г. Красноярск |
|
23 апреля 2019 г. |
Дело N А33-3276/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Парфентьевой О.Ю.,
судей: Бутиной И.Н., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Каверзиной Т.П.,
при участии: от ответчика - муниципального казенного учреждения "Архитектурно-планировочное бюро": Васильева С.И., представителя по доверенности от 13.06.2018 N 3,
от истца - службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края: Казимирской Н.П., представителя по доверенности от 21.01.2019 N 101-025, служебное удостоверение от 23.01.2015 N 27-51.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Архитектурно-планировочное бюро" (ИНН 2446005948, ОГРН 1022401253423),
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 17 декабря 2018 года по делу N А33-3276/2018, принятое судьёй Деревягиным М.В.,
установил:
Служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Муниципальному казенному учреждению "Архитектурно-планировочное бюро" (далее - ответчик) о возмещении ущерба в размере 9 566 428 рублей 18 копеек, причинённого Красноярскому краю.
Определением арбитражного суда от 13.03.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены - Администрация города Дивногорска, общество с ограниченной ответственностью "Стройторгсервис".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17.12.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводят
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на рассмотрение Арбитражным судом Красноярского края дела N А33-11526/2018 по иску Муниципальному казенному учреждению "Архитектурно-планировочное бюро" к ООО "Стройторгсервис" о взыскании неосновательного обогащения, считает, что принятия решения по настоящему делу возможно только после вступления в законную силу решения по делу N А33-11526/2018.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.04.2019 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 13.06.2019.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу. Просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пунктах 14, 15, 16, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" путем размещения определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству суда, выполненного в форме электронного документа, на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет", явку своих представителей не обеспечили.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие третьих лиц.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании приказа службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 09.01.2017 N 8п должностными лицами административного органа проведена выездная проверка в администрации муниципального образования город Дивногорск Красноярского края, ее структурных подразделений, муниципального казенного учреждения "Архитектурно-планировочное бюро" по вопросам согласно утвержденной программе, в целях осуществления внутреннего государственного финансового контроля за деятельностью финансовых органов (главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты из краевого бюджета) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из краевого бюджета, за 2015-2016 годы.
В ходе проведения проверки административным органом установлено следующее.
Постановлением Правительства Красноярского края от 06.05.2013 N 228-п утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2013 - 2017 годы.
В городе Дивногорске по указанной программе предусмотрено переселение граждан из следующих аварийных многоквартирных домов: ул. Клубная 3, ул. Клубная 4, ул. Клубная 5, ул. Клубная 6, ул. Школьная 17, ул. Школьная, 18.
Согласно пункту 3.1 РАП "Переселение граждан из аварийного жилья" при определении объема финансирования на проведение в рамках реализации программы мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда учитывалась расчетная общая площадь предоставляемых жилых помещений, определенная как сумма общей площади расселяемых жилых помещений и 30% от общей площади расселяемых жилых помещений (далее - расчетная общая площадь предоставляемых жилых помещений).
Расчетная общая площадь предоставляемых жилых помещений составляет
3 289,65 м.
При определении объема финансирования на проведение в рамках реализации программы мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 3-м этапе программы учитывалась стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с программой в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ (в редакции от 23.06.2016) "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" утверждаемая федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства (далее - предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.01.2015 N 5/пр "О нормативе одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2015 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2015 года" на I квартал 2015 года утверждена стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в размере 39 082 рублей, которая применяется для определения объема финансирования на проведение в рамках реализации программы мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2015 году.
Исходя из расчетной общей площади предоставляемых жилых помещений -
3 289,65 м и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения (применяемой для определения объема финансирования) в размере 39 082 рублей предельный объем финансовой поддержки муниципальному образованию г. Дивногорск на реализацию 3 этапа РАП "Переселение граждан из аварийного жилья" составляет
128 566 101 рубль 30 копеек.
Согласно распределению средств финансовой поддержки между муниципальными образованиями - участниками программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, объем для муниципального образования г. Дивногорск на исполнение 3 этапа РАП "Переселение граждан из аварийного жилья" предусмотрено выделение денежных средств в общей сумме 128 566 101 рубль 30 копеек, в том числе:
- 2015 год - 38 569 830 рублей 39 копеек (средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) - 14 467 975 рублей 71 копейка, средства краевого бюджета - 23 112 884 рубля 67 копеек, средства местного бюджета - 988 970 рублей 01 копейка);
- 2016 год - 89 996 270 рублей 91 копейка (средства Фонда - 34 307 483 рубля 99 копеек, средства краевого бюджета- 55 668 786 рублей 92 копейки).
С целью получения средств субсидии между министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края и администрацией города Дивногорска заключено соглашение о предоставлении субсидии муниципальному образованию Красноярского края из краевого бюджета от 03.04.2015 N 047 (далее - соглашение N 047) (л.д.30-49).
