Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июля 2019 г. N Ф07-7963/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
15 апреля 2019 г. |
Дело N А26-11216/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Юркова И.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: Егоров В.Л., предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица: Гурьева А.О., доверенность от 18.03.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6662/2019) индивидуального предпринимателя Егорова Владимира Леонидовича на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.01.2019 по делу N А26-11216/2018 (судья Цыба И.С.), принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Егорова Владимира Леонидовича
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
о признании недействительным решения и предписания
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Егоров Владимир Леонидович обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Управление) от 23.07.2018 N 03-02/12-2012900 и предписания Управления от 23.07.2018 N 03-02/12-2018/2901.
Решением суда от 28.01.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Егоров В.Л. просит отменить решение суда в связи с тем, что, по его мнению, суд первой инстанции пришел к неправильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку Управлением не доказано использование подателем жалобы "образа медицинского работника" в рекламе, оспариваемое решение заинтересованного лица нарушило право заявителя на распространение информации о его профессиональной подготовке, закрепленное нормами статьи 29 Конституции РФ и статей 5, 10, Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", негативно повлияло на осуществление предпринимательской деятельности Егоров В.Л., так как ограничивает использование информации в целях уведомления потенциальных заказчиков об оказываемых Егоровым В.Л. услугах.
Согласно отзыву Управление против удовлетворения жалобы возражает, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, в Управление поступило обращение Остальцевой В.П. о размещении следующих рекламных объявлений, не соответствующих требованиям Федерального закона от 13.06.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"):
1) "ТРЕЗВОСТЬ БЕЗ КОДИРОВАНИЯ Доказано наукой, проверено временем. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ Проводит доктор психологии, врач психиатр-нарколог Егоров В.Л. Запись по тел. 63-38-98";
2) "Самый страшный ЯД" Душевные муки Чувство вины и обиды ОСВОБОДИТЕСЬ ОТ НИХ. Психологическая коррекция запись по телефону: +7 91 400 38 98";
3) "ТРЕЗВОСТЬ БЕЗ КОДИРОВАНИЯ 8-911-400-38-98 Уникальный метод психологической коррекции проводит доктор психологии, врач. Смотрите о методике www.youtube.com/watch?v=Vh-V03FCeaнс";
4) "ШКОЛА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ Помните, продолжительность оставшейся жизни с каждым днем становится все меньше! Проблем со здоровьем становится больше. В это время организм продолжает разрушаться. Наукой доказано: отрицательные эмоции, горе, конфликты, ссоры, стрессы, обиды, чувство вины приводят к инфарктам, инсультам, онкологическим заболеваниям, гипертонической болезни, сахарному диабету. ЗАЙМИТЕСЬ ПРОФИЛАКТИКОЙ! Индивидуальные занятия при использовании современных методов психологической коррекции помогут Вам остановить разрушение эмоциональной сферы и Вашего здоровья. Смотрите 1. http://www.psysocwork.ru/1637 2. http://www.psysocwork.ru/1593 3. http://countrymeters.info/ru/World 4. http://knigosite.org/library/read/91759. Думайте, принимайте решения. Приняли решение - звоните. Запись по телефону 811-400-38-98 С уважением док. В.Л. Егоров";
5) "Инновационная цифровая технология для вашего здоровья. Болезни начинаются с отрицательных эмоций. Исследование психологии и психофизиологии человека Психологическая коррекция Новогодние скидки. Откладывать нет смысла! Помните: продолжительность оставшейся жизни с каждым днем становится все меньше, проблем со здоровьем становится больше. В это время организм продолжает разрушаться. Телефон для консультаций: +7 911 400-38-98".
6) "СТАРОСТИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ, ПОКА ВЫ САМИ ЭТОГО НЕ ЗАХОТИТЕ" академик Наталья Бехтерева Внучка всемирно известного физиолога, психиатра и невропатолога Владимира Бехтерева, нейрофизиолог с мировым именем, руководитель Института мозга человека РАН, академик Наталья Бехтерева считала, что человеческий мозг - это живое существо, находящееся в нашем теле. Фактором, наиболее часто и существенно влияющим на состояние мозга здорового человека, являются эмоции. Если бы люди были здоровы и, скажем так, оказывались бы вы менее часто подавлены или перевозбуждены проблемами, творческий потенциал человечества значительно увеличился бы. Особенно сейчас, в фазу растущего информационного потока. Мы бьёмся с жизнью, думаем: вот получим премию, купим квартиру, машину, завоюем должность - то-то будем довольны! А запомнится навеки другое - как молодой красивый папа играет на рояле старинный вальс "Осенний сон", а ты кружишься, кружишься под музыку, словно лист на ветру. Современные технологии снятия стресса. Успокойте эмоции, отодвиньте старость. Проводит доктор психологии, старший преподаватель кафедры консультативной психологии и психологии здоровья СПбГИПСР. Запись по телефону: 8911-400-38-98";
7) "ТРЕЗВОСТЬ БЕЗ КОДИРОВАНИЯ Уникальный, индивидуальный курс психологической коррекции. Проводит доктор психологии, врач Егоров В.Л. тел. для записи 63-38-98 www.drego.ru Смотрите: http://goo.gl/DnKbl4";
8) "ВСЕ БОЛЕЗНИ ОТ НЕРВОВ! Современная цифровая система распознавания болезней от лидера в области безлекарственного восстановления возможностей организма с помощью высоких технологий. Консультации по телефону: 8-911-400-38-98 ДАННОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ МЕДИЦИНСКИМ".
