г. Саратов |
|
25 апреля 2019 г. |
Дело N А57-11032/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" апреля 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жаткиной С. А.,
судей Антоновой О. И., Котляровой А. Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукиной И. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Самойловского муниципального района Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 марта 2019 года по делу N А57-11032/2018 (судья Н.С. Фугарова)
по исковому заявлению Администрации Самойловского муниципального района Саратовской области, р.п. Самойловка Саратовской области ИНН 6431001666
к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, г. Саратов, ИНН 6452111028
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
общество с ограниченной ответственностью "Вега", Министерство финансов по Саратовской области, Правительство Саратовской области Управление федерального казначейства по Саратовской области,
о взыскании задолженности по субсидии в размере 8 457 163,69 руб. за счет средств бюджета Саратовской области,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилась Администрация Самойловского муниципального района Саратовской области, р.п. Самойловка Саратовской области (далее - Администрация, истец) к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (далее - ответчик, Министерство) о взыскании задолженности по субсидии в размере 8 457 163,69 руб. за счет средств бюджета Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12 марта 2019 года по делу N А57-11032/2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, как незаконное и необоснованное.
Администрация полагает, что принятие мер по соблюдению условий Соглашения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в частности отчетами-заявками об использовании субсидии на капитальный ремонт, указывает на то, что уже возникшее расходное бюджетное обязательство не может быть прекращено принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Правительства Саратовской области от 28.04.2016 г. N 201-П 11.08.2016 г. 8 августа 2016 года между администрацией Самойловского муниципального района Саратовской области и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области заключено Соглашение о предоставлении в 2016 году субсидии бюджетам муниципальных районов области на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств областного дорожного фонда.
Данным соглашением определена сумма и порядок действий сторон по предоставлению в 2016 году субсидии бюджетам муниципальных районов области на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств областного дорожного фонда в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 16.03.2016 года N 11-П "Об утверждении перечня расходных обязательств муниципальных образований области, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых в 2016-2018 годах предоставляются субсидии из областного бюджета, целевых показателей результативности предоставления субсидий и их значений".
В соответствии с п. 1.4. Соглашения субсидия предоставляется бюджету муниципального районов в целях реализации на территории Самойловского муниципального района Саратовской области основного мероприятия 2.8. "Субсидия бюджетам муниципальных районов области на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств областного дорожного фонда" подпрограммы 2 "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования регионального и муниципального значения Саратовской области" Государственной программы Саратовской области "Развитие транспортной системы до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 20.11.2013 N 641-П "О государственной программе Саратовской области "Развитие транспортной системы до 2020 года", в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов областного бюджета за счет бюджетных ассигнований в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству, с учетом объемов оплаты денежных обязательств.
Согласно п. 1.5. сумма субсидии 14 857 900 (четырнадцать миллионов восемьсот пятьдесят семь тысяч девятьсот) рублей.
В соответствии с п.2.1.1, Министерство осуществляет перечисление субсидии в местный бюджет на условиях и в сроки, установленные постановлением Правительства Саратовской области от 28.04.2016 г. N 201-П "О порядке предоставления в 2016 году субсидии бюджетам муниципальных районов области на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорого общего пользования местного значения за счет средств областного дорожного фонда и условиях ее расходования" в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству, с учетом объемов денежных обязательств. Администрация, учитывая свои обязанности и права, установленные разделом 2.2.Соглашения, определяет заказчика, обеспечивает учет предоставленной субсидии в доходной части местного бюджета, обеспечивает софинансирование, обеспечивает своевременное предоставление в Министерство отчета-заявки об использовании субсидии, а также обеспечивает проведение ряда других обязательств.
23.06.2016 г. было принято постановление администрации Самойловского муниципального района N 205 "Об утверждении муниципальной программы "Капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения Самойловского муниципального района в 2016 году" (с внесенными изменениями от 15.08.2016 г. N 253, от 30.08.2016 N 280-А, от 7.12.2016 N397).
В соответствии с Программой общий объем финансирования на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорого общего пользования местного значения Самойловского муниципального района в 2016 году составлял 15 142 055 (пятнадцать миллионов сто сорок две тысячи пятьдесят пять) рублей, в том числе:
-субсидия бюджетам муниципальных районов области на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорого общего пользования местного значения за счет средств областного дорожного фонда 14 857 900 (четырнадцать миллионов восемьсот пятьдесят семь тысяч девятьсот) рублей;
- средства МДФ Самойловского муниципального района - 284 155 (двести восемьдесят четыре тысячи сто пятьдесят пять) рублей.
