Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 июля 2019 г. N Ф01-2982/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
16 апреля 2019 г. |
Дело N А17-8167/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.
при участии в судебном заседании с применением систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Ивановской области:
представителя заявителя Камской Н.А., действующей на основании доверенности от 12.09.2018.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу службы государственной жилищной инспекции Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 01.02.2019 по делу N А17-8167/2018, принятое судом в составе судьи Тимошкина К.А.,
по заявлению службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (ОГРН: 1063702132889; ИНН: 3702092230)
к обществу с ограниченной ответственностью "Новый мир" (ОГРН: 1143702023563; ИНН: 3702740361)
об аннулировании лицензии,
установил:
служба государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - заявитель, Служба, Ивгосжилинспекция) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Новый мир" (далее - ответчик, ООО "Новый мир", Общество) об аннулировании лицензии от 16.04.2015 N 037 000021.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 01.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Ивгосжилинспекция обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Службы.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что в рассматриваемом случае имеются основания для аннулирования лицензии, поскольку согласно включенным в реестр лицензий Ивановской области сведениям Общество не осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами более шести месяцев с момента исключения из перечня домов, ранее находившихся под управлением ООО "Новый мир". По мнению Службы, аннулирование лицензии в связи с отсутствием в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, нельзя рассматривать как административно-правовую санкцию, что исключает обязанность Ивгосжилинспекции представлять доказательства необходимости аннулирования лицензии Общества для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц. Также заявитель не согласен с выводами суда первой инстанции о несоблюдении в данном случае установленного жилищным законодательством порядка аннулирования лицензии. Так, Ивгосжилинспекция считает, что у нее отсутствовала обязанность направления информации в орган местного самоуправления, поскольку на момент обращения в суд с заявлением об аннулировании лицензии Общество не осуществляло деятельность по управлению многоквартирными домами. Кроме того, заявитель отмечает, что уведомление иных заинтересованных лиц является правом, а не обязанностью лицензионной комиссии.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 12.03.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 14.03.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ дело рассмотрено в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ивановской области.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства" (далее - ООО "МПЖХ") обладает лицензией от 16.04.2015 N 037 000021 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д. 5).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) от 18.09.2018 (л.д. 24-27) ООО "МПЖХ" сменило наименование на ООО "Новый мир"
13.08.2018 Ивгосжилинспекция в порядке статьи 199 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) обратилась в лицензионную комиссию Ивановской области с мотивированным предложением о принятии решения об обращении в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 16.04.2015 N 037 000021, выданной ООО "МПЖХ".
22.08.2018 на заседании лицензионной комиссии Ивановской области, результаты которого оформлены протоколом N 9 (вопрос 20), принято решение об обращении в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об аннулировании названной лицензии ООО "МПЖХ", в связи с отсутствием в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет Общество.
21.09.2018 Службой в Арбитражный суд Ивановской области представлено заявление об аннулировании лицензии ООО "Новый мир" от 16.04.2015 N 037 000021 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
По итогам рассмотрения заявления суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", далее - Закон N 99-ФЗ).
В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами регламентирован положениями главы Х ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 199 ЖК РФ лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии.
Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является, в том числе отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 199 ЖК РФ).
Данная норма введена в действие Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ, который вступил в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, то есть с 11.01.2018.
В соответствии с частью 1 статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства, в силу части 23 статьи 6 ЖК РФ, может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ не предусмотрено распространение его действия на ранее возникшие отношения (статья 5).
С учетом названых положений отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в целях рассмотрения вопроса об аннулировании лицензии должно иметь место после вступления в законную силу Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ, то есть после 11.01.2018.
Материалами дела подтверждается, что основанием для обращения Службы в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии Общества послужило отсутствие по состоянию на 08.08.2018 (более чем в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу части 2 статьи 199 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ) в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Действительно, по состоянию на указанную дату в реестре лицензий применительно к ответчику соответствующие сведения отсутствовали.
Между тем названная позиция заявителя не соответствует правовой природе института "аннулирование лицензии" и не основана на буквальном толковании предусмотренного частью 2 статьи 199 ЖК РФ основания для аннулирования лицензии, в связи со следующим.
Пункт 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указывает на то, что при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.1998 N 8-П указано, что по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходя из общих принципов права введение ответственности и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Аналогичная правовая позиция выражена также в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 348-О, от 05.11.2003 N 349-О, от 05.02.2004 N 68-О.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 N 15211/08, такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния. С учетом того, что лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, лишает возможности заниматься определенным видом деятельности, указанная мера должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц. Поэтому наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.
Частью 2 статьи 199 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ установлена возможность обращения в суд с заявлением об аннулировании лицензии в случае отсутствия в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Из буквального толкования приведенной нормы следует, что основанием для аннулирования лицензии может служить только то обстоятельство, что многоквартирный дом был принят в управление лицензиата, однако сведения о таком доме не включены в реестр лицензий, то есть не выполнена публично-правовая обязанность лицензиата, предусмотренная нормами статьи 198 ЖК РФ. По убеждению апелляционного суда, указанное толкование соотносится с правовой природой аннулирования лицензии как административно-правовой санкции, применение которой возможно лишь при виновном совершении лицензиатом нарушения требований соответствующего законодательства. В этой связи само по себе отсутствие в управлении лицензиата многоквартирных домов не влечет обязанности по внесению им каких-либо изменений в реестр лицензий и не может быть признано нарушением требований статьи 198 ЖК РФ, а значит и не может влечь применения к лицензиату административно-правовой санкции в виде аннулирования выданной ему лицензии.
Более того, по смыслу вышеприведенных положений Закона N 99-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления конкретного вида деятельности, но не устанавливает обязанности по осуществлению такой деятельности.
