьи 20 Кодекса предусмотрено право на признание лиц взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 статьи 20 Кодекса, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
Согласно информационных ресурсов установлена взаимозависимость между АО "ВСИ" и КП"УРИ Уро": Учредителями КП "УРи УРО" является Департамент градостроительной политики г. Москвы, руководителем которого является Левкин Сергей Иванович, который также являлся учредителем ООО "СИП и К" ИНН 7704608359.
ООО "СИП и К" является учредителем ООО "УНР 149" ИНН 7704543253 (55%), совместно с ООО "ВСУМ-Монолит" ИНН 7704238130 (55%).
Учредителем ООО "ВСУМ - Монолит" является Калинин Павел Константинович, который также является генеральным директором АО "ВСИ".
Вместе с тем, заявителем пояснено, что ООО "ВСУММонолит" является недействующей организацией с 2011 г. Однако указанное обстоятельство не может свидетельствовать об отсутствии косвенной взаимозависимости и согласованности действий между КП "УРи УРО" и АО "ВСИ".
АО "ВСИ", не отражения в составе реализации стоимости выполненных работ, оказанных при подписанных актах выполненных работ, осознавая последствия, которые могут наступить при занижении налогооблагаемой базы и минимизации налоговых обязательств Общества перед бюджетом.
Таким образом, правомерность начисления НДС налоговым органом подтверждена материалами дела, установлена судом первой инстанции.
Процедура проведения налоговой проверки и вынесения оспариваемых решений также судом первой инстанции проверена. Существенных процессуальных нарушений, влекущих за собой признание решений недействительными судом первой инстанции не установлено.
Учитывая обстоятельства, изложенные в п. 1.5 обжалуемого Решения, а также согласно материалам камеральной налоговой проверки, действия правомерно признаны судом первой инстанции соответствующими положениям ст. 31, 82, 88, 90, 92, 93, 94, 95, 100, 101 Кодекса, при этом мероприятия налогового контроля, проводимые Инспекцией, оформлены в соответствии с требованиями ст.ст. 90, 92, 93, 94, 95, 99, 100, 101 Кодекса, кроме того, Заявитель ознакомлен со всеми документами, полученными Инспекцией в рамках проведения мероприятий налогового контроля, о чем свидетельствуют подписи представителей Заявителя, а также на всех стадиях рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки Инспекцией обеспечено право Заявителя, как участвовать в процессе рассмотрения материалов камеральной проверки, так и представить свои объяснения.
Таким образом, Инспекцией не нарушены существенные условия процедуры рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрены и оценены в порядке ст. 71 АПК РФ, суд приходит к выводу, что указанные доводы, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.12.2018 по делу N А40-132759/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-132759/2018
Истец: АО "ВНЕШСТРОЙИМПОРТ"
Ответчик: МИФНС N 45 по г.Москве
Хронология рассмотрения дела:
22.08.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12987/19
11.04.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-10878/19
14.12.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-132759/18
14.06.2018 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-132759/18