г. Москва |
|
24 апреля 2019 г. |
Дело N А41-17904/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от истца по делу - ПАО "Мосэнергосбыт"- Белоусов М.Н. по доверенности от 07.02.2019, Шаровова С.И. по доверенности от 22.05.2018,Сафонов по доверенности от 22.05.2018.
от ответчика по делу - ООО "УК Бронницкого ГХ" - Мальцева К.А. по доверенности от 23.03.2019, Симкин В.А. по доверенности от 01.03.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Мосэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Московской области от 14.12.2018 по делу N А41-17904/17, принятое судьей Сергеевой А.С., по исковому заявлению ПАО "Мосэнергосбыт" к ООО "УК Бронницкого ГХ" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Мосэнергосбыт" (истец) обратилось в суд с иском (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Бронницкого городского хозяйства" (далее - ООО "УК Бронницкого ГХ", ответчик) задолженности в сумме 4493302,51 руб. по договору энергоснабжения N 72424480 от 26.08.2015, из которой: 3305423,79 руб. основного долга, 1187878,72 руб. за период февраль-март, июнь, август-сентябрь 2016 года, неустойки по состоянию на 12.12.2017, и неустойки за период с 13.12.2017 по дату фактического погашения основного долга.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.12.2018 заявленные требования частично удовлетворены. Суд первой инстанции взыскал с ООО "УК Бронницкого ГХ" в пользу ПАО "Мосэнергосбыт" задолженность в размере 546 620 руб. 01 коп., неустойку в размере 81 993 руб., законную неустойку, рассчитанную на основании абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", начисленную на сумму невыплаченного долга, начиная с 13.12.2017 по дату фактической оплаты задолженности. В удовлетворении остальной части иска отказано.
ПАО "Мосэнергосбыт" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ПАО "Мосэнергосбыт" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "УК Бронницкого ГХ" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что между ПАО "Мосэнергосбыт" и ООО "УК Бронницкого ГХ" заключен договор энергоснабжения N 72424480 от 26.08.2015 (далее - договор), по условиям которого истец поставляет ответчику электрическую энергию (мощность) на условиях, предусмотренных договором и действующим законодательством.
В соответствии с п. 1.2 договора энергоснабжения, объем обязательств по договору определяется в точках поставки, которые находятся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств определенной в "Акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности энергоустановок и сооружений (приложение N 1). Энергопринимающее оборудование абонента расположено по адресу, указанному в приложении N 7.
При отсутствии на дату заключения договора указанного акта и до его составления точки поставки определяются в точках присоединения энергопринимающих устройств абонента к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.
Согласно п. 4.1 договора, сведения о приборах учета, установленных в отношении энергопринимающих устройств (места расположения, заводские номера, дата государственной поверки) указываются в приложении N 2.
Приборы учета устанавливаются в точках поставки электроэнергии, а при отсутствии технической возможности - в месте электрической цепи максимально приближенном к таким точкам поставки (п. 4.2).
Места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям действующего законодательства об обеспечении единства средств измерений и техническом регулировании (п. 4.3).
Установленные приборы учета используются в расчетах с момента их допуска в эксплуатацию (п. 4.10).
Определение объемов электроэнергии осуществляется в соответствии с приложением N 4 к договору на основании показаний приборов учета, а при их временном отсутствии по причине утраты, неисправности или иным причинам - исходя из показаний контрольного прибора учета, а в случае отсутствия контрольного прибора учета - расчетным способом (п. 4.11).
Фактический объем поставленной электроэнергии определяется исходя из показаний прибора учета, либо расчетным способом (п. 5.1).
Услуги оказаны истцом в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела актами и отчетами о принятой потребителем энергии.
Согласно пояснениям истца, за период февраль-март, июнь, август-сентябрь 2016 года ответчиком потреблено электрической энергии на общую сумму 6426028,49 руб.
Выставленные в адрес ответчика счета оплачены частично на сумму 3120604,70 руб.
Задолженность по оплате электроэнергии с учетом частичной оплаты составила 3305423,79 руб.
Направленная в адрес ответчика претензия не исполнена, что послужило поводом для обращения истцом в суд с рассматриваемым требованием о взыскании задолженности в сумме 3305423,79 руб. Истцом также рассчитаны пени в сумме 1187878,72 руб. за просрочку исполнения обязательств и заявлено о взыскании пени за период с 13.12.2017 по дату фактического погашения задолженности.
Частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Возражая против заявленных требований, ответчик указал на то, что истцом произведены расчеты объемов потребленной электроэнергии на основании показаний приборов учета, что по мнению ответчика, является незаконным, по следующим основаниям.
В ряде домов (г.Бронницы, ул.Пущина д. 34, 36, ул.Москворецкая д. 15 и д.17, ул.Советская д. 141 и ул.Пущина д. 2, ул.Советская дома 110, 112, 114 и ул.Льва Толстого д. 2) приборы учета установлены на несколько домов (от двух до четырех), находятся вне домов.
