Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 июля 2019 г. N Ф02-3177/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
19 апреля 2019 г. |
Дело N А10-7466/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Н. А. Корзовой, судей Л. В. Ошировой, А. Е. Мациборы, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О. С. Вохмяниной,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Коломиной Людмилы Васильевны на определение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 декабря 2018 года по делу N А10-7466/2017 (суд первой инстанции: судья Н. А. Гиргушкина)
по заявлению конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "ЕС-Инвест" (ОГРН 1080326007112, ИНН 0326477430, адрес регистрации: г. Улан-Удэ, ул. Фрунзе, 14-5) Бадмаевой Екатерины Вениаминовны об обязании бывших руководителей должника Сенюшина Анатолия Николаевича, Коломиной Людмилы Васильевны передать конкурсному управляющему перечень имущества, документы, необходимые для осуществления его полномочий.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 11 апреля 2019 года до 12 апреля 2019 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда (http://4aas.arbitr.ru) и на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации (http://www.arbitr.ru).
В судебное заседание в Четвертый арбитражный апелляционный суд до перерыва и после перерыва лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, сведениями сайта Почты России. Кроме того, они извещались о судебных заседаниях по данному делу судом первой инстанции, соответственно, были осведомлены о начавшемся процессе.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 123, частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Судом установлены следующие обстоятельства.
Федеральная налоговая служба в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия (далее - ФНС России) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью (ООО) "ЕСИнвест" несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 06 июня 2018 года в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЕСИнвест" введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Бадмаева Екатерина Вениаминовна.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 08 октября 2018 года должник - ООО "ЕС-Инвест" признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Бадмаева Екатерина Вениаминовна.
Временный управляющий общества с ограниченной ответственностью "ЕСИнвест" Бадмаева Екатерина Вениаминовна обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением об обязании руководителя должника Сенюшина Анатолия Николаевича передать временному управляющему перечень имущества, документы, необходимые для осуществления его полномочий.
В последующем временный управляющий уточнил заявление, просил обязать руководителя должника Сенюшина Анатолия Николаевича передать временному управляющему:
1. Копии бухгалтерской отчетности должника за каждый отчетный период: 1 квартал, полугодие, 9 месяцев за период с 01.01.2014 по 30.05.2018:
- Бухгалтерский баланс (форма N 1);
- Отчет о финансовых результатах (Отчет о прибылях и убытках) (форма N 2);
- Отчет о движении капитала (форма N 3 годовая);
- Отчет о движении денежных средств (форма N 4 годовая);
- Приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5 годовая);
- Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности (годовая).
2. Список кредиторов ООО "ЕС-Инвест" с указанием ИНН организации, места нахождения, суммы задолженности и основания и срока возникновения, на дату введения процедуры наблюдения, заверенный генеральным директором.
3. Список дебиторов ООО "ЕС-Инвест" с указанием ИНН организации, места нахождения, суммы задолженности и основания и срока возникновения, на дату введения процедуры наблюдения, заверенный генеральным директором.
4. Копии распорядительных документов ООО "ЕС-Инвест", устанавливающих порядок проведения кассовых операций организации (Указание Банка России от 11.03.2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства").
5. Копии Расчетов по форме РСВ-1 ПФР, а также Расчетов по форме 4 ФСС РФ за 2014, 2015, 2016 г, 2017 г.
