г. Москва |
|
16 апреля 2019 г. |
Дело N А40-206935/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2019 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Елоева А.М., Юрковой Н.В. |
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козиным О.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации,
Федерального государственного казенного учреждения
"Специальное территориальное управление имущественных отношений"
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.12.2018 года по делу N А40-206935/17,
принятое судьей Паньковой Н.М. (шифр судьи 172-1879)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Ремспецсервис-ЧН" (ОГРН1037739735978)
к Федеральному государственному казенному учреждению
"Специальное территориальное управление имущественных отношений"
Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1035006114208),
Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Ганюшкин В.В. по доверенности от 18.01.2019;
от ответчика 1: Лебедева Ю.А. по доверенности от 25.12.2018;
от ответчика 2: Лебедева Ю.А. по доверенности от 14.12.2018;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Ремспецсервис-ЧН" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы о взыскании с ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Минобороны России за счет казны Российской Федерации, неосновательного обогащения в сумме 467 156 руб.68 коп., расходов на оплату услуг представителя в сумме 50 000 руб..
Решением суда от 07.03.2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018 года, требования ООО "Ремспецсервис-ЧН" удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11.10.2018 года вышеназванные судебные акты отменены, с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд г.Москвы.
При новом рассмотрении, решением суда от 26.012.2018 года, требования ООО "Ремспецсервис-ЧН" удовлетворены.
ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России и Минобороны России не согласились с решением суда первой инстанции, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как установлено судом, с 01.12.2010 года ООО "Ремспецсервис-ЧН" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Москва, ул. Академика Янгеля, д.3, корпус 2, что подтверждается договором управления многоквартирным домом.
Факт принадлежности жилых помещений N 3, 7, 12, 28, 43, 48, 60, 63, 74, 80, 83, 87, 122, 126, 132, 163, 221, 243, 246, 256, 270, 286, 326, 330 в многоквартирном доме по вышеназванному адресу Минобороны России, закреплении с 14.02.2014 года и с 04.03.2014 года на праве оперативного управления за ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на задолженность ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России по оплате жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг за период с 01.01.2017 года по 31.07.2017 года в отношении спорных квартир в общей сумме 467 156 руб.68 коп..
Сумма задолженности рассчитана истцом согласно площади занимаемых ответчиками жилых помещений, в соответствии с заключенными истцом договорами.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39, статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
По утверждению ответчиков спорные квартиры заселены по договору служебного найма жилого помещения.
Однако, как установлено судом, часть договоров найма служебного жилого помещения заключены после истечения периода, заявленного истцом, а именно: в отношении квартиры N 12 договор заключен 26.09.2017 года, квартиры N 126 договор заключен 24.07.2017 года, квартиры N 132 договор заключен 10.08.2017 года.
В силу части 2 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) и пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством.
На основании статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, также устанавливают обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи.
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения относятся к помещениям специализированного жилищного фонда.
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 ст. 57, ст. 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 ст. 12, пункт 5 ст. 13, часть 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Сведений об изменении правового режима спорных квартир в деле не имеется, доказательств, свидетельствующих о том, что жилые помещения исключены из числа служебных помещений либо переданы в муниципальную собственность, что предполагает изменение статуса жилого помещения, суду не представлено.
Более того, как установлено судом, стороны при заключении договора найма служебного жилого помещения согласовали иные условия оплаты коммунальных услуг, которые уточняют и не противоречат положениям жилищного кодекса.
По условиям пункта 13.1 договора, наймодатель имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а пунктом 14.7 предусмотрена обязанность наймодателя обеспечивать предоставления коммунальных услуг, пунктом 17.1 договора установлены санкции со стороны наймодателя за несвоевременное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в течение более 6 месяцев в виде расторжения договора найма служебного жилого помещения.
Таким образом, бремя содержания имущества с момента фактической передачи квартир и до их заселения нанимателям лежит на их собственнике.
В соответствии со ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу пункта 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Согласно пункта 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главными распорядителями средств федерального бюджета являются органы государственной власти Российской Федерации, имеющие право распределять средства федерального бюджета.
Таким образом, обязательства по содержанию спорных квартир должно нести ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, у которого данные квартиры в рассматриваемый период находились в оперативном управлении. Субсидиарную ответственность несет собственник имущества - Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Ответчиками не представлено доказательств, опровергающих наличие долга за потребленные услуги, в связи с чем, выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований, правомерны.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.12.2018 г. по делу N А40-206935/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
А.М.Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.