г. Владивосток |
|
22 апреля 2019 г. |
Дело N А51-3371/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей О.Ю. Еремеевой, Г.Н. Палагеша,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДКП ЛОГИСТИК",
апелляционное производство N 05АП-859/2019
на решение от 27.12.2018
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-3371/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДКП ЛОГИСТИК" (ИНН 2537105210, ОГРН 1142537002277)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Асперс", акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока"
об оспаривании распоряжения,
при участии:
от ООО "ДКП ЛОГИСТИК": Брацлавский В.С., по доверенности от 01.09.2017 сроком действия на 3 года, паспорт; Щерба Е.С., по доверенности от 14.04.2018 сроком действия на 1 год, удостоверение адвоката;
от ООО "Асперс": Безуглый Д.В., по доверенности от 28.06.2018 сроком действия на 3 года, паспорт.
от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: после перерыва: Ветрова Е.Д., по доверенности от 26.12.2018 сроком действия по 31.12.2019, удостоверение.
от АО "Корпорация развития Дальнего Востока": в судебное заседание не явились,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДКП ЛОГИСТИК" (далее - ООО "ДКП ЛОГИСТИК", заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованием об оспаривании распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) от 02.02.2018 N 93-вр о предварительном согласовании предоставления ООО "Асперс" земельного участка в районе г. Владивосток, ул. Калинина, 243.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ДКП Логистик" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 27.12.2018 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает на необоснованный, по его мнению, вывод суда о предоставлении ООО "Асперс" полного пакета документов ранее, чем ООО "ДКП Логистик". Настаивает на том, что поскольку ООО "Асперс" с заявлением от 11.12.2017 не была предоставлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, следовательно, данное заявление не подлежало рассмотрению, а положенная в основу оспариваемого распоряжения схема была предоставлена только 29.12.2017, тогда как апеллянт предоставил полный пакет документов 14.12.2017.
Также считает ошибочным выводы суда о том, что ООО "ДКП Логистик" не было приложено к заявлению дополнительное соглашение от 11.12.2017 N 1 с вносимыми дополнениями, поскольку дополнительное соглашение является неотъемлемой частью основного соглашения, которое апеллянтом представлялось. Кроме того, нормами законодательства не предусмотрено предоставление дополнительного соглашения в качестве обязательного документа, прилагаемого к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Оспаривает вывод суда об отсутствии нарушений прав заявителя в доступе к принадлежащему ему земельному участку спорным распоряжением, ссылаясь на то, что указанным распоряжением не установлен беспрепятственный проезд и проход смежным землепользователям, не указаны координаты и схема проезда/прохода. Кроме того, даже при условии наличия беспрепятственного проезда/прохода предварительное согласование спорного земельного участка ООО "Асперс" приведет к невозможности использования апеллянтом склада N 2, так как имеющейся территории вдоль ворот NN 5-7, фасадов склада N 2 недостаточно для разворота длинномерного транспорта. По тексту апелляционной жалобы указывает на то, что судом первой инстанции не принято во внимание то обстоятельство, что в границах предварительно согласованного земельного участка расположены объекты заявителя - пандус металлический и железобетонный пандус.
Помимо этого апеллянт полагает, что в настоящее время у ООО "Асперс" отсутствуют основания для получения спорного земельного участка без торгов в связи с невозможностью осуществления строительства на спорном земельном участке 2-этажного административно-бытового корпуса площадью 660 кв.м., предусмотренного соглашением об осуществлении деятельности резидента, поскольку с учетом установленных градостроительными нормами требований к отступам от границ земельного участка площадь допустимого размещения здания составит всего 44 кв.м., следовательно, реализация предусмотренной соглашением деятельности на спорном участке невозможна, в связи с чем предварительное согласование предоставления земельного участка ООО "Асперс" является преждевременным, незаконным.
