г. Владимир |
|
18 апреля 2019 г. |
Дело N А43-25723/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2019.
В полном объеме постановление изготовлено 18.04.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Военной прокуратуры Западного военного округа на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.01.2019 по делу N А43-25723/2018, принятое судьей Леоновым А.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МТЦ" (ОГРН 1107746827528, ИНН 7734644280) о признании незаконными действий Военной прокуратуры Нижегородского гарнизона,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "МТЦ" - Беляков Д.А. по доверенности от 27.07.2018 N 2211 сроком действия один год (л.д. 17, т. 2), Военной прокуратуры Западного военного округа - Павлов А.П. по доверенности от 17.10.2018 сроком действия один год.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В апреле 2018 года Военной прокуратурой Нижегородского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами в/ч 52634 законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об охране окружающей среды и об отходах производства. Проверкой были выявлены нарушения требований действующего законодательства должностными лицами общества с ограниченной ответственностью "МТЦ" (далее - ООО "МТЦ", Общество), о которых в порядке статьи 4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) проинформирован генеральный директор акционерного общества "Военторг".
В связи с изложенным прокурором Военной прокуратуры Нижегородского гарнизона предложено провести контрольную проверку в в/ч 52634, в ходе которой проверить устранение выявленных нарушений закона, исполнение должностными лицами законодательства о защите жизни и здоровья военнослужащих, в том числе при организации питания, доведение до них положенных норм довольствия.
Военной прокуратурой Нижегородского гарнизона 14.05.2018 вынесено решение о проведении проверки N 223 в срок с 14.05.2018 по 13.06.2018.
Уведомлением от 14.05.2018, врученным управляющей столовой Киселевой С.А. 17.05.2018 Общество извещено о начале проведения проверки (т.1, л.д.126).
Кроме того, 16.05.2018 руководителю Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в Нижегородской области и Республике Марий Эл (далее - Управление, Росветнадзор) был направлен запрос (N 3493/7) о необходимости назначения специалистов на 17.05.2018.
Военной прокуратурой Нижегородского гарнизона 17.05.2018 и 22.05.2018 с привлечением специалистов Росветнадзора проведены надзорные мероприятия в в/ч 52634, в том числе осуществлен осмотр столовой и продуктов питания, необходимых для приготовления пищи военнослужащим.
Согласно заключению специалистов Росветнадзора, проверкой выявлены нарушения условий хранения шницеля свиного рубленного в количестве 105 кг, котлет рубленных из мяса птицы в количестве 19 кг, которые должны были храниться при температуре +2 - +6 0С, а по факту хранились при температуре 0 0С, а так же рыбы "Камбала" в количестве 340 кг, рыбы "Минтай" в количестве 340 кг, рыбы "Навага" в количестве 300 кг, которые должны были храниться при температуре - 18 0С, а по факту хранились при температуре - 7,4 0С (пункт 2 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ).
13.06.2018 Прокуратурой в отношении ООО "МТЦ" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Полагая, что действия Военной прокуратуры Западного военного округа в лице Военной прокуратуры Нижегородского гарнизона по проведению проверки не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы ООО "МТЦ", Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 09.01.2019 признаны незаконными действия Военной прокуратуры Западного военного округа в лице Военной прокуратуры Нижегородского гарнизона (далее - Прокуратура, заявитель) по проведению в период с 17.05.2018 по 22.05.2018 проверки ООО "МТЦ" по вопросам соблюдения законодательства о защите жизни и здоровья военнослужащих и экологической безопасности, а также иного законодательства.
При этом, руководствуясь статьями 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), положениями Закона о прокуратуре, Федерального закона N 29-ФЗ, Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327, суд первой инстанции сделал вывод о наличии совокупности оснований для признания оспариваемых Обществом действий незаконными.
Не согласившись с принятым судебным актом, Прокуратура обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильным применением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, процедура прокурорской проверки соответствовала закону.
Прокуратура отмечает, что основанием для проведения проверки послужил анализ прокурорской проверки в в/ч 52634, содержащие достаточные данные о необходимости контрольной проверки устранения нарушений закона.
Следовательно, по убеждению заявителя, у прокуратуры имелись основания для проведения проверки Общества.
