г. Санкт-Петербург |
|
16 апреля 2019 г. |
Дело N А56-130796/2018 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Глазков Е.Г.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5293/2019) Жилищного комитета на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (в виде резолютивной части) от 21.01.2019 по делу N А56-130796/2018 (судья Ульянова М.Н.), принятое в порядке упрощенного производства
по иску Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к Жилищному комитету
о взыскании
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (190000, Санкт-Петербург г, Морская М. ул., 12, ОГРН 1027810310274, далее - ГУП "ТЭК СПб", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета (191011, Санкт-Петербург, пл.Островского, д.11; ОГРН 1057810448277, далее - Жилищный комитет) о взыскании убытков в виде разницы в тарифах за тепловую энергию, потребленную по договорам теплоснабжения в горячей воде N 12395.038.1 от 01.09.2011, N 12857.038.1 от 01.04.2012, N 12858.038.1 от 01.04.2012 за период с октября 2016 года по декабрь 2016 года в размере 71 539 руб. 99 коп., а также 2 862 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Третьим лицом в исковом заявлении указано общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Красногвардейского района".
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 3 пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", указание в исковом заявлении третьих лиц само по себе не является препятствием для его рассмотрения в порядке упрощенного производства (часть четвертая статьи 232.2 ГПК РФ, часть 5 статьи 227 АПК РФ).
Определением от 24.10.2018 суд первой инстанции принял исковое заявление к производству. ООО "Жилкомсервис N 2 Красногвардейского района"к участию в деле не привлекалось.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением (резолютивная часть) от 21.01.2019 арбитражный суд первой инстанции взыскал с Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета в пользу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" убытки в виде разницы в тарифах за тепловую энергию, потребленную по договорам теплоснабжения в горячей воде N 12395.038.1 от 01.09.2011, N 12857.038.1 от 01.04.2012, N 12858.038.1 от 01.04.2012 за период с октября 2016 года по декабрь 2016 года в размере 71 539 руб. 99 коп., а также 2 862 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение обжаловано Жилищным комитетом.
Податель жалобы просит отменить решение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета.
В обоснование жалобы Жилищный комитет ссылается на то, что Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга ежегодно утверждаются тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ГУП "ТЭК СПб"; Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга ежегодно устанавливаются тарифы для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам; разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ГУП "ТЭК СПб" возмещается из бюджета Санкт-Петербурга. В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2017 N 1174 утвержден Порядок предоставления субсидий на 2018 г. Распоряжением Комитета от 24.01.2018 N 51-р во исполнение Порядка предоставления субсидий, утвержден Порядок перечисления субсидий на 2018 г. Объемы тепловой энергии, применяемые для расчета размера субсидий в соответствии с пунктом 3.4 и 3.5 настоящего Порядка, определяются на основании актов сверок, указанных в абзаце четырнадцатом пункта 2.2 настоящего Порядка, которые в период с 01.01.2016 до 31.12.2017 не были представлены в ГУП ВЦКП "ЖХ" для проведения проверки в соответствии с абзацем третьим пункта 3.7 настоящего Порядка либо были возвращены в указанный период ГУП ВЦКП "ЖХ", откорректированы получателями субсидий и потребителями коммунальных услуг и представлены в ГУП ВЦКП "ЖХ" после 01.01.2018 (пункт 3.6 Приложения 3 к Порядку N1174). Податель жалобы полагает, что при отсутствии согласованных актов сверок с потребителями коммунальных услуг объемы тепловой энергии определяются на основании судебных актов по искам теплоснабжающих организаций к потребителям коммунальных услуг, которыми подтверждаются объемы поставленной тепловой энергии потребителям коммунальных услуг. Предоставление субсидий осуществляется на основании отчетов, указанных в пункте 3.1.1 настоящего Порядка, и актов сверок, указанных в абзаце двенадцатом пункта 2.2 настоящего Порядка. В субъекте Российской Федерации Санкт-Петербурге - городе федерального значения меры, направленные на компенсацию РСО потерь, вызванных межтарифной разницей, были предусмотрены и установлены. Установление компенсации потерь, вызванных межтарифной разницей, по мнению подателя жалобы, свидетельствует об отсутствии виновности и бездействия со стороны Санкт-Петербурга. Податель жалобы полагает, что у ГУП "ТЭК СПб" правовых оснований для взыскания с Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета задолженности не имелось.