В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи Н.Н. Анисимовой в отпуске на основании определения суда от 09.04.2019 произведена её замена на судью Г.Н. Палагеша, и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) начато сначала.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, АО "Корпорация развития Дальнего Востока", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о причине неявки не сообщили, в связи с чем суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, провел судебное заседание в отсутствие неявившихся иных лиц, участвующих в деле.
Через канцелярию суда от ООО "ДКП ЛОГИСТИК" поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе, которые приобщены судом к материалам дела в порядке статьи 81 АПК РФ.
В судебном заседании представители ООО "ДКП ЛОГИСТИК" огласили доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Представитель ООО "Асперс" на доводы апелляционной жалобы возражал, решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд, руководствуясь статьями 163, 184, 185 АПК РФ, определил объявить перерыв в судебном заседании до 15.04.2019 до 14 часов 40 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
15.04.2019 после окончания перерыва судебное заседание было продолжено в том же составе суда.
Представители АО "Корпорация развития Дальнего Востока" после перерыва не явились, что в силу части 5 статьи 163 АПК РФ не препятствует продолжению судебного заседания.
Поступившие за время перерыва от ООО "Асперс" дополнения к возражениям, от департамента - дополнительный отзыв в порядке статьи 262 АПК РФ приобщены судом к материалам дела.
Из пояснений лиц, участвующих в деле, материалов дела коллегия суда установила следующее.
ООО "ДКП Логистик" 19.05.2016 зарегистрировано в качестве резидента свободного порта Владивосток.
19.05.2016 между АО "Корпорация развития Дальнего Востока" и ООО "ДКП Логистик" (резидент) заключено соглашение N СПВ-27/16 об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток, согласно которому резидент в период с 2016 по 2018 г.г. реализует инвестиционный проект "Проектирование и строительство складского комплекса с морозильными камерами общей площадью 6000 кв.м.", осуществляя следующую деятельность: хранение и складирование замороженных или охлажденных грузов.
Территорией осуществления инвестиционного проекта является земельный участок площадью 1386 кв.м. с кадастровым номером 25:28:030003:1963, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир нежилое здание, литер А. участок находится примерно в 100 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, ул. Калинина, 243Д, который принадлежит резиденту на праве собственности (пункт 1.4 соглашения).
Кроме того, в ЕГРН зарегистрировано право собственности ООО "ДКП Логистик" на земельный участок с кадастровым номером 25:28:030003:1962, площадью 12 922 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание, лит. А, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, ул. Калинина, 243д, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.05.2016.
В границах указанного участка расположено принадлежащее заявителю на праве собственности здание склада N 2 общей площадью 1859,00 кв.м. (лит. Б), этажность 1, назначение нежилое, адрес объекта: Приморский край, г.Владивосток, ул. Калинина, д. 243д.
Как следует их схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, спорный земельный участок является смежным со следующими земельными участками: 25:28:030003:1963, 25:28:030003:1962, 25:28:030003:1848, 25:28:030003:1859.
ООО "ДКП Логистик" 18.09.2017 направило в Департамент заявление о предварительном согласовании схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул. Калинина, 243Д, площадью 2482 кв.м. для строительства "складского комплекса с морозильными камерами" (объекты складского назначения) без проведения торгов в порядке норм Закона N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" с приложением, в том числе, схемы расположения земельного участка.
Письмом от 28.09.2017 Департамент возвратил заявление ООО "ДКП Логистик" в связи с несоответствием требованиям пункта 1 статьи 39.15 ЗК РФ.
11.12.2017 АО "Корпорация развития Дальнего Востока" и ООО "ДКП Логистик" заключили дополнительное соглашение к соглашению об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток, изложив пункт 1.1. соглашения в следующей редакции: резидент в период с 2016 по 2019 гг. реализует новый инвестиционный проект "Проектирование и строительство складского комплекса с морозильными камерами общей площадью 6000 кв.м.".
