город Ростов-на-Дону |
|
17 апреля 2019 г. |
дело N А32-32257/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ильиной М.В.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - Остапчук М.В. по доверенности от 14.02.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Авангард" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.01.2019 по делу N А32-32257/2018 (судья Бондаренко И.Н.) по заявлению товарищества собственников жилья "Авангард" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, при участии третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Краснодарский государственный институт" о признании незаконным решения, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Авангард" (далее - ТСЖ "Авангард", товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление, Управление Росреестра по Краснодарскому краю) о приостановлении государственной регистрации от 20.06.2018 N КУВД-23/001/001/843/2018-1803, об обязании Управление Росреестра по Краснодарскому краю внести в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0141004:1015 следующие сведения: вид разрешенного использования: для эксплуатации многоквартирного жилого дома; вид права: общая долевая собственность; субъект права: собственники помещений многоквартирного дома N 33/8 по ул. 40-летия Победы в городе Краснодаре.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.01.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Авангард" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что из толкования положений статей 36, 135, 138 ЖК РФ следует, что, предъявляя в арбитражный суд настоящее заявление, товарищество не могло иметь самостоятельного экономического интереса, отличного от интересов его членов. Оно уполномочено и обязано в силу закона защищать, в том числе судебном порядке, права любого из собственников помещений многоквартирного дома, связанные с общим имуществом жильцов без каких-либо дополнительных разрешений. В материалах дела имеются протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 17 от 23.08.2014, согласно которому председателю ТСЖ "Авангард" Климову С.А. было прямо предписано принять меры по оформлению права собственности на земельный участок под многоквартирным домом, в том числе путем судебной защиты права; протокол общего собрания Правления ТСЖ "Авангард" от 06.08.2018, которым принято решение о подаче настоящего заявления в суд в порядке п. 8 ст. 138 ЖК РФ и ст. 199 АПК РФ в защиту интересов Климова С.А. и других жильцов. Кроме того, судом не принято во внимание вступившее в силу определение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 28.11.2018, в котором данный вопрос разрешен и указано, что "ТСЖ "Авангард" является надлежащим истцом по делу, а заявленные требования по предметному составу подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ТСЖ "Авангард" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
От Управления Росреестра по Краснодарскому краю поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 07.06.2018 Климов Сергей Анатольевич обратился в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении государственной регистрации права в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:014004:1015, расположенного по адресу:
г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им.40-летия Победы, с приложением следующих документов: кадастровый паспорт от 18.08.2014, свидетельство о праве собственности от 13.08.2009, квитанция от 07.06.2018.
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 20.06.2018 N КУВД-23/001/001/843/2018-1803 были приостановлены действия по государственной регистрации прав до 19.09.2018.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения товарищества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о государственной регистрации) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных названным Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 218-ФЗ правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской, Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, названный Закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии со статьей 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
По результатам проведении правовой экспертизы Управлением Росреестра по Краснодарскому краю было установлено, что Климов С.А. обратился за государственной регистрацией доли на общее имущество собственников помещений под многоквартирным домом, а именно на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0141004:1015, расположенный по адресу:
г. Краснодар, ул. 40-летия Победы. Управление пришло к выводу о том, что согласно представленному кадастровому паспорту земельного участка от 18.08.2014, а также актуальным сведениям государственного кадастра недвижимого имущества разрешенное использование указанного земельного участка - для эксплуатации зданий и сооружений университета. Кроме того, на государственную регистрацию наличия, возникновения права общей долевой собственности на объекты недвижимости в данном случае представляются, в том числе, документы о формировании органом государственной власти или органом местного самоуправления земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, если земельный участок сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанный документ на государственную регистрацию представлен не был. Также были выявлены противоречия в части адреса земельного участка.
Управление пришло к выводу о том, что формирование земельного участка (в том числе выполнение кадастровых работ, необходимых для подготовки межевого плана), на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления, обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков по заявлению собственника (собственников) помещений в таком доме (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2016 года N 303-КГ15-18725).
В пункте 66 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса), в Постановлении от 28.05.2010 N 12-П (пункт 2.1) отметил, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах установил в Жилищном кодексе общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, а в Законе N 189-ФЗ - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Как разъяснено в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона о 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения.
С учетом положений части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. При этом необходимо отметить, что с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом в органы местного самоуправления или в органы государственной власти вправе обратиться собственник помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ сведения о виде или видах разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения в кадастр недвижимости входят в дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 3 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона N 191-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 названного Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 ГрК РФ).
Согласно ч. 2 ст.13 Закона N 218-ФЗ внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан направить в орган регистрации прав для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений, в том числе решение об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 19.09.2018 N 23/001/001/843/2018-1803 в соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ Климову Сергею Анатольевичу было отказано в государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0141004:1015, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, участок 46, в связи с тем, что заявителем не были устранены причины, послужившие основанием для приостановления действий по регистрации.
Вышеуказанный отказ предметом рассмотрения настоящего спора не является.
Поскольку на момент рассмотрения дела судом регистрирующим органом вынесен отказ в государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0141004:1015, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, участок 46, признание незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о приостановлении государственной регистрации от 20.06.2018 N КУВД-23/001/001/843/2018-1803 не повлечет восстановление прав заявителя.
Климов С.А. является собственником квартиры многоквартирного дома (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 13.08.209 N 23-АЕ 912306).
В соответствии с пунктом 8 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Климов С.А. обращался в управление с заявлением об осуществлении государственной регистрации права в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:014004:1015.
Протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 17 от 23.08.2014 (вопрос 12) продлены полномочия председателя ТСЖ "Авангард" Климова С.А. по оформлению земельного участка под многоквартирным домом и прилегающей территории, в том числе путем судебной защиты права (т.д. 1 л.д. 113-119).
Протоколом заседания правления ТСЖ "Авангард" от 06.08.2018 принято решение о подаче настоящего заявления в суд в порядке п. 8 ст. 138 ЖК РФ и ст. 199 АПК РФ в защиту интересов Климова С.А. и других собственников (т.д. 1 л.д. 135).
Т.о, несмотря на то, что ТСЖ "Авангард" не является собственником помещений в многоквартирном доме и не обращалось в управление с заявлением о регистрации права, оно не лишено возможности обратиться в суд с самостоятельным заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об отказе в государственной регистрации от 19.09.2018 N 23/001/001/843/2018-1803, поскольку уполномочено правлением товарищества на такое обращение.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.01.2019 по делу N А32-32257/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.