Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 12 августа 2019 г. N Ф09-4465/19 настоящее постановление изменено
г. Челябинск |
|
26 апреля 2019 г. |
Дело N А07-38809/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бабкиной С.А.,
судей Румянцева А.А., Сотниковой О.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сысуевой А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республиканского агентства регулирования продовольственного рынка "Башагропродукт" на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.02.2019 по делу N А07-38809/2017 (судья Гумерова З.С.).
В заседании принял участие представитель Федеральной налоговой службы - Шорина Л.Р. (паспорт, доверенность от 22.01.2019).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.09.2018 акционерное общество "Сибайский элеватор" (далее - АО "Сибайский элеватор", должник) признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим должника утвержден Дьяченко А.Н.
20.11.2018 Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в сумме 10 117 796, 92 руб., в том числе, задолженности по оплате страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 10 117 796, 92 руб., задолженности по оплате капитализированных платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 14 047, 35 руб.
Определением арбитражного суда от 14.11.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение -региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республики Башкортостан.
Определением арбитражного суда от 13.02.2019 заявление удовлетворено.
С названным определением не согласилось Государственное унитарное предприятие Республиканского агентства регулирования продовольственного рынка "Башагропродукт" (далее - ГУП "Башагропродукт", податель жалобы) направило апелляционную жалобу, в которой просит определение суда изменить, принять новый судебный акт.
По мнению подателя апелляционной жалобы, сумма 3 444 321, 02 руб. не подлежит включению в реестр, поскольку с учетом статей 1085, 1092 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" дополнительные расходы на приобретение лекарств и т.д. не входят в расчет капитализированных платежей.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание податель жалобы, иные конкурсные кредиторы, должник, представителей не направили.
С учетом мнения представителя ФНС России и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщен к материалам дела отзыв ФНС России, согласно которому расчет капитализированных платежей произведен согласно существующей методикой и Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний".
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный акт пересматривается только в обжалуемой части (включения требования в сумме 3 444 321, 02 руб.).
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника капитализированных платежей в сумме 10 117 796, 92 руб. для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требования уполномоченного органа.
С выводами суда первой инстанции в части обоснованности суммы 3 444 321, 70 руб. апелляционный суд не соглашается в силу следующего.
В соответствии со статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
Установление размера требований кредиторов в ходе конкурсного производства осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 100 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве).
Согласно пункту 1 статьи 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
В силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику - Фонду социального страхования Российской Федерации капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Фонд социального страхования Российской Федерации, предоставляющий обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты фонду капитализированной суммы.
Как разъяснено в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.04.2010 N 136 "О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей при банкротстве" требование Фонда социального страхования Российской Федерации, предоставляющего обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, к должнику-страхователю, признанному банкротом, о капитализации платежей указанным лицам и выплате фонду капитализированной суммы (пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний") предъявляется и представляется в деле о банкротстве Федеральной налоговой службой.
Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 N 72 утверждена Методика расчета размера капитализированных платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей.
Согласно пункту 4 Порядка внесения в Фонд социального страхования РФ капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863, размер капитализированных платежей рассчитывается в соответствии с вышеназванной Методикой расчета.
В пункте 1 статьи 135 Закона о банкротстве указано, что определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации.
В случае, если возраст гражданина превышает семьдесят лет, период капитализации соответствующих повременных платежей составляет десять лет.
С выплатой капитализированных повременных платежей, размер которых определяется в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, прекращается соответствующее обязательство должника (пункт 2 названной статьи).
В силу пункта 3 статьи 135 Закона о банкротстве с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации.
Согласно разъяснениям в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" в силу пункта 3 статьи 135 Закона о банкротстве с согласия гражданина его право требования к должнику переходит к Российской Федерации и подлежит удовлетворению в первую очередь. В этом случае обязательства должника перед гражданами переходят к Российской Федерации и исполняются в соответствии с федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Согласия Российской Федерации на переход к ней обязательств должника не требуется.
По смыслу пункта 1 статьи 135 Закона о банкротстве капитализации подлежат только повременные платежи, уплачиваемые на основании пункта 1 статьи 1085, пункта 1 статьи 1092 Гражданского кодекса Российской Федерации в счет возмещения утраченного потерпевшим заработка (дохода), который он имел или определенно мог иметь.
В таких случаях Методика расчета размера капитализируемых платежей применению не подлежит.
Между тем, из расчета уполномоченного органа усматривается, что размер капитализированных платежей произведен непосредственно по вышеуказанной Методике, согласно которой:
Скан 1 - сумма размера капитализированных платежей пострадавшим для обеспечения ежемесячными страховыми выплатами составляет 6673475, 50 руб.;
Скан 2 - сумма размера капитализированных платежей для оплаты расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших на их медицинскую и социальную реабилитацию - 3 444321,02 руб.
В суде апелляционной инстанции представитель уполномоченного органа подтвердил произведение расчетов по вышеназванной Методике.
Поскольку по смыслу пункта 1 статьи 135 Закона о банкротстве, капитализации подлежат только повременные платежи, уплачиваемые на основании пункта 1 статьи 1085, пункта 1 статьи 1092 Гражданского кодекса Российской Федерации в счет возмещения утраченного потерпевшим заработка (дохода), который он имел или определенно мог иметь, то возмещение дополнительных расходов на медицинскую и социальную реабилитацию обусловленную их фактическим несением, лишает данные платежи характера повременных платежей и исключает возможность их взыскания в будущем путем капитализации по Закону о банкротстве.
Таким образом, следует, что Закон о банкротстве предусматривает капитализацию только повременных платежей, в состав которых дополнительные расходы не входят.
При указанных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы судом проверены и признаются обоснованными, судебный акт отмене в обжалуемой части на основании пункта 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Возражения ФНС России со ссылкой на утвержденную Методику суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку на её неприменение прямо указано в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей".
Возражения ФНС России со ссылкой на судебную практику суд апелляционной инстанции не принимает во внимание, поскольку названные судебные акты не имеют преюдициального значения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.02.2019 по делу N А07-38809/2017 в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республиканского агентства регулирования продовольственного рынка "Башагропродукт" - удовлетворить.
Отказать Федеральной налоговой службе в удовлетворении заявления о включении требования в реестр требований кредиторов акционерного общества "Сибайский элеватор" в сумме 3 444 321, 02 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья |
С.А. Бабкина |
Судьи |
А.А. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.