Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 июля 2019 г. N Ф08-6325/19 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
25 апреля 2019 г. |
дело N А32-52393/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.
при участии:
от руководителя департамента информатизации и связи Краснодарского края Юшкова Евгения Валерьевича: Фролова Е.И. по доверенности от 01.02.2019;
от департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края: Петросяна Р.Л. по доверенности от 12.03.2019, Никонова М.В. по доверенности от 07.09.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу руководителя департамента информатизации и связи Краснодарского края Юшкова Евгения Валерьевича на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2019 о прекращении производства по делу N А32-52393/2018, принятое в составе судьи Нигоева Р.А., по заявлению руководителя департамента информатизации и связи Краснодарского края Юшкова Евгения Валерьевича к департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, при участии третьих лиц: департамента информатизации и связи Краснодарского края, общества с ограниченной ответственностью "Электронные Офисные Системы (проектирование и внедрение)", о признании недействительным
УСТАНОВИЛ:
руководитель департамента информатизации и связи Краснодарского края Юшков Е.В. обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края о признании недействительным представления департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 28.11.2018 N 18-006 об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент информатизации и связи Краснодарского края, общество с ограниченной ответственностью "Электронные Офисные Системы (проектирование и внедрение)".
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2019 производство по настоящему делу прекращено. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое представление выдано должностному лицу департамента, следовательно, обязанность совершить действия, указанные в представлении, ответственность за их неисполнение, возложена представлением на это должностное лицо, в связи с чем, настоящее дело неподведомственно арбитражному суду и не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Не согласившись с принятым судебным актом, руководитель департамента информатизации и связи Краснодарского края Юшков Е.В. обжаловал определение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просил определение отменить.
В обоснование апелляционной жалобы руководитель департамента информатизации и связи Краснодарского края Юшков Е.В. сослался на то, что представление является следствием проверки осуществления экономической деятельности департаментом информатизации и связи, регулируемой Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В отзыве на апелляционную жалобу департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края просил решение суда оставить без изменения, указал, что представление выдано субъекту проверки, которым в данном случае является департамент информатизации и связи Краснодарского края.
В судебном заседании представитель руководителя департамента информатизации и связи Краснодарского края Юшкова Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил определение суда первой инстанции отменить.
Представители департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое определение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии с приказами департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 25.01.2018 N 16, от 23.03.2018 N 55, от 23.04.2018 N 71, от 24.04.2018 N 74, от 16.10.2018 N 153 на основании плана контрольных мероприятий департамента на 2018 год проведена плановая выездная проверка департамента информатизации и связи Краснодарского края по вопросу соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Краснодарского края при расходовании средств, выделенных на реализацию отдельных мероприятий, в том числе предусмотренных подпунктом 1.3.11 государственной программы Краснодарского края "Информационное общество Кубани" за 2017 год.
По результатам проверки, проведенной департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края вынесено представление от 28.11.2018 N 18-006 об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Полагая, что указанное представление является недействительным, руководитель департамента информатизации и связи Краснодарского края Юшков Е.В. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии со ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
Согласно ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Таким образом, подведомственность дела арбитражному суду определяется исходя из двух критериев: правового статуса заявителя и характера судебного спора.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
К ненормативным правовым актам относятся акты государственных органов и должностных лиц, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности определенного круга лиц, а также создающие правила поведения, рассчитанные на однократное применение.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оспариваемый акт обладает признаками ненормативного акта, подлежащего оспариванию в арбитражном суде.
Из оспариваемого представления следует, что оно вынесено на основании ст. 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядка осуществления департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22.04.2014 N 369 (далее - Порядок N 369).
В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
Частью 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса установлено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:
проводятся проверки, ревизии и обследования;
направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Согласно Порядку N 369 департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края осуществляет внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений и сфере закупок.
Пунктом 1.9 Порядка N 369 предусмотрено, что должностные лица департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, указанные в пункте 1.8 настоящего Порядка, имеют право выдавать (направлять) обязательные для исполнения предписания, представления в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в соответствии с настоящим Порядком.
Согласно разделу 5 Порядку N 369 по результатам ревизии, выездной или камеральной, а также встречной проверок в срок не более 3 рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за днем окончания срока проведения контрольного мероприятия, оформляется акт, который подписывается должностным лицом департамента (при проведении камеральной проверки одним должностным лицом) либо всеми членами проверочной группы департамента (при проведении контрольного мероприятия проверочной группой).
Акт, оформленный по результатам ревизии, выездной или камеральной проверки, должен быть вручен (направлен) представителю объекта контроля (представителю субъекта контроля) в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем его подписания.
Объект (субъект) контроля вправе представить письменные возражения на акт (заключение), оформленные по результатам ревизии, обследования, встречной, выездной или камеральной проверки, в срок не более 10 рабочих дней со дня получения такого акта.
По результатам рассмотрения акта, оформленного по итогам ревизии, камеральной или выездной проверки, заключения по результатам обследования с учетом представленных возражений объекта (субъекта) контроля и иных материалов контрольного мероприятия руководитель (заместитель руководителя) Департамента принимает решение, которое оформляется поручением руководителя (заместителя руководителя) департамента в срок не более 30 рабочих дней со дня подписания соответствующего акта или заключения:
о выдаче обязательного для исполнения предписания и (или) представления в случаях и порядке, установленных соответствующим федеральным законом;
об отсутствии оснований для выдачи предписания и (или) представления;
о проведении внепланового контрольного мероприятия;
о направлении в министерство финансов Краснодарского края уведомления о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения или об отсутствии оснований для направления уведомления о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения.
Таким образом, из системного толкования приведенных положений законодательства в сфере бюджетного надзора (контроля) следует, что проверочные мероприятия проводятся уполномоченным органом в отношении объекта контроля, которому в результате проверки может быть выдано представление.
Представления выдаются по результату ревизионных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля (к которым относятся, в том числе главные распорядители, получатели бюджетных средств); предписания направляются (вручаются) представителю объекта контроля.
Принимая обжалуемое определение, суд первой инстанции указал, что представление выдано должностному лицу - руководителю департамента, в связи с чем спор о признании недействительным представления неподведомственен арбитражному суду.
Из анализа приведенных положений законодательства следует, что должностные лица не относятся к объектам контроля при осуществлении проверок по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений и сфере закупок.
Таким образом, с учетом положений законодательства, регламентирующего проведение ревизионных мероприятий органами финансового надзора, и статуса руководителя департамента информатизации и связи Краснодарского края как лица, несущего персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство функций и действующего от его имени, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое представление выдано объекту контроля - юридическому лицу - департаменту информатизации и связи Краснодарского края в лице его руководителя.
Оспариваемое представление содержит властно-распорядительные указания о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации. Представлением объект контроля также обязывался проинформировать департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края.
Оспариваемое представление возлагает на департамент информатизации и связи Краснодарского края определенные обязанности, неисполнение которых является основанием для привлечения к административной ответственности (в связи с неисполнением предписания (представления) органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства).
При таких обстоятельствах, представление является ненормативным правовым актом, выданным юридическому лицу, оспаривание которого подведомственно арбитражному суду на основании ст. ст. 27, 29, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
У суда первой инстанции отсутствовали основания для прекращения производства по делу на основании ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определение суда от 20.02.2019 подлежит отмене на основании статьи 272 АПК РФ с направлением вопроса о законности представления на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Арбитражный суд Краснодарского края.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2019 о прекращении производства по делу N А32-52393/2018 отменить.
Направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий месяца со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.