Верховный Совет Российской Федерации постановляет:
Утвердить представленную Президентом Российской Федерации и Комитетом Верховного Совета Российской Федерации по охране здоровья и социальному обеспечению Федеральную целевую программу на 1993 - 1995 годы по предупреждению распространения заболеваний СПИДом в Российской Федерации (АнтиСПИД).
Председатель Верховного Совета |
Р.И. Хасбулатов |
Москва, Дом Советов России
13 июля 1993 г.
N 5426-I
Федеральная целевая программа
на 1993-1995 годы по предупреждению распространения заболеваний спидом в Российской Федерации (АнтиСПИД)
Цели и задачи
Основной целью программы является предупреждение распространения заболеваний СПИДом в Российской Федерации, снижение социально-экономических последствий от СПИДа путем скоординированного осуществления комплекса мероприятий организационного, научного и практического характера.
Реализация этих мероприятий будет проводиться по следующим направлениям:
предупреждение распространения СПИДа половым путем и через кровь;
диагностика, лечение и диспансеризация;
правовая и социальная защита;
совершенствование системы эпидемиологического надзора;
научные исследования по проблеме СПИДа;
информационное обеспечение и подготовка кадров.
Предупреждение распространения СПИДа половым путем
Заражение населения СПИДом через половые контакты в ближайшие годы будет оставаться основным путем распространения этой инфекции. В связи с этим необходимо создание системы целенаправленного информирования населения о проблеме СПИДа и возрастающей угрозе заражения этой инфекцией, обеспечение населения доступными средствами предупреждения передачи инфекции половым путем.
Информация должна быть понятной для различных возрастных и социальных групп населения. Предусмотрено: создание тематических радио- и телепередач, 25 видеоклипов, 5 киновидеофильмов, 5 телефильмов, организация их демонстрации в кинотеатрах, трансляция и показ по государственным, ведомственным и коммерческим каналам радиовещания и телевидения; подготовка и выпуск массовым тиражом, а также распространение просветительских изданий (памяток - 15 млн. экземпляров, плакатов - 1 млн. экземпляров, буклетов - 5 млн. экземпляров ежегодно), разработка 5 общеобразовательных программ полового и нравственного воспитания для различных возрастных групп населения, внедрение их в дошкольные учреждения, общеобразовательные, профессиональные, средние специальные и высшие учебные заведения; привлечение к участию в этой работе молодежных, религиозных, общественных организаций, лидеров и активистов из групп высокого риска заражения; расширение сети кабинетов анонимного обследования и психологической поддержки, организация их в городах с численностью населения свыше 200 тысяч человек; проведение систематических социологических исследований по проблеме СПИДа.
Для обеспечения населения в достаточном количестве и по доступной цене презервативами предусмотрено расширение их производства на предприятиях Российской Федерации и выдача определенным контингентам населения из числа лиц с высоким риском заражения (наркоманам, лицам, проживающим в общежитиях, и так далее).
Предполагается, что в результате проведенных мероприятий к 1996 году интенсивность заражения населения вирусом иммунодефицита половым путем будет снижена на 25-30 процентов. Соответственно уменьшатся расходы на лечение инфицированных и больных СПИДом (стоимость лечения одного больного в 1989 году составляла 40 тыс. рублей, в ценах 1992 года - 500 тыс. рублей).
Основными исполнителями данного раздела являются:
Министерство здравоохранения Российской Федерации;
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора;
Российская государственная телевизионная и радиовещательная компания;
Министерство образования Российской Федерации;
Министерство внутренних дел Российской Федерации;
Министерство культуры Российской Федерации;
Комитет Российской Федерации по кинематографии;
Министерство печати и информации Российской Федерации;
Министерство юстиции Российской Федерации;
Комитет Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности;
Министерство экономики Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации;
Комитет Российской Федерации по туризму.