Дополнительным соглашением от 18.11.2015 N 2 к соглашению N 047 внесены изменения в объем предоставляемой субсидии на финансирование мероприятий 3 этапа РАП "Переселение граждан из аварийного жилья" из краевого бюджета. Так же заключенным Дополнительным соглашением от 18.11.2015 N 2 к соглашению N 047 предусмотрено осуществление софинансирования за счет местного бюджета в размере 988 970 рублей 01 копейка (л.д.82-83).
Постановление администрации города Дивногорска от 30.09.2015 N 151п утверждена муниципальная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан муниципального образования город Дивногорск" (далее - Муниципальная программа).
Приложением N 2 муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан муниципального образования город Дивногорск" распорядителем бюджетных средств в рамках мероприятия подпрограммы 3 "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании город Дивногорск" утверждено Муниципальное казенное учреждение "Архитектурно-планировочное бюро".
В силу изменений, внесенных в Муниципальную программу постановлением администрации города Дивногорска от 20.12.2016 N 253п объем финансирования на строительство "5-ти этажного многоквартирного жилого дома с инженерными сетями в г. Дивногорск, в районе ул. Бочкина, 14а" утвержден в следующих объемах:
- 2015 год - 38 569 830 рублей 39 копеек (средства Фонда - 14 468 000 рублей, средства краевого бюджета - 23 112 900 рублей, средства местного бюджета - 989 000 рублей);
- 2016 год - 89 996 270 рублей 91 копейка (средства Фонда - 33 758 600 рублей, средства краевого бюджета- 56 237 700 рублей).
С целью выполнения программных мероприятий администрацией города Дивногорска 14.07.2015 размещено извещение о закупке товара, работы, услуги путем проведения открытого конкурса на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию 80 квартир на объекте "5-ти этажный, многоквартирный жилой дом, с инженерным обеспечением, в г. Дивногорск (98 квартир)", в районе ул. Бочкина, 14А (закупка N 0119300004715000180) от 05.08.2015.
Согласно извещению начальная (максимальная) цена контракта 128 566 101 рубль 30 копеек, определена проектно-сметным методом. Размер обеспечения исполнения контракта 38 569 830 рублей 39 копеек. Срок завершения работ - до 01.10.2016.
По результатам проведения торгов, на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе от 06.08.2015 (N 0119300004715000180) заключен муниципальный контракт от 27.08.2015 N 6 на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию 80 квартир на объекте "5-ти этажный многоквартирный жилой дом, с инженерным обеспечением, в г. Дивногорске (98 квартир)" в районе ул. Бочкина, 14 А между Учреждением и ООО "Стройторгсервис" (л.д.54-71).
Дополнительными соглашениями от 01.09.2015 N 1, от 25.01.2016 N 3 и от 16.09.2016 N 4 к контракту N 6 вносились изменения в объемы работ (л.д.72-74, 76-87).
В результате внесенных изменений общая площадь жилых помещений квартир заказчика (с учетом площади балконов) составила 3 488,1 м при этом цена контракта изменена до 124 084 424 рубля 34 копейки.
На момент проведения проверки (27.01.2017) взаимные обязательства сторон в рамках контракта N 6 исполнены в полном объеме.
По факту завершения строительства объекта "5-ти этажный, многоквартирный жилой дом, с инженерным обеспечением в г. Дивногорске, расположенным по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, ул. Бочкина, д. 16" Администрацией города Дивногорска выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 07.09.2016 N 24-RU24304000-26-2016.
По результатам контрольного мероприятия и выявленных нарушений бюджетного законодательства Службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе о возмещении бюджетных средств от 16.03.2017 N СД/0428 (л.д.27-30), в соответствии с которым Муниципальному казенному учреждению "Архитектурно-планировочное бюро" предписано:
- устранить выявленные в ходе контрольного мероприятия нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а именно возместить в краевой бюджет ущерб, причиненный Красноярскому краю в сумме 9 566 428 рублей 18 копеек;
- денежные средства в сумме 9 566 428 рублей 18 копеек перечислить в доход краевого бюджета платежным поручением на счет получателя: Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю (Служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края).
Как указывает истец, в нарушение пункта 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 2.2 контракта
6 ответчиком осуществлено изменение существенных условий контракта, в части уменьшения объемов работ площади жилых помещений на 604,90 м
(изменение на 14,78%) без соответствующего уменьшения цены контракта. Исходя из общего объема площади жилых помещений 4 093 м
и стоимости их строительства 127 900 000 рублей, определенной контрактом
6 до заключения дополнительных соглашений, стоимость
1 м составляла 31 248 рублей 47 копеек (127 900 000 рублей / 4093 м
). С учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением от 16.09.2016
4 в контракт
6 в части уменьшения площади жилых помещений до 3 488,1 м
(или на 604,90 м
) стоимость контракта
6 следовало уменьшить на 18 902 199 рублей 50 копеек (31 248 рублей
47 копеек х 604,9 м). Вместе с тем, стоимость контракта была уменьшена до
124 084 424 рубля 34 копейки или на 3 815 575 рублей 66 копеек от первоначальной стоимости контракта.
