Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 19 августа 2019 г. N Ф10-3390/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
18 апреля 2019 г. |
Дело N А23-6436/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.04.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ратушняк Д.Ю., при участии от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1024001345598, ИНН 4026003620) - Минаева С.А. (по доверенности от 09.01.2019 N 14д), в отсутствие заявителя - кооператива развития бизнеса и народного благосостояния "Справедливость" (Ставропольский край, г. Кисловодск ОГРН 1132651012636, ИНН 2628801775), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Центрального Банка Российской Федерации (Банк России) (г. Москва, ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133) в лице Отделения по Калужской области Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (Отделение Калуга) (г. Калуга), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу кооператива развития бизнеса и народного благосостояния "Справедливость" на решение Арбитражного суда Калужской области от 30.01.2019 по делу N А23-6436/2018 (судья Харчиков Д.В.),
УСТАНОВИЛ:
кооператив развития бизнеса и народного благосостояния "Справедливость" (далее - КРБНБ "Справедливость", кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (далее - УФАС России по Калужской области, антимонопольный орган, управление, заинтересованное лицо) о признании недействительными решения и предписания от 30.07.2018 по делу N 04-09р/2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Центральный Банк Российской Федерации (далее - Банк России) в лице Отделения по Калужской области Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (далее - отделение Калуга).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 30.01.2019 по делу N А23-6436/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, КРБНБ "Справедливость" обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на отсутствие в его действиях нарушения требования части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". Считает, что данная норма определяет только лицо, по закону обязанное иметь соответствующий статус, не может рекламировать свои услуги без такого статуса, в противном случае это будет являться нарушением. В свою очередь, право кооператива на привлечение денежных средств от граждан прямо закреплено в статье 5 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" и не зависит от сопутствующих обстоятельств.
По мнению заявителя жалобы, деятельность кооператива не подпадает под круг лиц, на которых распространяются положения части. 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", поскольку в соответствие с действующим законодательством и уставом ему не нужно иметь определенный статус, для привлечения денежных средств (в случае если сам факт привлечения денежных средств, по мнению УФАС, относится к финансовой услуге).
Заявитель жалобы ссылается на то, что действующим законодательством потребительскому обществу (кооперативу) не запрещено давать информацию о своей деятельности и услугах в СМИ, с соблюдения норм рекламного законодательства Российской Федерации, если это отвечает целям и задачам его деятельности. Указанными действиями кооператив реализует один из основных принципов создания и деятельности кооператива, закрепленных пунктом 4 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" и уставом, а именно принцип доступности информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков.
Апеллянт отмечает, что поскольку публикацию видят также и не члены кооператива, он включает в публикацию сведения о процедуре вступления и условиях членства для изъявивших желание лиц. Тем самым, исключая ситуацию введения граждан в заблуждение относительности возможности размещения средств, будучи не пайщиком, что сужает круг, на который распространяется данная публикация до определенного.
Податель жалобы считает, что вывод управления и суда первой инстанции о том, что КРБНБ "Справедливость" не имеет права называть свои целевые программы "Фонд финансовой взаимопомощи", так как это формирует мнение о принадлежности КРБНБ "Справедливость" к кредитным кооперативам, является всего лишь суждением, не основанным на законе, так как закон не содержит подобной нормы, и подобных ограничений.
УФАС России по Калужской области в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворении.
Центральный Банк в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворении.
Кооператив в пояснениях на отзыв Банка России возражал против его доводов, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель управления поддержал свою позицию по делу.
Представители заявителя и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, от кооператива поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителей, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя управления, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, в адрес УФАС России по Калужской области из отделения Калуга поступил материал по факту размещения кооперативом в публичных изданиях 09.03.2018 и 16.03.2018 рекламной публикации.
