г. Киров |
|
29 апреля 2019 г. |
Дело N А29-16402/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
без участия в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений, ИНН 1101481535, ОГРН 1021100533607
на определение Арбитражного суда Республики Коми от 01.02.2019 по делу N А29-16402/2017 об отказе в изменении способа и порядка исполнения судебного акта, принятое судом в составе судьи Бебякиной Е.А.
по иску акционерного общества "Коми энергосбытовая компания" (ИНН 1101301856 ОГРН 1061101039779)
к Республике Коми в лице Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений (ИНН 1101481535 ОГРН 1021100533607),
третьи лица: государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Сыктывдинская центральная районная больница", государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Усть-Вымская центральная районная больница", государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Княжпогостская центральная районная больница", администрация муниципального образования сельского поселения "Кажым", Министерство финансов Республики Коми,
о взыскании задолженности,
установил:
акционерное общество "Коми энергосбытовая компания" (далее - Компания, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений (далее - Министерство, ответчик, заявитель) о взыскании 216 707 руб. 53 коп. задолженности за электрическую энергию, потребленную в период июнь-сентябрь 2016 года, январь, февраль 2017 года.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.04.2018 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.08.2018 решение отменено в части отказа Компании от исковых требований о взыскании долга в размере 38 457 руб. 81 коп. В остальной части решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.04.2018 по делу N А29-16402/2017 оставлено без изменения.
13.09.2018 взыскателю выдан исполнительный лист серии ФС N 026385758.
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.11.2018 судебные акты по настоящему делу оставлены без изменения.
29.12.2018 Министерство обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением об изменении способа исполнения решения от 27.04.2018 по делу N А29-16402/2017 путем указания в нем на взыскание за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, выделяемых Министерству на реализацию соответствующих полномочий, а именно указать, что денежные средства взыскиваются за счет средств Министерства.
Определением суда к участию в рассмотрении заявления привлечен финансовый орган - Министерство финансов Республики Коми (далее - Минфин РК).
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 01.02.2019 в удовлетворении заявления об изменении способа исполнения решения от 27.04.2018 по делу N А29-16402/2017 Министерству отказано.
Не согласившись с принятым определением, Министерство обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, разрешить вопрос по существу, изменив порядок исполнения решения от 27.04.2018 по делу N А29-16402/2017, указав, что денежные средства взыскиваются за счет средств Министерства.
В апелляционной жалобе заявитель считает, что, поскольку взысканная задолженность фактически представляет собой задолженность за полученные и неоплаченные коммунальные ресурсы, надлежащим порядком исполнения решения будет являться порядок, установленный статьей 242.4 БК РФ (через УФК по РК), а не взыскание денежных средств за счет государственной казны Республики Коми. Кроме того, иск был заявлен непосредственно к Министерству, а не к Республике Коми как к публично-правовому образованию.
Истец в возражениях отклонил доводы заявителя, просит оставить обжалуемое определение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 14.03.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 16.03.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили. Стороны заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность определения Арбитражного суда Республики Коми проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В силу статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Изменение способа исполнения судебного акта не должно изменять содержание судебного акта.
Изменение способа и порядка исполнения решения означает, что один вид исполнения заменяется другим, например, взыскание имущества заменяется взысканием его стоимости.
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
По смыслу указанной нормы субъектом материально-правовых отношений, основанных на праве собственности, является публично-правовое образование (Российская Федерация или субъект Российской Федерации), от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы государственной власти.
В силу пункта 1 Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 08.12.2015 N 496, Министерство является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по реализации государственной политики в сфере имущественных отношений, земельных отношений, управлению и распоряжению государственной собственностью Республики Коми, в том числе государственным жилищным фондом Республики Коми, нормативно-правовому регулированию, предоставлению государственных услуг в указанной сфере.
На основании пункта 3 Положения Министерство осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Коми, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Полномочия собственника в сфере управления государственным имуществом Республики Коми возложены на Министерство.
Поскольку Министерство, осуществляя полномочия собственника имущества, действует от имени и в интересах Республики Коми, суд первой инстанции при вынесении решения правильно указал, что взыскание следует производить за счет казны Республики Коми.
Указание в решении суда на взыскание денежных средств с Республики Коми в лице Министерства за счет казны Республики Коми не является препятствием для его исполнения финансовым органом и не изменяет порядок исполнения судебных актов, предусмотренный статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку средства республиканского бюджета являются частью казны Республики Коми и при поступлении исполнительного листа финансовый орган не лишен возможности передать его на исполнение по принадлежности.
Поскольку заявителем не представлено доказательств наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, в удовлетворении заявления Министерства об изменении порядка исполнения решения суда правомерно отказано.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Коми от 01.02.2019 по делу N А29-16402/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.