г. Киров |
|
25 апреля 2019 г. |
Дело N А29-9908/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Воргашор-1", ИНН 1103016420, ОГРН 1171101000190
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.01.2019 по делу N А29-9908/2018, принятое судом в составе судьи Голубых В.В.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (ИНН 1103043329 ОГРН 1081103000846)
к обществу с ограниченной ответственностью "Воргашор-1" (ИНН 1103016420 ОГРН 1171101000190)
о взыскании задолженности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - Водоканал, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Воргашор-1" (далее - Общество, ответчик, заявитель) 264 635 руб. 35 коп. задолженности за услуги холодного водоснабжения и водоотведения на общедомовые нужды за период с января по май 2018 года (далее - Спорный период).
Исковые требования Водоканала основаны на статьях 309, 310, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.01.2019 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска частично.
В апелляционной жалобе заявитель считает, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права. Суд в решении указал: "ответчик ссылается на то, что в многоквартирных домах, находящихся в управлении Общества не имеется технической возможности для установки коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды". Однако, такие пояснения Общество в адрес суда не направляло. Кроме того, истцом не исполнено определение суда от 11.12.2018, в котором Водоканалу предложено представить доказательства вручения ответчику расчетов. В письме от 14.01.2019 ответчик пояснил, что расчеты ему не направлены, а также, что не имеет возможности представить в дело акты о возможности или невозможности установки ОДПУ в спорный МДК, поскольку с 01.10.2018 не осуществляет управление ими. Исковые требования предъявлены за период с 01.01.2018 по 31.05.2018, Общество приступило к исполнению договоров управления в 45 МКД с 01.01.2018. Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд пришел к выводу, что Общество имело реальную возможность 01.01.2018 установить во всех многоквартирных домах ОДПУ. Также заявитель, ссылаясь на часть 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, полагает, что в случае неисполнения собственниками обязанности по обеспечению установки ОДПУ данная обязанность должна осуществляться энергоснабжающей организацией. Кроме того, решением от 14.01.2014 по делу N2-80/2014 Воркутинский городской суд РК обязал истца установить и ввести в эксплуатацию ОДПУ.
Истец отзыв на жалобу не представил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 18.03.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 19.03.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Ответчик заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
Общество является управляющей организацией многоквартирных домов, расположенных в пос. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 11/1, 11/2, 11/3, 11/4, 13/1, 13/2, 13/3, 13/4, 15/1, 15/2, 15/3, 15/4, 17а, 17/1, 17/2, 17/3, 17/4, 9, 21/1, 21/2, 21/3, 21/4, 21/5, 21/6, 23, 25, 25а, 20/1, 20/2, 20/3, 20/4, 20/5, 22/1, 22/3, 24/1, 24/2, 24/3, 28/1, 28/3, 30. 32/1, 32/2, 32/3, 32/5, 32/7.
Общество направило в адрес истца заявку от 10.01.2018 N 01-02 на заключение договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод (т. 1 л.д. 16-17).
Письмом от 16.03.2018 Водоканал направил в адрес Общества договор ресурсоснабжения холодного водоснабжения и водоотведения на ОДН от 15.03.2018 N 180006, однако договор заключен не был (т. 1 л.д. 108-143).
В отсутствие подписанного сторонами договора истец в спорный период оказывал услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды вышеуказанных многоквартирных домов и выставил ответчику для оплаты счета-фактуры от 31.03.2018 N 2167 на сумму 158 761 руб. 21 коп., от 30.04.2018 N 2875 на сумму 52 927 руб. 07 коп., от 31.05.2018 N 3620 на сумму 52 927 руб. 07 коп., от 31.05.2018 N 3272 на сумму 24 640 руб. 64 коп.
Акты оказанных услуг подписаны истцом в одностороннем порядке.
Счета-фактуры и акты вручены ответчику (т. 1 л.д. 34, 35).
Также истцом приведен расчет повышающего коэффициента (т. 2 л.д. 79-81).
В материалы дела представлены копии технических паспортов спорных МКД (т. 2 л.д. 30-73).
