г. Москва |
|
26 апреля 2019 г. |
Дело N А40-303412/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей: |
Т.Б. Красновой, В.А. Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.03.2019 по делу N А40-303412/18, принятое судьей И.А. Блинниковой
по заявлению 182 отдела ГАСН
к ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации"
о привлечении к административной ответственности по ч.6 ст. 19.5 КоАП РФ,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
182 отдел государственного архитектурно-строительного надзора г. Североморск Мурманской области (далее - заявитель, административный орган, 182 отдела ГАСН) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФКП "Управление заказчика капитального строительства МО РФ", Предприятие) к административной по части 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Решением от 04.03.2019 суд удовлетворил заявленные требования, привлек ФКП "Управление заказчика капитального строительства МО РФ" к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП с наложением штрафа в размере 50 000 руб.
Судом сделан вывод о том, что административным органом доказаны обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Предприятия к административной ответственности, вина Предприятия подтверждается материалами дела, порядок привлечения к ответственности не нарушен.
ФКП "Управление заказчика капитального строительства МО РФ" не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению предприятия, истек срок давности привлечения к административной ответственности; должностные лица 182 отдела ГАСН МО РФ не могут представлять интересы Министерства обороны РФ в арбитражном суде.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с приказом начальника 182 отдела ГАСН N 208 от 15.08.2018 года в целях осуществления государственного строительного надзора за объектом капитального строительства Строительство зон хранения N 2, филиала 571 ТБВ, г. Гаджиево, Мурманской области" (шифр 2/46-ХР-2-1), расположенного по адресу: Мурманская область, МО ЗАТО Александровск (далее - Объект), и на основании программы проверок N1 от 17.07.2018 года с 20 по 24 августа 2018 года проведена проверка в отношении ФКП "УЗКС МО РФ", которое является заказчиком на Объекте в соответствии с заключенным государственным контрактом.
По результатам проверки от 24 августа 2018 года, проведенной в присутствии начальника отдела строительного контроля и взаимодействия с заказчиком ОП Североморск ФГУП "ГВСУ N 14" Гагаринского А.В. составлен акт N 149/1 от 24 августа 2018 года, в котором зафиксированы выявленные нарушения положений пункта 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, требований проектной документации, порядка ведения и предоставления исполнительной документации, СП 710.13330.2012, СП 48.13330.2011, а также "Положения о проведении строительного контроля", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 468 от 21 июня 2010 года.
В связи с чем, административным органом, 24 августа 2018 года ФКП "УЗКС МО РФ" вынесено предписание N 149/1 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, в котором определены сроки устранения недостатков - до 24 сентября 2018 года.
Акт проверки и предписание были направлены в адрес юридического лица 27 августа 2018 года (Письмо исх. N 197/182/1197) и получены адресатом 05 сентября 2018 года в соответствии с уведомлением о получении почтового отправления.
Извещение об устранении нарушений в установленный в предписании срок ФКП "УЗКС МО РФ" в адрес 182 отдела ГАСН не направило, о продлении сроков устранения замечаний не ходатайствовало, обратного в материалы дела не представлено.
В соответствии с приказом начальника 182 отдела ГАСН N 250 от 10 октября 2018 года по истечению срока устранения выявленных недостатков с 29 октября 2018 года по 02 ноября 2018 года была проведена проверка исполнения требований предписания и устранения выявленных нарушений, о чем юридическое лицо было извещено надлежащим образом, копия приказа направлена 10 октября 2018 года (Письмо исх. N197/182/1454).
В ходе проведения проверки по исполнению требований предписания N 149/1 от 24 августа 2018 года, административным органом выявлено неисполнение в установленный срок замечаний, указанных в пунктах N N 3,7 предписания:
- в пункте 3 предписания (на объекте не выполняется авторский надзор за строительством (нарушение требований проекта 2/46-ХР-2-1 ПОС.ПЗ альбома ПОС.ПЗ, том 6, п. 1)) предписывалось осуществить авторский контроль и представить акты об устранении нарушений, предоставить в 182 отдел ГАСН договор на осуществление авторского надзора.
- пункт 7 предписания - в общих журналах работ по объекту N 125/18, N 126/18 отсутствуют сведения, подтверждающие выполнение строительного контроля, осуществляемого уполномоченными представителями заказчика ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", акты строительного контроля и акты об устранении ранее выявленных нарушений не представлены (нарушение требований проекта раздела 12 альбома 2/46-ХР-1-ПОС.ПЗ, пункта 7.3 СП 48.13330.2011, пункта 3.23 СП 70.13330.2012, пункта 12 положения о проведении строительного контроля, утвержденного постановлением Правительства РФ N 468 от 21 июня 2010 года).