Согласно исковому заявлению, в результате исполнения контракта N 6 действиями (осуществление оплаты выполненных работ) ответчиком причинен ущерб Красноярскому краю, Фонду, муниципальному образованию г. Дивногорска в общей сумме 15 086 623 рубля 84 копейки (18 902 199,50 - 3 815 575,66), в том числе Красноярскому краю - 9 566 428 рублей 18 копеек.
В рамках дела N А33-13123/2017 Муниципальное казенное учреждение "Архитектурно-планировочное бюро" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края о признании недействительным предписания от 13.03.2017 N СД/0428.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18.10.2017 по делу N А33-13123/2017, имеющим в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора, в удовлетворении заявления муниципального казенного учреждения "Архитектурно-планировочное бюро" отказано.
Указанным решением установлены следующие обстоятельства:
- согласно материалам дела, в том числе акту проверки от 27.01.2017, Постановлением Правительства Красноярского края от 06.05.2013 N 228-п утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2013 - 2017 годы. Постановление администрации города Дивногорска от 30.09.2015 N 151п утверждена муниципальная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан муниципального образования город Дивногорск";
- по результатам проведения торгов, на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе от 06.08.2015 (N 0119300004715000180) заключен муниципальный контракт от 27.08.2015 N 6 на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию 80 квартир на объекте "5-ти этажный многоквартирный жилой дом, с инженерным обеспечением, в г. Дивногорске (98 квартир)" в районе ул. Бочкина, 14 А между Учреждением и ООО "Стройторгсервис";
- дополнительными соглашениями от 01.09.2015 1, от 25.01.2016
3 и от 16.09.2016
4 к Контракту
6 были внесены изменения в объемы работ, по результатам которых общая площадь жилых помещений квартир Заказчика (с учетом площади балконов) составила 3 488,1 м
при этом цена контракта изменена до 124 084 424 рубля
34 копейки. При проведении проверки административный орган рассчитал стоимость
1 м исходя из первоначальных условий Контракта
6: учитывая объем общей площади жилых помещений (4 093 м
) и стоимость их строительства (127 900 000 рублей), определенной Контрактом
6 до заключения дополнительных соглашений, стоимость
1 м составляла 31 248 рублей 47 копеек (127 900 000 рублей / 4 093 м
);
- по мнению ответчика, с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением от 16.09.2016 4 в Контракт
6 в части уменьшения площади жилых помещений (до 3 488,1 м
) на 604,90 м
(или на 14,78%), стоимость контракта
6 следовало уменьшить на 18 902 199 рублей 50 копеек (31 248 рублей 47 копеек х 604,9 м
). Вместе с тем, стоимость контракта была уменьшена до 124 084 424 рубля 34 копейки, или на 3 815 575 рублей 66 копеек от первоначальной стоимости контракта. Разница между указанными величинами, составившая 15 086 623 рубля 84 копейки (18 902 199 рублей
50 копеек - 3 815 575 рублей 66 копеек), признана административным органом ущербом, причиненным Красноярскому краю, Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, муниципальному образованию г. Дивногорск, (из которых
9 566 428 рублей 18 копеек - ущерб, причиненный Красноярскому краю);
- оспаривая предписание Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, заявитель указывает, что при изготовлении конкурсной документации была допущена техническая ошибка в части указания площади жилых помещений. Заявитель ссылается, что указанная ошибка устранена путем заключения дополнительного соглашения от 25.01.2016 N 3 к Контракту N 6, согласно которому установлен иной объем производства работ площадью 5 056,5 м. Вместе с тем, заявителем в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих стоимость 1 м
площади строительства объекта, определенной сторонами при заключении муниципального контракта N 6 от 27.08.2015, в соответствии с которой можно определить размер бюджетного финансирования при уточнении количества квартир после обнаружения технической ошибки, на которую ссылается заявитель;
- в конкурсной документации определены: начальная (максимальная) цена контракта, то есть цена всего объекта, в размере 128 566 101 рубль 30 копеек, а также объем финансирования работ Заказчиком - 80 квартир площадью 4 093 м. Учитывая, что стоимость 1 м
площади строительства объекта сторонами контракта не определена, довод заявителя о наличии технической ошибки в проектной документации, в результате которой существенно уменьшен объем общей площади, подлежащей передаче заказчику, однако, при этом практически не изменился объем финансирования в рамках реализации программы, не подтвержден заявителем;
- расчет стоимости 1 м, произведенный Службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края на основании первоначальных условий контракта N 6, является обоснованным, а размер причиненного ущерба, вменяемый заявителю, подтвержденным представленными в материалы дела доказательствами. Изложенное свидетельствует о законности выданного ответчиком оспариваемого предписания, правомерности возложения на учреждение обязанности по возмещению в краевой бюджет ущерба, причинённого Красноярскому краю в сумме 9 566 428 рублей 18 копеек.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в полном объеме, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
С учетом статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Для наступления гражданско-правовой ответственности в виде убытков необходимо наличие в совокупности следующих условий: основание возникновения ответственности в виде возмещения убытков (нарушение договорных обязательств, деликт или действие государственного органа, иное нарушение прав и законных интересов, повлекшее причинение убытков); причинная связь между фактом, послужившим основанием для наступления ответственности в виде возмещения убытков, и причиненными убытками; размер убытков.