6. Распечатка регистров бухгалтерского учета (оборотно-сальдовые ведомости (ОСВ), анализы счетов) за каждый квартал в течение 2014, 2015, 2016, 2017 гг., заверенные генеральным директором:
- Распечатка общей ОСВ по всем счетам (параметры: данные по субсчетам и субконто, данные по валютам, развернутое сальдо, данные по забалансовым счетам);
- Распечатка ОСВ, анализ счета (по субсчетам и субконто, по кор. субсчетам и субконто) 01 "Основные средства" и 02 "Амортизация";
- Распечатка ОСВ, анализ счета (по субсчетам и субконто, по кор. субсчетам и субконто) 04 "НМА" и 05 "Амортизация";
- Распечатка ОСВ 08 "вложения во внеоборотные активы". Анализ счета 08 (по субсчетам и субконто, по кор. субсчетам и субконто + настройка счет 60.1, 60.3, 60.7, 60.11, 76.5 и др. счета, субконто "контрагенты);
- Распечатка ОСВ 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные гасходы", 25 "Общепроизводственные расходы", 44 "Издержки обращения" 91.1 "Прочие походы", 91.2 "Прочие расходы". Анализ счета по субконто ("по кор. субсчетам и аналитике");
- Распечатка ОСВ и анализ (по субсчетам и субконто, по кор. субсчетам и субконто) 60 "Расчеты с поставщиками" (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ и анализ (по субсчетам и субконто, по кор. субсчетам и субконто) 62 "Расчеты с покупателями" (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ и анализ (по субсчетам и субконто, по кор. субсчетам и субконто) 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ и анализ счета по субконто ("по кор. субсчетам и аналитике") 70 "Расчеты с персоналом"; (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ и анализ счета по субконто ("по кор. субсчетам и аналитике") 58 "Финансовые вложения" (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ и анализ счета по субконто ("по кор. субсчетам и аналитике") 66 и 67 "Кредиты и займы" (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ и анализ счета по субконто ("по кор. субсчетам и аналитике") 90 "Продажи" (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ и анализ счета по субконто ("по кор. субсчетам и аналитике") 97 "РБП" (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ, карточка счета и анализ счета по субконто ("по кор. субсчетам и аналитике") 68 "Налоги" (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ, карточка счета и анализ счета по субконто ("по кор. субсчетам и аналитике") 69 "СВ" (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ и анализ счета по субконто ("по кор. субсчетам и аналитике") 80 "Уставный капитал" (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ и анализ счета по субконто ("по кор. субсчетам и аналитике") 83 "Добавочный капитал" (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ и анализ счета по субконто ("по кор. субсчетам и аналитике") 96 "Резерв" (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ и анализ счета по субконто ("по кор. субсчетам и аналитике") 98 "Доходы будущих периодов" (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ и анализ счета по субконто ("по кор. субсчетам и аналитике") 99 "Прибыли и убытки" (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ и анализ счета по субконто ("по кор. субсчетам и аналитике") 75 "Расчеты с учредителями" (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ и анализ счета (по субсчетам и субконто, по кор. субсчетам и субконто) 19 "НДС", 76 АВ, 76 В А (НДС с авансов), 10 "Материалы", 41 "Товары", 45 "Товары отгруженные", 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет", 57 "Транзитный счет", 09 "ОНА", 77 "ОНО", 71 "Расчеты с подотчетными липами", 73 "Расчеты по прочим операциям", 79 Внутрихозяйственные расчеты", (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ забалансовых счетов (001, 008, 009).
7. Кадровые документы на дату введения процедуры наблюдения:
- Организационная структура;
- Штатное расписание;
- Список сотрудников.
8. Данные об адресе места регистрации и адресе места фактического жительства всех лиц, входящих во все органы управления ООО "ЕС-Инвест" (в том числе, но не ограничиваясь, генерального директора, членов совета директоров, членов правления, членов ревизионной комиссии).
Определением суда от 14 ноября 2018 года к участию в обособленном споре в качестве второго ответчика привлечена Коломина Людмила Васильевна.
В судебном заседании 14 ноября 2018 года конкурсный управляющий уточнил заявление, просил обязать бывших руководителей должника Сенюшина Анатолия Николаевича, Коломину Людмилу Васильевну передать конкурсному управляющему:
1. Копии бухгалтерской отчетности должника за каждый отчетный период: 1 квартал, полугодие, 9 месяцев за период с 01.01.2014 по 30.05.2018:
- Бухгалтерский баланс (форма N 1);
- Отчет о финансовых результатах (Отчет о прибылях и убытках) (форма N 2);
- Отчет о движении капитала (форма N 3 годовая);
- Отчет о движении денежных средств (форма N 4 годовая);
- Приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5 годовая);
- Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности (годовая).
2. Список кредиторов ООО "ЕС-Инвест" с указанием ИНН организации, места нахождения, суммы задолженности и основания и срока возникновения, на дату введения процедуры наблюдения, заверенный генеральным директором.
3. Список дебиторов ООО "ЕС-Инвест" с указанием ИНН организации, места нахождения, суммы задолженности и основания и срока возникновения, на дату введения процедуры наблюдения, заверенный генеральным директором.
