г. Санкт-Петербург |
|
23 апреля 2019 г. |
Дело N А21-9485/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Юркова И.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6838/2019) Федерального казённого учреждения "Военный комиссариат Калининградской области" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.02.2019 по делу N А21-9485/2018 (судья Иванов С.А.), принятое
по иску Государственного автономного учреждения здравоохранения Калининградской области "Гурьевская центральная районная больница"
к Федеральному казённому учреждению "Военный комиссариат Калининградской области"
третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
ГАУЗ ГУРЬЕВСКАЯ ЦРБ (далее - Больница) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Военного комиссариата Калининградской области (далее - Комиссариат) 1 402 061 руб. долга.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен ТФОМС Калининградской области.
Решением суда первой инстанции от 04.02.2019 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Комиссариат просит отменить решение суда в связи с тем, что, по его мнению, суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку иск является необоснованным по праву и размеру, а также противоречит Федеральному закону от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ).
Согласно отзыву Больница против удовлетворения жалобы возражает, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, в период с 2016 года по 2018 год Больницей произведены лабораторные и диагностические исследования гражданам при постановке на воинский учет и призыве на военную службу. Исследования проведены в объеме, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565 (далее - Положение N 565).
Истец направил ответчику счета на компенсацию расходов по проведению мероприятий, связанных с определением годности к военной службе или приравненной к ней службе.
Комиссариатом счета в полном объеме не оплачены, задолженность составляет 1 402 061 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Больницы в суд с настоящим иском.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Обязательства, возникшие из предоставления медицинской организацией услуг по амбулаторному, стационарному медицинскому обследованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также при первоначальной постановке на воинский учет, регулируются Законом N 53-ФЗ и Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441.
Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ).
Проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов, а также проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами. Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов (пункт 1 статьи 5 Закона N 53-ФЗ).
Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, поступающих на военную службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Финансовое обеспечение медицинского обследования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан (пункты 6, 7 статьи 5.1 Закона N 53-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 N 123 утверждено Положение о военноврачебной экспертизе, предусматривающее обязательное медицинское освидетельствование граждан в целях определения их пригодности к военной службе (далее - Положение N 123).
На основании пунктов 15 и 23 Положения N 123 для проведения медицинского освидетельствования военные комиссариаты направляют граждан на диагностические исследования, которые включают в себя лабораторные анализы (пункты 6 и 7 приложений N 2 и 3 к приказу Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.05.2001 N 240/168 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", которые определяют порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу при проведении медицинского освидетельствования граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы. Затраты, понесенные медицинскими учреждениями в результате освидетельствования граждан в связи с призывом на военную службу, возмещаются, в том числе путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату.
Как правильно указано в обжалуемом решении, имущественные потери, понесенные Больницей вследствие проведенного медицинского обследования, связанного с исполнением гражданами воинской обязанности, подлежат финансированию за счет средств Российской Федерации в силу прямого указания закона. Основанием для возникновения обязанности по оплате медицинских услуг является закон, предусматривающий компенсацию государством медицинскому учреждению расходов (затрат на оказание услуг). Размер задолженности подтвержден представленными счетами. К каждому счету приложена подробная калькуляция затрат и расчет взыскиваемой суммы.
Данные расчеты Военным комиссариатом Калининградской области надлежащим образом не опровергнуты.
Довод подателя жалобы об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению предъявленной задолженности отклоняются, поскольку обязанным лицом относительно оплаты оказанных услуг является Комиссариат. Ответчик должен возместить указанные расходы истцу. Доказательств того, что расходы Больницы возмещены либо подлежат возмещению за счет средств обязательного медицинского страхования не представлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.02.2019 по делу N А21-9485/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
И.В. Юрков |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.