Пункт 1.4. соглашения дополнен следующим абзацем: также резидент осуществляет деятельность, указанную в пункте 1.3 соглашения, на территории земельного участка площадью 12922 кв.м. с кадастровым номером 25:28:030003:1962, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание, литер А. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, ул. Калинина, 243д. Земельный участок принадлежит резиденту на праве собственности.
Кроме того, резидент планирует сформировать и оформить право по договору аренды на земельные участки:
-участок ориентировочной площадью 502 кв.м., примыкающий к земельному участку с кадастровым номером 25:28:03000361962;
-участок ориентировочной площадью 2 662 кв.м., примыкающий к земельному участку с кадастровым номером 25:28:030003:1962 25:28:030003:1963;
-участок ориентировочной площадью 23 кв.м., примыкающий к земельному участку с кадастровым номером 25:28:03000361962. Резидент планирует оформить права владения и пользования на указанные земельные участки в соответствии с планом-графиком.
11.12.2017 ООО "ДКП Логистик" направило в Департамент заявление (вх. N 20-67141) о предоставлении дополнительных документов, в том числе соглашение об осуществлении деятельности резидента СПВ от 19.05.2016 N СПВ-27/16.
ООО "ДКП Логистик" 14.12.2017 направил в адрес Департамента заявление с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, копии соглашения об осуществлении деятельности резидента, копии выписки из ИСОГД, в котором просил не рассматривать ранее поданную заявлением от 11.12.2017 схему расположения земельных участком, снять с рассмотрения заявление от 11.12.2017, а рассмотреть направленную 14.12.2017 схему в рамках заявления общества от 18.09.2017.
Письмом 18.12.2017 N 20/03/02-06/41230 Департамент сообщил ООО "ДКП Логистик" о приостановлении рассмотрения поданного им 14.12.2017 заявления на основании пункта 6 статьи 39.15 ЗК РФ в связи с рассмотрением поданного 11.12.2017 ООО "Асперс" заявления о предоставлении спорного земельного участка и схемы расположения спорного земельного участка на кадастровой карте территории.
ООО "Асперс" 01.06.2017 также зарегистрировано в качестве резидента свободного порта Владивосток.
31.05.2017 между АО "Корпорация развития Дальнего Востока" и ООО "Асперс" заключено соглашение N СПВ-201/17 об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток, в соответствии с которым резидент в период с 2017 по 2018 г.г. реализует новый инвестиционный проект "Строительство складского холодильного комплекса и организация открытого склада".
В рамках инвестиционного проекта резидент в силу пункта 1.3 соглашения осуществляет следующие виды деятельности: хранение и складирование замороженных или охлажденных грузов; аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом; транспортная обработка грузов.
Указанную в пункте 1.3 соглашения деятельность резидент осуществляет на территории земельного участка общей площадью 1100 кв.м. с кадастровым номером 25628:030003:1859, расположенного по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул. Калинина, д. 243. Указанный земельный участок принадлежит резиденту на праве аренды. Кроме того, после заключения соглашения резидент планирует оформление земельного участка (кадастровый квартал 25:28:040014), расположенного по адресу: г.Владивосток, ул. Проселочная, 5.
В целях реализации инвестиционного проекта 25.07.2017 ООО "Асперс" в Департамент подано заявление о предоставлении обществу в порядке подпункта 33 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ в аренду сроком на 10 лет следующие земельные участки:
- с кадастровым номером 25:28:030003:1859 с целью строительства холодильного склада,
- с кадастровым номером 25:28:030003:1848 с целью строительства стоянки автомобильного транспорта,
- земельного участка площадью 550 кв.м., расположенного примерно в 152 м по направлению на юго-запад от ориентира здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, ул. Калинина, 243, с целью строительства здания с помещениями офисного и служебного назначения.
30.08.2017 ООО "Асперс" в дополнение к ранее направленному заявлению от 25.07.2017 подало в Департамент заявление о рассмотрении вопроса о предоставлении в аренду земельного участка площадью 2000 кв.м. для строительства здания с помещениями офисного и служебного назначения, без проведения торгов, как резиденту свободного порта Владивосток на основании подпункта 33 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, диска со схемой.