Предупреждение распространения СПИДа через кровь
С целью совершенствования системы обеспечения безопасности крови, других биологических материалов и медицинских иммунобиологических препаратов программой предусмотрено оснащение соответствующих лабораторий оборудованием и диагностическими тест-системами из расчета необходимости проведения 6 миллионов исследований в год. Кроме того, планируется к 1995 году исключить плацентарную и абортную кровь в качестве сырья для производства медицинских иммунобиологических препаратов и переход на их изготовление только из донорской крови.
В связи с угрозой возможного внутрибольничного заражения СПИДом предусматривается комплекс мер, направленных на подготовку медицинского персонала для обеспечения санитарно-противоэпидемического режима, расширение и модернизацию производства шприцев, игл, катетеров и систем для переливания крови, определяющих возможность заражения населения через кровь. При этом учтено, что обеспечение лечебно-профилактических учреждений другими видами медицинского инструментария однократного и многократного применения, имеющего контакт с кровью, предусмотрено Государственной программой Российской Федерации по созданию современной медицинской техники и увеличению ее производства в 1992-1993 годах и на период до 1995 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1992 года N 77 "О неотложных мерах по созданию современной медицинской техники и увеличению ее производства в 1992-1995 годах". Программа включает также вопросы обеспечения лечебно-профилактических учреждений стерилизационным оборудованием.
Выполнение указанного объема работ позволит обеспечить к 1996 году надежный уровень безопасности донорской крови и ее препаратов, а также проводимых в лечебно-профилактических учреждениях медицинских манипуляций.
Основными исполнителями данного раздела являются:
Министерство здравоохранения Российской Федерации;
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора;
Министерство внутренних дел Российской Федерации;
Комитет Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности;
Министерство финансов Российской Федерации;
Министерство экономики Российской Федерации.
Диагностика, лечение и диспансеризация
Диагностика СПИДа в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях будет осуществляться с использованием скрининговых и подтверждающих диагностических препаратов, оборудования для иммуноферментного анализа и полимеразной цепной реакции (метода амплификации генов) из расчета необходимости проведения 4 миллионов исследований в год по клиническим показаниям и при обследовании лиц из группы высокого риска заражения.
Предусмотрено обеспечение эффективными препаратами для лечения больных СПИДом и оппортунистическими инфекциями, не вошедшими в перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1991 года "О неотложных мерах по обеспечению населения и учреждений здравоохранения РСФСР лекарственными средствами в 1992 году и развитию фармацевтической промышленности в 1992-1995 годах".
Лечение больных СПИДом будет проводиться в Российском республиканском центре по профилактике и борьбе со СПИДом в городе Москве и в клинической инфекционной больнице в городе Санкт-Петербурге, где им оказываются все виды специализированной медицинской помощи, а также проводится обслуживание больных в терминальной стадии. Лечение и диспансеризация инфицированных и больных СПИДом также будут осуществляться территориальными центрами по профилактике и борьбе со СПИДом и в лечебно-профилактических учреждениях по месту их проживания. В центрах по профилактике СПИДа организуются кабинеты медико-психологической помощи лицам с этой патологией, членам их семей, а также лицам из групп высокого риска заражения. Для инфицированных и больных СПИДом детей создаются специализированные центры.
Предусматривается также выделение лимитов государственных капитальных вложений на строительство и реконструкцию инфекционных больниц, центров по профилактике и борьбе со СПИДом, лабораторий диагностики СПИДа, центров Госсанэпиднадзора.
Осуществление указанных мероприятий позволит к 1996 году добиться социального эффекта в отношении этой категории лиц путем увеличения сроков сохранения трудоспособности инфицированных и увеличения продолжительности их жизни на два-три года.
Основными исполнителями данного раздела являются;
Министерство здравоохранения Российской Федерации;
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора;
Министерство экономики Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации.
Правовая и социальная защита
Программой предусмотрена разработка проекта закона Российской Федерации "О профилактике заболевания СПИДом", где найдут отражение вопросы правовой защиты инфицированных и больных СПИДом, а также вопросы правовой и социальной защиты медицинских работников, подвергающихся риску заражения этой инфекцией.
