Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 августа 2019 г. N Ф08-5744/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
18 апреля 2019 г. |
дело N А53-25782/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малыхиной М.Н.,
судей Абраменко Р.А., Галова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.О.,
при участии:
от истца: представителя Корнюшина И.В. по доверенности от 16.03.2019,
от ответчика: представителя Сидорина М.Ю. по доверенности от 26.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.02.2019 по делу N А53-25782/2018
по иску государственного унитарного предприятия "Волгоградское областное предприятие "Вокзал-Авто"
к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа"
при участии третьего лица: Северо-Кавказского управления военных сообщений
о взыскании задолженности,
принятое в составе судьи Казаченко Г.Б.,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие "Волгоградское областное предприятие "Вокзал-авто" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" (далее - учреждение) о взыскании 278 671,14 руб. задолженности (требования уточнены в порядке статьи 49 АПК РФ).
Исковые требования мотивированы тем, что истцом были осуществлены перевозки на основании военно-проездных документов с марта по сентябрь 2017 года. Учреждению были выставлены счета, с учетом изменений. Поскольку тариф на межрегиональные перевозки не установлен, истец не должен был применять меньшую стоимость.
Решением суда от 12.02.2019 исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с ответчика в пользу истца задолженность в размере 278 641,14 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 8 573 рубля.
Суд установил, что с марта по сентябрь 2017 года истцом была осуществлена перевозка лиц на основании военных проездных документов, договор между сторонами не заключался, перевозка была осуществлена в силу прямого указания закона. Также установил, что тарифы на осуществление межрегиональной перевозки не был утверждены, ответчиком факт оказания услуги подтвержден, в связи с чем взыскал сумму долга по тарифам перевозчиков.
С принятым судебным актом не согласился ответчик, обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ, просил решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в соответствии со статьей 424 ГК РФ к спорным правоотношениям должны быть применены цены за аналогичные товары, поскольку тариф за межрегиональную перевозку не был утвержден. Кроме того, подлежало применению Письмо Минавтотранса РСФСР от 03.07.1981 N 47-ц "О правилах оформления воинских перевозок автомобильным транспортом и расчетов за них". Также истцом не было представлено свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, предусмотренного статьей 17 Федерального закона N 220-ФЗ.
В отзыве на апелляционную жалобу истец указал на несостоятельность доводов жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца доводам апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило, будучи извещенным надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с уставными целями Государственное унитарное предприятие "Волгоградское областное предприятие "Вокзал-Авто" (ГУП "ВОП "Вокзал-Авто") создано в целях обеспечения условий на территории Волгоградской области по транспортному обслуживанию населения в пригородном, междугородном, межгосударственном сообщении, а так же для получения прибыли.
Для достижения указанных целей одним из основных видов деятельности истца является организация (на договорных условиях с перевозчиками или заказчиками перевозок) централизованной системы регулярных (по утвержденным расписаниям и маршрутам) пассажирских перевозок транспортом общего пользования и коммерческих перевозок в пригородном, междугородном, межгосударственном сообщении.
Таким образом, истец, в соответствии с заключенными договорами с перевозчиками, оказывает автовокзальные услуги, в том числе осуществляет продажу билетов для проезда в автобусах по тарифам установленными перевозчиками.
Как указал истец, за период с 01.03.2017 по 30.09.2017 г. им были оказаны Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" услуги по перевозке пассажиров по воинским перевозочным документам на общую сумму 3 810 333 руб.
В целях получения оплаты за оказанные услуги ГУП "ВОП "Вокзал-Авто" были выставлены счета N 05 от 19.10.2017 г. на сумму 347 767,10 руб., N 06 от 19.10.2017 г. на сумму 576 768,60 руб., N 07 от 19.10.2017 г. на сумму 567 007,40 руб., N 08 от 19.10.2017 г. на сумму 99 4951,20 руб., N 09 от 19.10.2017 г. на сумму 738 914,60 руб., N 10 от 19.10.2017 г. на сумму 164 504,30 руб., N 11 от 19.10.2017 г. на сумму 420 419,60 руб. с приложением реестров выполненных воинских перевозок.
На основании письма Северо-Кавказского управления военных сообщений (третье лицо) от 25.10.2017 г. N 1735/5 ГУП "ВОП "Вокзал-Авто" ошибочно изменило в сторону уменьшения суммы и выставило счета на оплату оказанных услуг в неполном объеме (в счете N 05 от 19.10.2017 г. сумма 347 767,10 руб. изменена на 286 952,90 руб., в счете N 06 от 19.10.2017 г. сумма 576 768,60 руб. изменена на 549 870,30 руб., в счете N 07 от 19.10.2017 г. сумма 567 007,40 руб. изменена на 544 538,40 руб., в счете N08 от 19.10.2017 г. сумма 994 951,20 руб. изменена на 935 348 руб., в счете N 09 от 19.10.2017 г. сумма 738 914,60 руб. изменена на 708 372,40 руб., в счете N 10 от 19.10.2017 г. сумма 164 504,30 руб. изменена на 159 796,60 руб., в счете N 11 от 19.10.2017 г. сумма 420 419,60 руб. изменена на 412 956,49 руб.