Претензией от 12.07.2018 (т. 1 л.д. 36-37) истец предложил ответчику оплатить образовавшуюся за спорный период задолженность в размере 264 635 руб. 35 коп.
Претензия оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно абзацу 10 пункта 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
В силу пункта 1 статьи 544, пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии (воды) производится за фактически принятое абонентом количество энергии (воды) в соответствии с данными учета энергии (воды), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки ресурса в спорный период подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
Заявитель не согласен с применением при расчете повышающего коэффициента.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации по общему правилу ресурсоснабжающая организация отвечает за поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.
Если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила " 354), а также пункта 2 Правил N 124 ответчик является исполнителем, то есть юридическим лицом, предоставляющим потребителю коммунальные услуги.
Порядок определения объема коммунальных услуг, подлежащих оплате исполнителем коммунальных услуг, установлен Правилами N 354 и N 124.
Названными Правилами урегулирован вопрос, касающийся порядка расчетов за коммунальные услуги в отсутствие приборов учета коммунальных услуг при наличии технической возможности их установки, исходя из норматива потребления коммунальной услуги с учетом повышающего коэффициента.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 22 Правил N 124 (в редакции, действующей с 01.01.2017) при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
Доказательств технической невозможности установки общедомовых приборов учета в спорных домах заявителем не представлено.
В силу части 4 статьи 12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом (часть 11 статьи 2 Закона об энергосбережении).
Согласно подпункту "а" пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Коллективные (общедомовые) приборы учета энергии включаются в состав общего имущества многоквартирного дома (пункт 6 Правил N 491).
В соответствии с подпунктами "и" и "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию, в том числе коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Управляющая организация при управлении многоквартирным домом в силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме.
В части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 9 указанной статьи организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Данные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержден приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 N 149 (далее - Порядок N 149).
В пункте 3 Порядка N 149 определено, что договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственником (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя (далее - объект заказчика), в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных названным порядком.
В качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.
С учетом перечисленных правовых норм, ресурсоснабжающая организация обязана заключить с обратившейся к ней управляющей организацией договор на установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, однако она не должна осуществлять установку общедомового прибора учета за свой счет без соответствующего обращения управляющей организации о заключении договора на такую установку.
Доказательств обращения ответчика к истцу с просьбой заключить соответствующий договор на установку ОДПУ в материалы дела не представлено.
Заявитель ссылается на решение от 14.01.2014 Воркутинского суда Республики Коми, которым суд обязал Водоканал в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу, установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета потребления холодного водоснабжения, в том числе, в спорных многоквартирных домах.
Само по себе наличие судебного акта об обязании истца совершить действия по оснащению коллективными приборами учета спорные МКД, не свидетельствует о наличии в действиях истца признаков злоупотребления правом, с учетом того, что самим ответчиком мероприятия по повышению энергетической эффективности своевременно не проведены.
Предусмотренная пунктом 9 статьи 13 Закона об энергосбережении обязанность ресурсоснабжающей организации установить общедомовой прибор учета является вынужденной мерой реагирования на невыполнение потребителями предписаний закона с последующим возмещением расходов на приобретение и установку прибора за счет потребителей. Однако, данная мера не освобождает потребителей от исполнения обязанности по установке прибора учета и риска возникновения неблагоприятных последствий, связанных с ее неисполнением, в том числе оплаты коммунальных ресурсов в размере, определяемом с использованием повышающих коэффициентов. Возложение названной обязанности на ресурсоснабжающую организацию неправомерно, поскольку в рассмотренном деле исполнителем соответствующей коммунальной услуги, а, следовательно, лицом, состоящим в правоотношениях с собственниками помещений в жилых многоквартирных домах, является управляющая организация. Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2015 N 302-КГ15-9608, от 18.08.2016 N 305-ЭС16-3833 и от 22.06.2016 N АКПИ16-345.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца в заявленном размере.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статей 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.01.2019 по делу N А29-9908/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Воргашор-1" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Воргашор-1" в доход федерального бюджета 3 000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.