Администрацией Самойловского муниципального района в целях капитального ремонта, ремонта и содержание автомобильных дорого общего пользования местного значения были заключены следующие муниципальные контракты:
18.10.2016 г. был заключен муниципальный контракт N 0160300008216000033- 0041891-01 между администрацией Самойловского муниципального района и ООО "СМП 377" на выполнение работ по ремонту "Автоподъезда к с.Низовка от автомобильной дороги "с.Ольшанки - с.Полоцкое" Самойловского района Саратовской области, протяженностью 5,53 км", по условиям которого администрация обязана оплатить выполненные работы в сумме 3 698329 руб. 36 коп. Обязательства по оплате выполненных работ выполнены в полном объеме.
4 августа 2016 г. был заключен муниципальный контракт N 0160300008216000028- 0041891-01 между администрацией Самойловского муниципального района и муниципальным унитарным предприятием "Специализированное автотранспортное предприятие" на выполнение работ по летнему содержанию автомобильных дорого общего пользования местного значения Самойловского муниципального района Саратовской области, по условиям которого администрация обязана оплатить выполненные работы в сумме 1 299 999 руб. Обязательства по оплате выполненных работ выполнены в полном объеме.
4 августа 2016 г. между администрацией Самойловского муниципального района и ПУИЦ "Волгодортранс" СГТУ был заключен договор N 348 на выполнение работ по пред проектному обследованию мостовых сооружений, сумма договора составляет 90000 руб. Обязательства по оплате выполненных работ выполнены в полном объеме.
6 июля 2016 г. был заключен муниципальный контракт N 0160300008216000023- 0041891-01 с ООО "Вега" по ремонту асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог "Автоподъезда к п.Самородовка- с.Крийнички от автоподъезда к с. Святославка от автомобильной дороги "Р-22 Каспий" автомобильная дорога М4 "Дон"-Тамбов-ВолгоградАстрахань (подъезд к г.Саратов)", Самойловского муниципального района Саратовской области, протяженностью 3,742 км, "Автоподъезд к п.Тульский от автоподъезда к с.Николаевка автомобильной дороги "с.Святославка-п.Краснознаменский" Самойловского муниципального района Саратовской области, протяженностью 0,396 км., участка "Автоподъезда к с.Николаевка от автомобильной дороги "с. Святослав кап.Краснознаменский" Самойловского муниципального района Саратовской области, протяженностью 2,0 км на сумму 8 457 163 руб. 69 коп (восемь миллионов четыреста пятьдесят семь тысяч сто шесть десять руб. 69 коп.).
Постановлением Правительства Саратовской области от 14.03.2017 N 123-П "Об утверждении перечня расходных обязательств муниципальных образований области, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых в 2017 - 2019 годах предоставляются субсидии из областного бюджета, целевых показателей результативности предоставления субсидий и их значений" постановление Правительства Саратовской области от 16.03.2016 N 112-П признано утратившим силу.
На начало 2017 г., как указывает истец, существовала задолженность по перечислению субсидии в местный бюджет ответчиком, в связи с этим администрацией было направлено письмо от 11.01.2017 г. N 01-10/75 по исполненным контрактам в сумме 5 063 736 руб. с просьбой разъяснить сроки финансирования, в дополнение к которому письмом от 25.01.2017 г. N 01-10/298 администрация просила учесть при перечислении кредиторской задолженности сумму контракта в сумме 8 457 163,69 рублей.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области от 14.03.2017 г. N 04-01-01/2262 ответило, что Законом Саратовской области от 12.12.2016 г. N 164 -ЗСО внесены изменения в областной бюджет на 2017 г и плановый период 2018 и 2019 г. в соответствии с которыми уточнена сумма субсидии подлежащая перечислению в бюджет Самойловского муниципального района в размере 13 520 899,69 руб. (копия письма и выписки и уведомления N 772 от 13.03.2017 г.).
Администрация Самойловского муниципального района, полагая, что отказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области в предоставлении финансовых средств в рамках заключенного соглашения является незаконным, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу статьи 6 БК РФ расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3 статьи 139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями названного Кодекса.
