город Омск |
|
25 апреля 2019 г. |
Дело N А75-14976/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бралиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1024/2019) общества с ограниченной ответственностью "Югра теплогазстрой" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.12.2018 по делу N А75-14976/2018 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Югратеплогазстрой" (ОГРН 1058600021193, ИНН 8601026209) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании недействительными предписания от 15.08.2018 N ХМ-267,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Югратеплогазстрой" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "Югратеплогазстрой", управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - заинтересованное лицо, Жилстройнадзор Югры, Служба) о признании недействительным предписания от 15.08.2018 N ХМ-267.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.12.2018 в удовлетворении заявленных ООО "Югратеплогазстрой" требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Югратеплогазстрой" обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.12.2018 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "Югратеплогазстрой" указывает на следующее: суд неправомерно пришел к выводу о том, что работы, которые требуется произвести для восстановления работы лифта, не относятся к капитальному ремонту в силу требований, установленных пунктами 3.6, 3.6.3 Приказа Госстроя РФ от 30.06.1999 N 158 "Об утверждении Положения о порядке организации эксплуатации лифтов в Российской Федерации" (далее по тексту - Приказ N 158) (вместе с "Положением о системе плановопредупредительных ремонтов лифтов"); на управляющую компанию не могут быть возложены обязательства по проведению капитального ремонта, к которому относится замена преобразователя частоты лифта в силу положений частим 1 статьи 7, статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ); решением собственников, оформленным протоколом от 18.10.2018, согласовано проведение капитального ремонта лифтового оборудования и в декабре 2018 года работоспособное состояние лифта было восстановлено.
Жилстройнадзор Югры отзыв на апелляционную жалобу не представил.
ООО "Югратеплогазстрой" и Жилстройнадзор Югры, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Службой на основании приказа от 10.08.2018 N 266-ЛК/18-ХМ в период с 13.08.2018 по 15.08.2018 проведена внеплановая выездная проверка по обращению жильца подъезда N 3 жилого дома N 102 по ул. Строителей в г. Ханты-Мансийске (от 27.07.2018 N 27-ОГ-1281) о не рабочем лифте и несвоевременном принятии мер по устранению аварийной ситуации управляющей компанией.
В ходе проверки должностным лицом надзорного органа установлено, что ООО "Югратеплогазстрой" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом N 102 по ул. Строителей в г. Ханты-Мансийске.
В ходе проведения проверки проведено комиссионное обследование мест общего пользования подъезда N 3 жилого дома N 102 по ул. Строителей в г. Ханты-Мансийске на предмет работоспособности лифта.
При визуальном осмотре 15.08.2018 в присутствии председателя ООО "Югратеплогазстрой" было установлено, что лифт находится в нерабочем состоянии (отключен). На дверях лифтовой шахты вывешена табличка с информацией, что лифт не работает.
Согласно информации, предоставленной ООО "Югратеплогазстрой" установлено, что причиной выхода из строя общедомового оборудования, а именно лифтового оборудования подъезда N 3 жилого дома N 102 по ул. Строителей в г. Ханты-Мансийске послужила неисправность частотного преобразователя "DaNfoss VLT", что подтверждается актом от 20.07.2018 составленным представителями специализированной организации ООО "Югория Лифт" совместно с управляющей организацией.
По итогам проверки выявлены нарушения ООО "Югратеплогазстрой" пункта 22 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее по тексту - Постановление N 290) и Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (ПиН ТЭЖФ) утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее по тексту - Правила N 170).
По результатам проверки составлен акт проверки от 15.08.2018 N ХМ-267.
В целях устранения выявленных нарушений Обществу выдано предписание от 15.08.2018 N ХМ-267, которым на ООО "Югратеплогазстрой" возложена обязанность в срок до 18.09.2018 обеспечить работоспособное состояние лифта в подъезде N 3 жилого дома N 102 по ул. Строителей в г. Ханты-Мансийске в соответствии с требованиями пункта 22 Постановления N 290.
Полагая, что названное предписания Службы является незаконным и необоснованным, ООО "Югратеплогазстрой" обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
03.12.2018 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Исходя из положений части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим решением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно данным реестра лицензий по управлению многоквартирными домами на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры управление многоквартирным жилым домом N 102 по ул. Строителей в г. Ханты-Мансийске осуществляет ООО "Югратеплогазстрой".
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании статьи 193 ЖК РФ и Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее по тексту - Положение о лицензировании), к лицензиату установлены лицензионные требования.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Положения о лицензировании, лицензионным требованиям к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, ООО "Югратеплогазстрой" взяло на себя обязательства оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества, управлению многоквартирным домом, заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями, при этом, управляющая организация взимает плату за услуги по управлению.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество, которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах.
Как указывалось выше, в ходе проведения проверки мест общего пользования подъезда N 3 жилого дома N 102 по ул. Строителей в г. Ханты- Мансийске было установлено, что лифт находится в нерабочем состоянии (отключен).
В силу статьи 36 ЖК РФ, подпункта "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила N 491) лифты, лифтовое оборудование относятся к общему имуществу в жилом доме, находящемся в общей долевой собственности собственников помещений в соответствующем доме.
При этом с учетом положений статьи 3, 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" работа лифтов как элементов системы инженерно-технического обеспечения должна быть безопасной и требует постоянного технического обслуживания, осмотров и проверок.
В подпункте "з" пункта 11 Правил N 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт.
Правила N 290 устанавливают порядок оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а Правила N 170, требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
В целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; предложений о проведении капитального ремонта и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации (подпункт "г" пункта 6 Правил N 290).
В силу пункта 5.10.2 Правил N 170 эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
Таким образом, управляющая организация обязана принимать меры по обеспечению исправного состояния лифта и лифтового оборудования, по устранению неисправностей при их эксплуатации.
Ссылка ООО "Югратеплогазстрой" на невозможность исполнения предписания в силу того, что работы по восстановлению работоспособности лифта относятся к капитальному ремонту, судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
Согласно приложению N 1 к Положению о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов, утвержденному приказом Госстроя России от 30.06.1999 N 158, текущий ремонт лифта представляет собой ремонт с целью восстановления его исправности (работоспособности), а также поддержания эксплуатационных показателей; капитальный ремонт лифта - ремонт, выполняемый для восстановления исправности, полного или близкого к полному восстановлению ресурса лифта с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников (часть 2 статьи 158 ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на эти помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 189 названного Кодекса решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 2 указанной статьи собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом доме должны быть определены источники финансирования. В частности, собственники могут принять решение о дополнительном взносе для оплаты услуг и (или) работ и порядке его оплаты (часть 1.1 статьи 158, часть 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, полагая, что ремонт лифта относится к капитальному ремонту, ООО "Югратеплогазстрой" должно было провести собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения соответствующего вопроса.
При этом, после вынесения Службой оспариваемого предписания, как указывает само Общество, проведено собрание собственников помещений для решения вопроса о возможности проведения капитального ремонта общего имущества и источнике финансирования.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, а также принимая во внимание то, что обжалуемое предписание обязывает Общество обеспечить работоспособное состояние лифта в соответствии с требованиями пункта 22 Минимального перечня и пункта 5.10.2 Правил N 170, что соответствует действующим нормам законодательства, при этом управляющая организация сама определяет к какому виду ремонта относятся работы, и какие работы необходимо провести для приведения имущества в надлежащее состояние, суд апелляционной инстанции считает, что в настоящем случае для оценки законности предписания не имеет значения то, к какому виду ремонта относятся работы по ремонту лифтового оборудования.
В связи с изложенным, требования ООО "Югратеплогазстрой" обоснованно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 АПК РФ, относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.12.2018 по делу N А75-14976/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.