г. Самара |
|
23 апреля 2019 г. |
Дело N А65-29323/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Засыпкиной Т.С., Лихоманенко О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от ИП Зарипова Артура Назиповича - Кожевников К.А., доверенность от 02.06.2017 г.,
от МКУ- "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - не явился, извещен,
от Исполнительного комитета м.о. города Казани - не явился, извещен,
от МКУ "КЗИО Исполнительного комитета МО г. Казани" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Зарипова Артура Назиповича на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.03.2019 по делу N А65-29323/2018 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Зарипова Артура Назиповича,
к Муниципальному казенному учреждению "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани",
к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани,
к МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета МО г. Казани",
- о признании незаконным отказа и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Зарипов Артур Назипович обратился в арбитражный суд с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани.
- о признании незаконным отказа МКУ "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" в заключении договоров аренды земельных участков, выраженных в ответе N 397/КПР от 29.08.2018,
- об обязании МКУ "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о заключении договоров аренды земельных участков площадью 3 118 кв.м., кадастровый номер 16:50:221222:3, расположенный по адресу: Казань, Авиастроительный район, ул. Гудованцева, для целей, не связанных со строительством, а именно для размещения торгового комплекса из легких конструкций и площадью 5 474 кв.м., кадастровый номер 16:50:000000:587, расположенный по адресу: Казань, Авиастроительный район, ул. Гудованцева для целей, не связанных со строительством, а именно для благоустройства территории.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.03.2019 г. в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе предприниматель Зарипов Артур Назипович просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв Муниципального казенного учреждения "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на апелляционную жалобу, в котором они просят апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержал, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Зарипов Артур Назипович 15 августа 2018 года обратился в Комитет потребительского рынка с заявлением о продлении сроков договоров аренды земельных участков N 11459 и N 13217 от 15.06.2010.
Комитет потребительского рынка письмом N 397/КПР от 29.08.2018 отказал предпринимателю в продлении договоров аренды земельных участков со ссылкой на Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", указав, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется без предоставлении земельных участков на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов. В оспариваемом отказе ответчик отметил, что схемой размещения нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г.Казани не предусмотрено размещение объектов по ул. Гудованцева (кадастровые номера 16:50:000000:587, 16:50:221220:3.
Не согласившись с отказом в продлении сроков действия договоров аренды земельного участка, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 9404 от 03.11.2009 Зарипову А.Н. предоставлены в аренду сроком на 5 лет земельные участки из земель населенных пунктов по ул. Гудованцева для целей, не связанных со строительством, без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости): площадью 3 118 кв.м. - для размещения торгового комплекса из легких конструкций, площадью 5 474 кв.м. - для благоустройства территории.
На основании Постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 9404 от 03.11.2009 между заявителем и Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани заключены договоры аренды земельных участков N 11459 и N 13217 от 15.06.2010, согласно которым предпринимателю переданы в аренду земельные участки с кадастровым номером 16:50:221220:3 площадью 3 118 кв.м. и с кадастровым номером 16:50:000000:587 площадью 5 474 кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером 16:50:221220:3 предоставлен для целей, не связанных со строительством, а именно для размещения торгового комплекса из легких конструкций (пункт 1.5. договора аренды N 14459 от 15.06.2010).
Земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:587 предоставлен для целей, не связанных со строительством, а именно для благоустройства территории (пункт 1.5. договора аренды N 13217 от 15.06.2010).
Пунктом 2.1. договоров аренды установлен срок их действия - до 02 ноября 2014 года.
В соответствии с условиями договоров аренды, ИП Зарипов А.Н. не менее чем за 3 месяца до окончания срока аренды обратился 15.07.2014 вх.N 2063 в Комитет с письмом о реализации преимущественного права на заключение договоров аренды на новый срок и направлении в его адрес проектов договоров аренды указанных земельных участков площадью 5474 кв. м и площадью 3118 кв. м, с приложением документов.
В связи с неполучением ответа на данное письмо, заявитель направил повторно письмо от 28.04.2015 вх.N 1249 ответчику с напоминанием о направлении в июле 2014 года письма-заявки о реализации преимущественного права на заключение договоров аренды и просьбой направить указанные проекты договоров аренды.
Ответчик письмом от 14.05.2015 N 1360/кзио-исх отказал предпринимателю в преимущественном праве на заключение новых договоров аренды, в связи с вступлением в силу с 01.03.2015 новой редакции статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отказ в преимущественном праве на заключение новых договоров аренды, изложенный в письме от 14.05.2015 N 1360/кзио-исх оспорен предпринимателем в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.09.2015 по делу N А65-14260/2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016, отказ Комитета, выраженный в письме от 14.05.2015 N 1360/кзио-исх, в реализации ИП Зариповым А.Н. преимущественного права на заключение договора аренды земельного участка общей площадью 5474,0 кв. м с кадастровым номером 16:50:000000:587, расположение: г.Казань, Авиастроительный район, ул. Гудованцева, и договора аренды земельного участка общей площадью 3118,0 кв. м с кадастровым номером 16:50:221220:3, расположение: г. Казань, Авиастроительный район, ул. Гудованцева, признан незаконным.