Управлением 24.05.2018 возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе. По результатам рассмотрения дела установлено, что 28.03.2018 поступил материал в отношении КРБНБ "Справедливость", направленный Отделением по Калужской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу, по факту размещения кооперативом (248016, г. Калуга, ул. Максима Горького, д. 6А, пом. 27; ИНН/ОГРН 4029055257/1164027062352) в газете "Ва-БанкЪ. Калужский выпуск" N 9 (1159) от 09.03.2018, газете "Из рук в руки" N 11 (717) от 16.03.2018 ненадлежащей рекламной публикации следующего содержания: "Думайте о большем! 16,5 % Сберегательная программа "Стабильный месяц" Они растут быстро! Народные инвестиции в малый бизнес. Справедливость. Потребительское общество. Г. Калуга, ул. Суворова, д.121, 1 этаж, офис 100/2. 8-800-222-21-32, 8-930-845-22-50, (4842) 22-09-53. *Информация для членов ПО "Справедливость". Ставка 16,5 % годовых предусмотрена целевой программой "Фонд финансовой взаимопомощи" (вид "Стабильный месяц") при размещении от 5000 до 700000 руб. на 12 месяцев. Выплата процентов осуществляется ежемесячно. Процентная ставка является фиксированной и не подлежит изменению за исключением досрочного расторжения. Доход от размещения сбережений облагается НДФЛ в соответствии с НК РФ. ПО "Справедливость" действует на основании Федерального закона 3085-1 от 19.06.1992 ОГРН 1132651012636. Лица, желающие вступить в общество, оплачивают вступительный взнос и обязательный паевой взнос в размере, установленном уставом. Членство в обществе может повлечь дополнительные расходы для пайщиков в соответствии с Федеральным законом, уставом и внутренними документами общества" (далее рекламная публикация).
В результате рассмотрения поступившего обращения по существу и изучения дополнительно собранных доказательств установлено следующее.
В пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Законом "О рекламе" под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Товар представляет собой продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Анализируя содержание вышеуказанной рекламной публикации, можно прийти к выводу, что информация, содержащаяся в ней, обладает всеми признаками рекламы деятельности КРБНБ "Справедливость".
Вместе с тем, реклама должна соответствовать требованиям, установленным законодательством.
Из пункта 4 статьи 3 Закона "О рекламе" следует, что ненадлежащей признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 5 Закона "О рекламе" предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Понятие недостоверной рекламы закреплено в части 3 статьи 5 Закона "О рекламе", под которой понимается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения различного характера о товаре, его изготовителе или продавце.
В рекламной публикации, размещенной в вышеуказанных печатных изданиях, указано, что при осуществлении своей деятельности: "ПО "Справедливость" действует на основании Федерального закона 3085-1 от 19.06.1992".
Однако, как следует из представленных материалов, юридического лица с наименованием ПО "Справедливость" не существует. ОГРН, указанный в рекламной публикации, принадлежит КРБНБ "Справедливость".
Данное обстоятельство указывает на то, что указанная рекламная публикация содержит несоответствующие действительности сведения о лице, предлагающем услуги, что нарушает требования пункта 20 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации, определены Законом Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (далее - Закон о потребительской кооперации).
Абзацем 20 статьи 1 Закона о потребительской кооперации участие в хозяйственной деятельности потребительского общества определено как приобретение товаров в потребительском обществе, пользование услугами потребительского общества, поставки сельскохозяйственных продукции и сырья потребительскому обществу и (или) иное участие в хозяйственных операциях в качестве потребителя или поставщика.
Таким образом, участие в хозяйственной деятельности потребительского общества, в соответствии с Законом о потребительской кооперации, не предполагает размещения денежных средств под проценты в фонд финансовой взаимопомощи.
Возможность формирования фонда финансовой взаимопомощи предусмотрена Федеральным законом от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (далее - Закон о кредитной кооперации), определяющим правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов Пунктом 17 статьи 1 Закона о кредитной кооперации фонд финансовой взаимопомощи - фонд, формируемый из части имущества кредитного кооператива, в том числе из привлеченных средств членов кредитного кооператива (пайщиков), иных денежных средств и используемый для предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам).