По факту выявленного нарушения (невыполнение в установленный срок замечаний предписания N 149/1 от 24 августа 2018 года), 28 ноября 2018 года главным инспектором 182 отдела ГАСН Барановым С.Ю. в отношении ФКП "УЗКС МО РФ" составлен протокол об административном правонарушении от 28.11.2018 N 182/2018/57 по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Материалы административного производства в отношении ФКП "УЗКС МО РФ" на основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ направлены в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции, привлекая ФКП "УЗКС МО РФ" к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие правонарушения и, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
В соответствии с ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, объективную сторону вмененного административного правонарушения, предусмотренное ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, составляет невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, в том числе, 182 отдела ГАСН.
В силу ч. 1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 4 статьи 53 ГрК РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно- технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.
До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций.
По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Так как Предписание органа, осуществляющего государственный строительный надзор, не было исполнено Предприятием, в его действиях имеется событие правонарушения, ответственность за которое установлена ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
Также судом первой инстанции установлено, что выданные предписания соответствуют требованиям ч. 6 ст. 54 ГрК РФ.
В предписаниях указаны виды нарушений, ссылки на нормативно-правовые акты, технические регламенты, проектную документацию, требования которых нарушены, а также установлен срок устранения выявленных нарушений.
Законность требований предписаний подтверждается приведенными в них ссылками на нормативно-правовые акты, которые на момент проверки и на момент контроля предписания являлись действующими.
В пункте 1 части 2 статьи 54 ГрК РФ разъяснено, что предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации.
ФКП "УЗКС МО РФ" является заказчиком строительства Объекта и в силу положений Градостроительного кодекса РФ, Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объекта капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ N 468 от 21 июня 2010 года, обязано осуществлять строительный контроль с целью проверки выполнения работ на соответствие проектной документации и требованиям технических регламентов.
Поскольку Предприятием не исполнено предписание, выданное по результатам проверки, ФКП "УЗКС МО РФ" является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения.
Материалами дела подтверждается факт неисполнения ранее выданного предписания, которое в установленном законом порядке не оспорено, не признано незаконным и частично исполнено Предприятием, фактически выполняющим функции заказчика (за исключением решения вопросов финансирования), что свидетельствует о наличии у ФКП "УЗКС МО РФ" обязанности по контролю за соблюдением при выполнении работ на Объекте требований законодательства в области строительства
В настоящем случае, указанное лицо имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Предприятия административным органом доказана, Предприятием не опровергнута.
Доказательств, подтверждающих факт принятия ответчиком исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения выявленных административных правонарушений, в материалы дела не представлено (ст. 2.1 КоАП РФ).
Доводы предприятия об отсутствии вины в совершении правонарушения также отклоняются судом как противоречащие материалам дела.
Наличие в действиях ответчика состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ подтверждается материалами дела.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ не пропущен.
Предписание по своему содержанию является указанием на обязательное исполнение норм законодательства о градостроительной деятельности.
В данном случае, ответственность за совершенное правонарушение по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ наступает при несоблюдении обязанности, установленной градостроительным законодательством, в связи с чем, к такому правонарушению подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Указанная позиция нашла свое отражение в Постановлении ВС РФ от 31.08.2016 N 305-АД 16-9927.
По мнению апелляционного суда, характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, свидетельствует о том, что избранная мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения, не влечет необоснованное ограничение прав юридического лица и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Доводы ФКП "УЗКС МО РФ" о том, что должностные лица 182 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации не имеют права представлять интересы Министерства обороны РФ, следовательно, не имеют права подписывать процессуальные документы, подавать заявления в суд, правомерно отклонены судом.
Требования к заявлению о привлечении к административной ответственности установлены статьей 204 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В силу указанной нормы подтверждение полномочий лица, подписавшего заявление о привлечении к административной ответственности, не требуется.
Важное значение имеет представление в суд вместе с заявлением подлинного протокола об административном правонарушении, составленного уполномоченным лицом.
Протокол составлен полномочными должностными лицами 182 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" и в силу ст.23.56, п.70, ч.2 ст.28.3 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы, связанные с иной оценкой доказательств и толкованием норм права, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ч.41 ст.206, ст.ст. 266, 268, 269, 271, ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.03.2019 по делу N А40-303412/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.