г. Москва |
|
18 апреля 2019 г. |
Дело N А41-87676/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Назаренко Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации городского округа Долгопрудный Московской области и общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Телеком" на решение Арбитражного суда Московской области от 15.02.2019 по делу N А41-87676/2018 (судья Петропавловская Ю.С.).
В судебном заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Телеком" - Секунов С.В., по доверенности N СТ-59 от 14.11.2018.
Общество с ограниченной ответственностью "Сервис-Телеком" (далее - ООО "Сервис-Телеком", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Администрации городского округа Долгопрудный Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) с требованиями:
- признать незаконными решения администрации от 26.09.2018 N 16269135, от 02.10.2018 N 16397283 об отказе в выдаче разрешений на размещение объектов (антенно-мачтовое сооружение связи);
- обязать администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Сервис-Телеком" путем выдачи разрешений на размещение объектов в соответствии с представленными заявлениями.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 15.02.2019 (резолютивная часть объявлена 06.02.2019) спорные отказы признаны незаконными, суд обязал администрацию рассмотреть заявление общества.
С вынесенным решением не согласились общество, администрация и обжаловали его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе ООО "Сервис-Телеком" просит решение арбитражного суда первой инстанции изменить в части, принять по делу новый судебный акт об обязании администрации выдать разрешения на размещение объектов.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Сервис-Телеком" указывает на нарушение судом норм процессуального права. Так, ООО "Сервис-Телеком" отмечает, что иные оснований для отказа в выдаче разрешений отсутствуют. Однако суд не восстановил нарушенное право заявителя.
Администрация в своей апелляционной жалобе просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в требованиях в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на нарушение судом норм материального права. Так, администрация отмечает, что постановление Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13 не соответствует требованиям федерального земельного законодательства и не подлежит применению при рассмотрении заявлений о выдаче разрешений на размещение объекта без предоставления земельного участка в той части, в которой оно создает возможность для ухода от конкретных процедур для приобретения земельного участка и осуществления коммерческой деятельности на нем.
От ООО "Сервис-Телеком" поступил отзыв на апелляционную жалобу администрации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители администрации не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Сервис-Телеком" обратилось в администрацию с заявлениями N N Р001-9914240010-163972836 и Р001- 9914240010-16269135 о предоставлении разрешения на размещение объектов - антенно-мачтовых сооружений связи на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность которых не разграничена.
Решениями администрации от 26.09.2018 N 16269135, от 02.10.2018 N 16397283 в выдаче разрешений было отказано. В качестве причины для отказа указано: "Информация, которая содержится в документах, представленных заявителем (представителем заявителя), противоречит общедоступным официальным сведениям, содержащимся в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах, официальных документах уполномоченных органов".
Не согласившись с отказами, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Признавая спорные решения незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что они не мотивированы, соответственно, суд обязал администрацию рассмотреть заявление оп существу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые решения, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения, действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в случаях: проведения инженерных изысканий; строительства временных или вспомогательных сооружений; размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа. В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка (ч. 2 ст. 39.33 ЗК РФ).
Согласно п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно п. 11 данного постановления к таким объектам относятся линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" предоставление земельных участков, порядок (режим) пользования ими, в том числе установления охранных зон сетей связи и сооружений связи и создания просек для размещения сетей связи, основания, условия и порядок изъятия этих земельных участков устанавливаются земельным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 39.34 ЗК РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
В соответствии с п.п. 9, 10 Постановления Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности" решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если: а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящих Правил; б) в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации; в) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
В решении об отказе в выдаче разрешения должно быть указано основание отказа, предусмотренное п. 9 настоящих Правил. В случае если заявление подано с нарушением требований, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил, в решении об отказе в выдаче разрешения должно быть указано, в чем состоит такое нарушение.
Постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13 утвержден Порядок и условия размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Порядок), согласно п. 1 которого настоящий Порядок и условия размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Порядок) регламентируют процедуру и условия размещения объектов, размещение которых осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - объекты).
Согласно п. 3 Порядка разрешение выдается на основании заявления заинтересованного лица.
Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если: заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 4-6 настоящего порядка; в заявлении указаны объекты, не указанные в перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов"; земельный участок (участки), указанный в заявлении, на котором планируется размещение объекта, предоставлен на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования третьим лицам либо находится в частной собственности, либо расположен в полосе отвода автомобильной дороги федерального, регионального или муниципального значения; границы испрашиваемого земельного участка, на котором планируется размещение объектов капитального строительства, для которых не требуется получение разрешения на строительство, попадают в границы: планируемого размещения объектов транспорта федерального, регионального и местного значения в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории; защитных зон объектов культурного наследия, за исключением строительства и реконструкции линейных; территорий объектов культурного наследия, режимы использования которых запрещают размещение объектов, указанных в заявлении; зон охраны объектов культурного наследия, особые режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам которых запрещают размещение объектов, указанных в заявлении; информация, которая содержится в документах, представленных заявителем или его представителем, противоречит общедоступным официальным сведениям, содержащимся в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах, официальных документах уполномоченных органов; размещение объектов приводит к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием, за исключением случаев размещения объектов, указанных в пунктах 2, 3, 5-7 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов"; опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка, на котором планируется размещение объекта, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка; в отношении земельного участка, на котором планируется размещение объекта, принято решение о предварительном согласовании его предоставления.
В решении об отказе в выдаче разрешения указывается мотивированное обоснование причин отказа (п. 9 Порядка).
Оспариваемые отказы администрации в размещении заявителем на земельных участках объектов связи приняты в связи с тем, что "информация, которая содержится в документах, представленных заявителем или его представителем, противоречит общедоступным официальным сведениям, содержащимся в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах, официальных документах уполномоченных органов".
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, указанные решения не мотивированы, в них не указано, какая именно информация и в каких документах, противоречит общедоступным официальным сведениям, и каким общедоступным официальным сведениям.
В данном случае заинтересованным лицом вопрос о возможности установления объектов заявителя на испрашиваемых им земельных участках по существу не рассмотрен, то есть фактически администрацией допущено незаконное бездействие.
В связи с этим оспариваемые решения не соответствуют вышеизложенным требованиям и нормам действующего законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя.
Между тем, в ходе рассмотрения требований общества заинтересованное лицо возражало против удовлетворения требований, указывало, что по заявлению N Р001-9914240010-163972836 заявитель просит разместить объект в месте, которое согласно проекту планировки территории предназначено для размещения пристройки к школе N 7; по заявлению N Р001- 9914240010-16269135 объект предлагается заявителем разместить в непосредственной близости к детской площадке.
Ввиду указанного, с учетом названных обстоятельств и пояснений администрации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что в настоящем случае суд первой инстанции обоснованно обязал администрацию рассмотреть заявление общества по существу.
Доводы апелляционных жалоб не могут быть приняты арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве верных.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционные жалобы - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.02.2019 по делу N А41-87676/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации городского округа Долгопрудный Московской области и общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Телеком" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.