От ГУП "ТЭК СПб" поступил отзыв на жалобу, в котором истец возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно материалам дела, ГУП "ТЭК СПб" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "ЖКС N 2 Красногвардейского района" (абонент) заключены договоры теплоснабжения в горячей воде N 12395.038.1 от 01.09.2011, N 12857.038.1 от 01.04.2012, N 12858.038.1 от 01.04.2012 (далее - договоры), по условиям которых ресурсоснабжающая организация приняла на себя обязательство передавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию, а абонент обязался своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию (коммунальный ресурс) ресурсоснабжающей организации в установленном настоящим договором порядке.
В разделе 5 договоров определен порядок расчетов за коммунальные ресурсы, согласно которому стоимость ресурса рассчитывается по тарифам, установленным Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга.
Стоимость тепловой энергии за октябрь-декабрь 2016 года, поставленной ГУП "ТЭК СПб" и принятой ООО "Жилкомсервис N 2 Красногвардейского района", составила:
- по договору N 12395.038.1 от 01.09.2011 поставлена тепловая энергия на общую сумму 1 123 776 руб. 92 коп., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 761 862 руб. 35 коп., по разнице в тарифах поставлено тепловой энергии на сумму 361 914 руб. 57 коп. Задолженность с учетом частичной оплаты составляет 28 053 руб. 55 коп.
- по договору N 12857.038.1 от 01.04.2012 поставлена тепловая энергия на общую сумму 1 479 843 руб. 76 коп., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 1 003 257 руб. 18 коп., по разнице в тарифах поставлено тепловой энергии на сумму 476 586 руб. 58 коп. Задолженность с учетом частичной оплаты составляет 21 003 руб. 55 коп.
- по договору N 12858.038.1 от 01.04.2012 поставлена тепловая энергия на общую сумму 1 608 461 руб. 34 коп., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 1 090 453 руб. 21 коп., по разнице в тарифах поставлено тепловой энергии на сумму 518 008 руб. 13 коп. Задолженность с учетом частичной оплаты составляет 22 482 руб. 89 коп.
Поскольку Комитет не в полном объеме возместил Предприятию разницу в тарифах за период октябрь-декабрь 2016 г. по договорам N 12395.038.1 от 01.09.2011, N 12857.038.1 от 01.04.2012, N 12858.038.1 от 01.04.2012, Предприятие направило в адрес Комитета требование о предоставление субсидии от 16.05.2018 N 58-12/18223,
В ответе на претензию Комитет указал, что при наличии в актах сверок расхождений в данных об объемах тепловой энергии, указываемых исполнителями коммунальных услуг, с данными, указываемыми ресурсоснабжающей организацией, для определения размера предоставляемых субсидий применяются данные исполнителей коммунальных услуг, которые не обязаны обосновывать разногласия с ресурсоснабжающей организацией по отражаемым в актах сверок объемам тепловой энергии.
Отсутствие удовлетворения претензии послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить другой стороне убытки, причиненные этим нарушением.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При этом применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности наличия совокупности нескольких условий (оснований): факта наступления вреда, противоправности поведения (властно-распорядительных действий (бездействия) государственного органа или его должностных лиц), наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими у истца убытками, а также размера убытков. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий ответственности исключает ее применение. При этом юридическое значение имеет только прямая (непосредственная) причинная связь между противоправным поведением (бездействием) государственных органов (их должностных лиц) и возникшими у истца убытками.
В период с октября по декабрь 2016 года Предприятие поставило тепловую энергию на объекты ООО "Жилкомсервис N 2 Красногвардейского района", из которых по разнице в тарифах поставлено тепловой энергии и не оплачено на сумму 71 539 руб. 99 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Коммунальными услугами обеспечивалось население жилого дома, в связи с чем, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Согласно пункту 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Разница между тарифом для Предприятия и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 377-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2016 г." за период с 01.01.2016 по 30.06.2016 установлен тариф в размере 1541,78 руб./Гкал (с НДС), с 01.07.2016 по 31.12.2016 установлен тариф в размере 1621,95 руб./Гкал (с НДС).
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 363-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербург" на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы" в период с 01.2016 по 06.2016 установлен тариф в размере 2 077,92 руб./Гкал (с НДС), с 01.07.2016 по 31.12.2016 установлен тариф в размере 2392,44 руб./Гкал (с НДС).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию. При этом субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, то есть, по общему правилу, субъект Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных "межтарифной разницей" (далее - Постановление N 87) и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П ни отсутствие договора между сторонами, ни отсутствие досудебного обращения истца к Администрации за возмещением межтарифной разницы (выпадающих доходов), не влияют на право истца, на возмещение убытков, возникших в результате тарифного регулирования, наличие которых (этих убытков) само по себе свидетельствует о нарушенном праве.
