Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 августа 2019 г. N Ф01-3782/19 настоящее постановление оставлено без изменения
19 апреля 2019 г. |
Дело N А79-9385/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.04.2019.
Полный текст постановления изготовлен 19.04.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Чебоксары на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.01.2019 по делу N А79-9385/2018, принятое судьей Павловой О.Л.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Илем" (ОГРН 1152130005840, ИНН 2130154044) о признании незаконным решения администрации города Чебоксары от 03.08.2018 N 11456,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Илем" (далее - ООО УК "Илем") заявлением от 23.07.2018 просило администрацию города Чебоксары (далее - администрация) разрешить перепланировку мест общего пользования согласно проекту перепланировки помещений общего пользования по адресу: г. Чебоксары, ул. Болгарстроя, д. 7.
Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Чебоксары, ул. Болгарстроя, д. 7 в форме заочного голосования от 17.06.2015 общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Альгешево-2" (далее - ООО УК "Альгешево-2") выбрано управляющей организацией данного многоквартирного дома, в соответствии с которым осуществляет управление названным многоквартирным домом.
На основании решения N 1 единственного учредителя ООО УК "Альгешево-2" от 14.02.2018 наименование ООО УК "Альгешево-2" изменено на общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Илем", о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 21.02.2018 внесена запись за государственным регистрационным номером 2182130064543.
Предписанием Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики от 17.04.2018 N 35/33 ООО УК "Илем" предписано, в том числе, провести мероприятия, направленные на решение вопроса пользования общим имуществом собственников помещений дома N 7 по ул. Болгарстроя г. Чебоксары, а именно: в установленном законом порядке оформить разрешение на перепланировку мест общего пользования лестничных клеток первого подъезда перед входом в квартиру N 33 и N 34; N 28 и N 29; N 23 и N 24; N 5 и N 6; N 1 и N 2, на лестничных клетках второго подъезда перед входом в квартиру N 79, 80, 81, 82; N 67, 68, 69, 70; N 55, 56, 57, 58; N 44, 45, 46, 47, на лестничных клетках третьего подъезда перед входом в квартиру N 137 и N 138; N 127 и N 128; N 118; N 115 и N 116; N 110 и N 111; N 105 и N 106; N 100 и N 101. При получении отказа в узаконении - привести вышеуказанные места общего пользования в первоначальное состояние соответствующе техническому паспорту дома путем проведения демонтажа самовольно смонтированных металлических перегородок с дверными блоками в вышеуказанных местах общего пользования.
Администрация письмом от 03.08.2018 N 11456 в согласовании перепланировки мест общего пользования (лестничных площадок) в доме N 7 по ул. Болгарстроя г.Чебоксары отказала в связи с несоответствием проекта перепланировки требованиям законодательства (части 3 пункта 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), поскольку согласно пункту 4.8.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, запрещается использовать лестничные помещения (даже на короткое время) для складирования материалов, оборудования и инвентаря, устраивать под лестничными маршами кладовые и другие подсобные помещения.
Общество не согласилось с решением администрации и обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения администрации от 03.08.2018 N 11456; о возложении на администрацию обязанности по принятию решения о согласовании перепланировки мест общего пользования (лестничных площадок) в доме N 7 по ул. Болгарстроя г. Чебоксары.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики (далее - Инспекция), Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике (далее - Управление).
Решением от 18.01.2019 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии заявленное Обществом требование удовлетворил.
Администрация обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
Заявитель жалобы настаивает на том, что в соответствии с главой 4 ЖК РФ перепланировка допускается только в отношении жилого помещения (в редакции ЖК РФ, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения администрации).
Администрация считает, что места общего пользования (лестничные площадки) в силу действующего законодательства не могут быть объектами перепланировки, так как не являются жилыми помещениями.
Заявитель апелляционной жалобы обращает внимание на то, что перепланировка фактически выполнена без получения соответствующего разрешения, с заявлением о получении такого разрешения Общество до выполнения работ не обращалось.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
Общество и Управление заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Действовавшим в период спорных правоотношений законодательством не был предусмотрен особый порядок переустройства, перепланировки и сохранения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии в случае самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки общего имущества многоквартирного жилого дома (в рассматриваеморм случае - лестничных площадок), в связи с чем применению подлежат нормы жилищного законодательства, регулирующее сходные отношения (аналогия закона) в соответствии со статьей 7 ЖК РФ.
В силу статьи 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Статьей 26 ЖК РФ установлено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В соответствии с пунктом 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, переоборудование (переустройство, перепланировку) жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Согласно части 2 статьи 27 ЖК РФ решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 этой статьи.
Часть 1 статьи 27 ЖК РФ устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, который не подлежит расширительному толкованию.
Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих восстановительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии со статьей 51 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, когда изменение объекта капитального строительства не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитального ремонта объектов капитального строительства.