ООО "Асперс" заявлением от 01.11.2017 в дополнение к ранее поданным заявлениям от 25.07.2017, 30.08.2017 направило в Департамент схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, диск со схемой, схему публичного сервитута, и просило предоставить ООО "Асперс" в аренду сроком на 10 лет земельный участок с кадастровым номером 25:28:030003:1859 площадью 1100 кв.м. с целью строительства холодильного склада, а также рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления ООО "Асперс" земельного участка ориентировочной площадью 2000 кв.м. в районе ул. Калинина, 243 в аренду сроком на 10 лет на основании подпункта 33 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ для строительства здания с помещениями офисного и служебного назначения.
11.12.2017 АО "Корпорация развития Дальнего Востока" и ООО "Асперс" заключено дополнительное соглашение N 1 к соглашению об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток от 31.05.2017, которым, в том числе, в пункт 1.4 внесены изменения: резидент осуществляет деятельность, указанную в пункте 1.3 соглашения, на территории земельного участка общей площадью 1100 кв.м. с кадастровым номером 25:28:030003:1859, расположенного по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул. Калинина, д. 243, принадлежащего резиденту на праве аренды.
Кроме того, резидент планирует осуществлять деятельность на территории следующих земельных участков:
-земельный участок (кадастровый квартал 25:28:040014), расположенный по адресу: г.Владивосток, ул. Проселочная, д. 5, права находятся на стадии оформления;
-земельный участок площадью 1 051 кв.м. с кадастровым номером 25:28:030003:1848, расположенный в г.Владивостоке, в районе ул. Калинина, 243;
-земельный участок ориентировочной площадью 2000 кв.м. (кадастровый квартал 25:28:030003), расположенный примерно в 152 м по направлению на юго-запад от ориентира здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, ул. Калинина, д. 243. Резидент планирует оформить права владения и пользования на указанные земельные участки в соответствии с планом-графиком.
В силу пункта 1.5 соглашения в измененной редакции резидент в рамках реализации инвестиционного проекта осуществляет капитальные вложения путем осуществления затрат на: строительство здания склада общей площадью 1 000 кв.м. (6000 куб.м); приобретение инженерного оборудования и системы климат-контроля; строительство АБК площадью 660 кв.м., 2 этажа; приобретение электрического узкопроходного штабелера, 2 ед.
Из представленного в материалы дела ООО "Асперс" Бизнес-плана строительства складского холодильного комплекса на территории г.Владивостока следует, что в ходе реализации проекта будут задействованы 4 земельных участка, из которых 3 смежных и 1 для собственных целей в районе Снеговая Падь: площадь 1-го участка - 1 100 кв.м. для строительства склада-холодильника общей площадью 1 000 кв.м., площадь 2-го участка - 1 051 кв.м. для организации парковки, площадь 3-го - 2 000 кв.м. для строительства административно-бытового корпуса.
Кроме того, в этот же день 11.12.2017 ООО "Асперс" в дополнение к заявлению от 01.11.2017 направил в адрес Департамента заявление вх. N 20-67144 с приложением дополнительного соглашения от 11.12.2017, заявки о заключении дополнительного соглашения, бизнес-плана.
Заявлением от 29.12.2017 ООО "Асперс" направил в адрес Департамента исправленную схему расположения земельного участка на диске.
По результатам рассмотрения обращения ООО "Асперс" Департаментом издано оспариваемое распоряжение от 02.02.2018 N 93-вр, которым предварительно согласовано предоставление ООО "Асперс" земельного участка площадью 2000 кв.м., адрес (местонахождение): Приморский край, г.Владивосток, ул. Калинина, в районе д. 243. из земель населенных пунктов в границах зоны производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4); утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа; установлен основной вид разрешенного использования земельного участка "здания с помещениями офисного и служебного назначения".
