Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 1 августа 2019 г. N Ф06-48559/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
18 апреля 2019 г. |
Дело N А55-30493/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зародовым М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 10 на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 февраля 2019 года по делу N А55-30493/2018, принятое судьей Мехедовой В.В., по заявлению Товарищества собственников жилья "Дом 49" (ОГРН 1146320011881 ИНН 6321350713), г. Тольятти, к Государственному учреждению - Самарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 10, г.Тольятти, о признании недействительным решения,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
установил:
Товарищество собственников жилья "Дом 49" (далее - ТСЖ "Дом 49") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Филиала N 10 Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования) N 186 от 25.07.2018 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.02.2019 заявленные требования были удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Фонд социального страхования обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять по делу новый судебный акт.
Оспаривая законность решения, заявитель указывает, что страхователем неправомерно не включены в налогооблагаемую базу по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, так как выплаты вознаграждения членам ТСЖ связаны с выполнением ими трудовых функций. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
ТСЖ "Дом 49" в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фондом социального страхования была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) ТСЖ "Дом 49" страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования РФ за период с 01.01.2015 по 31.12.2017.
По результатам проверки вынесено решение N 186 от 25.07.2018 о привлечении ТСЖ "Дом 49" к ответственности, предусмотренной статьей 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде штрафа в сумме 1 212,80 руб., начислены пени в сумме 298,82 руб. ТСЖ "Дом 49" предложено уплатить недоимку в сумме 3 032 руб. и внести изменения в бухгалтерскую отчетность.
В результате проверки Филиалом социального страхования было установлено, что в базу для начисления страховых взносов за период с 01.01.2015 по 31.12.2017 не включены выплаты членам правления ТСЖ "Дом 49" на общую сумму 1 516 000 руб.
Как указывается в оспариваемом решении, выплата вознаграждения членам правления и председателю ТСЖ "Дом 49" подлежат обложению страховыми взносами на основании пункта 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
ТСЖ "Дом 49" не согласилось с вынесенным решением, что послужило основанием для обращения с данным заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление ТСЖ "Дом 49", суд первой инстанции пришел к выводу о Фондом социального страхования не было представлено ни одного допустимого доказательства законности принятого им решения N 186 от 25.07.2018.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности организации (пп. 1 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, осуществляемые, в частности, в рамках трудовых отношений (пп. 1 п. 1 ст. 420 Налогового кодекса Российской Федерации).
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев является самостоятельным видом социального страхования.
В соответствии с положениями статьи Федерального закона N 125-ФЗ, под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. При этом страховой тариф - это ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 настоящего Федерального закона.
Объектом обложения страховыми взносами в силу пункта 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В силу пункта 2 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
На основании части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме.
Из пункта 2 статьи 123.14 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в товариществе собственников недвижимости создаются единоличный исполнительный орган (председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление).
В соответствии с положениями 144, 145 Жилищного кодекса Российской Федерации органами управления ТСЖ являются собрание членов товарищества и правление товарищества.
Правление ТСЖ избирается непосредственно общим собранием членов товарищества собственников жилья, к компетенции которого также относится и определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества.
В соответствии с частью 3 статьи 147 Жилищного кодекса Российской Федерации правление ТСЖ избирает из своего состава председателя товарищества, если его избрание не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества.
Обязанности правления товарищества собственников жилья определены в статье 148 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Компетенция председателя правления ТСЖ определена в статье 149 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 11 части 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации члены и председатель правления ТСЖ могут осуществлять свою деятельность на возмездной основе.
В ходе проверки Фонд социального страхования установил, что в базу для начисления страховых взносов за период с 01.01.2015 по 31.12.2017 не включены выплаты членам правления ТСЖ на общую сумму на общую сумму 1 516 000 руб. При этом выплаты носили систематический характер, то есть производились ежемесячно.
Апелляционный суд отмечает, что отсутствие трудовых отношений между ТСЖ и членами правления ТСЖ не является основанием для не включения спорных выплат в базу для начисления страховых взносов, поскольку спорные выплаты представляют собой вознаграждение, выплачиваемое физическим лицам в рамках гражданско-правовых отношений в связи с исполнением ими в интересах товарищества услуг по осуществлению управленческих и контролирующих функций.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2018 N 301-КГ17-22172, от 21.03.2016 N 307-КГ16-1739, от 12.09.2016 N 309КГ16-10703.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку решение Фонда социального страхования N 186 от 25.07.2018 соответствует законодательству Российской Федерации, не нарушает права и законные интересы заявителя, незаконно не возлагает на него какие-либо обязанности, то оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, суд апелляционной инстанции считает, что выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение Арбитражного суда Самарской области от 14.02.2019 по делу N А55-30493/2018 на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
С учетом положений частей 1 и 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции относит на ТСЖ "Дом 49" расходы по уплате государственной пошлины, понесенные им при обращении с заявлением в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14 февраля 2019 года по делу N А55-30493/2018 отменить, принять новый судебный акт.
Отказать Товариществу собственников жилья "Дом 49" в удовлетворении заявленных требований.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.