Таким образом, сберегательной программой "Стабильный месяц" фактически определены условия привлечения денежных средств пайщиков в фонд финансовой взаимопомощи, возможность формирования которого предусмотрена для кредитного потребительского кооператива.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), кредитный потребительский кооператив является финансовой организацией.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Следовательно, рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания потенциальных потребителей к финансовой услуге, которую вправе оказывать кредитный потребительский кооператив.
В соответствии с частью 14 статьи 28 Закона "О рекламе", если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
Как следует из представленных сведений, ни КРБНБ "Справедливость", ни ПА "Справедливость" в государственных реестрах кредитных потребительских кооперативов и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов не значатся.
Таким образом, рассматриваемая реклама не соответствует требованиям части 14 статьи 28 Закона "О рекламе".
Из представленных КРБНБ "Справедливость" пояснений следует, что размещение рекламы в печатных изданиях с наименованием ПО "Справедливость" произошло в связи с ошибкой, допущенной руководителем кооперативного участка КРБНБ "Справедливость", в городе Калуга. В настоящее время наименование лица, оказывающего рекламируемые услуги, приведено в соответствие.
Ответственность за нарушение требований пункта 20 части 3 статьи 5, части 14 статьи 28 Закона "О рекламе" несет рекламодатель.
Согласно статье 3 Закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
По имеющимся сведениям рекламодателем рассматриваемой рекламы является КРБНБ "Справедливость", зарегистрированное в качестве юридического лица 14.05.2013 за ОГРН 1132651012636.
Таким образом, действия КРБНБ "Справедливость" признаются комиссией УФАС России по Калужской области нарушающими пункт 20 части 3 статьи 5, часть 14 статьи 28 Закона "О рекламе".
Пункт 4 статьи 38 Закона "О рекламе" установлено, что нарушение рекламодателями, рекламороизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, статьей 36 Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, комиссия антимонопольного органа решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу КРБНБ "Справедливость", распространявшуюся в газете "Ва-БанкЪ. Калужский выпуск" N 9 (1159) от 09.03.2018, газете "Из рук в руки" N 11 (717) от 16.03.2018, поскольку в ней нарушены требования пункта 20 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
2. Признать ненадлежащей рекламу КРБНБ "Справедливость", распространявшуюся в газете "Ва-БанкЪ. Калужский выпуск" N 9 (1159) от 09.03.2018, газете "Из рук в руки" N 11 (717) от 16.03.2018, поскольку в ней нарушены требования части 14 статьи 28 Закона "О рекламе".
3. Выдать КРБНБ "Справедливость" предписание о прекращении нарушения Закона "О рекламе".
30.07.2018 антимонопольный орган выдал кооперативу по делу N 04-09р/2018 предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе следующего содержания:
1. КРБНБ "Справедливость" (357700, Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Желябова, д.10; ОГРН/ИНН 1132651012636/2628801775) в срок до 03.09.2018 прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, факт которого установлен в периодическом печатном издании "Ва-БанкЪ. Калужский выпуск" N 9 (1159) от 09.03.2018, а также периодическом печатном издании "Из рук в руки" N 11 (717) от 16.03.2018, путем прекращения распространения в периодических печатных изданиях ненадлежащей рекламы финансовых услуг лицом, не имеющим соответствующей лицензии, разрешения, аккредитации, не включенным в соответствующий реестр и не являющимся членом соответствующей саморегулируемой организации, в нарушение требований части 14 статьи 28 Закона "О рекламе".
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в адрес УФАС России по Калужской области в срок до 06.09.2018.
Не согласившись с данными решением и предписанием антимонопольного органа, кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Правоотношения в сфере распространения рекламы регулируются Законом "О рекламе", целями которого являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В статье 3 Закона "О рекламе" определено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что наименование кооператива воспроизведено в спорных рекламных публикациях неверно.