Кроме того, 09.02.2018 Департаментом по заявлению ООО "ДКП Логистик" от 14.12.2017 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ - в связи с полным или частичным совпадением местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка.
Распоряжением Департамента N 771-вр от 21.11.2018 внесены изменения в распоряжение от 02.02.2018 N 93-вр, пункт 2 дополнен следующим абзацем: обеспечить на части земельного участка площадью 471 кв.м. беспрепятственный проход и проезд смежным землепользователям.
По результатам формирования ООО "Асперс" земельного участка 19.02.2018 данный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 25:28:030003:1984, что следует из выписки из ЕГРН от 16.03.2018 N 25/001/003/2018-2003.
Согласно справке ИСОГД N 28-7154 от 25.04.2018 спорный земельный участок на момент рассмотрения настоящего спора расположен в территориальной зоне объектов водного транспорта (Т5).
Как следует из представленного в материалы дела дополнительного обследования к заключению ООО НИЦ "Сейсмозащита" строительно-технической экспертизы объектов недвижимости: земельного участка с кадастровым номером 25:28:030003:1984, расположенного по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул. Калинина, в районе д. 243 (сформированный ООО "Асперс") и здания склада N 2, собственником которого является ООО "ДКП Логистик", путем выезда на местность экспертом в результате визуального осмотра установлено, что территория земельного участка с кадастровым номером 25:28:030003:1984 представляет собой ровную территорию с асфальтированным покрытием без перепада высот, без объектов недвижимого имущества, в том числе, временного назначения. Свободный проход и проезд к воротам NN 5-7 склада N 2 по территории земельного участка с кадастровым номером 25:28:030003:1984 обеспечивается с учетом установленного беспрепятственного прохода и проезда. С учетом недостаточности ширины земельного участка, пригодного для движения длинномерного автотранспорта, погрузо-разгрузочные работы возле ворот NN 5-7 склада N 2 возможны только с использованием специализированной техники. Территория, имеющаяся вдоль ворот NN 5-7 и фасадов склада N 2, необходимая для разворота длинномерного транспорта, технически отсутствует. Также экспертом сделан вывод о возможности организации дополнительных железнодорожных переездов в случае необходимости.
Распоряжением Администрации г.Владивостока от 20.11.2018 N 1838 утвержден градостроительный план N RU25304000-2011201800001080 земельного участка с кадастровым номером 25:28:030003:1984 площадью 2000 кв.м. Из приложенного к градплану чертежа следует, что на спорном земельном участке разрешено строительство объектов капитального строительства в наиболее широкой части земельного участка. Условно разрешенным видом использования земельного участка является деловое управление, допускающее размещение объектов капитального строительства с целью размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, при этом минимальный отступ от границ земельного участка составляет 5 м.
ООО "ДКП Логистик" не согласилось с изданным ответчиком распоряжением от 02.02.2018 N 93-вр, посчитав его незаконным и нарушающим права Общества в сфере осуществляемой им экономической деятельности, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, который в удовлетворении требований отказал.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзывах на нее, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов.
Так, в соответствии с пунктом 33 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка резиденту свободного порта Владивосток на территории свободного порта Владивосток.
Материалами дела подтверждается, что ООО "ДКП Логистик", ООО "Асперс" являются резидентами свободного порта Владивосток, следовательно, имеют право на заключение договора аренды земельного участка на территории свободного порта Владивосток без проведения торгов с учетом соблюдения необходимой процедуры предоставления таких земельных участков.
На основании пункта 18 части 8 статьи 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок реализации резидентом свободного порта Владивосток соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О свободном порте Владивосток".
Отношения, связанные с созданием и функционированием свободного порта Владивосток, урегулированы Федеральный закон от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (далее - Закон N212-ФЗ), частью 1 статьи 2 которого установлено, что под свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края, на которой в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 212-ФЗ под резидентом свободного порта Владивосток понимается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории свободного порта Владивосток согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности и включены в реестр резидентов свободного порта Владивосток.
