Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 сентября 2019 г. N Ф05-12673/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
26 апреля 2019 г. |
Дело N А40-228193/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Бондарева А.В., Александровой Г.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зиньковской Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2019
по делу N А40-228193/18 (23-1839), принятое судьей Гамулиным А.А.
по иску Департамента городского имущества города Москвы
(ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
к ООО "Физтех" (ИНН 7709022800, ОГРН 1027700521640)
о взыскании задолженности, пени, расторжении договора аренды и выселении,
по встречному иску ООО "ФИЗТЕХ"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании права ООО "ФИЗТЕХ" на применение льготной ставки по договору от 01.10.2001 г. N 01-01072/01, об обязании Департамента городского имущества города Москвы произвести перерасчет арендной платы по договору аренды N 01-01072/01 от 01.10.2001 г.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Шахназарян Е.К. по доверенности от 30.11.2018;
от ответчика: Надейкина А.С. по доверенности от 11.03.2019;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суда г. Москвы с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ФИЗТЕХ" (далее - ответчик, Общество) с требованиями, уточненными в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании задолженности по договору аренды нежилого помещения от 01.10.2001 N 01-01072/01 в размере 1.278.063 руб. 95 коп., пени в размере 116.498 руб. 02 коп., о расторжении договора аренды 01.10.2001 N 01-01072/01, о выселении из нежилого помещения площадью 127,70 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, Пестовский пер., д. 7 (подвал, помещение N II, комн. 1-4, 4а, 5, 6, 6а, 7, 8), об обязании передать указанное помещение истцу в освобожденном виде.
Общество обратилось в поярке ст. 132 АПК РФ со встречным иском, в котором просило признать за ним право на применение льготной ставки по договору от аренды 01.10.2001 N 01-01072/01 в размере 3.500 руб. в год за период с 10.12.2015 по 31.12.2016; и в размере 4.500 руб. в год за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, а также об обязании Департамента произвести перерасчет арендной платы по договору аренды от 01.10.2001 N 01-01072/01.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2019 по делу N А40-228193/18 первоначальный иск удовлетворен частично. С Общества в пользу Департамента взыскано 65.069 руб. 74 коп. задолженности. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Встреченный иск удовлетворен частично. За Обществом признано право на применении льготной ставки по договору от 01.10.2001 N 01-01072/01 в размере 3.500 руб. в год в период с 10.12.2015 по 31.12.2016; в размере 4 500 руб. в год в период с 01.01.2017 по 31.12.2017. В удовлетворении остальной части встречного иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить первоначально заявленные исковые требования в полном объеме, а в удовлетворении встречного иска - отказать.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, заявленные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить по изложенным в ней доводам.
Представитель ответчика возражал против заявленных в апелляционной жалобе доводов, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке ч.5 ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения проверяется судом только в обжалуемой части.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество внесено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, что подтверждается выпиской из реестра от 19.11.2018.
01.10.2001 между Департаментом государственного и муниципального имущества г. Москвы, являющемся правопредшественником Департамента (арендодателем), и Обществом (арендатором) заключен договор аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы N 01-01072/01 (далее - Договор), по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду нежилые помещения общей площадью 127,7 кв.м., расположенное по адресу г. Москва, Пестовский пер., д. 7 (подвал, помещение N II, комн. 1-4, 4а, 5, 6, 6а, 7, 8)
Согласно п. 2.1 Договора срок его действия установлен с 01.09.2001 по 31.08.2006.
10.12.2015 сторонами заключено дополнительное соглашение (далее - Дополнительное соглашение), которым срок действия Договора продлен до 30.06.2020, а также внесены изменения в ряд пунктов Договора.
По условиям п. 4.4.2 Договора в редакции Дополнительного соглашения, арендатор обязан вносить арендную плату за объект аренды в порядке и сроки, установленные договором.
При получении уведомления об изменении арендной платы, арендатор обязан производить оплату за арендованный объект в размере и в сроки, указанные в уведомлении.
Согласно п. 5.1 Договора, в редакции Дополнительного соглашения от 10.12.2015, арендная плата вносится ежемесячно с оплатой не позднее пятого числа текущего месяца в размере, установленном в договоре аренды.
В соответствии с п. 2 Дополнительного соглашения с 10.12.2015 ставка арендной платы за 1 кв.м. в год равна 7.918 руб. без учета НДС по результатам рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда на условиях договора аренды.