4. Копии распорядительных документов ООО "ЕС-Инвест", устанавливающих порядок проведения кассовых операций организации (Указание Банка России от 11.03.2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства").
5. Копии Расчетов по форме РСВ-1 ПФР, а также Расчетов по форме 4 ФСС РФ за 2014, 2015, 2016 г, 2017 г.
6. Распечатка регистров бухгалтерского учета (оборотно-сальдовые ведомости (ОСВ), анализы счетов) за каждый квартал в течение 2014, 2015, 2016, 2017 гг., заверенные генеральным директором:
- Распечатка общей ОСВ по всем счетам (параметры: данные по субсчетам и субконто, данные по валютам, развернутое сальдо, данные по забалансовым счетам);
- Распечатка ОСВ, анализ счета (по субсчетам и субконто, по кор. субсчетам и субконто) 01 "Основные средства" и 02 "Амортизация";
- Распечатка ОСВ, анализ счета (по субсчетам и субконто, по кор. субсчетам и субконто) 04 "НМА" и 05 "Амортизация";
- Распечатка ОСВ 08 "вложения во внеоборотные активы". Анализ счета 08 (по субсчетам и субконто, по кор. субсчетам и субконто + настройка счет 60.1, 60.3, 60.7, 60.11, 76.5 и др. счета, субконто "контрагенты);
- Распечатка ОСВ 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные гасходы", 25 "Общепроизводственные расходы", 44 "Издержки обращения" 91.1 "Прочие походы", 91.2 "Прочие расходы". Анализ счета по субконто ("по кор. субсчетам и аналитике");
- Распечатка ОСВ и анализ (по субсчетам и субконто, по кор. субсчетам и субконто) 60 "Расчеты с поставщиками" (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ и анализ (по субсчетам и субконто, по кор. субсчетам и субконто) 62 "Расчеты с покупателями" (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ и анализ (по субсчетам и субконто, по кор. субсчетам и субконто) 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ и анализ счета по субконто ("по кор. субсчетам и аналитике") 70 "Расчеты с персоналом"; (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ и анализ счета по субконто ("по кор. субсчетам и аналитике") 58 "Финансовые вложения" (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ и анализ счета по субконто ("по кор. субсчетам и аналитике") 66 и 67 "Кредиты и займы" (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ и анализ счета по субконто ("по кор. субсчетам и аналитике") 90 "Продажи" (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ и анализ счета по субконто ("по кор. субсчетам и аналитике") 97 "РБП" (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ, карточка счета и анализ счета по субконто ("по кор. субсчетам и аналитике") 68 "Налоги" (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ, карточка счета и анализ счета по субконто ("по кор. субсчетам и аналитике") 69 "СВ" (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ и анализ счета по субконто ("по кор. субсчетам и аналитике") 80 "Уставный капитал" (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ и анализ счета по субконто ("по кор. субсчетам и аналитике") 83 "Добавочный капитал" (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ и анализ счета по субконто ("по кор. субсчетам и аналитике") 96 "Резерв" (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ и анализ счета по субконто ("по кор. субсчетам и аналитике") 98 "Доходы будущих периодов" (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ и анализ счета по субконто ("по кор. субсчетам и аналитике") 99 "Прибыли и убытки" (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ и анализ счета по субконто ("по кор. субсчетам и аналитике") 75 "Расчеты с учредителями" (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ и анализ счета (по субсчетам и субконто, по кор. субсчетам и субконто) 19 "НДС", 76 АВ, 76 В А (НДС с авансов), 10 "Материалы", 41 "Товары", 45 "Товары отгруженные", 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет", 57 "Транзитный счет", 09 "ОНА", 77 "ОНО", 71 "Расчеты с подотчетными липами", 73 "Расчеты по прочим операциям", 79 Внутрихозяйственные расчеты", (по каждому субсчету);
- Распечатка ОСВ забалансовых счетов (001, 008, 009).
7. Информационную бухгалтерскую систему 1-С предприятия, ключи доступа к ней
8. Кадровые документы на дату введения процедуры наблюдения:
- Организационная структура;
- Штатное расписание;
- Список сотрудников;
- личные карточки сотрудников;
- трудовые договоры;
- приказы о приеме, увольнении, иные кадровые и производственные приказы.
9. Движимое имущество ООО "ЕС-Инвест", принадлежащее последнему на праве собственности (мебель, компьютеры, инструменты, инвентарь, оборудование).
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 26.12.2018 заявление конкурсного управляющего должника общества с ограниченной ответственностью "ЕС-Инвест" Бадмаевой Екатерины Вениаминовны удовлетворено. Суд обязал бывших руководителей общества с ограниченной ответственностью "ЕСИнвест" Сенюшина Анатолия Николаевича, Коломину Людмилу Васильевну передать конкурсному управляющему Бадмаевой Екатерине Вениаминовне истребуемые документы должника и движимое имущество ООО "ЕС-Инвест", принадлежащее обществу на праве собственности (мебель, компьютеры, инструменты, инвентарь, оборудование).
Коломина Людмила Васильевна обратилась в Четвертый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на определение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 декабря 2018 года по делу N А10-7466/2017, в которой просит определение суда первой инстанции отменить.
Коломина Людмила Васильевна в апелляционной жалобе указывает, что определение суда было ею получено почтой 14 января 2019 года, в судебном заседании 26 декабря 2018 года она не присутствовала по уважительным причинам.
Извещение об уведомлении на судебное заседание 19 декабря 2018 года не было получено Коломиной Людмилой Васильевной лично, извещение получил ее сын Коломин Константин Сергеевич, но не уведомил ее об этом. Письмо из арбитражного суда получено не было. Она не знала, что должно было состояться судебное заседание. Формулировка "извещен" не соответствует действительности, так как на извещении о заказном письме стоит не подпись Коломиной Л. В. в получении, а ее сына.
Суд не исследовал обстоятельства, которые могут повлиять на содержание решения. Коломина Людмила Васильевна была гендиректором с 05 мая 2016 года до 20 февраля 2017 года. Когда она прекратила свои полномочия, бухгалтерские документы были все на месте.
Количество бухгалтерских документов ООО "ЕС- Инвест", сформированных за период с 01 января 2014 года по февраль 2017 года, которые находились в офисе ООО "ЕС-Инвест", составляло примерно 60-70 папок толщиной около 7 см каждая. Вес каждой папки был примерно 1 кг. Физически унести такое количество документов она не могла. Документы оставались в офисе, на территории, охраняемой управляющей компанией "Европа". Есть свидетели, которые могут подтвердить, что когда она уходила, бухгалтерские документы были на месте, и вывез их уже новый директор. Это могут подтвердить бухгалтер управляющей компании "Европа" Магар Татьяна Владимировна и завхоз Буренок Наталья Петровна, так как офис УК "Европа" находится в том же здании, только на первом этаже.
От конкурсного управляющего Бадмаевой Е.В. поступили ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя и отзыв на апелляционную жалобу.
От Коломиной Л. В. 10.04.2019 поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. В ходатайстве указано, что подготовлены дополнительные пояснения и представлен комплекс исчерпывающих доказательств.
В материалы дела от Коломиной Л.В. поступили уточнения и дополнительные пояснения к апелляционной жалобе. В подтверждение доводов, указанных в дополнении к жалобе, предоставлены протоколы адвокатских допросов бухгалтера управляющей компании "Европа" Магар Татьяны Владимировны, завхоза управляющей компании "Европа" Буренок Наталья Петровна, сына заявителя Коломина Константина Сергеевича.
Конкурсный управляющий Бадмаева Е.В. в отзыве на апелляционную жалобу указывает на согласие с определением суда первой инстанции. Отмечает, что в материалах дела имеется подписанный Коломиной Л. В. акт приема-передачи печати от 20.02.2017 новому генеральному директору Сенюшину А. Н., из которого не следует, что документация была ему передана Коломиной Л. В.
Должником были совершены сделки по отчуждению недвижимого имущества, в настоящий момент которые оспариваются в Арбитражном суде Республики Бурятия, в том числе договор купли-продажи недвижимого имущества от 21.07.2016 с Коломиной Людмилой Васильевной. Сенюшин А.Н. ссылается, что Коломина Л.В. не передала ему документацию и подтвердил свои слова актом приема- передачи от 20.02.2017.
Ссылка Коломиной Л.В. на работников из другой организации, которые могут подтвердить ее слова, несостоятельна, ведь указанные ей люди не работали у должника и не участвовали в передаче документации от Коломиной Л.В. к Сенюшину А. Н.
Сенюшин А. Н. также не предпринимал попыток истребовать документацию до начала банкротства от Коломиной Л.В.
Позиции Коломиной Л.В. и Сенюшина А.Н. схожи, так как оба утверждают, что документации у них нет, только Коломина Л.В. утверждает, что физически ее унести не могла, а Сенюшин А.Н. - что Коломина Л.В. не передала ему.
В материалы дела в суд апелляционной инстанции от Коломиной Л.В. 11.04.2019 поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с необходимостью предоставления возражения на отзыв конкурсного управляющего, полученный ею 10.04.2019.
С целью предоставления такой возможности суд апелляционной инстанции объявлял перерыв в судебном заседании до 12.04.2019. Между тем никаких дополнительных пояснений не поступило, поэтому суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу по существу. Кроме того, аргументы, приведенные конкурсным управляющим в отзыве на апелляционную жалобу, никаких новых доводов не содержат.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу пункта 2 статьи 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ от 26 октября 2002 года (далее - Закон о банкротстве) руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом конкурсному управляющему должны быть переданы оригиналы документов, поскольку с даты признания должника банкротом конкурсный управляющий является руководителем должника. Изложенное означает, что бывший руководитель должника (равно как и бывший конкурсный управляющий) обязан передать назначенному конкурсному управляющему все имеющиеся у него документы должника по правилам пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве.
Для обоснования ходатайства конкурсному управляющему достаточно привести доводы о неисполнении бывшим руководителем установленной законом обязанности.
Основанием для отказа в удовлетворении такого ходатайства может служить факт передачи документов и материальных ценностей.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемый судебный акт, исходил из того, что на момент открытия конкурсного производства ООО "ЕС-Инвест" руководителем общества являлся Сенюшин А. Н., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "ЕС-Инвест".
02 июня 2018 года в адрес Сенюшина А. Н. было направлено требование о предоставлении документов. По акту приема-передачи от 23.09.2018 бывшим руководителем частично переданы документы должника.
При этом Сенюшин А. Н. указал, что бухгалтерская документация и электронная бухгалтерская база не были переданы ему предыдущим руководителем общества Коломиной Л. В., что следует из акта приема-передачи от 20.02.2017.
25 октября 2018 года Сенюшиным А.Н. в адрес Коломиной Л. В. было направлено требование о предоставлении документов, которое ей не исполнено.
Суд первой инстанции исходил из того, что ни Сенюшин А. Н., ни Коломина Л. В. не обеспечили передачу документации должника в порядке и сроки, установленные абзацем 2 пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве.
Поскольку доказательства передачи документации и имущества, указанных в уточненном ходатайстве, в материалы дела не представлены, суд первой инстанции удовлетворил заявление, указав, что данная документация и имущество, безусловно, должны быть переданы конкурсному управляющему в силу статьи 126 Закона о банкротстве.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции и полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии со статьей 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан: принимать меры по защите имущества должника; анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности; вести реестр требований, кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; в случае выявления признаков административных правонарушений и (или) преступлений сообщать о них в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях; предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц; разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
При проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Суд исходит из того, что материалами дела подтверждено, что бывшие руководители должника не исполнили требование назначенного конкурсного управляющего, не представили доказательств передачи управляющему всех истребуемых документов и имущества, перечисленных в уточненной редакции заявления.
При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов организации.
В этой связи не имеют значения доводы о том, что ответчики не получали соответствующих требований от конкурсного управляющего, а также, что Коломина Л. В. не была извещена о судебных заседаниях.
В силу части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда лицами, участвующими в деле, меры по получению информации не могли быть приняты в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
В данном случае риск необеспечения явки в судебные заседания своих представителей, риск непередачи истребуемых документов несут именно ответчики в виде указания о наличии у них обязанности передать документацию, относящуюся к деятельности должника.
В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.