Рекламные объявления 1-5 размещены в газете "Карельский Медведь" в выпусках от 03.03.2017 N 9, от 07.07.2017 N 27, от 10.11.2017 N 45, от 22.09.2017 N 38 от 22.12.2017 N 51 соответственно.
Рекламные объявления 6-8 размещены в газете "Десятый регион" в выпусках от 09.06.2017 N 982, от 19.05.2017 N 979 и от 17.11.2017 N 1005 соответственно.
Управлением принято решение от 23.07.2018 N 03-02/12-2018/2900, согласно которому признана ненадлежащей реклама немедицинских услуг, размещенная ИП Егоровым В.П. в выпусках газеты "Карельский Медведь" от 03.03.2017 N9, от 10.11.2017 N45, от 22.09.2017 N38 и выпусках газеты от 09.06.2017 N982 и от 19.05.2017 "Десятый регион", с использованием словесного образа медицинского работника в виде фраз: "доктор психологии, врач психиатр-нарколог Егоров В.Л....", "Доктор психологии, врач Егоров В.Л...", "док. Егоров В.Л.", "Проводит доктор психологии, врач Егоров В.Л....", поскольку в данных объявлениях нарушены требования пункта 4 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.06.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") (пункт 1). ИП Егоров В.П. признан рекламодателем, рекламораспространителем рассмотренных рекламных блоков, нарушившим требования пункта 4 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" (пункт 2). ИП Егорову В.П. выдано предписание о прекращении нарушений пункта 4 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" (пункт 3).
В соответствии с предписанием от 23.07.2018 N 03-02/12-2018/2901 заявитель обязан прекратить размещение в рекламных блоках своих немедицинских услуг сочетания слов, создающих словесный образ медицинского работника, в том числе сочетания слов "доктор психологии, врач психиатр-нарколог", "док. Егоров В.Л.", "академик Наталья Бехтерева Внучка всемирно известного физиолога, психиатра и невропатолога Владимира Бехтерева, нейрофизиолог с мировым именем, руководитель Института мозга человека РАН, академик Наталья Бехтерева считает...", "Проводит доктор психологии, врач Егоров В.Л..." (пункт 1). В течение 10 дней со дня получения предписания представить в Управление документы, свидетельствующие об исполнении пункта 1 предписания (пункт 2).
Определением заинтересованного лица об исправлении описки, опечатки или арифметической ошибки N 03-02/12-2018/5129 из пункта 1 резолютивной части предписания на странице 2 исключена фраза "академик Наталья Бехтерева Внучка всемирно известного физиолога, психиатра и невропатолога Владимира Бехтерева, нейрофизиолог с мировым именем, руководитель Института мозга человека РАН, академик Наталья Бехтерева считает...".
Определением заинтересованного лица об исправлении описки, опечатки или арифметической ошибки от 25.12.2018 N 03-02/12-2018/5130 из пункта 2 резолютивной части решения от 23.07.2018 N 03-02/12-2018/2900 исключено слово "рекламораспространитель".
Решение и предписание Управления от 23.07.2018 N 03-02/12-2018/2900 и 03-02/12-2018/2901 оспорены заявителем в арбитражный суд.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе").
Объект рекламирования - это товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе").
Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе").
Недостоверной является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара (пункт 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе").
Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе").
В рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных, подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников (пункт 4 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе").
Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения (статья 5). В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации (статья 10).
Судом первой инстанции установлено, что газеты "Карельский Медведь" и "Десятый регион" не являются печатными изданиями, предназначенными для медицинских и фармацевтических работников. В данном случае Егоров В.Л. является рекламодателем, объектом рекламирования выступает услуга по психологической коррекции, не относящаяся к медицинской. Использованные в спорных рекламных сообщениях сочетания слов "доктор психологии, врач психиатр-нарколог", "док. Егоров В.Л.", "Проводит доктор психологии, врач Егоров В.Л...." воспринимаются потребителями как образ медицинского работника (создают впечатление о том, что при обращении потребитель получит услуги квалифицированного медицинского работника, поскольку указанные фразы создают образ медицинского работника/врача).
Как правильно указано в обжалуемом решении, указание в тексте рекламы профессии лица медицинской или фармацевтической деятельности и его специализации, приведение в рекламе фамилии, имени, отчества врача или фармацевта подпадают под понятие использования образа медицинского работника либо фармацевтического работника, поскольку позволяют идентифицировать данное лицо и однозначно определить его в качестве медицинского, фармацевтического работника. По смыслу положений ФЗ "О рекламе" реклама с использованием образов медицинских и фармацевтических работников вне зависимости от способа ее распространения разрешена в случаях, когда объектом такой рекламы являются исключительно медицинские услуги или средства личной гигиены. Слово "доктор" является синонимом слова "врач" и в первую очередь ассоциироваться потребителями с профессиональной деятельностью врача. Под образом медицинского и фармацевтического работника понимается, в том числе, указание в тексте рекламы наименования специальности медицинского работника (например, стоматолог, отоларинголог, хирург и т.п.) или профессиональной принадлежности (врач, доктор, фармацевт, аптекарь и т.п.).
Вывод суда первой инстанции о том, что в спорной рекламе использованы образы медицинских работников, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами суда первой инстанции, что не является основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.01.2019 по делу N А26-11216/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Егорова Владимира Леонидовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
И.В. Юрков |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-11216/2018
Истец: ИП Егоров Владимир Леонидович
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия