г. Саратов |
|
17 апреля 2019 г. |
Дело N А57-25690/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Камериловой В.А., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мальцевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по финансам администрации муниципального образования "город Саратов", Администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 февраля 2019 года по делу N А57-25690/2018, (судья М.Е. Медникова),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Волжская", (ОГРН 1116450014361, ИНН 6450053772), г. Саратов,
к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "город Саратов", (ОГРН 1026402205246), г. Саратов,
к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Администрации Волжского района МО "Город Саратов", (ОГРН 1026402204641, ИНН 6450021386), г. Саратов,
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Волжская-Саратов" - Уразбаева А.И., по доверенности от 24.12.2018,
- от Администрации Волжского района - Тупиков В.С., по доверенности от 21.11.2018,
- от Комитета по финансам - Калашникова К.В., по доверенности от 13.12.2018,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Волжская" с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "город Саратов", к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Администрации Волжского района МО "Город Саратов", в котором просит взыскать с Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" за счет средств казны Муниципального образования "Город Саратов" задолженность за жилищно-коммунальные услуги по квартире N 61 в жилом доме N 68А/145 по ул. Соборная г. Саратова за период с 01.01.2018 г. по 31.03.2018 г. в размере 14 469 рублей 30 копеек, пени за просрочку оплаты за период с 01.08.2017 г. по 31.03.2018 г. в размере 3 330 рублей 08 копеек и так же взыскать с Муниципального образования "Город Саратов" в лице Администрации Волжского района МО "Город Саратов" за счет средств казны Муниципального образования "Город Саратов задолженность за содержание и ремонт общего имущества по квартире N 61 в жилом доме N 68А/145 по ул. Соборная г. Саратова за период с 01.01.2018 г. по 31.03.2018 г. в сумме 3 488 рублей 22 копеек.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 февраля 2019 года по делу N А57-25690/2018 с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246), г. Саратов, за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Волжская-Саратов", г.Саратов, (ОГРН 1116450014361) взыскана задолженность за коммунальные услуги по квартире N 61 в жилом доме N 68А/145 по ул. Соборная г. Саратова за период с 01.01.2018 г. по 31.03.2018 г. в размере 14 469 руб. 30 коп., пени за период с 01.08.2017 г. по 31.03.2018 г. в размере 3 330 руб. 08 коп.
С муниципального образования "Город Саратов" в лице Администрации Волжского района МО "Город Саратов", г.Саратов, (ОГРН 1026402204641) за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Волжская-Саратов", г.Саратов, (ОГРН 1116450014361) взыскана задолженность за содержание и ремонт общего имущества по квартире N 61 в жилом доме N 68А/145 по ул. Соборная г. Саратова за период с 01.01.2018 г. по 31.03.2018 г. в размере 3 488 руб. 22 коп.
Комитет по финансам администрации муниципального образования "город Саратов", Администрация Волжского района муниципального образования "Город Саратов" обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, просят состоявшийся по делу судебный акт отменить по основаниям, изложенным в жалобах.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционные жалобы не поступил.
В судебном заседании представители сторон поддержали позицию по делу.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, жилой дом N 68А/145 по ул. Соборная в городе Саратове обслуживается ООО "Управляющая компания Волжская" на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом N 1 от 25.11.2016.
Муниципальному образованию "Город Саратов" на праве собственности принадлежит жилое помещение (квартира) по адресу: г. Саратов, ул. Соборная, д. 68А/145, кв. 61.
Истец полагает, что Муниципальное образования "Город Саратов" обязано участвовать в расходах, связанных с содержанием общего имущества многоквартирного дома, соразмерно занимаемой им площади в доме, а также оплачивать коммунальные услуги.
Ненадлежащее исполнение муниципальным образованием "Город Саратов" как собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме, находящегося в управлении истца обязательств по внесению ежемесячных взносов на содержание общего имущества данного жилого дома, а также обязательства по оплате поставленных коммунальных услуг, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. ст. 39, 153, 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пришел к выводу об обоснованности заявленных требований истца.
Не соглашаясь с вынесенным судебным актом, Администрация Волжского района в апелляционной жалобе указывает на то, что доказательств заключения между ООО "УК Волжская-Саратов" и МО "Город Саратов" договора на управление данным многоквартирным домом истцом не представлено. Кроме того, не представлено решений общего собрания собственников об утверждении размера обязательных платежей и взносов.
В свою очередь, Комитет по финансам администрации муниципального образования "город Саратов", также не соглашаясь с вынесенным судебным актом, указывает на то, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не является ни держателем, ни собственником спорных жилых помещений.
Проверив в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственника помещения в многоквартирном доме, наряду с положением пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Из содержания вышеприведенных положений статей Жилищного и Гражданского кодексов Российской Федерации следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
Статьи 152, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.
Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 (далее - Правила содержания общего имущества) содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (ст. 16 Правила содержания общего имущества). Из приведенных норм права следует, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечивается собственником помещения.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12 вышеуказанных правил и статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при выборе иного способа управления многоквартирным домом, нежели непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, у собственника обязанность по содержанию имущества путем непосредственного содержания имущества, трансформируется в денежное обязательство перед организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с пунктом 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно статье 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2005 года N 6-П "право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества.
Правило о несении собственником такого бремени закреплено в статье 210 ГК Российской Федерации и является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника, что само по себе не может нарушать конституционные права заявителя".
Таким образом, собственник даже в случае отсутствия договорных отношений с истцом, в силу закона обязан нести соразмерно своей доле расходы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести соразмерно его доле расходы по содержанию общего имущества, капитальному ремонту в многоквартирном жилом доме, так как владеет жилым помещением - квартирой N 61 по ул. Соборная, д. 68А/145 в г. Саратове на праве собственности.
В обоснование размера исковых требований истец предоставил мотивированный расчет заложенности, который ответчиками не оспорен.
Расчет задолженности судом проверен и признан верным.
Согласно Протокола N 1 очередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 25.11.2016 г. были утверждены тарифы: содержание жилья в размере 10 руб. 42 коп. кв.м., ремонт жилья - 04 руб. 50 коп. кв.м., вывоз ТБО - 1,76 руб., обслуживание лифта 1 руб.93 коп., содержание совета 1 руб.30 коп.
Истец просит взыскать с Муниципального образования "Город Саратов" в лице Администрации Волжского района МО "Город Саратов" задолженность за содержание жилья за период с 1 января 2018 г. по 31 марта 2018 г. в сумме 3 488 руб. 22 коп., считая его надлежащим ответчиком по данному требованию.
Суд пришел к обоснованному выводу, что данные требования к Муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Администрации Волжского района МО "Город Саратов" подлежат удовлетворению, поскольку полномочия собственника жилого помещения по указанному выше многоквартирному дому переданы администрации Волжского района г. Саратова, которой выделяют бюджетные средства на содержание и ремонт общего имущества.
Как усматривается из материалов дела, согласно Положению о держателях объектов имущественной части муниципальной казны, утвержденного постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 08.05.2009 N 241, держателями (наймодателями) муниципального жилищного фонда города Саратова являются районные администрации, в данном случае администрация Волжского района муниципального образования "Город Саратов".
Согласно пункту 9.1. "Положения о муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", утвержденного Решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-246, расходы на содержание объектов имущественной части муниципальной казны, не находящихся в пользовании третьих лиц, финансируются за счет средств бюджета муниципального образования "Город Саратов" и осуществляются соответствующими структурными подразделениями администрации муниципального образования "Город Саратов" (держателями объектов имущественной части муниципальной казны).
В соответствии с Положением об администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29.01.2009 N 36-398 (копия прилагается) администрация Волжского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация района) является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", осуществляющим от имени администрации муниципального образования "Город Саратов" исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Волжского района (далее - район) в части и объеме, установленных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами.
Администрация района в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами, представляет интересы муниципального образования в отношениях с федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами по вопросам, отнесенным к компетенции администрации района.
Администрация района в соответствии с возложенными на нее задачами обладает полномочиями, в том числе в сфере владения, пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и создания условий для управления многоквартирными домами:
-в соответствии с муниципальными правовыми актами является держателем объектов имущественной части муниципальной казны;
-по доверенности от имени муниципального образования "Город Саратов" при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности, осуществляет права собственника жилых помещений в многоквартирных домах;
-взаимодействует с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, региональным оператором (региональными операторами) в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
-осуществляет обязанности собственника жилых помещений в многоквартирных домах, в которых имеется доля муниципальной собственности и которые включены в областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, в части заключения договоров и уплаты ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в таких домах;
-на основании постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения заключает с гражданами договоры социального найма жилого помещения, договоры найма специализированных жилых помещений и договоры найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
- выступает от имени муниципального образования наймодателем муниципального жилищного фонда;
-осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Согласно пункту 10 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 27.03.2008 N 26-271, главный распорядитель бюджетных средств, в том числе:
-обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
-осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета города, составляет обоснования бюджетных ассигнований;
-вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, формированию и изменению сводной бюджетной росписи;
-формирует и представляет в комитет по финансам заявки на предельные объемы финансирования в соответствующем периоде текущего финансового года;
-выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам, предъявленным к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Решением Саратовской городской Думы от 14.12.2017 N 27-200 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" администрации Волжского района для оплаты ежемесячных взносов за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома за жилые помещения в период отсутствия договора социального найма, предусмотрены денежные средства.