Третье лицо в вышеуказанном письме ссылалось на утвержденный Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области 21.07.2014 г. тариф, информация о чем следовала из письма N 31-11-14/2675 от указанной даты. Вместе с тем, данное письмо Комитета тарифного регулирования Волгоградской области является ответом на запрос Истца, не содержит информации об установленном тарифе и указывает на тот факт, что в Волгоградской области государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам не введено.
Истцом в феврале 2018 г. были направлены запросы в Комитет тарифного регулирования Волгоградской области и Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области о размере установленных тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом на муниципальных, межмуниципальных (по территории Волгоградской области), межрегиональных маршрутах, а также о заключенных Комитетом транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области с кем-либо из перевозчиков контракты по организации регулярных перевозок пассажиров по межмуниципальным и межрегиональным маршрутам осуществляемым по регулируемым тарифам отправляющихся и/или проходящих через филиалы истца.
Из полученных ответов следует, что установленный тариф за проезд пассажиров в пригородном сообщении составляет 1,66 руб. за 1 пассажира - за км пути, во внутриобластном междугородном сообщении 1,72 руб. за 1 пассажира - за км пути, а регулирование тарифов по межобластным (межрегиональным) маршрутам в Волгоградской области не введено. Кроме того из проведенного анализа реестров выполненных воинских перевозок следует, что перевозка пассажиров по воинским требованиям осуществлялась исключительно по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок по тарифам, установленным в соответствии с ст. 9 Закона 220-ФЗ.
По состоянию на 10.12.2017 г. ответчик произвел оплату полученных услуг на сумму 3 597 835 руб. Данные действия подтверждают факт оказания услуг и не отрицаются Ответчиком.
14.12.2017 г. ГУП "ВОП "Вокзал-Авто" за исх. N 1427 направило в адрес начальника Северо-Кавказского управления военных сообщений счета на оплату оказанных услуг в полном объеме N 13 от 30.11.2017 г. на сумму 60 814,16 руб., N 14 от 30.11.2017 г. на сумму 26 898,29 руб., N 16 от 30.11.2017 г. на сумму 22 468,99 руб., N 17 от 30.11.2017 г. на сумму 59 603,12 руб., N 18 от 30.11.2017 г. на сумму 30 542,27 руб., N 19 от 30.11.2017 г. на сумму 7 463,11 руб., N 20 от 30.11.2017 г. на сумму 4 707,77 руб.
Также истцом указано, что ответчиком в неполном объеме был оплачен счет N 02 от 07.02.2017 г. и счет N 03 от 10.02.2017 г., вместо выставленных 583 290,09 руб. по счету N 02 оплачено532 924,33 руб. и, вместо выставленных 168 038,22 руб. по счету N 03 оплачено 145 673,52 руб.
По состоянию на 06.06.2018 г. указанные счета оставались неоплаченными, в связи с чем, за ответчиком числилась задолженность по указанным счетам в сумме 287 983,64 руб.
15.02.2018 г. в адрес ответчика была направлена претензия с требованием об уплате задолженности в сумме 287 983,64 руб.
Однако в полученном от ответчика ответе от 28.02.2018 г. N 41/192 истцу было отказано в удовлетворении требования, что и послужило основанием для обращения истца в суд с иском о взыскании задолженности в сумме 285 228,17 руб.
В процессе рассмотрения спора истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил исковые требования, в соответствии с которыми просил взыскать задолженность в сумме 278 671,14 руб.
Как верно установлено судом и не оспаривается сторонами, в период времени с 01.03.2017 г. по 30.09.2017 г. ГУП "ВОП "Вокзал-Авто" по заявкам ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 354 от 20.04.2000 года "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" (с изменениями и дополнениями) оказало услуги по перевозке пассажиров по воинским перевозочным документам.
Согласно ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно п. 1 и п. 4 ст. 27 Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
Статья 787 ГК РФ предусматривает, что по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Согласно ст. 790 ГК РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Статья 309 ГК РФ предусматривает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) тарифы на регулярные перевозки по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или участниками договора простого товарищества, которым предоставлено свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующим маршрутам.
Вопросы, связанные с исполнением воинской обязанности, регулируются Федеральным законом от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ), согласно п. 7 ст. 1 которого компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с его исполнением, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок компенсации таких расходов определен в Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. N 704 (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 2, 3, 4 Правил компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с провозом транспортными организациями по воинским перевозочным документам граждан, призванных на военную службу, к месту прохождения военной службы (военных сборов).
Как следует из Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона о воинской обязанности и военной службе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, подлежат компенсации расходы организации, связанные с провозом транспортными организациями по воинским перевозочным документам граждан, призванных на военную службу, к месту прохождения военной службы (военных сборов). Компенсация расходов, указанных в правилах, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.
