город Ростов-на-Дону |
|
25 апреля 2019 г. |
дело N А32-25684/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Ванина В.В., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жабской А.Л.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русс"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2019 по делу N А32-25684/2018
по иску общества с ограниченной ответственностью "Русс"
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края
о внесении изменений в договор аренды от 12.12.2011 N 11-06а-006,
принятое в составе судьи Семушина А.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Русс" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - ответчик, министерство) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 12.12.2011 N 11-06а-006: в пункте 1.1 договора изменить категорию земель, указав вместо категории "земли лесного фона" категорию земель "земли населенных пунктов", в пункте 1.2 вместо цифры "14,3" га указать цифру "12,09 га".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе истец просит решение арбитражного суда первой инстанции от 04.02.2019 отменить, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, в связи с невыполнением министерством Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (далее - Приказ N 69), несоответствием фактической площади участка с площадью, указанной в договоре, у общества отсутствует возможность использовать лесной участок в соответствии с его целевым назначением, видом разрешенного использования, указанными в договоре.
В представленном в материалы дела отзыве ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители истца и ответчика в судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, от министерства поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.12.2011 между обществом с ограниченной ответственностью "Росс" (в связи со сменой наименования - ООО "Русс") (арендатор) и департаментом лесного хозяйства (далее - арендодатель) заключен договор аренды лесного участка N 11-06а-006 (далее - договор, т. 1, л.д. 7-15).
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок в составе земель лесного фонда, находящийся в государственной собственности, площадью 14,3 га, местоположение: Краснодарский край, лесничество Краснодарское, участковое лесничество Елизаветинское, квартал 5 А, выдела 2, 13, 14, 15, 16, 19, 23, части выделов 1, 7, 17. Номер учетной записи в государственном лесном реестре: 23-09-01-08-00088.
Целью предоставления лесного участка в аренду являлось осуществление рекреационной деятельности (пункт 1.5 договора, приложение N 3 к договору).
В соответствии с пунктом 3.3.1 договора арендатор имеет право приступить к использованию земельного участка, после государственной регистрации договора, подписания сторонами акта приема - передачи лесного участка в аренду и представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 06.03.2012, регистрационный номер N 01/044/2012-302, участок передан по акту приема передачи лесного участка от 13.12.2013 N 93-09.
В обосновании исковых требований истец указывает, что, выполняя требования по подготовке проекта освоения лесов арендуемого лесного участка, он установил, что фактическая площадь земельного участка, которую общество вправе использовать в рекреационных целях, не соответствует площади лесного участка, указанной в договоре.
Общество указывает, что в результате проведенного обследования земельного участка было установлено наложение на спорный лесной участок (площадью 14,3 га) земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0134001:1027 (площадью 246 кв.м), 23:43:0134001:370 (площадью 5 490).
После обработки полученных измерений площадь земельного участка фактически переданного истцу составляет 12,09 га, в связи с чем, разница для осуществления рекреационной деятельности составила 2,21 га.
Кроме того, на основании письма департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 03.05.2018 N 29-4182-1 истцу стало известно о том, что в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 пункт 15 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар" спорный лесной участок находится в границах станицы Елизаветинская, а, следовательно, относится к категории земель - земли населенных пунктов.
Письмом от 01.06.2018 общество обратилось к министерству с требованием уточнения площади лесного участка и категории земельного участка.
Министерством письмом от 21.06.2018 N 202-06.2-18049/18 в изменении существенных условий договора аренды лесного участка отказано.
Истец полагает, что в результате предоставления в аренду лесного участка без проведения кадастровых работ, а также невыполнения министерством природных ресурсов требований закона по изменению категории и площади лесного участка, общество лишено возможности использовать лесной участок в соответствии с условиями договора.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда. Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются сторонами, за исключением случаев, когда соответствующее условие предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой. При этом, принцип свободы договора не позволяет определять его условия с нарушением требований закона (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации.
Судом при рассмотрении дела установлено, что спорный участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом. Предметом договора аренды является лесной участок, входящий в состав земель лесного фонда.
Частью 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
На основании статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно подпункту 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.
Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Возможность использования лесов с целью осуществления рекреационной деятельности установлена пунктом 8 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Являющийся объектом аренды по спорному договору аренды лесной участок имел вид разрешенного использования - для осуществления рекреационной деятельности.
Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости, то есть земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства, которые являются доказательствами принадлежности участка к лесному фонду (часть 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4.2 Закона N 201-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2017, признается юридически действительным.
Таким образом, до 2017 года постановка на кадастровый учет земель лесного фонда при предоставлении участка не требовалась.
Из вышесказанного следует, что учет лесных участков производится на основании материалов лесоустройства. Отсутствие постановки лесного участка на кадастровый учет не влияет на права на этот участок.
Согласно пункту 9 Приказа Рослесхоза от 21.02.2012 N 62 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности" лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Пунктом 3.3.1 договора также закреплена обязанность арендатора представить арендодателю в установленном порядке разработанный проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора.
Согласно пункту 28 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (далее - приказ N 69) проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей.
Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации. Специальная часть проекта освоения лесов - раздел "Организация использования лесов" включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка или условиями предоставления лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В разделе "Общие сведения" содержатся сведения:
- о лице, использующем лесной участок;
- вид использования лесов, дата и номер договора аренды лесного участка либо выданного уполномоченным органом свидетельства о предоставлении права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, дата и номер регистрации права, срок аренды, кадастровый номер лесного участка;
- сведения об органе государственной власти или органе местного самоуправления, предоставившем лесной участок в аренду или постоянное (бессрочное) пользование;
- копия договора аренды лесного участка с приложениями или свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
- сведения о разработчике проекта (наименование организации, ее юридический адрес, номера телефонов, факса, электронный адрес).
- выписка из государственного кадастра недвижимости с описанием границ лесного участка, а в случае предоставления лесного участка в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета в соответствии с Законом N 201-ФЗ указывается номер учетной записи в государственном лесном реестре и прикладывается план лесного участка.
В связи с изложенным доводы общества о невозможности эксплуатации не прошедшего кадастровый учет лесного участка, в том числе в целях рекреационной деятельности, противоречат нормам пункта 5 приказа N 69 и пунктам 4.1, 4.2 Закона N 201-ФЗ.
В материалах дела отсутствуют доказательств, препятствующие истцу использовать арендованный лесной участок, а также исполнять условия договора аренды в части постановки участка на государственный кадастровый учет.
Суд первой инстанции правомерно указал, что невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка. В соответствии с пунктом 6.5 договора нарушение существенных условий договора аренды, одним из которых является разработка проекта освоения лесов, является основанием расторжения договора аренды.
Как указывалось выше, истцом заявлено требование об обязании министерство внести изменения в пункт 1.1 договора аренды лесного участка, в частности изменить категорию земель, указав вместо категории "земли лесного фонда" категорию земель "земли населенных пунктов".
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 2.2.3 Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утв. Приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496, одним из оснований для внесения изменений в сведения государственного лесного реестра, являются также принятые органами местного самоуправления решения, в том числе об установлении или изменении границ населенных пунктов на основании утверждения или изменения генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда. Кроме того, согласно пунктам 5, 6 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, для рассмотрения и представления заключения в части вопросов, входящих в компетенцию этого уполномоченного отраслевого органа.
Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Из системного анализа вышеприведенных положений законодательства следует, что изменение категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной форме собственности, возможно исключительно по согласованию собственника - Российской Федерации в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (данная правовая позиция выражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.08.2016 N 306-КГ16-7898 по делу N А55-11541/2015).
Обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Вместе с тем, из материалов дела не усматривается согласование с Федеральным агентством лесного хозяйства нормативного правового акта об исключении спорного земельного участка из состава лесного фонда, что не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Напротив, судом первой инстанции установлено, в рамка дела N 3а-551/2018 Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с административным иском о признании недействующим решения городской думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 пункт 15 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар" в части включения в границы муниципального образования г. Краснодар лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Краснодарского лесничества Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского края.
Решением от 11.04.2018 по делу N 3а-551/2018 суд признал недействующим со дня принятия решение городской думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 пункт 15 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар" в части включения в границы муниципального образования город Краснодар лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Краснодарского лесничества Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского края, в том числе квартала 5 А. Суд обязал городскую Думу Краснодара опубликовать решение или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются решения городской Думы Краснодара.
Таким образом, в рамках рассмотрения дела N 3а-551/2018 судом была установлена принадлежность спорного земельного участка к землям лесного фонда.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Указанные выводы суда носят преюдициальный характер, не подлежат повторному доказыванию, обращение общества в арбитражный суд с настоящим иском, заявленное ходатайство о назначении экспертизы направлены на попытку оспорить вступившие в законную силу судебные акты.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для вывода об утрате в установленном законом порядке спорным участком правового статуса лесного участка.