При этом планируется:
законодательно закрепить меры, исключающие возможность дискриминации больных и инфицированных;
выплата государственного пособия лицам, зараженным при проведении медицинских манипуляций;
бесплатное обследование, лечение и содержание в учреждениях здравоохранения инфицированных и больных СПИДом;
бесплатный их проезд к месту лечения и обратно;
первоочередное обеспечение изолированной жилой площадью лиц, зараженных при медицинских манипуляциях, а также семей, имеющих инфицированных детей в возрасте до 16 лет;
обучение детей и подростков, находящихся на стационарном лечении.
Предусмотрено также сохранение рабочих мест за лицами, инфицированными и больными СПИДом, на время их пребывания на обследовании и лечении, за исключением медицинских работников, связанных по роду своей профессиональной деятельности с проведением парентеральных манипуляций. Медицинские работники данной категории трудоустраиваются.
В результате проведения этих мероприятий будут отрегулированы правовые взаимоотношения государства, медицинских учреждений, инфицированных и больных, а также отдельных юридических лиц, что обеспечит социальную и правовую защиту инфицированных и больных СПИДом, а также медицинских работников и других категорий населения.
Основными исполнителями данного раздела являются:
Министерство социальной защиты населения Российской Федерации;
ЦК профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации;
Министерство труда Российской Федерации;
Министерство юстиции Российской Федерации;
Министерство здравоохранения Российской Федерации;
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора;
Министерство экономики Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации.
Совершенствование системы эпидемиологического надзора
Предусмотрена разработка более совершенной системы эпидемиологического надзора за СПИДом, включающей организацию мониторинга за инфицированными и лицами из групп высокого риска заражения этой инфекцией, данные лабораторных исследований и сроки их проведения, достоверные методы краткосрочного и долгосрочного прогнозирования развития эпидемического процесса. Будет осуществляться дальнейшее материально-техническое и программное оснащение центров по профилактике СПИДа, центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора компьютерной техникой, средствами телекоммуникации, что позволит создать на федеральном и региональном уровнях единую комплексную автоматизированную информационно-аналитическую систему по этой проблеме на основе базовых компьютерных программ. Подлежит пересмотру и совершенствованию система медицинского освидетельствования населения, предусматривающая переход от массовых, эпидемиологически и экономически не обоснованных обследований к выборочным обследованиям отдельных категорий населения с сохранением объема исследований в отношении лиц из групп высокого риска заражения и других контингентов.
Проведенные мероприятия позволят к 1996 году добиться повышения эффективности выявления источников инфекции и локализации очагов заболевания при одновременном снижении объемов тестирования населения на 10-15 миллионов исследований. При стоимости одного исследования 50 рублей (в ценах 1992 года) эти мероприятия дадут экономический эффект в 500 млн. рублей. Будут разработаны эпидемиологические и математические модели, обеспечивающие высокий уровень прогнозирования эпидемии и связанных с ней экономических затрат.
Основными исполнителями данного раздела являются:
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора;
Российская академия медицинских наук;
Министерство здравоохранения Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации;
Министерство экономики Российской Федерации.
Научные исследования по проблеме СПИДа
Финансирование научных исследований по проблеме СПИДа проводится недостаточно. Программа предусматривает проведение научно-исследовательских работ по выделению и идентификации вирусов иммунодефицита человека, изучению их биологических свойств, механизма взаимодействия с клетками организма и возникновения иммунодепрессии у инфицированных и больных, совершенствованию и разработке новых методов диагностики, наиболее рациональных схем лечения, поиску новых соединений и продуктов, обладающих специфической активностью, изучению эпидемиологии СПИДа, разработке средств специфической профилактики, способов инактивации вируса в донорском материале и препаратах крови, методов защиты медицинского персонала, изучению особенностей эпидемиологического процесса при заболевании СПИДом на различных территориях, проведение научно-исследовательских работ, направленных на дальнейшее изучение клиники ВИЧ-инфекции.