Также в соответствии с Дополнительным соглашением пункт 5.2 Договора изложен в новой редакции, по условиям которого арендодатель сообщает арендатору, что в случае изменения условий, размера, порядка оплаты аренды стороны пришли к соглашению, что ставка арендной платы считается измененной арендодателем в одностороннем порядке.
В этом случае арендодатель направляет уведомление о том, что такое изменение произошло.
Данное действие является обязательным для сторон и считается согласованным с даты, указанной в нормативном акте.
25.12.2016 Департамент направил Обществу уведомление N 33-6-105983/16-(0)-1, в соответствии ставка арендной платы на 2017 год установлена для арендатора в размере 4.500 руб. за 1 кв.м. в год.
26.10.2017 Общество обратилось в Межведомственную комиссию по вопросу предоставления имущественной поддержки в виде льготной ставки арендной платы на 2015, 2016 и 2017 год.
30.11.2017 Департамент направил Обществу письмо, в котором сообщил, об отсутствии оснований для предоставления льготной ставки арендной платы, в связи с наличием на стороне арендатора задолженности по арендной плате.
27.07.2017 Департамент направил Обществу уведомление N 33-6-210711/17-(0)-0, в соответствии с которым ставка арендной платы на 2017 год изменена арендодателем и составляет 9.580 руб. 78 коп. за 1 кв.м. в год.
По мнению арендодателя, арендатор в период с 01.01.2016 по 31.12.2017 не вносил арендные платежи в объеме, установленном в соответствии с п. 2 Дополнительного соглашения от 10.12.2015 и уведомления от 27.07.2017 N 33-6-210711/17-(0)-0, в связи с чем на стороне последнего образовалась задолженность в размере 1.278.063 руб. 95 коп.
Арендодатель направил арендатору досудебную претензию с требованием оплатить возникшую задолженность
В связи с тем, что данные требования арендатором в добровольном порядке исполнены не были, Департамент посчитал, что допущенные Обществом нарушения условий Договора носят существенный характер и являются основанием для его расторжения, в связи с чем обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим иском.
Во встречном иске Общество указало, что в соответствии с положениями постановлений Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы N 809-ПП) и N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы N 800-ПП) у арендатора, как субъекту малого предпринимательства, имеется право на получение льготной ставки арендной платы в размере: в 2015 году за 1 кв.м. арендованного имущества в год - 3.500 руб., в 2016-2107 годах - 4.500 руб.
Суд первой инстанции, приняв во внимание, что арендатор является субъектом малого предпринимательства, имеющего право на уплату арендных платежей в размере льготной ставки, пришел к выводу, что взыскание Департаментом арендной платы в объемах, превышающих указанные в постановлении Правительства Москвы от N 800-ПП, является неправомерным и своими действиями Департамент лишил Общества возможности установления льготной ставки при наличии оснований для ее установления.
В связи с этим суд почитал, что требования встречного иска в части признания за Обществом права на применение льготной ставки по Договору в размере 3.500 руб. в год за период с 10.12.2015 по 31.12.2016 и в размере 4.500 руб. в год за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 является правомерными.
Также суд первой инстанции пришел к выводу, что задолженность ответчика перед истцом составила 65.069 руб. 74 коп., в связи с чем указал, что данное нарушение по смыслу положений ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не носит существенного характера и отказал Департаменту в удовлетворении остальной части исковых требований.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, и в связи с чем не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Порядок определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, регламентирован постановлениями Правительства Москвы N 809-ПП и N 800-ПП.
В соответствии с п. п. 1, 1.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП с 1 января 2014 года имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3.500 руб. за кв.м. в год предоставляется субъектам малого предпринимательства.
Согласно пункту 5 постановления Правительства Москвы N 800- ПП "пункты 1,2 настоящего постановления действуют до 1 июля 2016 года, с 01.01.2017 ставка арендной платы установлена в размере 4 500 руб. за 1 кв. м в год.
В п. 2.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП ставка арендной платы, указанная в пункте 1 настоящего постановления, устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в порядке, установленном Правительством Москвы, до 1 января текущего года решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
В п. 2.1 Положения о Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (утверждено постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП (далее - Положение о Комиссии) также предусмотрено, что решение о наличии или отсутствии оснований для предоставления имущественной поддержки принимает Межведомственная комиссия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства.
26.10.2017 Общество обратилось в Межведомственную комиссию по вопросу предоставления имущественной поддержки в виде льготной ставки арендной платы на 2015, 2016 и 2017 год.