Между тем, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28.04.2016 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.09.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 по делу N А65-14260/2015 отменены, в удовлетворении заявления отказано.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции в постановлении отметил, что в материалах дела отсутствуют доказательства о прекращении договора аренды, возобновленного на неопределенный срок, в связи с чем, к правоотношениям сторон применяются нормы пункта 1 статьи 39.6 и пункта 15 статьи 39.8 ЗК РФ, согласно которым договор аренды земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ, в связи с чем арендатор земельного участка не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды таких земельных участков без проведения торгов.
Из указанного следует вывод о том, что заключение договора аренды земельного участка, на котором не расположены объекты недвижимости, возможно только путем проведения торгов.
Заявитель, несмотря на наличие указанного постановления Арбитражного суда Поволжского округа, 15 августа 2018 года обратился в Комитет потребительского рынка с заявлением о продлении сроков договоров аренды земельных участков N 11459 и N 13217 от 15.06.2010, по результатам рассмотрения которого ответчик письмом N 397/КПР от 29.08.2018 отказал в продлении действия договоров аренды земельных участков (оспариваемый отказ по настоящему делу).
В силу пункта 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).
Пунктом 2.7. договоров аренды земельных участков N 11459 и N 13217 от 15.06.2010 установлено, что если арендатор продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. При этом, каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договорных отношений, предупредив об этом другую сторону за месяц путем направления письменного уведомления заказным письмом.
Как следует из материалов дела, Комитет земельных и имущественных отношений, воспользовавшись правом, предоставленным, как законом, так и договором, на односторонний отказ от исполнения договоров аренды земельных участков, направило в адрес предпринимателя уведомления от 28.05.2015 и 09.06.2015.
Уведомлениями от 28.05.2015 и 09.06.2015, Комитет земельных и имущественных отношений, предупреждая о прекращении договоров аренды N 14459 от 15.06.2010 и N 13217 от 15.06.2010, сообщил о необходимости в течение 30 дней с момента направления настоящего письма вернуть земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:221220:3 общей площадью 3 118 кв.м. и 16:50:221220:587 общей площадь 5 474 кв.м., расположенные по адресу: ул. Гудованцева Авиастроительного района города Казани в Комитет по акту приема - передачи.
Согласно пункту 1 статьи 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Поскольку юридически значимое сообщение было направлено по месту регистрации предпринимателя, указанному в Едином государственном реестре предпринимателей - риск его неполучения несет получатель.
Следовательно, договоры аренды земельных участков считаются расторгнутыми.
Если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок (пункт 1 статьи 621 ГК РФ).
Вместе с тем, намерение арендатора продлить договор аренды земельного участка не означает, что у арендодателя возникает безусловная обязанность предоставить земельный участок в аренду на новый срок (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 N 17540/11).
Согласно пункту 2 статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Пунктом 1 статьи 445 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
По смыслу изложенных правовых норм заключение договора обязательно исключительно для той стороны, в отношении которой Гражданским кодексом Российской Федерации или иным законом установлена обязанность по его заключению в силу публичности такого договора, либо если такая сторона приняла на себя добровольное обязательство по заключению соответствующего договора.
Положения главы 34 ГК РФ не относят договоры аренды земельных участков к числу договоров, обязательных для заключения одной из сторон.
В пункте 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса);
2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства.
Согласно пункту 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Из договоров аренды земельных участков, заключенных между Комитетом и предпринимателем следует, что земельные участки предоставлены для целей, не связанных со строительством, а именно для размещения торгового комплекса из легких конструкций и для благоустройства территории.
Подобный вид целевого назначения земельного участка не поименован в подпунктах 1 - 30, пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, что исключает возможность применения к спорным правоотношениям норм подпунктов 3 и 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации о заключении нового договора аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, действующими арендаторами.
Иные правовые основания для понуждения органа местного самоуправления к заключению договора аренды в отношении земельных участков на новый срок судом не установлены.
В обоснование оспариваемого отказа ответчик, сославшись на Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", указал, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется без предоставления земельных участков на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов. В оспариваемом отказе ответчик отметил, что схемой размещения нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г.Казани не предусмотрено размещение объектов по ул. Гудованцева (кадастровые номера 16:50:000000:587, 16:50:221220:3).
Земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:221220:3 и 16:50:000000:587 испрашиваются заявителем для продолжения эксплуатации нестационарного торгового объекта и обеспечения его функционирования (благоустройства территории).
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.6 "Использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута", положения которой вступили в силу с 01.03.2015.
Подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации указывает, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В соответствии с приведенными нормами, действующими с 01.03.2015, документом, подтверждающим право на использование земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта, является договор на размещение нестационарного объекта. Собственник нестационарного торгового объекта, размещенного в установленном Законом N 381-ФЗ порядке на земельном участке, относящемся к публичной собственности, освобожден от заключения договора на право пользования таким участком.
Согласно частям 1, 3 и 5 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 этой статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов. Данные Правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 августа 2016 года N 553 "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена" утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Порядок). Указанным Порядком предусмотрено, что использование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, осуществляется на основании договора на размещение нестационарных торговых объектов в соответствии с утверждаемыми органами местного самоуправления порядками и схемами их размещения.
Постановлением Исполкома г.Казани от 22 мая 2017 г. N 1908 утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории города Казани согласно приложению N 1 к настоящему Постановлению (далее - Положение ).
Размещение спорного нестационарного торгового объекта на территории г. Казани осуществляется в месте, определенной Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Казани, что согласуется с п.2.1 Порядка размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.08.2016 года N 553 и п.3.1 указанного Положения.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статья 10 Закона N 381-ФЗ).
Постановлением Руководителя Исполнительного комитета от 30.05.2017 N 2030 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани" утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани (далее - Схема).
Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что в главе V.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов: такое размещение может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов и без заключения договора аренды земельных участков (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2017 N 6306 -ЭС17-5407).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2017 N 80-АПГ17-12 федеральный законодатель, определяя основания использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими основаниями предоставления земельных участков, предусмотренными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в главе V.6 настоящего Кодекса установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов: такое размещение может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения на них нестационарных торговых объектов, либо в рамках заключенного договора аренды земельного участка.
Системные положения подпункта 6 пункта 6 статьи 39.33, пункта 2 статьи 39.33, части 1 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" указывают на возможность выбора порядка реализации предоставления земель для размещения нестационарных торговых объектов, в соответствии со схемой размещения как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурсной основе.
Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:221220:3 и 16:50:000000:587 испрашиваются заявителем для продолжения эксплуатации торгового комплекса из легких конструкций, для размещения которого в соответствии с приведенными нормами не требуется предоставление земельного участка и, как следствие, заключение договора аренды в порядке статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а также для благоустройства территории, на котором какие - либо объекты недвижимости, принадлежащие заявителю отсутствуют, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что отказ в продлении действия договора аренды земельного участка является обоснованным.
Более того, Решением от 16.10.2018 по делу N 2-1937/2018 Авиастроительный районный суд города Казани, установив, что ИП Зарипов А.Н. на сегодняшний день арендатором спорного земельного участка не является, полномочиями на заключение договоров аренды не обладает, обязал индивидуального предпринимателя Зарипова Артура Назиповича осуществить снос 52 объектов некапитального строения, расположенных на земельном участке в срок, не превышающий одного календарного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Верховного суда Республики Татарстан от 31.01.2019 указанное решение оставлено без изменения.
В данном случае, право пользования земельными участками может быть реализовано заявителем путем заключения договоров на размещение нестационарного торгового объекта в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории города Казани. Между тем, в настоящее время нестационарный торговый объект заявителя отсутствует в Схеме размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории города Казани.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О реализация положений Закона N 381-ФЗ должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочия (статья 12) - с другой. В соответствии с этим оспариваемое законоположение не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
Пунктом 2.2. Порядка установлено, что договоры на размещение нестационарного торгового объекта заключаются в соответствии с законодательством по итогам проведения торгов. Порядок проведения торгов и порядок заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов определяются органами местного самоуправления Республики Татарстан. Без проведения торгов договоры на размещение нестационарного торгового объекта заключаются в случае предоставления компенсационного (свободного) места хозяйствующим субъектам, у которых на 1 марта 2015 года были действующие договоры аренды земельных участков, предусматривавшие размещение нестационарных торговых объектов, не вошедших в схему размещения нестационарного торгового объекта, утвержденную после принятия настоящего Порядка (пункт 2.2.3 Порядка).
Из указанного следует наличие возможности у заявителя обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении компенсационного места взамен не включенного спорного места в схему размещения нестационарных торговых объектов.
На основании изложенного, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит также из того, что площади испрашиваемых заявителем земельных участков составляют 5474 кв. м и 3118 кв. м. Очевидно, что целью получения двух участков общей площадью более восьми с половиной тысячи квадратных метров не может являться размещения на нем нестационарного торгового объекта (торгового павильона).
Таким образом, выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Поскольку, за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальным предпринимателем Зариповым Артуром Назиповичем государственная пошлина уплачена не была, с него следует взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 150 руб.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 марта 2019 года по делу N А65-29323/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Зарипова Артура Назиповича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 150 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.