В рассматриваемом случае предполагаемая перепланировка общего имущества многоквартирного дома не относятся к его реконструкции, осуществление которой регламентировано градостроительным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно протоколу от 30.04.2018 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Чебоксары, ул. Болгарстроя, д. 7, по 5 вопросу повестки дня об использовании общедомового имущества по установке ограждений из металлических конструкций с дверным проемом в поэтажных коридорах общего имущества проголосовало "За" - 67,86% собственников многоквартирного дома.
В соответствии с 6 вопросом повестки дня оплата разработки проекта по установке ограждений из металлических конструкций с дверным проемом в поэтажных коридорах общего имущества без права отчуждения, на внесение изменений в технический паспорт дома произведена за счет собственников квартир N N 1, 2, 5, 6, 23, 24, 28, 29, 33, 34, 44, 45, 46, 47, 55, 56, 57, 58, 67, 68, 69, 70, 79, 80, 81, 82, 100, 101, 105, 106, 110, 111, 115, 116, 118, 127, 128, 137, 138, в пользовании которых находятся помещения общего пользования, огражденные металлическими конструкциями с дверным проемом в 1,2,3 подъездах с 1 по 9 этажах в поэтажных коридорах общего пользования.
В рассматриваемом случае межквартирные лестничные площадки и лестницы в доме N 7 по ул. Болгарстроя г. Чебоксары являются общим имуществом многоквартирного дома.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 3 статьи 36 ЖК РФ).
В силу части 4 статьи 36 ЖК РФ по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что собственниками помещений многоквартирного дома N 7 по ул. Болгарстроя г. Чебоксары протоколом общего собрания от 30.04.2018 принято решение об использовании общедомового имущества по установке ограждений из металлических конструкций с дверным проемом в поэтажных коридорах общего имущества.
При этом уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, установленное частью 3 статьи 36 ЖК РФ, в данном случае не происходит. В данном случае не являлось обязательным согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме применительно к части 2 статьи 40 ЖК РФ, поскольку переустройство и (или) перепланировка не влекла присоединение к жилым (нежилым) помещениям части общего имущества многоквартирного дома.
Проект перепланировки, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "Проектиф" (далее - ООО "Проектиф"), не содержит условий изменения долей собственников в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, не изменяет их характеристики и целевое назначение помещений.
Согласно подпункту "б" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (подпункт "е" пункта 11 Правил N 491).
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", определяющий основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии с частью 3 статьи 4 указанного Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно пояснениям специалиста - директора ООО "Проектиф" Иванова Евгения Анатольевича, данным в судебном заседании 22.11.2018, проект перепланировки выполнялся с учетом требований законодательства по пожарной безопасности, для разработки которого был использован технический паспорт. Перепланировка не нарушает требования пожарной безопасности, в проекте присутствует текстовая часть и техническая часть с указанием размеров.
В соответствии с пояснениями представителя Главного управления МЧС России по Чувашской Республике упомянутый выше проект перепланировки не нарушает положения пункта 1 части 2 статьи 1, части 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (в редакции на дату проектирования), пункта 4.2 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", утвержденных Приказом МЧС России от 21.11.2012 N 693.
Довод администрации о том, что в результате перепланировки помещений будет ограничен свободный доступ к электрическому щиту с индивидуальными приборами учета, обоснованно отклонен судом первой инстанции, так как из типового договора участия в долевом строительстве по дому N 7 по ул. Болгарстроя г. Чебоксары следует, что индивидуальный прибор электрического учета устанавливается на каждом объекте долевого строительства.
Следовательно, установленные ограждения из металлических конструкций с дверным проемом в поэтажных коридорах ограждают лишь квартиры с электрическими щитами, которые относятся к соответствующим огороженным квартирам.
Кроме этого суд первой инстанции учел, что в 2016 году администрация утверждала перепланировку лестничных клеток блок-секций 1,2,3 на 9 этажах в указанном доме.
Таким образом, поскольку имеется протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 30.04.2018, подтверждающий волеизъявление собственников многоквартирного дома по установке ограждений из металлических конструкций с дверным проемом в поэтажных коридорах, при этом требования пожарной безопасности установкой данных дверей не нарушаются, следовательно, установка дверей в поэтажных коридорах в рассматриваемом случае не нарушает права и законные интересы других лиц, проживающих в спорном многоквартирном доме.
Оснований, предусмотренных частью 1 статьи 27 ЖК РФ, по которым могло быть отказано Обществу в согласовании переустройства и (или) перепланировки, у администрации не имелось (включая фактическую установку металлических дверей).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отказ администрации в согласовании перепланировки помещений общего пользования, расположенных по адресу: г. Чебоксары, ул. Болгарстроя, дом 7, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Одновременно суд посчитал необходимым в качестве правовосстановительной меры обязать администрацию согласовать в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу проект перепланировки помещений общего пользования, расположенных по адресу: г. Чебоксары, ул. Болгарстроя, дом 7.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Администрация от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.01.2019 по делу N А79-9385/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.