Соответственно нереализация лицензиатом предоставленного ему права на осуществление лицензируемого вида деятельности по управлению многоквартирными домами в течение шести месяцев также не может быть квалифицирована в качестве нарушения положений главы 19 ЖК РФ и влечь за собой применение такой ограничительной меры как аннулирование лицензии.
Иное толкование и применение норм главы 19 ЖК РФ противоречило бы положениям статей 8, 34 Конституции Российской Федерации о свободе экономической, в том числе предпринимательской деятельности, а также части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации о возможности ограничения федеральным законом прав и свобод только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституционный суд Российской Федерации неоднократно, в том числе в пункте 2 определения от 17.01.2013 N 37-О, высказывал правовую позицию о том, что свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, не являясь абсолютной, может быть ограничена федеральным законом, однако как сама возможность таких ограничений, так и их характер определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
В рассматриваемом случае по состоянию на 08.08.2018 (более чем в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу части 2 статьи 199 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ), соответствующие сведения в реестре лицензий применительно к ответчику отсутствовали в связи с тем, что в управлении Общества многоквартирных домов не имелось (иного из материалов дела не следует). Однако указанное обстоятельство (отсутствие сведений в реестре лицензий), с учетом приведенного выше толкования правовых норм ЖК РФ, не могло явиться формальным и безусловным основанием для аннулирования выданной Обществу лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.
Кроме того, следует отметить, что аннулирование лицензии по заявлению уполномоченного органа является правом, а не обязанностью суда, возможность реализации которого обусловлена соответствующими предусмотренными законом обстоятельствами. Отсутствие в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу части 2 статьи 199 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат по смыслу данной нормы, является лишь поводом для рассмотрения вопроса об аннулировании лицензии, а не безусловным основанием для ее аннулирования.
Таким образом, учитывая действующее нормативно-правовое регулирование спорных правоотношений, а также принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, судом первой инстанции сделаны обоснованные выводы об отсутствии правовых оснований для аннулирования лицензии Общества от 16.04.2015 N 037 000021 в соответствии с частью 2 статьи 199 ЖК РФ.
В апелляционной жалобе Служба указывает на ошибочность вывода суда о том, что для аннулирования лицензии необходимо наличие совокупности следующих условий: отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах и осуществление лицензиатом деятельности по управлению в отношении многоквартирных домов. В подтверждение своей позиции указывает, что в случае, когда управляющая организация управляет несколькими многоквартирными домами с внесением сведений о данном факте в реестр лицензией и одновременно осуществляет деятельность по управлению одним многоквартирным домом с нарушением обязанности по включению соответствующих требований в реестр, аннулирование лицензии повлечет нарушение прав жителей, находящихся под законным управлением многоквартирным домом.
Однако указанные доводы носят предположительный характер и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем подлежат отклонению. Кроме того, по убеждению суда апелляционной инстанции указанные доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса об аннулировании лицензии означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценивать служащие основанием для аннулирования лицензии обстоятельства с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие оснований для аннулирования лицензии, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.
С учетом изложенного, доводы лицензирующего органа о наличии оснований для аннулирования лицензии Общества подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм материального права применительно к фактическим обстоятельствам дела.
В силу пункта 1 статьи 197 ЖК РФ орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого лицензиат осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, собственники помещений в многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, ресурсоснабжающие организации, с которыми лицензиатом заключены договоры поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, иные заинтересованные лица должны быть проинформированы о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о принятии решения об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о принятии лицензионной комиссией решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии, о вступившем в законную силу решении суда об аннулировании лицензии и внесении соответствующей записи в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2015 N 289 утверждены Правила информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом (далее - Постановление N 289).
Подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 289 установлено, что информирование требуется при принятии лицензирующим органом решения об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.
Положение о лицензионной комиссии Ивановской области, утвержденное указом Губернатора Ивановской области от 16.12.2014 N 253-уг, определяет полномочия, функции и порядок осуществления деятельности лицензионной комиссии Ивановской области.
В силу пунктов 6.4, 6.5 названного положения заседания Комиссии являются открытыми. На заседании Комиссии могут присутствовать лица, не являющиеся членами Комиссии. Члены Комиссии и иные заинтересованные лица уведомляются о месте, дате и времени проведения заседания не позднее чем за 7 (семь) календарных дней до даты проведения заседания. Уведомление направляется любым способом, позволяющим достоверно установить получение уведомления лицом, которому оно направлено, в том числе путем факсимильного сообщения, телефонограммой или электронной почтой.
Между тем, не уведомление заинтересованного лица - ООО "Новый мир", учитывая порядок организации работы лицензионной комиссии (раздел 6 Положения), не является существенным нарушением, исключающим возможность использования результатов принятых на заседании комиссии решений. При этом суд апелляционной инстанции также исходит из того, что решение лицензионной комиссии и порядок его принятия не являются предметом рассматриваемого спора.
Кроме того, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии необходимости в данном конкретном случае уведомления органа местного самоуправления, на территории которого лицензиат осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, о принятии лицензионной комиссией решения о направлении в арбитражный суд заявления об аннулировании лицензии, поскольку в управлении Общества в спорный период многоквартирных домов не имелось.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае существенных нарушений порядка организации работы лицензионной комиссии, в связи с чем признает необоснованными изложенные в решении суда первой инстанции выводы об обратном.
Вместе с тем, учитывая, что данные выводы не привели к принятию неправильного судебного акта, на основании пункта 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" суд апелляционной инстанции приводит иную мотивировочную часть, не отменяя обжалуемый судебный акт.
Таким образом, решение Арбитражного суда Ивановской области от 01.02.2019 по делу N А17-8167/2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ивгосжилинспекции - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе заявителя судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку Ивгосжилинспекция в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 01.02.2019 по делу N А17-8167/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу службы государственной жилищной инспекции Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.