Следовательно, данная реклама содержит не соответствующие действительности сведения о кооперативе, что является недостоверной рекламой в понимании части 3 статьи 5 Закона "О рекламе", а, следовательно, ненадлежащей рекламой в силу положений пункта 4 статьи 3, части 1 статьи 5 названного Закона.
Статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, осуществляемая в установленном порядке зарегистрированными лицами.
Как установлено судом, в рассматриваемом случае сообщение кооператива размещалось рекламораспространителем за плату, предназначалось для неопределенного круга лиц, направлялось на продвижение предлагаемой услуги - привлечения заемных средств, поименованного в объявлении "размещением", сведений о безвозмездности договора займа не содержало, напротив, содержало некоторые условия привлечения (ставка, диапазон сумм, срок).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку размещение денежных средств является приемом займа, на спорное сообщение распространяются положения Закона "О рекламе".
Из части 7 статьи 38 Закона "О рекламе" следует, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 1, 4, 7, 8, 11 и 13 статьи 28 данного закона.
В силу положений части 1 статьи 28 Закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона о защите конкуренции финансовой услугой признается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Пунктом 6 статьи 4 вышеуказанного закона установлено, что финансовая организация - это хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).
По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (статья 807 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 809 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте жительства займодавца, а если займодавцем является юридическое лицо, в месте его нахождения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.
Из вышеуказанных норм следует, что займ является финансовой услугой.
Между тем в нарушение требований части 1 статьи 28 Закона "О рекламе" спорные рекламные сообщения не содержали достоверных сведений о лице, предоставляющем займы.
Кроме того, в части 14 статьи 28 Закона "О рекламе" установлено, что если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
В рассматриваемом случае рекламная публикация кооператива предназначалась для неопределенного круга лиц, направлялась на продвижение предлагаемой услуги - привлечения заемных средств, поименованного в рекламе "размещением", сведений о безвозмездности договора займа не содержало, напротив, содержало некоторые условия привлечения (ставка, диапазон сумм, срок).
В свою очередь, порядок деятельности финансовых организаций установлен Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", Федеральным законом от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах", Федеральным законом от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Согласно статье 36 Закона о банках вклад - это денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.
Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, участвующими в системе обязательного страхования вкладов в банках и состоящими на учете в организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов.
Как верно отметил суд первой инстанции, содержание спорной рекламы может создавать у потребителей впечатление, что объектом рекламирования выступают финансовые услуги по приему денежных средств во вклады.
При этом кооператив не является кредитной организацией и не вправе оказывать финансовые услуги, принимать денежные средства и сбережения во вклады.
В Законе о потребительской кооперации (статья 1) даны следующие определения: потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов;
участие в хозяйственной деятельности потребительского общества - приобретение товаров в потребительском обществе, пользование услугами потребительского общества, поставки сельскохозяйственных продукции и сырья потребительскому обществу и (или) иное участие в хозяйственных операциях в качестве потребителя или поставщика.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о направленности рекламы на сознательное введение в заблуждение, а именно на создание впечатления принадлежности заявителя к числу кредитных кооперативов, имевшее место по утверждению кооператива формирование "иного фонда" - "целевой программы" с наименованием "Фонд финансовой взаимопомощи", поскольку данное наименование полностью тождественно понятию, установленному пунктом 17 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", хотя кооператив-заявитель не является кредитным кооперативом.
С учетом изложенного суд первой инстанции справедливо отклонил ссылку кооператива на положения статьи 5 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".
Таким образом, реклама правомерно признана управлением направленной на привлечение внимания потенциальных потребителей к финансовой услуге, которую вправе оказывать финансовая организация - кредитный потребительский кооператив.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении кооперативом положений части 14 статьи 28 Закона "О рекламе", а вынесенное управлением предписание с требованием прекратить данное нарушение - законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
В отношении ссылки заявителя жалобы на то, что заявитель, размещая рекламную публикацию, указал, что он действует на основании Закона Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", суд апелляционной инстанции читает необходимым отметить следующее.