Из вышеизложенного следует, что межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 02.03.2015 N 222 "О порядке предоставления в 2015 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов" установлен порядок получения субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию: перечисление Комитетом средств в ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" на основании заключенного ими договора в соответствии с представленными в Комитет и в ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" отчетами ресурсоснабжающих организаций (абонентов ресурсоснабжающих организаций) и государственных учреждений о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и разнице в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских, находящихся в управлении управляющей организации (пункт 4.2); указанные денежные средства ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" перечисляет получателям субсидий на основании заключаемых с ними договоров о предоставлении субсидий.
Аналогичные положения закреплены в Порядке предоставления в 2016 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов, который регламентирован постановлением правительства Санкт-Петербурга от 26.01.2016 N 45 "О порядке предоставления в 2016 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов".
Факт поставки тепловой энергии в заявленном размере подтверждается материалами дела. Истцом представлены акты, в которых зафиксированы подключенные нагрузки. Ответчик не представил доказательства того, что имела место поставка тепловой энергии в ином объеме.
В отсутствие доказательства перечисления Комитетом спорных денежных средств на расчетный счет ресурсоснабжающей организации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Предприятия.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции.
Акты сверок объемов тепловой энергии третьим лицом подписаны с разногласиями.
Между тем, отсутствие подписанных исполнителем коммунальных услуг (управляющей организацией) актов сверок объемов, отсутствие отчетов о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и разнице в тарифах, не влияют на право Предприятия на возмещение убытков, возникших в результате тарифного регулирования, наличие которых само по себе свидетельствует о нарушенном праве. Исходя из установленных в спорный период тарифов, следует признать, что межтарифная разница объективно существует и из расчета истца усматривается ее размер.
Несоблюдение истцом порядка получения субсидий и отсутствие у Комитета долга перед Предприятием, подателем жалобы надлежаще не доказано, при том, что правомерность требований истца, предъявленных к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета, вне зависимости от наличия или отсутствия договорных отношений, подтверждена Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных "межтарифной разницей", а также разъяснениями Конституционного суда Российской Федерации, данными в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П.
Поскольку ответчик не представил доказательств возмещения в полном объеме потерь, вызванных межтарифной разницей, суд обоснованно удовлетворил исковые требования.
Ответчик не представил суду доказательств перечисления истцу субсидий на возмещение межтарифной разницы за спорный период в полном объеме.
Произведенный истцом расчет разницы в тарифах ответчик не оспорил, альтернативный расчет не представил.
Наличие разногласий с исполнителем коммунальных услуг (третьим лицом) о фактических объемах поставленного ресурса не влияет на право ресурсоснабжающей организации (истца) возместить убытки, возникшие в результате тарифного регулирования.
Как следует из материалов дела, Общество акты сверки объемов поставленного в 2016 году ресурса подписало с разногласиями, при этом причины и суть разногласий с Предприятием по объемам поставленного ресурса в своих возражениях к актам не раскрыло
Отсутствие подписанных исполнителем коммунальных услуг (Обществом) без разногласий актов сверок объемов, несоблюдение Предприятием порядка обращения за получением субсидий не влияют на право Предприятия на возмещение убытков, возникших в результате тарифного регулирования, наличие которых само по себе свидетельствует о нарушенном праве.
Ссылка ответчика на то, что истцом не приняты меры для получения субсидий во внесудебном порядке, противоречит материалам дела.
До обращения в арбитражный суд, ГУП "ТЭК СПб" обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение межтарифной разницы с приложением подписанных абонентом актов сверок. Выплата субсидий произведена частично, на основе данных, указанных Обществом. Для урегулирования возникшего спора, Предприятие направило Комитету претензию. Таким образом, истцом предприняты все необходимые меры для надлежащего исполнения условий порядка предоставления и перечисления средств субсидий и разрешения спора во внесудебном порядке.
Поскольку ответчик не представил доказательств возмещения в полном объеме потерь, вызванных межтарифной разницей, суд обоснованно удовлетворил исковые требования.
Обжалуемое решение не содержит выводов о правах и обязанностях иных лиц, помимо сторон.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Основания для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, предусмотренные частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не установлены.
Руководствуясь статьями 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.01.2019 по делу N А56-130796/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.