В силу статьи 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа (пункт 4 статьи 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
Пунктом 1 статьи 50 Закона об обществах с ограниченной ответственностью предусмотрен перечень документов, которые обязано хранить общество по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества, в частности:
договор об учреждении общества, за исключением случая учреждения общества одним лицом, решение об учреждении общества, устав общества, а также внесенные в устав общества и зарегистрированные в установленном порядке изменения;
протокол (протоколы) собрания учредителей общества, содержащий решение о создании общества и об утверждении денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал общества, а также иные решения, связанные с созданием общества;
документ, подтверждающий государственную регистрацию общества;
документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе; внутренние документы общества;
положения о филиалах и представительствах общества;
документы, связанные с эмиссией облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общества; протоколы общих собраний участников общества, заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, коллегиального исполнительного органа общества и ревизионной комиссии общества; списки аффилированных лиц общества;
заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.
К указанным документам также относятся документы бухгалтерского учета, налоговая отчетность, документы о трудовой деятельности работников, отчетность по застрахованным лицам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 06 декабря 2011 N 402-ФЗ (далее - Закон о бухгалтерском учете) первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.
При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан хранить данные бухгалтерского и налогового учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в том числе документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов. Таким образом, действующее законодательство содержит исчерпывающий перечень бухгалтерских документов, которые подлежат хранению.
Изложенное означает, что ответчики, как последовательно сменившиеся руководители общества, должны выполнить мероприятия по обеспечению безопасных и надлежащих условий хранения документов бухгалтерского учета и надлежащего ведения бухгалтерского учета, а также обеспечить передачу документов вновь назначенному руководителю общества.
При этом, поскольку конкурсный управляющий является действующим руководителем должника, ему необходимы подлинники документов, относящихся к деятельности общества.
Факт невыполнения бывшими руководителями должника обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 126 Закона о банкротстве, подтверждается материалами дела (поскольку доказательств обратного не представлено), поэтому требования действующего конкурсного управляющего суд первой инстанции правомерно признал обоснованными и подлежащими удовлетворению, с учетом обстоятельств, изложенных в настоящем постановлении.
В этой связи не имеет правового значения довод заявителя апелляционной жалобы о том, что имеются свидетели, которые подтвердили факт того, что когда Коломина Л. В. уходила с работы, бухгалтерские документы были на месте, и вывез их уже новый директор.
Кроме того, бухгалтер управляющей компании "Европа" Магар Татьяна Владимировна и завхоз Буренок Наталья Петровна работниками должника не являлись, поэтому не могли знать, какая именно документация оставлена офисе.
Протоколы опроса адвоката, на которые ссылается Коломина Л. В., не являются относимыми и допустимыми доказательствами соблюдения ею, как руководителем общества с ограниченной ответственностью, обязанностей по обеспечению надлежащего хранения документов и надлежащей передаче их последующему руководителю должника.
В соответствии с правовой позицией, указанной в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" от 21.12.2017 N 53, в силу пункта 3.2 статьи 64, абзаца четвертого пункта 1 статьи 94, абзаца второго пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве на руководителе должника лежат обязанности по представлению арбитражному управляющему документации должника для ознакомления или по ее передаче управляющему.
Арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 ГК РФ. По результатам рассмотрения соответствующего обособленного спора выносится судебный акт, который может быть обжалован в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 223 АПК РФ.
Порядок, предусмотренный частью 3 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предполагает, что определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения.
В определении суда первой инстанции срок на обжалование указан верно - в течение 10 дней со дня принятия. Этот порядок предусматривает дальнейшее обжалование судебных актов по данной категории споров в суд кассационной инстанции.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем определение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы на определение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 декабря 2018 года по делу N А10-7466/2017 Коломиной Людмилой Васильевной была оплачена государственная пошлина в размере 150 рублей по чеку-ордеру (операция 2) от 08.02.2019.
Поскольку в силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена уплата государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы на определение об обязании передать документы, рассмотренное в деле о банкротстве, то излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 150 рублей подлежит возврату плательщику из федерального бюджета.
В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 150 рублей, перечисленная по чеку-ордеру (операция 2) от 08.02.2019, подлежит возврату лицу, ее перечислившему.
Руководствуясь статьей 258, статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 декабря 2018 года по делу N А10-7466/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Коломиной Людмиле Васильевне из федерального бюджета государственную пошлину в размере 150 рублей, уплаченную по чеку-ордеру (операция 2) от 08.02.2019.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение месяца в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н. А. Корзова |
Судьи |
Л. В. Оширова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.