В силу статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Согласно пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
Законом Саратовской области "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" предусмотрены иные межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных районов области на погашение кредиторской задолженности за выполненные в 2016 году объемы работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет неиспользованного остатка средств областного дорожного фонда прошлого года.
Постановлением Правительства Саратовской области N 226-П от 05 мая 2017 года утверждено Положение о порядке предоставления в 2017 году иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов области на погашение кредиторской задолженности за выполненные в 2016 году объемы работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет неиспользованного остатка средств областного дорожного фонда прошлого года.
Согласно пункту 3 вышеуказанного положения перечисление иных межбюджетных трансфертов в бюджет муниципального района области осуществляется Министерством до 20 декабря 2017 года на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по Саратовской области на балансовом счете 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации", для последующего перечисления в установленном порядке на единые счета бюджетов муниципальных районов области.
Согласно пункту 7 Положения неиспользованные по состоянию на 1 января 2018 года остатки иных межбюджетных трансфертов на счете местного бюджета подлежат возврату в доход областного бюджета в течение первых 15 рабочих дней 2018 года.
В связи с изложенным денежные средства были возвращены в доход областного бюджета.
Судом установлено и не оспаривается истцом, что указанные в постановлении Правительства Саратовской области N 226-П от 05 мая 2017 года документы, подтверждающие заключение и исполнение муниципальных контрактов, заключенных с ООО "Вeгa", в Министерство в установленный срок представлено не было.
Администрация в апелляционной жалобе указывает, что в рамках заключенного контракта N 0160300008216000023-0041891-01 администрацией был заключен договор возмездного оказания услуг с ООО "ЦенаСтройКонсалт" на проведение строительного контроля по ремонту участков автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Самойловского муниципального района Саратовской области.
Учитывая, что исполнитель по контракту ООО "Вега" уклонялся от направления исполнительной документации, актов выполненных работ в адрес администрации, а также не предпринимал меры для устранения выявленных недостатков, администрация района в силу сложившихся обстоятельств не могла предоставить необходимые документы в адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства в установленный срок для перечисления субсидии в местный бюджет.
В результате чего в апреле 2017 года администрация Самойловского муниципального района была вынуждена расторгнуть контракт в одностороннем порядке, о чем уведомила исполнителя надлежащим образом в соответствии со ст. 95 ФЗ-44.
В связи с этим документы у Администрации отсутствовали и сумма субсидии в размере 8 457163 (Восемь миллионов четыреста пятьдесят семь тысяч сто шестьдесят три) рубля 69 копеек осталась неиспользованной и в бюджет района не направлялась, что по мнению истца является основанием для удовлетворения требований.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец ссылался на преюдициальное значение решения Арбитражного суда Саратовской области от 20.02.2018 года по делу N А57- 6996/2017, которым с Администрации Самойловского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1026400786279, ИНН 6431001666, место нахождения: 412370, Саратовская область, р.п. Самойловка, улица Красная площадь, 8) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Вега" (ОГРН 1036404007353, ИНН 6440015369, место нахождения: 412325, Саратовская область, Балашовский район с. Репное, улица Садовая, 2) взыскана задолженность по муниципальному контракту N 0160300008216000023-004891-01 от 06.07.2016 года в размере 8457163 рублей 69 копеек, судебные расходы на проведение экспертизы в размере 95000 рублей. Решение вступило в законную силу.
Как верно указано судом первой инстанции, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области не участвовало в рассмотрении дела N А57-6996/2017. Следовательно, установленные при рассмотрении названного дела, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора. Кроме того, при рассмотрении дела N А57-6996/2017 не исследовался вопрос о выполнении работ за счет субсидий областного бюджета.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено, что истец, в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не опроверг тот факт, что указанные в постановлении Правительства Саратовской области N 226-П от 05 мая 2017 года документы, подтверждающие заключение и исполнение муниципальных контрактов, заключенных с ООО "Вeгa", в Министерство в установленный срок представлены не были.
Пункт 3.2. Соглашения предусматривает, что в случае установления факта неисполнения или ненадлежащего исполнения Администрацией обязательств по настоящему Соглашению Администрация обеспечивает безусловное выполнение указанных обязательств за счет средств бюджета Администрации.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные в их обоснование, не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 марта 2019 года по делу N А57-11032/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.