Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 сентября 2019 г. N Ф07-9228/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
26 апреля 2019 г. |
Дело N А56-50217/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Желтянникова В.И.,
судей Жиляевой Е.В., Тимухиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Самарчук Ю.В.,
при участии:
от истца: Егоров С.Н., по доверенности от 08.12.2017,
от ответчика: Остороумов А.И., по доверенности от 25.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4786/2019) Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2018 по делу N А56-50217/2018 (судья Васильева Н.В.),
принятое по заявлению ООО "Линк Девелопмент"
к Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области
о признании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 47:07:0505001:66, выраженного в выписке из протокола заседания земельной комиссии МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 07.03.2018 N 09/18; обязании Администрации в срок не более чем десять дней со дня вступления в силу решения суда осуществить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 47:07:0505001:66 в трех экземплярах и направить их для подписания Обществу.
Определением от 26.06.2018 производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А56-35760/2017.
Определением от 26.11.2018 в связи со вступлением в законную силу решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2018 по делу N А56-35760/2017 судебное заседание для рассмотрения вопроса о возобновлении производства по настоящему делу в порядке статьи 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначено на 18.12.2018.
Решением от 24.12.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства: металлическая опора не обладает признаками недвижимой вещи; также испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность заявителя в силу пункта 1.1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
В канцелярию апелляционного суда от ООО "Линк Девелопмент" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель возражает против доводов заинтересованного лица, поддерживает решение суда, полагает его законным и обоснованным, вынесенным с учетом представленных в материалы дела доказательств и норм права, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общество является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером 47:07:0505001:5379 - сооружения связи, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 47:07:0505001:66 по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п.Кузьмоловский, ул.Заозерная.
07.02.2018 Общество обратилось в Администрацию с заявлением N 137 (вх. N 3-13-550-5 от 12.02.2018) в порядке статьи 39.17 и на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) о предоставлении в собственность Общества указанного земельного участка без проведения торгов.
Решением земельной комиссии муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (выписка из протокола заседании комиссии от 07.03.2018 N 09/18) в предоставлении земельного участка в собственность Общества отказано, в связи с отсутствием права на выкуп испрашиваемого земельного участка, поскольку металлическая опора не является самостоятельным объектом недвижимости.
Полагая, что данное решение является незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3. ЗК РФ передача земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений осуществляется путем продажи земельных участков без проведения торгов. Процедура подачи и рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирована статьей 39.17 ЗК РФ.
Данной статьей установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
При рассмотрении заявления Общества о выкупе земельного участка уполномоченным органом принято решение об отказе в предоставлении испрашиваемого участка в собственность, мотивированное тем, что металлическая опора не является самостоятельным объектом недвижимости, а значит, у Общества отсутствует право на выкуп земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу пункта 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности и других вещных прав на которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
Особенности государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации 11.02.2005 N 68 утверждено Положение "Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи" (далее - Положение), в пункте 1 которого указано, что под линейно-кабельными сооружениями связи, права на которые подлежат государственной регистрации в ЕГРП, понимаются сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи.
В соответствии с пунктами 2, 3 Положения к линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся прочно связанные с землей сооружения связи, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Линейно-кабельные сооружения связи, право на которые подлежит государственной регистрации, могут представлять собой как совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями) (подпункт 1 пункта 3), так и объект недвижимости, созданный или приспособленный для размещения кабеля связи, функционально и технологически не взаимосвязанный и не образующий единое целое с другими сооружениями связи (подпункт 2 пункта 3).
В силу пункта 4 Положения линейно-кабельное сооружение связи, имеющее признаки, указанные в подпункте 1 пункта 3 Положения, может регистрироваться как одна сложная вещь. Линейно-кабельное сооружение связи, имеющее признаки, указанные в подпункте 2 пункта 3 Положения, рассматривается как отдельный объект недвижимости.
Согласно пункту 5 Положения к линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся, в частности наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов. В материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие, что указанное сооружение связи по своим физическим характеристикам или порядку создания не может быть отнесено к недвижимому имуществу. Ходатайства о проведении экспертизы на предмет определения капитальности спорного сооружения Администрацией не заявлено.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством. К таким случаям, в частности, относится государственная регистрация права собственности на объект, являющийся движимым имуществом. В этой ситуации нарушением прав истца является сам факт государственной регистрации права собственности ответчика на имущество, которое не обладает признаками недвижимости. При подобных обстоятельствах нарушенное право истца восстанавливается исключением из реестра записи о праве собственности ответчика на объект.
Принимая во внимание, что право собственности Общества на металлическую опору как на объект недвижимости никем не оспорено, а также то обстоятельство, что в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению записи о зарегистрированных правах исключительно на недвижимое имущество, арбитражный суд приходит к выводу, что расположенный на испрашиваемом земельном участке объект является самостоятельным объектом недвижимости.
Апелляционный суд также считает необходимым обратить внимание на то, что именно Администрация в силу части 5 статьи 200 АПК РФ должна доказать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту. Однако таких доказательств Администрацией не представлено. Из материалов дела следует, что металлическая опора имеет бетонный фундамент. Принимая во внимание изложенное, поскольку права на опору как на объект недвижимости зарегистрированы за Обществом, Общество обладает исключительным правом на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером 47:07:0505001:66.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок не может быть предоставлен в собственность заявителю в силу п. 1.1 ст. 39.20 ЗК РФ также является несостоятельным.
Пункт 1.1. статьи 39.20 Земельного кодекса РФ введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов".
Согласно ст. 12 Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ данный Федеральный закон вступил в силу с 1 сентября 2018 года. Следовательно, пункт 1.1. статьи 39.20 Земельного кодекса РФ также вступил в силу с 1 сентября 2018 года. С заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка Общество обратилось 12 февраля 2018 года.
Согласно пп. 1 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган обязан был рассмотреть заявление, осуществить подготовку проектов договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направить проекты указанных договоров для подписания заявителю в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка, т.е. в срок до 14 марта 2018 года. Таким образом, обязательство Администрации осуществить подписание договора купли-продажи спорного земельного участка возникло до вступления в силу пункта 1.1. статьи 39.20 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством.
Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Поскольку отношения между Обществом и Администрацией по приобретению в собственность спорного земельного участка, в том числе обязательство Администрации подписать договор купли-продажи, возникли до введения в действие п. 1.1. ст. 39.20 ЗК РФ, положения данной нормы для рассмотрения настоящего спора неприменимы.
В связи с изложенным апелляционный суд считает отказ в предоставлении земельного участка, изложенный в выписке из протокола заседания земельной комиссии МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 07.03.2018 N 09/18, незаконным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2018 по делу N А56-50217/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Желтянников |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.