В силу п. 5.1 Положения о Комиссии в целях принятия Комиссией решения о предоставлении субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв. м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы, субъекты малого предпринимательства в срок до 1 декабря текущего года направляют в Департамент городского имущества города Москвы или Комиссию обращение с приложением установленного перечня документов.
В пункте 5.1.2.1 Положения о Комиссии установлена обязанность лица, обращающегося за имущественной поддержкой в Комиссию, представить документы, подтверждающие использование субъектом малого предпринимательства указанного нежилого помещения для осуществления одного из видов деятельности, указанных в пунктах 1.2 и 1.3 Постановления Правительства Москвы N 800-ПП.
Согласно п. 4.11 постановления Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП, решения Комиссии оформляются в виде протокола заседания Комиссии.
Протокол заседания Комиссии по обращению арендатора в материалы дела не представлен.
Учитывая, что арендатор получал от арендодателя уведомление об установлении льготной ставки на 2017 год (уведомление от 25.12.2016 N 33-6-105983/16-(0)-1), ответчик был вправе руководствоваться льготной ставкой.
Кроме того, согласно п. 1(1) постановления Правительства Москвы N 800-ПП если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 1 января 2017 г. в виде установления ставки арендной платы в размере 4.500 рублей за кв. м в год и в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 настоящего постановления.
Таким образом, заключение о предоставлении субъекту имущественной поддержки направляет орган исполнительной власти и отдельного обращения в Межведомственную для получения ответа на ранее поданное заявление не требуется.
При этом в соответствии с п. 5.2. Дополнительного соглашения к Договору в случае изменения условий, размера, порядка оплаты аренды стороны пришли к соглашению, что ставка арендной платы считается измененной Арендодателем в одностороннем порядке.
В этом случае арендодатель направляет арендатору уведомление о том, что такое изменение произошло.
Согласно пункту 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Заключение дополнительного соглашения о продлении Договора аренды не является обстоятельством, свидетельствующим об утрате права на имущественную поддержку субъекту малого предпринимательства, так как изменений в статусе Общества не произошло
В соответствии с Определением Верховного Суда РФ от 20.02.2017 N 5-АПГ16-122 льготная ставка установлена всем субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне г. Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
Пониженные ставки арендной платы, представляют собой льготный режим определенной категории участников гражданского оборота, что само по себе не может рассматриваться в качестве преференций отдельным хозяйствующим субъектам".
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) проведение оценки объектов оценки является, в том числе, обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих субъектам Российской Федерации определений стоимости объектов оценки, принадлежащих субъектам Российской Федерации, в целях их передачи в аренду.
Статья 5 Закона N 135-ФЗ относит право аренды к объектам оценки.
При этом согласно ч. 4 ст. 8 Закона N 135-ФЗ если размер арендной платы установлен в соответствии с другим федеральным законом в связи с передачей в аренду, рыночная стоимость данного имущества в соответствии с Законом не устанавливается.
Частью 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, установлено, что органы государственной власти оказывают имущественную поддержку субъектам малого предпринимательства, в частности, в виде передачи во владение и (или) в пользование нежилых помещений, находящихся в государственной собственности, на льготных условиях.
Нормы законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства имеют более специальный характер по отношению к нормам антимонопольного законодательства, распространяющимся на всех хозяйствующих субъектов.
Согласно п. 1 информационного Письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", если законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика (обязательное проведение оценки) без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки, то судам следует иметь в виду, что оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной.
Таким образом, в не зависимости от факта заключения сторонами Дополнительного соглашения к Договору и направления отдельных уведомлений Департаментом об увеличении размера арендной платы в объеме свыше установленного постановления Правительства Москвы N 800-ПП, Общество не утратило прав на применение льготной ставки арендной платы в размере 3.500 рублей за 1 кв.м./год в 2015, 2016, а в 2017, 2018 году в размере 4.500 руб.
В соответствии с п.2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной;
Наличие задолженности по арендной плате, на которою указывает заявитель жалобы, как на основание отказа в удовлетворении заявления Общества о предоставлении права на получение льготной ставки в спорный период, возникло именно в связи с нарушениями допущенными самим Департаментом.
В связи с данными обстоятельством верен вывод суд первой инстанции о том, что наличие на стороне ответчика задолженности по арендной плате в объеме, не превышающем двух арендных платежей, не является существенным нарушением условий Договора.
Таким образом, оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы в обжалуемой части.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2019 по делу N А40-228193/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
А.В. Бондарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.