Из анализа положений части 1 статьи 10 Закона N 212-ФЗ следует, что для того, чтобы юридическое лицо являлось полноправным резидентом свободного порта Владивосток, необходимо наличие заключенного в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом соглашения об осуществлении деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ в течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности резидент свободного порта Владивосток обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении деятельности, и осуществить инвестиции, в том числе капитальные вложения, в объеме и сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности.
Таким образом, как следует из положений вышеприведенных норм права, предоставление земельного участка резиденту свободного порта Владивосток в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 39.6 ЗК РФ, должно осуществляться только для реализации деятельности, предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности.
Согласно части 1 статьи 39.14 предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в определенном названной статьей порядке и включает в себя, в том числе подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частью 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: 1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Таким образом, основанием для принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый участок предстоит образовать, является схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии со статьей 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Как указано в части 2 статьи 11.10 ЗК, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Статьей 39.15 ЗК РФ предусмотрен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
В силу части 6 статьи 39.15 ЗК РФ в случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Согласно части 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Как указано ранее, ООО "ДКП Логистик", ООО "Асперс", являющиеся резидентами свободного порта Владивосток, имеют право получения земельного участка без торгов для реализации соглашения об осуществлении деятельности (часть 2 статьи 39.6 ЗК РФ, Закон N 212-ФЗ).
Оба резидента претендуют на один и тот же земельный участок.
Дополнительные соглашения, предусматривающие возможность реализации резидентами своей деятельности на территории спорного земельного участка заключены обоими резидентами 11.12.2017, следовательно, право на предоставление именно спорного земельного участка без торгов возникло у названных лиц одновременно с 11.12.2017.
При таких условиях, обстоятельства подачи резидентами заявок на спорный земельный участок до заключения соглашения о реализации инвестиционного проекта с использованием спорного участка не имеют правового значения, следовательно указания на ранее поданные до 11.12.2017 заявления с приложенными к ним документами необоснованны.
Из положений части 2 статьи 39.15 ЗК РФ следует, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прикладывается схема расположения земельного участка, без наличия которой предварительное согласование невозможно.
Как усматривается из материалов дела, в период после заключения дополнительного соглашения ООО "Асперс" направило в Департамент заявление 11.12.2017 без приложения схемы, при этом исправленную схему предоставило только 29.12.2017. Тогда как ООО "ДКП Логистик" предоставило заявлением от 14.12.2017 схему расположения земельного участка совместно с соглашением об осуществлении деятельности.
При этом апелляционная коллегия отмечает, что отсутствуют основания полагать, что к заявлению ООО "ДКП Логистик" не было приложено дополнительное соглашение совместно с соглашением об осуществлении деятельности, поскольку Департамент заявление ООО "ДКП Логистик" по основаниям непредоставления всего перечня необходимых документов не возвращал, в принятом отказе от 09.02.2018 на это также не указал.
В связи с изложенным, поскольку схема расположения земельного участка была предоставлена ООО "ДКП Логистик" ранее, Департамент в порядке части 6 статьи 39.15 ЗК РФ должен был приостановить рассмотрение заявки ООО "Асперс" до принятия решения по заявлению ООО "ДКП Логистик", вместе с тем, не совершив названные действия, не приостановив рассмотрение заявления ООО "Асперс", приняв по ней решение в нарушение установленного порядка Департамент действовал неправомерно.
Кроме того, в силу части 7 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган при рассмотрении заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка должен проверить предоставленные заявителем документы на наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении предварительного согласования.
Приказом Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 31.08.2017 N 139 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в ведении или собственности Приморского края, резидентам свободного порта Владивосток".
Названный регламент определяет состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, при осуществлении департаментом полномочий по предоставлению государственной услуги, а также, порядок взаимодействия между структурными подразделениями департамента, взаимодействие департамента с заявителями, органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги.
