г. Владимир |
|
11 апреля 2019 г. |
Дело N А43-32889/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.04.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.04.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Домоуправляющая компания Нижегородского района" (ОГРН 1055238198564 ИНН 5260162203) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.12.2018 по делу N А43-32889/2018, принятое судьей Мукабеновым И.Ю. по заявлению акционерного общества "Домоуправляющая компания Нижегородского района" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 10.04.2018 N 515-15-165/2018,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Дмитриевой Натальи Владимировны.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Государственная жилищная инспекция Нижегородской области ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя (входящий номер 01АП-1217/19 от 02.04.2019).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее - Инспекция, контролирующий орган) проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Домоуправляющая компания Нижегородского района" (далее - ООО "ДУК Нижегородского района", Общество, заявитель), результаты которой оформлены актом от 10.04.2018 N 515-15-165/2018.
В ходе проверки установлено, что Общество, являясь организацией, осуществляющей функции по управлению многоквартирным домом N 7 по ул. Яблоневой г. Нижнего Новгорода (далее - МКД) на основании договора управления от 01.01.2011, не оказывало услуги по уборке лестничных клеток, предусмотренные Приложением N 4 к договору управления, и не производило при этом перерасчет платы за содержание жилья жителям спорного МКД.
По результатам проверки заявителю выдано предписание от 10.04.2018 N 515-15-165/2018, в соответствии с которым ООО "ДУК Нижегородского района" необходимо в срок до 06.09.2018 произвести перерасчет размера платы за содержание жилых помещений указанного МКД за период с момента неправомерного начисления платы до полного устранения выявленного нарушения.
Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании указанного предписания недействительным.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 20.12.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
При этом руководствуясь статьями 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), ЖК РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" утверждены (далее - Правила N 290), Правил и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии совокупности двух условий, необходимых для признания обжалуемого заявителем предписания недействительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
ООО "ДУК Нижегородского района" указывает, что услуга по уборке лестничных клеток собственникам помещений данного дома не оказывалась, плата за данную услугу в статью "Содержание общего имущества МКД" не включена и фактически с собственников помещений не взималась.
Заявитель считает, что оснований для перерасчета платы собственникам помещений указанного дома не имеется.
Также Общество считает оспариваемое предписание неисполнимым, поскольку не содержит указания периода, за который должен быть выполнен перерасчет.
Подробно доводы приведены заявителем в апелляционной жалобе.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции установлено, и не оспаривается Обществом, что предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законом полномочий.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Аналогичные требования закреплены в пункте 10 Правил N 491.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.
В состав общего имущества включаются в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества (пункт 11 Правил N 491).
В силу пункта 23 Правил N 290 работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; мытье окон, входят в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 3.2.2 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить в том числе требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках.
Периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, определяется пунктом 3.2.7 Правил N 170. Так, при использовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных систем, сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц.
Согласно пункту 4.8.14 Правил N 170 в отношении лестничных клеток МКД должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Поскольку Общество является управляющей организацией спорного жилого дома, именно оно обязано обеспечить надлежащее содержание этого жилого дома в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Пунктом 28 Правил N 491 установлено, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
При определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений (пункт 31 Правил N 491).
Указанные в пунктах 31 - 34 настоящих Правил размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ (пункт 35 Правил N 491).
Пунктом 6 Правил N 491 определено, что в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.
В ходе проверки установлено, что Обществом услуги санитарного содержания помещений общего пользования не оказываются, что в свою очередь, противоречит пункту 2.6 договора управления.
Вопреки утверждению АО "ДУК Нижегородского района", пунктом 2.4 Приложения N 4 к договору управления предусмотрено, что содержание общего имущества включает также работы (услуги) по санитарному содержанию помещений общего пользования, в том числе влажное подметание и мытье лестничных клеток и маршей.
Таким образом, стоимость указанных работ включена в плату за содержание общего имущества спорного многоквартирного дома.
Доказательств обратного заявитель не представил.
Не установление отдельной платы за уборку лестничных клеток в составе платы за содержание общего имущества спорного МКД не означает, что стоимость данных услуг в нее не включена.
Иного из Постановления Правительства Российской Федерации от 3.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" не следует.
Довод Общества о неисполнимости оспариваемого предписания отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный.
В связи с тем, что заявитель указанные услуги фактически не оказывал, он обязан произвести перерасчет размера платы за содержание жилых помещений спорного МКД с момента неправомерного начисления до полного устранения выявленного Инспекцией нарушения.
При этом заявитель не ограничен способом исполнения указанного обязательства.
С учетом изложенного вынесенное уполномоченным органом предписание соответствует законодательству, является исполнимым и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы заявителя получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и не опровергают законность и обоснованность принятого им судебного акта.
Совокупность двух условий, необходимых для признания обжалуемого заявителем предписания недействительным, в данном случае, отсутствует.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных АО "ДУК Нижегородского района" требований.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.12.2018 по делу N А43-32889/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Домоуправляющая компания Нижегородского района" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-32889/2018
Истец: АО "Домоуправляющая компания Нижегородского района"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области
Третье лицо: Дмитриева Н.В.