город Томск |
|
25 апреля 2019 г. |
Дело N А67-8502/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Колупаевой Л.А., |
судей |
|
Сбитнева А.Ю., Ходыревой Л.Е. |
|
|
|
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гальчук М.М. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Томскэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Томской области от 25 февраля 2019 года по делу N А67-8502/2018 (судья Янущик Д.И.) по иску публичного акционерного общества "Томскэнергосбыт" (ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184) к обществу с ограниченной ответственностью "Прииск" (ИНН 7014057112, ОГРН 1137014000320) о взыскании 954 583,32 руб.,
При участии в судебном заседании:
от истца: Псарева А.О. по доверенности;
от ответчика: без участия (извещен);
от третьих лиц: без участия (извещено);
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Томскэнергосбыт" (далее - истец, ПАО "Томскэнергосбыт", апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Прииск" (далее -ответчик, ООО "Прииск") о взыскании 760 215,84 руб. задолженности по оплате потребленной в январе - апреле 2018 г. в рамках договора N 70011010002852 от 01.04.2016 электроэнергии.
Определением от 20.12.2018 дела N А67-11960/2018 и N А67-13114/2018 по искам ПАО "Томскэнергосбыт" к ООО "Прииск" о взыскании задолженности за последующие периоды (май - июль 2018 г.) объединены в одно производство с делом N А67-8502/2018 для совместного рассмотрения.
Решением Арбитражного суда Томской области от 25 февраля 2019 года с ООО "Прииск" в пользу ПАО "Томскэнергосбыт" взыскано 920 868,93 руб. основного долга и 10 370,17 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части отказанного размера исковых требований, поскольку оно является незаконным, необоснованным по причине неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неприменения закона, подлежащего применению.
В обосновании доводов указывает, что при любой схеме оплаты коммунальных услуг уплачиваемые собственниками денежные средства, полученные с применением "повышенного" норматива, не могут направляться на погашение задолженности исполнителя коммунальных услуг за потребленную электроэнергию, и должны использоваться на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
В судебном заседании апеллянт поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Ответчик, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ответчика.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, 01.04.2016 между ПАО "Томскэнергосбыт" (гарантирующим поставщиком) и ООО "Прииск" (покупателем) заключен договор энергоснабжения N 70011010002852 (в редакции протокола согласования разногласий), в соответствии с которым гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), качество которой соответствует требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, а также самостоятельно путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставления иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией покупателя, а покупатель - принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги, а также производить другие предусмотренные договором платежи в сроки и на условиях, предусмотренных договором (п. п. 1.1., 1.2 договора).
Точки поставки электроэнергии указаны в приложениях N N 1.1, 1.2 к договору, подписанных ответчиком также с протоколом согласования разногласий (л.д. 95 т. 1).
В силу пункта 4.1 договора, оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета, а при их отсутствии, выходе из строя полученных расчетным способом.
Оплата потребленной электрической энергии производится потребителем в порядке, установленном пунктами 5.4 - 5.6 договора.
Как следует из материалов дела, в период с января 2018 г. по июль 2018 г. истец поставил ответчику электрическую энергию, что подтверждается соответствующими доказательствами (л.д. 12-68, 99-115 т. 1; л.д. 49-87 т. 2; л.д. 40-53 т. 3; л.д. 52-93 т. 4).
Ответчик ненадлежащим образом исполнял свои обязательства по своевременной и полной оплате потребленной электрической энергии, в связи с чем у него возникла задолженность в сумме 954 583,32 руб.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их частичной обоснованности.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу положений статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч. ч. 1, 9 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно статье 154 ЖК РФ в структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги выделяется плата за содержание жилого помещения, которая включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" п. 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям (абзац 1 п. 13 Правил N 354).
Если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения (ст. 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Законодательство допускает внесение платежей за коммунальные услуги собственниками помещений (нанимателями жилых помещений) в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям. В то же время внесение платы таким способом признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (п. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ).
Принятие собственниками многоквартирного жилого дома решения о внесении платы непосредственно энергоснабжающей организации, не влечет замену ответственной стороны перед энергоснабжающей организацией в обязательстве по передаче и оплате поставленного ресурса - исполнителя коммунальных услуг, которым является управляющая компания.
Таким образом, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.
При изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не меняется и управляющая организация остается лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями по оплате поставленных коммунальных ресурсов.
В случае управления многоквартирным жилым домом управляющей организацией граждане, перечисляющие соответствующие платежи непосредственно ресурсоснабжающей организации, считаются одновременно исполнившими как свои обязательства перед такой организацией по оплате коммунальных услуг, так и обязательства этой организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунального ресурса. Доказательств наличия договоров, заключенных непосредственно собственниками, проживающими в спорных многоквартирных жилых домах, с энергоснабжающей организацией в материалах дела не имеется, как и доказательств оплаты поставленного ресурса и оказанных услуг по энергоснабжению за спорный период собственниками многоквартирных жилых домов непосредственно энергоснабжающей организации (статьи 9, 65 АПК РФ), в связи с чем, доводы ответчика об отсутствии обязанности по оплате полученного энергоресурса, судом отклоняются. Ответчик как исполнитель коммунальных услуг с учетом целей его функций и обязанностей, обязан оплачивать РСО коммунальные ресурсы, поставленные в многоквартирный жилой дом.
Указанные выводы суда соответствуют сложившейся судебной практике (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.10.2013 по делу N А67-8400/2012).
Из материалов дела следует, что в спорный период именно ответчик являлся управляющей организацией многоквартирных домов, по которым сложилась указанная задолженность, и, соответственно, исполнителем коммунальных услуг.