Согласно пункту 7 регламента в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка Департамент принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ или в соответствующем Законе Приморского края, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с частью 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из материалов дела усматривается, что спорное распоряжение N 93-вр о предварительном согласовании предоставления ООО "Асперс" земельного участка выдано по результатам рассмотрения заявления ООО "Асперс" от 11.12.2017, в котором общество, являясь резидентом свободного порта Владивосток, испрашивало предоставление земельного участка с целью строительства объекта капитального строительства - здания с помещениями офисного и служебного назначения в соответствии с инвестиционным соглашением.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения и состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 ГрК РФ закреплено, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых правилами землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 2 ГрК РФ, одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.
Статьей 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно сведениям представленной в материалы дела справки ИСОГД от 18.04.2018 N 28-6862 на момент рассмотрения дела весь земельный участок расположен в зоне объектов водного транспорта (Т5), к видам разрешенного использования которой Правилам землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы города Владивостока от 07.04.2010 N 462, с учетом внесенных Распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 28.03.2018 N 14 изменений, отнесено, в том числе размещение на земельных участках такой зоны объектов капитального строительства с целью: управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности).
При этом градостроительным регламентом зоны Т-5 предусмотрены минимальные 5-метровые отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
Как следует из заявления ООО "Асперс" от 01.11.2017, 11.12.2017, бизнес-плана строительства складского холодильного комплекса на территории г.Владивостока, соглашения (с учетом дополнительного соглашения от 11.12.2017) об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток, ООО "Асперс" на территории испрашиваемого спорного земельного участка планирует осуществлять строительство капитального объекта - 2-этажного административно-бытового корпуса площадью 660 кв.м.
Исходя их конфигурации спорного земельного, из сопоставления чертежа к градостроительному плану земельного участка и имеющейся в материалах дела обзорной схемы места допустимого размещения зданий, сооружений следует, что с учетом вышеуказанных 5-метровых отступов от границ участка, предусмотренных градостроительным регламентом, площадь допустимого места размещения объекта составит 44 кв.м.
В связи с изложенным, апелляционная коллегия приходит к выводу о недопустимости возведения здания АБК площадью 660 кв.м. на 44 кв.м. земельного участка. При этом, как следует из градплана спорного земельного участка, размещение объекта капитального строительства допустимо только в одном, указанном месте.
Коллегией суда принимается во внимание, что на дату принятия спорного распоряжения 02.02.2018 земельный участок располагался в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4), в которой не было предусмотрено требование о минимальных 5-метровых отступах. Однако, даже без учета отступов от границ земельного участка возведение в максимально широкой точке спорного земельного участка 2-этажного объекта площадью 660 кв.м. невозможно.
При таких условиях, апелляционный суд полагает, что утверждение схемы, предварительное согласование предоставления спорного земельного участка ООО "Асперс" произведены Департаментом в нарушение вышеперечисленных норм статей 39.15, 11.9, 11.10 ЗК РФ, ГрК, без учета обстоятельства невозможности размещения объекта, предусмотренного соглашением об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток, на данном земельном участке.
Между тем, суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения данные обстоятельства не исследовал и не устанавливал, ограничившись установлением того формального факта, чье заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка было подано ранее.
Кроме того, коллегия не может согласиться с выводами суда об отсутствии нарушения прав заявителя спорным распоряжением, отмечая следующее.
Закон Приморского края от 03.06.2015 N 638-КЗ "О реализации отдельных полномочий органами исполнительной власти Приморского края, органами местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности" устанавливает, в том числе основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предварительном согласовании предоставления земельного участка, предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при наличии которых орган исполнительной власти Приморского края, орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, принимает соответствующее решение об отказе.
Согласно пункту 8 статьи 2 указанного Закона уполномоченный орган принимает решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, а также при наличии хотя бы одного из следующих оснований, а именно расположение на земельном участке объектов недвижимого имущества, правообладателем которых заявитель не является.