Согласно статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Положениями статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
В силу пункта 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Одним из методов осуществления государственного финансовой контроля, согласно статье 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является проверка.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования, направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Под предписанием, как следует из пункта 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, понимается документ органа внутреннего государственного финансового контроля содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, и (или) требования о возмещении причиненного ущерба субъекту Российской Федерации.
Согласно частям 4 и 5 статьи 19 Закона Красноярского края от 10.07.2008 N 6-1930 "О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края" органы исполнительной власти края осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых Правительством края, которые содержат, в том числе, компетенцию органа исполнительной власти края.
В соответствии с Положением о службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 13.12.2013 N 657-п (далее - Постановление N 657-п), служба является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет контроль в сфере бюджетных правоотношений (пункт 1.1) и наделена полномочиями по выдаче объектам контроля предписаний, содержащих обязательные для исполнения требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба краю (подпункт 4 пункта 3.1).
Пунктом "е" статьи 5 Закона Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2617 "О бюджетном процессе в Красноярском крае" органы исполнительной власти края, наделенные полномочиями по осуществлению государственного финансового контроля, отнесены к участникам бюджетного процесса.
Формирование расходов краевого бюджета осуществляется (пункт 1 статьи 12 Закона Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2617) в соответствия с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств краевого бюджета.
Пунктом 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Из пункта 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно части 1, 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях: если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
Из содержания статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что существенными условиями договора подряда являются, в том числе условия о предмете с указанием наименования и объема работ и цене договора.
Как следует из искового заявления, в результате исполнения контракта N 6 действиями (осуществление оплаты выполненных работ) ответчиком причинен ущерб Красноярскому краю, Фонду, муниципальному образованию г. Дивногорска в общей сумме 15 086 623 рубля 84 копейки (18 902 199,50 - 3 815 575,66), в том числе Красноярскому краю - 9 566 428 рублей 18 копеек.
По результатам контрольного мероприятия и выявленных нарушений бюджетного законодательства Службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе о возмещении бюджетных средств от 16.03.2017 N СД/0428, в соответствии с которым Муниципальному казенному учреждению "Архитектурно-планировочное бюро" предписано:
- устранить выявленные в ходе контрольного мероприятия нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а именно возместить в краевой бюджет ущерб, причиненный Красноярскому краю в сумме 9 566 428 рублей 18 копеек;
- денежные средства в сумме 9 566 428 рублей 18 копеек перечислить в доход краевого бюджета платежным поручением на счет получателя: Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю (Служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края).
В рамках дела N А33-13123/2017 Муниципальное казенное учреждение "Архитектурно-планировочное бюро" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края о признании недействительным предписания от 13.03.2017 N СД/0428.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18.10.2017 по делу N А33-13123/2017, имеющим в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора, в удовлетворении заявления муниципального казенного учреждения "Архитектурно-планировочное бюро" отказано.
При изложенных обстоятельствах апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Довод ответчика о том, что принятие решения по настоящему делу только после вступления в законную силу решения по делу N А33-11526/2018, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в рамках настоящего дела основанием для предъявления иска явилось предписание от 13.03.2017 NСД/0428, выданное по результатам проверки, предметом которой являлось расходование бюджетных средств, выделенных ответчику в части соблюдения им целей и условий представления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из краевого бюджета за 2015-2016 годы.
Указанное предписание являлось предметом судебной проверки в рамках дела N А33-13123/2017 и признано соответствующим действующему законодательству.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В целом доводы в апелляционной жалобе направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
Судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 декабря 2018 года по делу N А33-3276/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального казенного учреждения "Архитектурно-планировочное бюро" (ИНН 2446005948, ОГРН 1022401253423) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Ю. Парфентьева |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.