Согласно решению Саратовской Городской Думы от 14.12.2017 г. N 27-200 утверждена ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования "Город Саратов" на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Как усматривается из ведомственной структуры расходов Администрации Волжского района МО "Город Саратов" в 2018 году на ежемесячные взносы на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома за жилые и нежилые помещения в период отсутствия договора социального найма выделено 7248,0 тыс. рублей.
На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда, что надлежащим ответчикам по данному делу является - муниципальное образование "Город Саратов" в лице Администрации Волжского района МО "Город Саратов" по задолженности, образовавшейся за содержание и ремонт общедомового имущества в многоквартирном жилом доме в 2018 году.
Довод Администрации Волжского района МО "Город Саратов" об отсутствии решений общих собраний собственников об утверждении размер обязательных платежей и взносов, опровергается материалами дела, поскольку указанные размеры утверждены протоколом N 1 очередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 25.11.2016 г. (л.д. 8-11).
Довод апеллянта об отсутствии между ООО "УК Волжская" и МО "Город Саратов" договора на управление данным многоквартирным домом, отклоняется судебной коллегией.
Исходя из вышеизложенных норм права, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Отсутствие заключенного между сторонами договора, в силу ст. 8 ГК РФ не освобождает ответчика от обязанности по внесению платы за содержание имущества. Обязанность по своевременному и полному внесению платы основана на общих положениях гражданского права о возмездности оказываемых услуг и положениях жилищного законодательства РФ.
Так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Оснований для освобождения ответчика, использующего нежилое помещение в многоквартирном доме от несения расходов по содержанию общего имущества, а именно, на содержание и ремонт, в спорный период в деле не имеется, поскольку положения статей 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации носят императивный характер.
Также истцом заявлено требование о взыскании с Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации МО "Город Саратов за жилищно-коммунальные услуги по квартире N 61 в жилом доме N 68А/145 по ул. Соборная г. Саратова за период с 01.01.2018 г. по 31.03.2018 г. в размере 14 469 рублей 30 копеек.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 к вышеуказанным Правилам.
ООО "Управляющая компания Волжская" был заключен договор с ООО "Энергосбытовая компания" N 545 ПС от 01.03.2014 г.
Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области N 75/4 от 19.12.2016 был установлен и введен в действие тариф на тепловую энергию для потребителей в г. Саратове с 1 июля 2015 года в размере 1 827 руб.79 коп. (с НДС) за 1 Гкал.
Расчет потребленной теплоэнергии производится исходя из начислений за тепловую энергию на дом и доли ответчика в праве общей собственности.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме определяется по правилам, установленным в п. 1 ст. 37 Жилищного кодекса РФ, то есть пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" в постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.06.2017) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила) внесены изменения.
С 1 января 2017 года при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется исходя из норматива потребление горячей воды с применением повышающего коэффициента (абз.З п.42 Правил)
При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещени граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количеств собственников такого помещения (п. 56(2) Правил).
Квартира не оборудована индивидуальными приборами учета на холодное и горячее водоснабжение, следовательно, начисление платежей за данные услуги осуществляется в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг, применением повышающего коэффициента 1,5.
Поставщиком холодного водоснабжения и водоотведения является МУПП "Саратовводоканал".
Норматив потребления населением услуг водоснабжения и канализации установлен Решением Саратовской Городской Думы N 43-430 от 08.04.2004 г. и составляет 9 куб. м на 1 чел. в месяц
С января 2018 года по март 2018 года за водоснабжение применяется тариф 22,00 руб. за 1 куб.м, утвержденный Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 20.12.2017 г. N 69/29
С января по март 2018 за холодное водоотведение применялся тариф 11,16 руб. за 1 куб.м, утвержденный Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 20.12.2017 г. N °69/29.
С января по март 2018 применялся тариф на водоотведение горячего водоснабжения 11,16 руб. за 1 кв.м, утвержденный Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 20.12.2017 г N 69/29 Поставщиком горячего водоснабжения является_ ПАО "Т Плюс".
Решением Саратовской городской Думы от 26.12.2005 г. N 69-664 "О нормативах потребления отопления и горячего водоснабжения для населения, утвержден норматив потребления на горячее водоснабжение, канализацию - 3,6 куб.м на 1 чел.
Тариф на горячее водоснабжение является двухкомпонентным. Стоимость за 1 кв.м складывается из: тарифа на теплоноситель, тарифа на тепловую энергию, а также норматива нагрева на 1 человека в месяц (3,6 куб. м), составляющего 0,199 Гкал.