Названный правовой подход соответствует сложившейся судебной арбитражной практике (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.02.2019 по делу N А32-21448/2018).
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях общества в части обращения с требованием об изменении категории земель, недобросовестности.
С учетом сложившихся обстоятельств истец мог узнать из публичного источника об отнесении спорного участка к землям лесного фонда решение суда от 11.04.2018, однако письмом от 01.06.2018 обратился к ответчику с требованием об изменении категории участка.
В обосновании доводов о несоответствии фактической площади земельного участка, которую истец вправе использовать в рекреационных целях, площади лесного участка, указанной в договоре, общество ссылается на натурно техническое обследование арендуемого участка с участием геодезиста и представителя лесничества Коровиной Е.В. с применением GPS приборов.
В результате вышеуказанного обследования было установлено, что на спорный участок площадью 14,3 га накладываются два земельных участка: с кадастровым номером 23:43:0134001:1027, площадью 246 кв.м и земельный участок с кадастровым номером 23:43:0134001:370, площадью 5 490 кв.м.
После обработки полученных измерений, площадь спорного земельного участка составляет 12,09 га, что подтверждается схемой измерений, в связи с чем, разница между площадью, указанной в договоре (14,3 га) и площадью фактически переданной в аренду (12,09 га) для осуществления рекреационной деятельности составила 2,21 га.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доказательство в качестве допустимого доказательства представленное истцом суду заключение независимого эксперта, поскольку эксперт не был предупрежден об уголовной ответственности.
Судом первой инстанции также было установлено, что эксперт не указывает на то, что имеется реальная невозможность использования лесного участка при выявленном наложении.
В рамках рассмотрения дела, истцом было заявлено ходатайство о назначении экспертизы по делу.
В соответствии со статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Определением от 14.11.2018 судом первой инстанции были направлены запросы в экспертные учреждения ФБУ "Краснодарская ЛСЭ" МЮ РФ (350000, г. Краснодар, ул. Лузана, 38), ООО "НПП "ЮрИнСтрой" (350033, г. Краснодар, ул. Базовская Дамба, 8), ООО "КубаньЮгЭкспертиза" (350002, Дмитриевская дамба 7, оф.6) о возможности проведения по настоящему делу судебной экспертизы, с поставленными перед экспертами вопросами.
В материалы дела поступили ответы от экспертных организаций, содержащие стоимость и срок проведения экспертизы.
Как следует из материалов дела, истец явку представителя в судебное заседание от 14.01.2019, 04.02.2019 не обеспечил, доказательства перечисления денежных средств, причитающихся экспертам на депозитный счет суда, также не представил.
В связи с изложенным, в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы отказано правомерно.
В суде апелляционной инстанции ходатайство о назначении экспертизы также не заявлено.
Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда на момент заключения договора аренды регулировался приказом министерства природных ресурсов Российской Федерации от 28.11.2007 N 310 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 11 Порядка государственный учет проводится в случае предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков в пределах земель лесного фонда.
Сведения о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесного участка в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка по образцу, прилагаемому к настоящему Порядку, который заверяется органами государственной власти, указанными в пункте 2 настоящего Порядка.
Согласно пункту 12 Порядка по результатам государственного учета лицам, указанным в пункте 5 настоящего Порядка, выдается план лесного участка в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему Порядку.
Учитывая изложенное, наличие выданного и заверенного уполномоченным органом государственной власти плана лесного участка свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре.
Так, приложением к договору является план лесного участка от 12.12.2011 с номером учетной записи в государственном лесном реестре 23-09-01-08-00088, площадью 14,5 га.
Истцом не представлены сведения о наличии в соответствии с частями 2, 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации оснований для внесения изменений в государственный лесной реестр в части изменения площади и границ арендованного лесного участка.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к верному об отсутствии оснований для удовлетворения требований в части изменения площади спорного лесного участка.
Суд верно указал, что в случае если будет установлено, что с торгов был предоставлен лесной участок, не соответствующий своим характеристикам, то такая сделка будет являться ничтожной. Ничтожная сделка не может быть исцелена уменьшением площади участка до фактической.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2019 по делу N А32-25684/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.