Закон Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона о потребительской кооперации, потребительское общество - это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, создается, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
При этом согласно преамбуле данного закона, целями и задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:
- создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;
- закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;
- производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;
- оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг;
- пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.
Абзацем 20 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" участие в хозяйственной деятельности потребительского общества определено как приобретение товаров в потребительском обществе, пользование услугами потребительского общества, поставки сельскохозяйственных продукции и сырья потребительскому обществу и (или) иное участие в хозяйственных операциях в качестве потребителя или поставщика.
Таким образом, основная цель деятельности потребительских кооперативов носит узкокорпоративный характер, то есть деятельность осуществляется в интересах только членов данного объединения в рамках целей и задач, определенных данным законом и не предполагает размещения денежных средств под проценты в фонды финансовой взаимопомощи.
Как следует из рекламной публикации, в ней предлагается не только пайщикам, но и широкому кругу лиц, разместить денежные средства под 16,5% в Сберегательную программу "Стабильный месяц"/"Народные инвестиции в малый бизнес", при этом в информации для членов ПО "Справедливость" указано, что ставка 16,5 % годовых предусмотрена целевой программой "Фонд финансовой взаимопомощи", тогда как участие в хозяйственной деятельности потребительского общества, как указано выше, должно осуществляться в целях удовлетворения материальных и иных потребностей именно его членов и не предполагает размещения денежных средств под проценты в фонд финансовой взаимопомощи.
Возможность формирования фонда финансовой взаимопомощи предусмотрена Федеральным законом от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", определяющим правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов, которые создаются в целях удовлетворения финансовых потребностей его членов (пайщиков) (пункт 2 статьи 1 Закона о кредитной кооперации). Пунктом 17 статьи 1 Закона о кредитной кооперации определено понятие фонда финансовой взаимопомощи - это фонд, формируемый из части имущества кредитного кооператива, в том числе из привлеченных средств членов кредитного кооператива (пайщиков), иных денежных средств и используемый для предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам).
Таким образом, Сберегательной программой "Стабильный месяц" фактически определены условия привлечения денежных средств в фонд финансовой взаимопомощи, возможность формирования которого предусмотрена законом для кредитного потребительского кооператива.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" кредитный потребительский кооператив является финансовой организацией.
Как указано ранее, пунктом 2 статьи 4 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц, является финансовой услугой.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что рассматриваемая рекламная публикация направлена на привлечение внимания потенциальных потребителей к финансовой услуге, которую вправе оказывать финансовая организация - кредитный потребительский кооператив.
Доводы подателя жалобы о том, что КРБНБ "Справедливость" не мог нарушить часть 14 статьи 28 Закона "О рекламе", так как не подпадает под круг лиц, на которых распространяется указанная норма, ведь в соответствие с действующим законодательством и уставом ему не нужно иметь определенный статус, для привлечения денежных средств (в случае если сам факт привлечения денежных средств, по мнению УФАС, относится к финансовой услуге), так как это право вытекает из статьи 5 Закона о потребительской кооперации, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка. Основания для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
В свою очередь, ссылки заявителя на то, что рекламная публикация имеет указание на то, что КРБНБ "Справедливость" действует на основании Закона о потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) и, что она содержит приписку: "Информация для членов ПО "Справедливость", не могут опровергать вышеуказанные доводы, поскольку информация, изложенная в рекламе, должна восприниматься целиком, а отдельные фразы не могут быть взяты из общего контекста рекламы, так как исходя из понятия "реклама", указанного в статье 3 Закона "О рекламе", реклама ориентирована на неопределенный круг лиц и побуждает совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, вступив в конкретные правоотношения на определенных рекламой условиях.
Заявленные в апелляционной жалобе кооператива доводы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку являлись обоснованием позиции по делу, не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 30.01.2019 по делу N А23-6436/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу кооператива развития бизнеса и народного благосостояния "Справедливость" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.