Как следует из договора купли-продажи N 17-м от 17.09.2001, договора купли-продажи N 1-09 от 20.08.2008, договора мены от 01.07.2014, ООО "ДКП Логистик" в результате последовательных сделок приобрел объект - погрузочно-разгрузочную рампу в составе причального комплекса.
Заключением ООО "Востокгеопроект" в ходе проведения геодезических и землеустроительных работ установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:030003:1984 расположен объект недвижимости: железобетонный пандус для погрузки/выгрузки грузов, площадь наложения составляет 1018 кв.м. Названный пандус и указанная в договорах купли-продажи N 17-м, 1-09 и договоре мены погрузочно-разгрузочная рампа, как установлено экспертом, являются одним и тем же объектом.
Коллегия принимает во внимание, что согласно представленному экспертному заключению ООО НИЦ "Сейсмозащита" экспертом установлено, что территория земельного участка с кадастровым номером 25:28:030003:1984 представляет собой ровную территорию с асфальтированным покрытием без перепада высот, без объектов недвижимого имущества, в том числе, временного назначения.
Вместе с тем, указанный вывод сделан экспертом по результатам визуального осмотра, тогда как выводы специалиста ООО "Востокгеопроект" основаны на результатах геодезических и землеустроительных работ.
В силу изложенного, коллегия поддерживает доводы апеллянта о наличии в границах спорного земельного участка объекта железобетонный пандус для погрузки/выгрузки грузов, правообладателем которых ООО "Асперс" не является.
При этом выводы, сделанные в рамках дела N А51-9096/2017 не имеют преюдициального значения при рассмотрении настоящего спора, поскольку во-первых, судом в рамках названого дела исследовались материалы в отношении пандуса металлического со стенкой из железобетонных блоков 12 кв.м в районе ул. Калинина, 243Д, тогда как по договорам купли-продажи и договору мены ООО "ДКП Логистик" передан железобетонный пандус для погрузки/выгрузки грузов, и из названных документов не следует однозначный вывод об их идентичности. Во-вторых, отсутствие доказательств того, что объект пандус является объектом недвижимости не отменяет императивность положений статей 606, 611 ГК РФ о том, что арендодатель обязан предоставить арендатору имущество (земельный участок) в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества. Предметом арендных отношений может выступать земельный участок, свободный от прав и имущества третьих лиц.
Принимая во внимание цель предоставления земельного участка, коллегия полагает, что фактическое состояние земельного участка должно обеспечивать реальную возможность его использования по назначению в соответствии с условиями договора, подлежащего заключению после предоставления земельного участка. Между тем до урегулирования вопросов, связанных с нахождением в границах земельного участка имущества, не принадлежащего ООО "Асперс", указанному обществу не могут быть гарантированы права на использование земельного участка по назначению.
При таких условиях, нахождение в границах спорного земельного участка объекта (пандус) с одной стороны будет препятствовать строительству на данном участке объекта капитального строительства, а с другой, предоставление данного участку иному лицу, не правообладателю объекта, нарушит права правообладателя по владению и пользованию его имуществом.
В связи с этим, при наличии совокупности предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований, коллегия приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Все иные доводы жалобы, в том числе, о наличии водоохраной зоны, запретных зон не имеют правового значения, учитывая вышеназванную апелляционным судом невозможность согласования предоставления ООО "Асперс" земельного участка в испрашиваемых целях.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ отменить, как принятое с нарушением норм материального права, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы подлежат перераспределению судебные расходы по уплате госпошлины по заявлению в сумме 3 000 рублей и по апелляционной жалобе 1 500 рублей, которые на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом апелляционной инстанции на департамент.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.12.2018 по делу N А51-3371/2018 отменить.
Признать незаконным распоряжение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 02.02.2018 N 93-вр о предварительном согласовании предоставления ООО "Асперс" земельного участка в районе г.Владивосток, ул. Калинина, 243, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Взыскать с Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "ДКП ЛОГИСТИК" 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей расходов по уплате госпошлины по заявлению и апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.