Подробно доводы приведены заявителем в апелляционной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
ООО "МТЦ" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителей Общества и Прокуратуры, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона о прокуратуре в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно статье 3 Закона о прокуратуре организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона о прокуратуре систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Статьей 21 указанного Закона определено, что предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; а также соответствии законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
В силу пункта 2 статьи 1, пункту 4 статьи 46 Закона о прокуратуре органы военной прокуратуры осуществляют полномочия по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами военного управления в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
Пунктом 6 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" предусмотрено, что военными прокурорами осуществляется надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (в части вопросов прохождения военной службы и финансового обеспечения государственного задания за счет средств федерального бюджета), Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (за исключением органов управления и подразделений, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и частной охранной деятельности, вневедомственной охраны, в том числе Центра специального назначения вневедомственной охраны; федерального государственного унитарного предприятия "Охрана"), Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (за исключением федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам, подразделений, осуществляющих государственный надзор (контроль) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения безопасности людей на водных объектах, а также финансируемых за счет местных бюджетов региональных поисково-спасательных отрядов и территориальных поисковых спасательных служб МЧС России), Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту России (ДОСААФ России), органов управления и руководителями некоммерческих и коммерческих организаций, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, федеральные государственные органы, в которых законом предусмотрена военная служба, осуществляют полномочия учредителя, акционера (участника, члена), созданных этими организациями юридических лиц, страховых компаниях, осуществляющих за счет бюджетных средств страхование жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (в части, касающейся этой деятельности), других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба; надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов военными следственными органами Следственного комитета Российской Федерации и входящими в их структуру следственными подразделениями; надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных воинских частях, органах и учреждениях; надзор за исполнением должностными лицами пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации законов, а также соблюдением законных прав и установленных гарантий граждан в изоляторах временного содержания и помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию на основании Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"; за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан и юридических лиц, в том числе иностранных и лиц без гражданства, допустивших нарушения режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима в пограничной зоне, пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также правил добычи, пользования, передачи, охраны морских (водных) биологических ресурсов, иные административные правонарушения, отнесенные к компетенции ФСБ России; надзор за исполнением командованием и иными должностными лицами дисциплинарных, других воинских частей, учреждений, организаций и предприятий Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, уголовно-исполнительного законодательства в отношении военнослужащих, за исполнением законов при содержании под стражей на гауптвахтах подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, органами предварительного следствия и органами дознания при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения, иными гражданскими лицами в соучастии с военнослужащими, другими лицами, уголовное преследование которых отнесено к компетенции военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации; надзор за исполнением законов органами, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, органами предварительного следствия и органами дознания по уголовным делам и материалам о преступлениях, совершенных неустановленными лицами в расположении воинской части, соединения, учреждения - до их установления; уголовное преследование в судебных стадиях уголовного судопроизводства по уголовным делам о преступлениях, указанных в абзаце седьмом пункта 6 настоящего Приказа, а также по уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены военными прокурорами или их заместителями; участие в пределах установленной компетенции в гражданском, административном и арбитражном процессе, при рассмотрении военными судами дел об административных правонарушениях, а также материалов о совершении военнослужащими грубых дисциплинарных проступков; рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, допущенных военнослужащими, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, а также жалоб на действия и решения подчиненных военных прокуроров; в пределах компетенции участие в судебном рассмотрении ходатайств и жалоб в порядке уголовного судопроизводства; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, участие в формировании государственной и межведомственной статистической отчетности о работе органов прокуратуры; взаимодействие со средствами массовой информации, общественными организациями в порядке, установленном приказами Генерального прокурора Российской Федерации.
Между тем ООО "МТЦ" является коммерческой организацией и не относится к органам военного управления и иным субъектам, перечисленным в Приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 N 84. Следовательно, Военная прокуратура Нижегородского гарнизона не обладала полномочиями по проведению проверки в отношении Общества.
Частью 2 статьи 21 Закона о прокуратуре установлено, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 29-ФЗ государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление соответственно федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного ветеринарного надзора, регионального государственного ветеринарного надзора в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в России в соответствии с пунктом 3 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 N 569, является Роспотребнадзор и его территориальные органы.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного ветеринарного надзора, согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327, является Россельхознадзор. Россельхознадзор осуществляет федеральный государственный ветеринарный надзор, а также государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов; государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в пределах своей компетенции, в том числе за соблюдением требований к качеству и безопасности зерна, крупы (пункты 5.1.5, 5.1.6 указанного Положения).
В соответствии с разъяснениями Конституционного суда Российской Федерации, данными в Постановлении от 17.02.2015 N 2-П, возложение Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" на органы прокуратуры публичных функций, которые связаны с осуществлением от имени Российской Федерации - независимо от иных государственных органов - надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, всеми поименованными в данном Федеральном законе субъектами права, обусловлено целями обеспечения верховенства закона, единства правового пространства, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации; при этом на органы прокуратуры распространяется требование Конституции Российской Федерации о соблюдении прав и свобод человека и гражданина, а реализация прокурором его полномочий не должна приводить к подмене функций других органов публичной власти (постановления от 18.02.2000 N 3-П и от 11.04.2000 N 6-П определение от 24.02.2005 N 84-О).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 30.12.2016 между Министерством обороны Российской Федерации и АО "Военторг" заключен государственный контракт N 301216/ВП на оказание услуг по организации питания для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2017-2019 годах, в рамках исполнения которого АО "Военторг" 30.12.2016 заключило с Обществом договор N ОП-17-16 на оказание услуг по организации питания военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с которым Общество с 30.12.2016 приступило к оказанию услуг по организации питания в воинских частях и организациях Минобороны России, расположенных на территории Нижегородского гарнизона, в том числе в/части 52634.
С учетом изложенного правильным является вывод суда о том, что проверка соблюдения Обществом санитарно-эпидемиологического законодательства в области регулирования безопасности пищевой продукции проведена Прокуратурой в отсутствие соответствующих полномочий.
Суд первой инстанции, правильно установив юридически значимые обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, сделал правильный вывод о наличии совокупности оснований для признания незаконными оспариваемых действий Военной прокуратуры Западного военного округа.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Военной прокуратуры Западного военного округа по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Военная прокуратура Западного военного округа освобождена от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.01.2019 по делу N А43-25723/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Военной прокуратуры Западного военного округа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.