В силу п. 5 Правил, выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов граждане представляют оригиналы соответствующих документов, организации - заверенные в установленном порядке копии таких документов. Организация представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации.
При этом, в Постановлении Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 определено, что Министерство финансов Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации должны предусматривать в федеральном бюджете на очередной год выделение средств на компенсацию расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Порядком компенсации расходов, в частности, предусмотрено, что компенсации за счет средств федерального бюджета подлежат расходы, связанные с провозом транспортными организациями по воинским перевозочным документам граждан, призванных на военную службу или военнослужащих к месту прохождения военной службы. Выплата компенсации осуществляется путем перечисления на счета транспортных организаций на основании их счетов средств, в пределах объемов финансирования расходов и на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов.
П. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2000 г. N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" также определено, что возмещение транспортным организациям расходов, связанных с проездом военнослужащих по проездным и перевозочным документам, выданным в обмен на воинские перевозочные документы, производится Министерством обороны Российской Федерации за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, на основании счетов, предъявляемых транспортными организациями.
В соответствии со статьей 784 ГК РФ перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки. В силу статьи 790 ГК РФ провозная плата устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В пункте 2 данной статьи указано, что плата за перевозку пассажиров транспортом общего пользования определяется на основании тарифов.
Таким образом, законодательно установлены разграничения в порядке формирования платы за перевозку транспортом общего пользования и транспортом, таковым не являющимся.
Из проведенного анализа реестров выполненных воинских перевозок следует, что перевозка пассажиров по воинским требованиям осуществлялась не по субсидируемым маршрутам, а исключительно по межмуниципальным и межрегиональным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Ответчиком факт оказания услуги не оспаривается, однако, указывает, что в соответствии со статьей 424 ГК РФ к спорным правоотношениям должны быть применены цены за аналогичные товары, поскольку тариф за межрегиональную перевозку не был утвержден.
Представленными в материалы дела доказательствами, а именно копиями писем перевозчиков об установлении тарифов, счетами, реестрами выполненных перевозок, подтверждается факт оказания истом услуг по перевозке военнослужащих по требованию ответчика, при этом, сторонами не заключался договор перевозки, предусматривающий подтверждение перевозки накладной и путевым листом, поскольку в данном случае следует руководствоваться ФЗ "О статусе военнослужащих" и Постановлением Правительства РФ N 354 от 20.04.2000 года "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества".
Доказательств того, что истцом заявлена цена больше, чем рыночная, ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлена.
Суд отклоняет ссылку апеллянта на Правила оформления воинских перевозок автомобильным транспортом и расчетов за них, утвержденные письмом Минавтотранса РСФСР от 03.07.1981 г. N 47-ц "О Правилах оформления воинских перевозок автомобильным транспортом и расчетов за них", поскольку установлено, что по спорным перевозкам тариф не утвержден.
Доводы о том, что истцом не был подтвержден факт перевозки именно по тем маршрутам, в отношении которых применяются нерегулируемые тарифы, не представлены свидетельства перевозчиков об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, предусмотренного статьи 17 ФЗ N 220-ФЗ, судом также отклоняется.
В соответствии с частью 2 статьи 17 указанного закона право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Согласно положениям статьи 4 указанного закона, межрегиональный маршрут регулярных перевозок устанавливается, изменяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по предложению юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, имеющих намерение осуществлять регулярные перевозки или осуществляющих регулярные перевозки по данному маршруту. В случае принятия решения об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение семи дней со дня принятия этого решения вносит сведения об установлении или изменении данного маршрута в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок. Межрегиональный маршрут регулярных перевозок считается установленным или измененным со дня внесения сведений о данном маршруте, предусмотренных пунктами 1 - 10 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этом реестре.
Соответствующий реестр находится в свободном доступе и был исследован судом при участии сторон посредством сети интернет и обращения к сайту Минтранса Российской Федерации. В частности, в соответствующем реестре было отражено, осуществляются ли перевозки по каждому утвержденному маршруту на основании нерегулируемых тарифов либо нет.
Соответственно ответчик имел возможность осуществить полную проверку всех маршрутов и заявить конкретные возражения как суду первой, так и суду апелляционной инстанции. Между тем, бремя доказывания неправомерного начисления истцом платы аз перевозки по маршрутам, в отношении которых применение нерегулируемых тарифов не предусмотрено, ответчиком не исполнено.
Поскольку истец доказал, что перевозка осуществлялась по межрегиональным маршрутам, в отношении которых применяются нерегулируемые тарифы, доказал размер таких тарифов, утвержденных перевозчиками, а ответчик, в свою очередь, указанные доказательства не опроверг, доказательств полной оплаты не представил, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.02.2019 по делу N А53-25782/2018 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты изготовления полного текста постановления.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.