Таким образом, ООО "Управляющая компания Волжская" было оказано жилищно-коммунальных услуг по квартире N 61 в жилом доме N 68А/145 по ул. Соборная г. Саратова за период с 01.01.2018 г. по 31.03.2018 г. в размере 14 469 руб. 30 коп на общую сумму 14 469 руб. 30 коп.
В соответствии с пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Истец просит так же взыскать с Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" пени за период с 01.08.2017 г. по 31.03.2018 г. за просрочку оплаты обязательных платежей в размере 3 330 руб. 08 коп.
Расчет неустойки судом проверен и признан правомерным.
Наличие задолженности, на которую начислена пени, установлены вступившими в законную силу Решениями Арбитражного суда Саратовской области от 28.04.2018 г. по делу N А57-28619/2018 и от 15.11.2018 г. по делу N А57-18487/2018 и материалами настоящего дела.
Согласно пункту 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Рассматривая ходатайство Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов") о применении ст.333 ГК РФ и снижении размера пени, в связи с чрезмерностью, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для снижения размера начисленной неустойки, поскольку размер неустойки является соразмерным последствиям нарушенного обязательства, начисленная неустойка не превышает двойную ставку рефинансирования.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований переоценки выводов суда первой инстанции в указанной части.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлены доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, а также доказательства, каким-либо образом опровергающие правомерность заявленных требований в заявленном размере.
На основании изложенного исковые требования в части взыскания пени за период с 01.08.2017 г. по 31.03.2018 г. за просрочку оплаты обязательных платежей в размере 3 330 руб. 08 коп. удовлетворены судом правомерно.
Суд пришел к обоснованному выводу, что надлежащим ответчиком по требованиям о взыскании задолженности за коммунальные услуги по квартире N 61 в жилом доме N 68А/145 по ул. Соборная г. Саратова за период с 01.01.2018 г. по 31.03.2018 г. в размере 14 469 руб. 30 коп. и пени за период с 01.08.2017 г. по 31.03.2018 г. в размере 3 330 руб. 08 коп. является - Муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации МО "Город Саратов".
Довод Комитета по финансам администрации муниципального образования "город Саратов" о том, что он не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не является ни держателем, ни собственником спорных жилых помещений, отклоняется судебной коллегией на основании следующего.
Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункт 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии с частью 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа, решение которых осуществляется органами местного самоуправления.
Именно органы местного самоуправления согласно части 1 статьи 51 Закона N 131 -ФЗ от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125, пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом.
Собственник нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, сходящимся в муниципальной собственности поселения (пп. 3 п. 1) и содержания муниципального жилищного фонда (пп. 6 п. 1).
В силу пункта 2 статьи 18 ФЗ-N 131 финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Таким образом, бюджетное законодательство дает право и определяет возможность внесения средств на содержание своего муниципального имущества и относит эти обязательства к вопросам местного значения.
Необходимо также отметить, что в соответствии с пунктом 3.1 Положения о муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 28 февраля 2008 года N 25-246 муниципальную казну составляет имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов" и не закрепленное в порядке, предусмотренном действующим законодательством, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями, в том числе: средства бюджета города (пп. 3.1.1). Аналогичная норма закреплена в статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 9.4 Положения о муниципальной казне - имущественные требования, обращенные к муниципальному образованию "Город Саратов", подлежат удовлетворению в первую очередь за счет средств бюджета города, а затем за счет имущества, входящего в состав муниципальной казны.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 г. N 67-649 финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации города Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19 июля 2007 года - комитет по финансам является финансовым органом администрации муниципального образования "Город Саратов", функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы (пункт 1.1).
В рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных учреждений по вопросам бюджетного процесса (пункт 1.2); выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города (пункт 3.44); исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению исполнительных документов (пункт 3.45); осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств (пункт 4.2).
Интересы казны в силу статей 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации представляют финансовые органы, а в силу статей 158, 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным распорядителем средств местного бюджета является - Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
Таким образом, исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится комитетом по финансам администрации города Саратова в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Довод Комитета о том, что держателем объектов имущественной части муниципальной казны спорных жилых помещений является администрация Волжского района МО "Город Саратов", суд считает несостоятельным, поскольку материалы дела не содержат сведений о государственной регистрации права на данные жилые помещения за администрацией Заводского района г. Саратова.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определен круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу; правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения; дана оценка всем имеющимся в материалах дела доказательствам с соблюдением требований части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 февраля 2019 года по делу N А57-25690/2018 подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы Комитета по финансам администрации муниципального образования "город Саратов", Администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Комитет по финансам администрации муниципального образования "город Саратов", Администрация Волжского района муниципального образования "Город Саратов" в соответствии со статьей 333.37 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб, судебной коллегией не разрешался.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 февраля 2019 года по делу N А57-25690/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
В.А. Камерилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.