Научные исследования будут осуществляться в рамках государственной научно-технической программы Российской Федерации "Национальные приоритеты в медицине и здравоохранении" (раздел 6 "СПИД"). Формирование тематики по ее направлениям проводится ежегодно на конкурсной основе с проведением экспертизы представленных разработок.
Основными исполнителями данного раздела являются:
Российская академия медицинских наук;
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора;
Министерство здравоохранения Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации;
Министерство экономики Российской Федерации.
Информационное обеспечение и подготовка кадров
Социальная значимость проблемы СПИДа определяет необходимость высокой профессиональной подготовки кадров для реализации организационных, лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий и их информационного обеспечения.
В связи с этим предусмотрено:
введение вопросов профилактики СПИДа в программы средних общеобразовательных, профессиональных, средних специальных и высших учебных заведений;
подготовка врачей и педагогов в институтах усовершенствования и на курсах повышения квалификации, специалистов по психосоциальной поддержке инфицированных и больных СПИДом в республиканском институте повышения квалификации работников образования и его филиалах;
подготовка лидеров молодежных организаций и активистов из групп высокого риска заражения в территориальных центрах по профилактике СПИДа;
подготовка научных работников и специалистов практического здравоохранения в ведущих специализированных научно-исследовательских учреждениях Российской Федерации (50 человек ежегодно) и за рубежом (5 человек ежегодно).
Планируется также издание соответствующей научной и учебной литературы (монографии, тематические обзоры, сборники, учебники, справочники и так далее) и подписка на основные международные научные журналы по проблеме СПИДа.
Проведенные мероприятия позволят осуществить подготовку высококвалифицированных кадров для оказания специализированной медицинской помощи и одновременно повысить эффективность работы всей системы здравоохранения, образования и информационного обеспечения по этой проблеме.
Основными исполнителями данного раздела являются:
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора;
Министерство здравоохранения Российской Федерации;
Российская академия медицинских наук;
Министерство печати и информации Российской Федерации; Министерство экономики Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации,
Управление и механизм реализации программы
Эффективность реализации программы в значительной степени будет зависеть от комплексной постоянной оценки хода ее выполнения и последующей (в случае необходимости) корректировки.
Для этого предусмотрено:
назначение руководителей программы и организация координационных советов на федеральном и региональном уровнях;
осуществление независимой комплексной оценки проводимых исследований и мероприятий и соответствующей корректировки программы.
Реализация программы будет осуществляться через имеющуюся сеть учреждений службы профилактики СПИДа, государственного санитарно-эпидемиологического надзора на основе планов работ организаций-исполнителей. Предусматривается также разработка и реализация региональных программ с утверждением финансирования их в соответствующих органах государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Международное сотрудничество планируется осуществлять с Всемирной организацией здравоохранения, в рамках глобальной программы по борьбе со СПИДом, и другими международными организациями.
Финансирование программы из федерального бюджета предусмотрено в объеме 12,42 млрд. рублей и 20,85 млн. долларов США, в том числе 6,52 млрд. рублей и 8,25 млн. долларов США на 1993 год. Из них лимиты государственных централизованных капитальных вложений, финансируемых за счет федерального бюджета и инвестиционного кредита, на 1993 год составят 4,1 млрд. рублей.
По прогностическим оценкам, для реализации мероприятий по обеспечению лечебно-профилактических учреждений Российской Федерации медицинским инструментарием (шприцами и иглами многократного применения, катетерами одноразовыми), стерилизационным и лабораторным оборудованием, средствами защиты медицинского персонала, социальной и правовой защите ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом потребуется из средств местных бюджетов 96,8 млрд. рублей, в том числе 32,24 млрд. рублей на 1993 год.
Функции государственных заказчиков возлагаются на Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора и Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Совета РФ от 13 июля 1993 г. N 5426-I "Об утверждении Федеральной целевой программы на 1993-1995 годы по предупреждению распространения заболеваний СПИДом в Российской Федерации (Анти-СПИД)"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР" от 12 августа 1993 г. N 32 ст. 1246