Судом установлено, что истец предъявляет ответчику ко взысканию стоимость электроэнергии на общедомовые нужды, определенную им как разницу между показаниями ОДПУ и индивидуальных приборов учета (ИПУ), установленных в помещениях (квартирах) дома, а также объемов электроэнергии, определенных по нормативу либо с применением среднемесячного расчета (при не предоставлении гражданами показаний ИПУ в соответствующем периоде, с последующей корректировкой по данным ИПУ, предоставленным впоследствии).
Согласно пункту 13 Приложения N 2 к Правилам N 354 объем коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в МКД, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Порядок определения коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем в случае, предусмотренном абз. 3 пункта 25 Правил N 124, изложен в подпункте "л" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124: если в многоквартирном доме установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем, определяется как разность между объемом коммунального ресурса, определенным за расчетный период по показаниям такого прибора учета, и:
- объемом коммунальных услуг, определенным за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета;
- объемом коммунальных услуг, определенным за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг в случаях и в порядке, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
- расчетным объемом коммунальных услуг в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета.
Объем электрической энергии, потребленной каждым жилым помещением в МКД истец определяет в соответствии с требованиями Правил N 354, а именно:
- при наличии в жилом помещении индивидуальных приборов учета - по данным индивидуальных приборов учета (абз. 1 п. 42 Правил N 354);
- при не предоставлении показаний индивидуального прибора учета - исходя из среднемесячного объема потребления (пп "б" п. 59 Правил N 354);
- при отсутствии индивидуального прибора учета - по нормативам потребления коммунальных услуг (абз. 2 п. 42 Правил N 354).
Применение расчетного способа в случае несвоевременной передачи собственниками помещений многоквартирного дома показаний допускается положениями Правил N 354.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний прибора учета. Формула подпункта "а" пункта 21 (1) Правил включает переменные, значения которых основаны на показаниях приборов учета.
Положения данного пункта Правил соответствуют части 18 статьи 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Положения подпункта "а" пункта 21 (1) Правил об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном 0, в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Vпотр) превышает или равна величине объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Vодпу), не исключают перерасчет.
Абзац четвертый пункта 25 Правил предписывает, что в договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок и сроки составления ресурсоснабжающей организацией и исполнителем акта сверки расчетов по договору ресурсоснабжения и форма такого акта.
В случае когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета. Объем, подлежащий оплате, в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами (решение Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 N АКПИ18-386).
Из материалов дела следует, что исходя из расчета "отрицательного ОДН" за 2017 год в рамках договора, размер электроэнергии на ОДН, принявшее отрицательное значение, сложившийся с января 2017 г. по декабрь 2017 г. в объеме 11 449 кВтч на общую сумму 24 993,82 руб. сторнирован истцом ответчику в декабре 2018 г. корректировочными счетами-фактурами за декабрь 2017 года (л.д. 129-139 т. 4).
Судом учтено, что задолженность ответчика по оплате электроэнергии за предшествующие периоды: с января 2017 г. по март 2017 г. взыскана на основании судебного приказа, выданного 10.07.2017 Арбитражным судом Томской области по делу N А67-5062/2017; за период с апреля 2017 г. по сентябрь 2017 г. - решением Арбитражного суда Томской области от 01.03.2018 по делу N А67-10653/2017; за период с октября 2017 г. по декабрь 2017 г. - решением Арбитражного суда Томской области от 25.06.2018 по делу N А67-4297/2018.
Таким образом, задолженность за декабрь 2017 года взыскана истцом в судебном порядке без учета корректировочной счет фактуры.
Поскольку, сам по себе факт наличия корректировочной счет фактуры не свидетельствует о реальном учете истцом сложившегося в 2017 году "отрицательного ОДН", сумма данных значений в размере 24 993,82 руб. с учетом вышеуказанной правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, правомерно учтена судом в следующем расчетном периоде, то есть в периоде, заявленном в рамках настоящего дела.
Из материалов дела следует, что объем "отрицательного ОДН" за рассматриваемый период (с января по июль 2018 г.) в общей сумме 52 642, 92 руб. учтены истцом при уменьшении размера исковых требований.
В соответствии с Письмом Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства РФ постановлением Правительства РФ от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг" (вместе с "Информацией об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением изменений, внесенных в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг") средства исполнителей коммунальных услуг от продажи коммунальных услуг с применением повышенных нормативов или с применением повышающих коэффициентов, приведенных в пунктах 42, 42.1 и 60.1 Правил N 354, составляют доходы исполнителей коммунальных услуг, направляемые на проведение энергоэффективных мероприятий в период проведения таких мероприятий, конкретный перечень которых определяется по усмотрению исполнителя коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах, истец обязан зачесть полученные с повышающим коэффициентом суммы в счет оплаты ответчиком коммунальных услуг.
Согласно представленных истцом сведений о начислении и собранном повышающей коэффициенте ПАО "Томскэнергосбыт" получило с потребителей за период с октября 2016 г. по июль 2018 г. денежные средства в сумме 8 720,57 руб. (л.д. 147 т. 4), в связи с чем, исковые требования ПАО "Томскэнергосбыт" обоснованно удовлетворены судом частично в сумме 920 868,93 руб.
Все доводы апелляционной жалобы были предметом исследования в суде первой инстанции, им дана объективная, всесторонняя и правильная оценка, оснований для пересмотра которой судом апелляционной инстанции не устанвлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 25 февраля 2019 года по делу N А67-8502/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Томскэнергосбыт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
А.Ю. Сбитнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.