В домах по адресам г.Бронницы Зеленый проезд д.3, Кирпичный пр. д.1, Комсомольский пер. д.4 ул.Ленинская д. 1а, ул. Льва Толстого дома 3а, 5, 11а, 13, 15, 17, Марьинский пер. д.5, ул.Москворецкая дома 4, 19, ул.Московская дома 67, 90, 92, 94, 96, 99, Пионерский пер. дома 1, 23, ул.Пушкинская дома 1, 2, ул.Пущина дома 26,28, Садовый проезд дома 2,3,4,5,6, ул.Советская дома 106, 112в, 113, 115, 117, 133, 135, 136, 137, 138, 138а, 139, 140, ул.Строительная дома 3, 5,11, 13, ул.Центральная д.2а, приборы учета находятся в ТП вне дома.
В домах по адресам г.Бронницы пос. Горка дома 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11, 12,14,15, ул.Егорьевская дома 1, 3, Комсомольский пер. д. 59, ул.Красная д. 3, ул.Красноармейская д. 1, ул. Льва Толстого д. 19, пер. Маяковского д. 7а, ул.Московская д. 152, Октябрьский пер. дома 4,6, Пионерский пер. дома 3,5,6, Пожарный проезд д.8 и ул.Строительная д.9, приборы учета находятся в щитовой и фиксируют показания освещения лестничных клеток, подвала, входа, следовательно по мнению ответчика, также не являются общедомовыми приборами учета.
В домах по адресам г.Бронницы Пионерский пер. 23, ул.Московская дома 67, 99, ул.Советская дома 37,47, приборы учета не установлены, объем выставленной истцом электроэнергии не подтвержден.
Кроме того, ряд домов по адресам г.Бронницы Пионерский пр. дома 41, 43, ул.Центральная д.2а, ул.Льва Толстого д. 11а, ул.Егорьевская дома 1,3, пос. Горка дома 11,12,13, оборудованы электрическими плитами и рассчитываются по тарифу для домов с электрическими плитами, т.е. расчетный тариф должен быть 3,18 руб., а не 4,54 как указано в счетах истца.
В 21 многоквартирном доме общедомовые приборы учета расположены в электрощитовых домов: г.Бронницы ул.8 Марта дома 5,7, Зеленый пр. д. 1А, Кирпичный пр. д.3, ул.Красная д. 49, уль Льва Толстого д. 2А, ул.Москворецкая дома 6,37, 38, 39,40, 42, ул.Московская дома 7, 9, 101, пер.Первомайский.2, ул.Садовая дома 7,8,ул.Советская дома 72,143, 145.
В соответствии с представленным ответчиком контррасчетом, составленным с учетом указанных доводов о незаконности применения к расчетам показаний приборов учета, а также доводов о неправильном применении тарифов по ряду домов, к оплате за спорный период должна была быть выставлена сумма 3667224,80 руб. Ответчиком произведена частичная оплата на сумму 3120604,79 руб., таким образом задолженность по основному долгу составляет 546620,01 руб.
В силу п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (п. 1 ст. 541 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - закон N 35-ФЗ) коммерческий учет электрической энергии (мощности) - процесс измерения количества электрической энергии и определения объема мощности, сбора, хранения, обработки, передачи результатов этих измерений и формирования, в том числе расчетным путем, данных о количестве произведенной и потребленной электрической энергии (мощности) для целей взаиморасчетов за поставленные электрическую энергию и мощность, а также за связанные с указанными поставками услуги.
Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют утверждение правил организации учета электрической энергии на розничных рынках (ч. 2 ст. 21 закона N 35-ФЗ).
Согласно п. 44 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения) определение объема покупки электрической энергии (мощности), поставленной гарантирующим поставщиком в точках поставки по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) за расчетный период, осуществляется на основании данных об объемах потребления электрической энергии (мощности), определенных в соответствии с разделом X настоящего документа с использованием приборов учета или расчетных способов, при этом определение объема покупки электрической энергии (мощности), поставленной гарантирующим поставщиком по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенному в соответствии с пунктом 65 настоящего документа, осуществляется с учетом положений указанного пункта.
В соответствии с п. 136 Основных положений, определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных: с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3.
Под измерительным комплексом для целей настоящего документа понимается совокупность приборов учета и измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме, через которые такие приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), предназначенная для измерения объемов электрической энергии (мощности) в одной точке поставки.
Под системой учета для целей настоящего документа понимается совокупность измерительных комплексов, связующих и вычислительных компонентов, устройств сбора и передачи данных, программных средств, предназначенная для измерения, хранения, удаленного сбора и передачи показаний приборов учета по одной и более точек поставки.
Приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (п. 137 Основных положений).
В силу положений пункта 1 Приказа Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии (далее - прибор учета соответствующего вида) устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.
Пунктом 2 указанного Приказа предусмотрено, что техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Пунктами 138, 143, 144 Основных положений установлено, что в многоквартирных домах на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем подлежат установке коллективные (общедомовые) приборы учета класса точности 1,0 и выше. Энергопринимающие устройства потребителя, объекты по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке, считаются оборудованными приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления (производства) электрической энергии, в случае если такими приборами учета оборудованы все точки поставки в границах балансовой принадлежности потребителя, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке.
Приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета, в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовый) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям (п. 144 Основных положений).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии со статьей 30 ЖК РФ собственник несет бремя содержания общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно п. 2д Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включаются: механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях (п. 7 Правил N 491).
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно- телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (п. 8 Правил N 491).
Таким образом, граница балансовой принадлежности по общему правилу устанавливается по внешней стене жилого многоквартирного дома, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином, - по границе балансовой принадлежности. Другое толкование данных норм права относительно определения границы эксплуатационной ответственности означало бы незаконное возложение бремени содержания имущества на лицо, которому это имущество не принадлежит.
Положениями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность совершить определенные действия по оснащению таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии или обеспечить допуск сетевых организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
В силу п. 2 Основных положений "точка поставки на розничном рынке" - место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.
Исходя из смысла указанных выше правовых норм, на каждый дом должен быть установлен свой прибор учета, так как он входит в состав общего имущества многоквартирного дома.
Указанные нормы Основных положений, Жилищного кодекса РФ, является императивными в отношении определения внешней границы сетей электроснабжения, однако граница эксплуатационной ответственности при наличии общедомового прибора учета может быть изменена по решению собственников жилых помещений.
Приборы учета, на показаниях которых строится расчет истца, не являются общедомовыми в понимании границ дома, не могут являться общим имуществом собственников и не могут служить основанием для определения объема потребленной электроэнергии сразу несколькими домами.
В ином случае нарушаются права граждан-потребителей, которые должны нести бремя содержания общего имущества не только того многоквартирного дома, в котором находится его собственность, но также и других домов.
Расположение прибора учета за пределами внешней границы стены многоквартирного дома влечет дополнительные потери в сетях, обязанность по компенсации которых не может произвольно быть возложена на собственников помещений многоквартирного дома, в то время как материалы дела не содержат сведений об учете указанных норм законодательства в расчете истца.
Пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Коммунальный ресурс приобретается ответчиком как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам-потребителям коммунальной услуги.
Заключение между истцом и ответчиком соглашения о порядке расчетов за поставленную электрическую энергию не изменяет правового статуса участников спорных правоотношений: истца как гарантирующего поставщика электрической энергии и ответчика как исполнителя коммунальных услуг.
Возложение на потребителей электрической энергии обязанности по оплате энергии, которую они не получали, противоречит как нормам законодательства об электроэнергетике (пункт 28 Основных положений), так и нормам гражданского законодательства (пункт 1 статьи 539, пункт 1 статьи 544 ГК РФ), обязывающим абонента (потребителя, покупателя) оплатить принятое им количество энергии.
Каких-либо решений об установке приборов учета за пределами внешних границ домов собственниками помещений в этих домах не принималось, доказательств об обратном в материалы дела не представлено.
Соглашения собственников помещений в многоквартирном доме с истцом либо управляющей компанией о принятии на себя обязанности оплачивать потери в наружных электрических сетях от внешней стены дома до трансформаторных подстанций в материалах дела не имеется.
Жилищным кодексом Российской Федерации (статья 157), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", принятым в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, были установлены способы определения объема коммунального ресурса, поставленного в адрес объектов жилищного фонда, по показаниям приборов учета либо нормативам потребления коммунальных услуг при отсутствии показаний приборов учета.
В силу п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 36, 38, 42 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции, рассмотрев дело с учетом указаний и разъяснений суда кассационной инстанции, пришел к обоснованному выводу, что истцом не доказана возможность производить расчеты потребленной ответчиком электроэнергии на основании показаний приборов учета, не обладающих признаками общедомовых приборов учета, в том числе, расположенных за пределами внешних границ домов ответчика, либо не соответствующих требованиям закона к ним.
В связи с этим, расчеты по перечисленным ответчиком домам, в которых приборы учета относятся к двум и более домам, либо расположены за пределами внешних границ территории дома, либо вообще отсутствуют, должны производиться не по приборам учета, а по нормативам, в порядке, предусмотренном Правилами N 354.
Кроме того, в домах, оборудованных электроплитами, должен применяться иной тариф, чем в иных домах (п. 71 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике").
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно принял контррасчет ответчика и пришел к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению в части.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки в сумме 1187878,72 руб. по состоянию на 12.12.2017 и пени за период с 13.12.2017 по дату фактического погашения основного долга.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Неустойка рассчитана истцом в соответствии с абз. 10 п. 2 ст. 37 ФЗ "Об электроэнергетике".
Ответчиком представлен контррасчет неустойки, с учетом контррасчета основного долга, принятого судом. Согласно контррасчету ответчика, размер неустойки составляет в общей сумме 595537,13 рублей.
Ответчиком заявлено ходатайство о снижении размера неустойки в порядке ст. 333 ГК РФ.
В данном случае суд первой инстанции, учитывая явную несоразмерность заявленной неустойки задолженности ответчика перед истцом, пришел к правильному выводу, что неустойка подлежит уменьшению в порядке ст. 333 ГК РФ, до суммы 81993,00 рублей.
Вопреки доводу апелляционной жалобы в материалы дела не представлены доказательства того, что решение по делу может повлиять на права и обязанности ПАО "МОЭСК" по отношению к сторонам спора.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14.12.2018 по делу N А41-17904/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.